Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Танец. Балет. Нац. и религ. предрассудки у туркмен, запрещавшие танец, стали причиной полного отсутствия нар






Нац. и религ. предрассудки у туркмен, запрещавшие танец, стали причиной полного отсутствия нар. традиций в этой области иск-ва. Только после Окт. революции 1917 на основе изучения быта и характера народа, его прикладного иск-ва были созданы первые нар. туркм. танцы - " Хымль" (девичья игра ), " Ай-терек", " Гун-терек", " Кушт-денти" (курдский танец ). В 1939 на балетном отделении оперной студии (осн. в 1937 в Ашхабаде ) балетм. Л. В. Якобсон пост. детский танец " Ак-эшекли" и " Танец джигитов". Балетм. Н. С. Холфин и И. В. Бойко продолжили решение задачи разработки движений и определения характера туркм. танца. Холфин создал танцы " Гыз-лар ерши" (девичий танец ), " Танец джигитов", " Танец стариков", " Пиала". Они отличались единством стиля и характера. Мужской танец воплотил порывистость, смелость, ловкость; девичий - мягкость, застенчивость, плавность. В 1941 организовался Ансамбль нар. танца Туркм. ССР, в репертуар к-рого вошли новые сценич. танцы, созданные нац. балетмейстерами.

Формирование проф. балета началось с обучения на балетном отделении ашхабадской оперной студии юношей и девушек, пришедших сюда из самодеятельности. В этой студии занятия вели педагоги Д. И. Бененсон и Л. В. Ошурко. Им пришлось преодолевать мн. трудности, в т. ч. в привлечении к занятиям девушек-туркменок, в замене нац. одежды, мешавшей отработке движений, одеждой учебной. В сер. 30-х гг. группа туркм. детей была послана учиться в Ле-нингр. хореографич. училище. К кон. 1941 в Ашхабадском театре оперы и балета сформировалась балетная труппа, основу к-рой составили выпускники Ле-нингр. хореографич. уч-ща, в т. ч. К. Джапаров, Р. Аннакурбанов, X. Ис-маилов, Н. Мурадов, М. Ахундов, О. Ниязов, Б. Машедова, Т. Сатлыклы-чева, Р. Самгина и др. Мн. из них позднее стали ведущими мастерами туркм. балета, а Джапаров - первым туркм. балетмейстером. К созданию репертуара привлекались туркм., рус. и укр. писатели и композиторы. В 1941 был показан " Вечер балета", включавший классич. и нар. танцы. Развитие форм нар. туркм. танца, подкреплённое школой классич. балета, позволило в 1942 балетм. Хол-фину осуществить пост. первого нац. балета " Алдар-Косе" (" Весёлый обманщик" ) К. А. Корчмарёва.

Невысокий проф. уровень танц. техники артистов ещё ограничивал использование многообразных форм классич. танца, мн. сцены исполнялись на полупальцах. В балет были введены нар. танцы, чему способствовал сюжет спектакля, содержащий рассказ о проделках весёлого нар. героя, защитника бедняков. Пост. " Алдар-Косе" стала важным этапом в становлении туркм. проф. хореографии (балет продолжает оставаться в репертуаре театра ). В 1943 Холфин поставил спектакль " Девушка моря" Корчмарёва о событиях Великой Отечеств. войны. В 1945 Джапаров осуществил постановку балета-сказки " Акпамык" А. Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова. В последующие годы в репертуар театра вошли сов. и классич. балеты. Работа над спектаклем " Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1946 ), преодоление технич. трудностей и психологич. разработка сценич. образов обогатили балетную труппу. Балет " Лауренсия" А. А. Крейна, показанный в 1948, продемонстрировал возросшие возможности балетной труппы, и уже в 1952 в репертуар был включён такой сложный спектакль, как " Лебединое озеро" П. И. Чайковского. Освоение рус. классики помогло дальнейшей профессионализации артистов балета. В 1950-60 поставлены " Жи-зель" А. Адана (1956 ), " Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1958 ), " Дон Кихот" Л. Минкуса (1959 ), " Раймонда" А. К. Глазунова (1960 ). В 1960 был создан нац. балет " Чудесный лекарь" Н. Мухатова и М. Б. Равича. Танцевальность мелодий и точные муз. характеристики персонажей дали возможность балетмейстеру Джапарову создать интересные танц. образы, сочетая элементы классич. балета и нар. танцев.

Новые произв. туркм. композиторов расширили нац. репертуар балетной труппы; среди постановок: " Студенты" X. Алландурова и И. Якушенко (1965 ), " Гибель Суховея" Ч. Нурымова (1967 ), " Сердце, найденное в песках" А. Кулиева (1975 ). В нач. 60-х гг. балетная труппа пополнилась молодыми танцовщиками, окончившими Моск., Ленингр. и Ташкентское хореографич. уч-ща (М. Гельдыева, И. Кожемякина, Н. Пехациева, Ю. Пурсиянов, Э. Сарвазян, Г. Хуммаева, М. Щукина и др. ). Формированию и становлению туркм. балетного иск-ва в значит. мере способствовала творческая деятельность балетм. Л. Н. Воскресенской, Н. С. Хол-фина, Л. Н. Флегматова, М. Д. Цейтлина. Среди деятелей балета (1975 ): засл. арт. Туркм. ССР К. Исмаилов, Л. И. Кондюкова, Б. Мамедова, X. Мурадов, Г. Мусаева, А. Пурсиянов, артисты Г. Кораблёва, О. Ниязов, Н. П. Радки-на, А. Сонин и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал