Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Печать, радиовещание, телевидение.
В 1976 в Ш. издавалось 276 газ. общим тиражом ок. 3 млн. экз. Крупнейшие газ. (тираж на 1976): н а н е м. я з.-" Блик" (" Buck") с 1959 в Цюрихе, тираж 267, 5 тыс. экз.; " Тагес анцайгер" (" Tages Anzeiger") с 1893 в Цюрихе, тираж 240 тыс. экз.; " Нойе цюрхер цайтунг" (" Neue Zurcher Zeitung")c 1870 в Цюрихе, тираж 101 тыс. экз.; " Националь цайтунг" (" National Zeitung") с 1842 в Базеле, тираж 88, 2 тыс. экз. (утренняя и вечерняя), орган Радикально-демократич. партии Ш.; " Бернер тагблат" (" Вегпег Tagblatt") с 1888 в Берне, тираж 59, 6 тыс. экз.; " Фатерланд" (" Vaterland") с 1833 в Люцерне, тираж 54 тыс.экз., орган Демократич.-христ. партии Ш.; " Вельтвохе" (" Die Weltwoche") с 1933 в Цюрихе, еженедельник, тираж 127 тыс. экз.; на франц. я з.-" Журналь де Женев" (" Journal de Geneve") с 1826 в Женеве, тираж св. 17 тыс. экз.; " Сюис" (" La Suisse") с 1898 в Женеве, тираж 80 тыс. экз.; " Трибюн де Женев" (" La Tribune de Geneve") с 1879 в Женеве, тираж 71 тыс. экз. (вечерняя); " Трибюн-матен" (" La Tribune-Ie Matin") с 1862 в Лозанне, тираж 54, 8 тыс. экз.; н а и т а л. я з.-" Коррьере дель Тичино" (" Corriere del Ticino") с 1890 в Лугано, тираж св. 23 тыс. экз.; " Джорнале дель пополо" (" Giornale del Popolo") с 1926 в Лугано, тираж 18 тыс. экз. О р г аны Швейц. партии труда: " Вуа увриер" (" Voix Ouvriere")c 1944 в Женеве, ежедневная газ. на франц. яз., тираж 5 тыс. экз.; " Форвертс" (" Vorwarts") с 1920 в Базеле, еженедельная газ. на нем. яз., тираж 6 тыс. экз.; " Лавораторе" (" II Lavoratore") в Лугано, еженедельная газ. на итал. яз., тираж 1 тыс. экз. Швейц. телеграфное агентство -АТС (осн. в 1894, Берн) - акц. об-во. Швейц. об-во радиовещания и телевидения (Берн) - коммерч. орг-ция (в значит, мере контролируемая пр-вом). Радиовещание (с 1923) ведётся (в 1976) на 9 языках; регулярные телепередачи с 1958. И. H. Лобашева. XIII. Литература Лит-pa швейц. народа развивается на нем., франц., итал. и ретороманском языках. Каждый языковой регион (кроме ретороманского) связан с лит-рой родственной по языку соседней страны. Литература на немецком языке. С коя. 13 в., когда был заключён союз трёх лесных кантонов - Швица, Ури и Унтервальдена, начинает проявляться своеобразие швейц. лит-ры - в ист. хрониках, нар. песнях, прославляющих борьбу за независимость (легенды о Вильгельме Телле и Арнольде Винкельриде, 14 в.). Миннезингеры Б. Штайнмар (13 в.) и И. Хадлауб (ум. ок. 1340) сочетали традиц. мотивы " высокой любви" с реалистич. зарисовками. В 14-16 вв. получила распространение сатирико-дидактич. поэзия, излюбленным жанром к-рой стала басня. Своеобразной энциклопедией ср.-век. жизни явилась гротескно-комич. поэма Г. Виттенвейлера " Кольцо" (ок. 1410). К концу ср. веков окончательно оформился политич. разрыв Ш. с империей, но духовные связи с Германией остаются важнейшим фактором лит. жизни немецкоязычных кантонов. На первое место среди лит. жанров эпохи Реформации выдвигается религ. драма: H. Мануэль (1484-1530), П. Генгенбах (1480 -ок. 1525). Первым швейц.просветителем стал бернский патриций Б. Л. фон Муральт (1665- 1749); его " Письма об англичанах и французах" (на франц. яз., 1698, изд. 1725) оказали влияние на А. Галлера и Ж. Ж. Руссо. Значит, место в швейц. Просвещении занимают лит. критики И. Я. Бодмер (1698-1783) и И. Я. Брейтингер (1701-76), издававшие с 1721 один из первых просветит, еженедельников на нем. яз. " Беседы живописцев". Эволюция учёного и поэта А. Галлера (1708-77) протекала от просветит, оппозиции олигархия, режиму (" Швейцарские стихи", 1732) к апологии ортодокс, религиозности и изжившего себя обществ, строя (ист. романы " Узонг", 1771; " Фабий и Катон", 1774). Чертами консервативной умеренности и сентимент. благодушия отмечены " Идиллии" С. Геснера (1730- 1788). Интересы демократич. слоев выражал выдающийся педагог И. Г. Песталоцци (1746-1827; роман " Лингард и Гертруда", 1780-87). Свидетельством преломления просветит, идей в сознании крестьянства явилась книга У. Брекера (1735-98) " Жизнь и приключения бедняка в Токкенбурге", пронизанная ненавистью к феод, порядкам и капиталистич. эксплуатации. Романтизм, как и классицизм, не прижился в швейц. мелкобурж. среде. Произв. И. Г. Залиса-Зевиса (1762- 1834), M. Устери (1763-1827), Г. Цшокке (1771-1848), Я. Штуца (1801-77), хотя и не отличались глубиной и самобытностью, но исподволь готовили расцвет реализма в творчестве И. Готхельфа (1797-1854), Г. Келлера (1819-90), К. Ф. Мейера (1825-98)- писателей, благодаря к-рым швейц. лит-pa впервые вышла за нац. границы. В их произв. нашёл реалистич. воплощение нарастающий конфликт между верой писателей-гуманистов в безграничные возможности народа и неприятием тенденций капиталистич. развития (роман Келлера " Мартин Заландер", 1886; роман Готхельфа " Ули-арендатор", 1849). Настроениями пессимизма, неверия в бурж. путь развития проникнуты стихотворения Ф. Дранмора (Л. Ф. Шмида, 1823-88) и Г. Лёйтхольда (1827-79). К. Шпиттелер (1845-1924) в эпич. поэмах " Прометей и Эпиметей" (1880-81) и " Олимпийская весна" (1900-07) пытался создать модернизированный гуманистич. миф, в к-ром причудливо переплетались антич. мифология и новые космич. образы. В нач. 20 в. широкое распространение получают идиллич. произв. И. В. Видмана (1842-1911), альп. романтика Э. Цана (1867-1952), Я. Геера (1859-1925), Г. Федерера (1866-1928). Формой проявления " почвенничества" в лит-ре стал местный диалект (произв. M. Линерта, P. Тавеля); т. н. " духовная защита отечества", являясь реакцией на экспансионизм фаш. Германии в области культуры, способствовала активизации областнич. лит-ры. Линия неприятия швейц. действительности продолжается в творчестве P. Вальзера (1878-1956), А. Цоллингера (1895-1941), Я. Шафнера (1875-1944), вскрывших противоречия общества, его ист. бесперспективность: романы " Помощник" (1907) и " Якоб фон Гунтен" (1908) Вальзера, " Получеловек" (1929) и " Великое беспокойство" (1939) Цоллингера. С социалистич. движением был связан Я. Бюрер (1882-1975); в романах " Килиан" (1922), " Нельзя..." (1932), в драме " Галилео Галилей" (1933) он утверждает мысль о необходимости коренной перестройки несправедливой обществ, системы. Создавая в своих драмах и комедиях общепонятные, актуальные " модели мира", M. Фриш (р. 1911) и Ф. Дюрренматт (р. 1921) после 2-й мировой войны 1939- 1945 вывели швейц. лит-ру из тупика областничества и изоляционизма. Их лучшие произв. отмечены живым интересом к обществ.-политич. проблемам, социальным критицизмом, неустанными поисками " человека в человеке": романы Фриша " Штиллер" (1959), " Homo Faber" (1957), драмы Дюрренматта " Визит пожилой дамы" (1956), " Метеор" (1965). В 50-60-е гг. в швейц. лит-ре возрастает удельный вес социальной критики, политич. тематики, неприятия мелко-бурж. общества. В романах В. M. Диггельмана (р. 1927; " Допрос Гарри Винда", 1962), X. Лечера (р. 1929; " Плетельщица венков", 1964), О. Ф. Вальтера (р. 1928; " Немой", 1959; " Фотограф Турель", 1962), А. Мушга (р. 1934; " Противочары", 1967) и др. верность реалистич. традициям швейц. лит-ры сочетается с использованием совр. изобразит, средств. Писатели исследуют мотивы социального поведения в меняющемся мире; с помощью иронии, скепсиса, вводя элементы ирреального, фантастического, подрывают уверенность в устойчивости существующего: рассказы П. Бикселя (р. 1935), Ю. Федершпиля (р. 1931), У. Егги, Ф. Холера и др. Творчество В. Шмидли (р. 1939; роман " Места находок", 1974), В. Кауэра (р. 1935; роман " Кошмарный сон", 1974) свидетельствует о возрождении интереса к жизни и борьбе швейц. рабочего класса. Литература на французском языке (романдская лит-ра). Духовная и лит. жизнь франкоязычных кантонов (Женева, Невшатель, Во, Вале) берёт начало в эпохе Реформации. Виднейший писатель романдской лит-ры 16 в.- Ф. Бонивар (1493-1570; " Женевские хроники"). Связь с прогрессивным крылом гугенотского движения благотворно сказалась на творчестве T. Беза (1519- 1605; трагедия " Жертвоприношение Авраама", 1550). В 17 в. лит-pa преим. погружена в религ. разногласия, носит проповеднич. характер. В " Трагических поэмах" (ч. 1-7, 1616) выходца из Франции T. А. д'Обинье (1552-1630) нашла отражение эпоха кальвинизма. Из протестантского лагеря исходят первые импульсы " интеллектуального пробуждения", расшатавшие свод кальвинистских догматов и подготовившие почву для Просвещения. Активизируется бурж.-демократич. патриотич. движение; в деятельности т. н. гельветических обществ утверждается идея живой взаимосвязи герм, и романдских кантонов Ш. Однако гуманистич. традиции Ж. Ж. Руссо (1712-78) и Б. Констана (1767-1830), выросшие из связей с франц. культурой, не находили почвы для развития. В Ш. победу одержала морально-филос. лит-ра религ. характера. Из писателей 19 в. лишь P. Тёпфер (1799-1846) был собственно художником (" Женевские рассказы", 1841, и др. произв.). В 20 в. процесс освобождения от религ. морализаторства связан с творчеством П. Бюдри (1883-1948), Ш. А. Сенгриа (1883-1954), P. де Траза (1884-1951), А. Шписса (1876-1940) и др. Самым талантливым из них был романист, поэт и эссеист Ш. Ф. Рамю (1878-1947), влияние к-рого продолжает сказываться на творчестве совр. писателей - Ж. Альда, M. Дантана, Ж. Шессекса, M. Шаппа. В годы Сопротивления во Франции благодаря тесным контактам с франц. лит-рой творчество нек-рых романдских поэтов (Ж. Тролье, П. Л. Маттеи, Ж. Кютта) обрело обществ, звучание, обогатило швейц. лит-ру гражд. мотивами. С нач. 50-х гг. активный гуманизм снова уступил место традиц. абстрактно-гуманистич. интонациям (Г. Py, M. Раймон, позже - Ф. Жакоте, В. Годе ль). Эти тенденции ярко выразились в творчестве прозаика И. Велана (р. 1925; роман " Я", 1959), поэта А. Вуазара (р. 1930; сб. стихов " Свобода на рассвете", 1967), драматургов Л. Голиса (р. 1932; драма " Капитан Карагёз", 1967), Б. Льегма (р. 1927; пьеса " Солнце и смерть", 1966). Литература на итальянском языке. Развивалась в кантоне Тичино. С 1803, когда Тичино на правах самостоят, кантона вошёл в состав конфедерации, в лит-ре начинает звучать тема нац. своеобразия и швейц. патриотизма - произв. Дж. Цоппи (1869-1952), В. Аббондио (1891-1958), Дж. Мотта (1871-1940). На протяжении неск. поколений лит. вкусы Тичино определял Ф. Кьеза (1871-1973), автор сб. стихов " Каллиопа" (1907), со. " Ребячьи рассказы" (1920), романов " Мартовская погода" (1925) и др. Верность реалистич. традициям италоязычной лит-ры сохраняют П. Бьянкони (р. 1899), П. Сканциани (р. 1908), А. Дженни (р. 1911); влияние модернизма сказалось в творчестве Ф. Филиппини (р. 1917; роман " Вечерний паук", 1950), Дж. Боналуми (р. 1920; роман " Заложники", 1954). Поэзия представлена именами Ф. Менгини (р. 1909), Дж. Орелли (р. 1909), А. Несен, P. Фазани, Г. Машони и др. Литература на ретороманском языке. На ретороманском яз., насчитывающем неск. вариантов, говорит менее трети кантона Граубюнден. Первые лит. памятники относятся к 16 в.: " Песня о битве у замка Мюсс" (1527) Дж. Траверса. В 17-18 вв. появляются дидактич. соч. религ. и политич. характера. Гордостью ретороманской лит-ры является её фольклор; нар. песни, сказки, предания, пословицы и поговорки собирают и перерабатывают проф. писатели кантона. Призыв к сохранению самобытности ретороманского языка и лит-ры содержится в стихах Дж. К. Муота (1844-1906) и др. Из писателей и поэтов рубежа 19- 20 вв. выделяется П. Лансель (1863- 1943). С 1938 ретороманский - 4-й нац. язык Ш. Из совр. писателей известностью пользуются прозаики T. Хальтер (р. 1914) и К. Бирт (р. 1920), драматург T. Мурк (р. 1915), поэт А. Пеер (р. 1921), детская писательница С. Кёнц (р. 1911). Ретороманский постепенно вытесняется нем. яз. Союз швейц. писателей, осн. в 1912, объединяет представителей всех языковых зон. В 1969, протестуя против политич. инертности этой организации, из неё вышли 22 писателя, в т. ч. Фриш и Дюрренматт, образовавшие т. н. " Ольтенскую группу", к-рая существует наряду с реформированным писательским союзом (" Ассоциация швейц. писателей"). Лит.: Общие обзоры. Литература Швейцарии, M., 1969; Die zeitgenossischen Literaturen der Schweiz, Z.- Munch., 1974. Литература на немецком языке. F г i пg е J i D., Dichter im Abseits, Z.- Munch., 1974; его же, Von Spitteler zu Muschg, Basel, 1975. Литература на французском языке. Berchtold A., La Suisse romande au cap du XXe siecle, Lausanne. 1963. Литература на итальянском языке. CaIg а г i G., Ticino degli uomini, Locarno. [1966]. Литература на ретороманском языке. Miitzenberg G., Destin de Ia langue et de Ia litterature rheto-romanes, Lausanne, 1974. Литературоведение. Важную роль в лит. движении Ш. 18 в. сыграли И. Я. Брейтингер и И. Я. Бодмер, выступившие против нормативной поэтики классицизма (" Критическая поэтика..." Брейтингера, 1740, предисл. Бодмера). С сер. 19 в. проявляется интерес к проблемам отечеств, лит-ры (И. К. Мёрикофер, Я. Бехтольд и др.). Видным представителем духовно-ист. школы был Э. Эрматингер (1873-1953; " Литература и духовная жизнь немецкой Швейцарии", 1933). В 20 в. Ш. дала MH. филологов-компаративистов; Ф. Эрнст (1889-1958) выделил из романо-герм. филологии гельветистику, сущность к-рой он видел в посредничестве между нем., франц., итал. культурами. К нач. 40-х гг. сложилась т. н. цюрихская школа (иначе -" школа интерпретации"): Э. Штайгер (р. 1908; " Искусство интерпретации", 1955), В. Кайзер, M. Верли (р. 1909; " Общее литературоведение", 1951) и др. Представители этой школы детально анализируют художеств, текст вне социально-ист, контекста. Романтич. тоску по " старой" Европе противопоставляет распаду совр. бурж. культуры В. Мушг (1898-1965) в " Трагической истории литературы". В. Д. Седельник.
|