Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Англо - Франко - Израильская 8 страница
Лит.: Бокий Г. Б., Флинт Е. Е., Шубников А. В., Основы кристаллографии, М.- Л., 1940; Най Дж., Физические свойства кристаллов..., пер. с англ., 2 изд., М., 1967; Волокнистые композиционные материалы, пер. с англ., М., 1967; Дитчберн Р., Физическая оптика, пер. с англ., М., 1965. АНИЗОТРОПИЯ МАГНИТНАЯ, см. Магнитная анизотропия. АНИЗОТРОПНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, материалы, отличающиеся неодинаковыми (механич., оптич., магнитными и др.) свойствами по различным направлениям (см. Анизотропия). К А. м. относятся: кристаллы и монокристаллы, заготовки сплавов и сталей (прокат, штамповки и др.), волокнистые и плёночные материалы, армированные пластики, пьезокварц, графит и др. Большое значение приобретает новый класс А. м.- композиц. материалы, в к-рых сочетаются свойства различных материалов: наполнителя (сверхпрочные волокна металлов и их окислов, нитевидные кристаллы и др.) и связующего (полимеры и металлы). Применение А. м. с определённым образом ориентированной неоднородностью свойств позволяет сократить расход материалов и улучшить качество изделий; напр., в машиностроении возможно изготовлять детали и конструкции с повыш. прочностью. Трансформаторы с сердечниками из неоднородной по свойствам текстурованной стали, в к-рой магнитный поток совпадает с направлением наиболее лёгкого намагничивания, весят на 20-40% меньше, чем трансформаторы с сердечниками из обычной горячекатаной стали. Отливка лопаток газотурбинных двигателей с направленной структурой повышает их длит. прочность при высоких темп-pax на 50%, ударную вязкость в 2-3 раза, увеличивает срок службы в 3-5 раз в сравнении с лопатками, отлитыми обычными методами. АНИЗОФИЛЛИЯ (от греч. anisos - неравный и fyllon - лист), неодинаковый размер листьев у нек-рых растений на верхней и нижней сторонах плагиотропныхпобегов (расположенных горизонтально или под незначит. углом к горизонту). Обычно на верхней стороне листья мельче, чем на нижней. А. свойственна гл. обр. тропич. растениям (нек-рым мхам, плаунам, селагинеллам, голо- и покрытосеменным растениям). АНИЙСКОЕ ЦАРСТВО, армянское феод. гос-во (60-е гг. 9 в.- 1045) со столицей в г. Ани (с 961). Возникло в результате объединения Армении Багратидамии свержения власти Арабского халифата. А. ц. было наиболее крупным и влият. среди феод. гос-в ср.-век. Армении: объединило б. ч. Армении, в частности вост. области. Первым Баграти-дам (Ашот I, Смбат I, Ашот II Железный) подчинялись также нек-рые р-ны Ю. Армении. Ядром А. ц. являлась Ширакская обл. В А. ц. развивалось феод. землевладение, усиливался процесс закрепощения крестьян. Развитие ремесла и торговли способствовало расцвету городов. Усиление феод. эксплуатации вызвало мощное антифеод. нар. движение тондракийцев (кон. 9-1-я пол. 11 вв.). Экономич. подъём А. ц. сопровождался значит. развитием арм. культуры. Высокого уровня достигли в А. ц. историография, философия, математика, медицина, а также лит-ра и иск-во: архитектура, художеств. резьба по камню и дереву, живопись (миниатюра), прикладное иск-во. Багратидские цари стремились объединить Армению и усилить центр. власть, но экономич., социальные и политич. условия для этого ещё не созрели. Феод. раздробленность привела к образованию царств: Васпура-канского (908), Карсского (963), Сюний-ского (970) и Ташир-Дзорагетского (978), находящихся в вассальных отношениях с Багратидами. Острая классовая борьба, ухудшение внешнеполитич. положения А. ц., раздоры между феодалами и высшим духовенством облегчили экспансию Византии. В 1045 её войска овладели г. Ани и Ширакской обл. А. ц. пало. Б. Н. Лракелян. АНИКСТ Александр Абрамович (р. 16. 7.1910. Цюрих), русский сов. литературовед, театровед. Чл. КПСС с 1942. Доктор искусствоведения (1963). Печатаете с 1930. Работы А. посвящены истори англ. и амер. лит-ры, а также эстетике В области истории театра осн. внимани уделяет У. Шекспиру, о к-ром написа работы, освещающие гуманизм и глубин художеств. образов англ. драматург (" Творчество Шекспира", 1963, " Шекспир", 1964, " Театр эпохи Шекспира" 1965). А. также автор статей о совр. сов и зарубежном театре и кино. Соч.: История английской литературы М., 1956; Б. Шоу, М., 1956; Лев Толстой-ниспровергатель Шекспира, " Театр", 196С № 11; Теория драмы от Аристотеля д Лессинга, М., 1967; " Носороги" в Нью Йорке, " Новый мир", 1965, Mb 8; Такой человек нужен всякому времени, " Искусств кино", 1968, № 1. Т. М. Родина АНИКУШИН Михаил Константинови [р. 19.9(2.10).1917, Москва], советский скульптор, нар. художник СССР (1963 действит. чл. АХ СССР (1962), секретарь Правлений Союза художников РСФС (с 1960) и Союза художников СССР (1963), пред. Правления Ленинградского отделения Союза художников РСФС] (с 1962). Чл. КПСС с 1944. Чл. Центр. ревизионной комиссии КПСС (1966) Учился в Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленин граде (1937-41 и 1945-47) у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева. Преподаёт там же (с 1947). В памятнике А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, 1957, Ленинская пр., 1958) достиг психологич. глубины и естественности образа, строгости и соразмерности форм, гармонич. связи с архит. ансамблем. Автор памятника В. М. Бехтереву (бронза, 1960) в Ленинграде, проекта памятника А. П. Чехову для Москвы (1960-65), ряда портретов и надгробий. Награждён орденом Ленина и медалями. Лит.: Аникушин М. К. Альбом произведений. [Авт. текста П. К. Балтун], Л., 1960 Прибульская Г., Аникушин, Л, - М., 1961. АНИКШЧЯЙ, город, центр Аникшчяй ского р-на Литов. ССР. Расположен по обоим берегам р. Швянтойи (басе. Нямунаса). Ж.-д. ст. на линии Паневежис - Швенченеляй. Ок. 7 тыс. жит. (1968) Винодельч. з-д (плодово-ягодные вина), войлочно-валяльная ф-ка, з-д строит. материалов, маслозавод. Народный театр, Мемориальный музей писателя A. Beнуолиса. А. возник в 15 в. АНИЛИДЫ, органические соединения производные анилина C6H5NH2 и др. ароматич. аминов, у к-рых атом водорода аминогруппы замещён остатком карбоновой к-ты. Примеры А.: C6H5NHCOCH3 - ацетанилид, C6H5NHCOC6H5- бензанилнд, C6H5NHCHO - форманилид. Нек-рые А. применяют как компонент азокрасителей, в произ-ве кинофотоматериалов и т. д. АНИЛИН (франц. aniline, через португ. anil, от араб, ан-нил - индиго; впервые А. был получен из индиго), а минобензол, фениламин, C6H5NH2 простейший ароматич. амин; бесцветная жидкость со слабым запахом; tпл -6, 15°С; tкип 184, 4°С; плотность при 20°С 1027 кг/м3; показатель преломления nD20 1, 5863. А. растворим в воде (3, 4 г в 100 г воды при 20°С), смешивается во всех соотношениях со спиртом, эфиром, бензолом; с рядом металлов (К, Na, Ca, Mg и др.) образует металлические производные, напр. C6H5NHNa. А. обладает основными свойствами, более слабо выраженными, чем у алифатич. аминов (константа диссоциации К = 4, 5*10-10). С минеральными к-тами А. образует соли, напр. солянокислый А. C6H5NHaCl, применяемый в ситцепечатании. При взаимодействии А. с орга-нич. к-тами, хлорангидридами или ангидридами к-т образуются анилиды, напр. с уксусной к-той - ацетанилид: C6H5*NH2+CH3COOH-> C6H5NHCOCH3+H2O, к-рый производят в пром. масштабе и используют для приготовления п-нитроанилина, одного из важных полупродуктов в произ-ве красителей. Метилированием А. (хлористым метилом, метанолом или диметиловым эфиром) в пром-сти получают моно-и диметиланилины, широко применяемые в произ-ве красителей и взрывчатых веществ: С6Н5МН2 + (СН3)2 О -> C6H5N (СН3)2 + Н20. Фенилглицин C6H5NHCH2COOH - продукт алкилирования А. хлоруксусной кислотой - используют в синтезе индиго. Нагреванием А. с солянокислым А. при высокой температуре и повыш. давлении в пром-сти получают дифениламин (C6H5)2NH, важный промежуточный продукт в произ-ве красителей. При окислении А. образуется краситель (т. н. анилиновый чёрный), при каталитическом гидрировании - циклогексиламин C6H11NH2. Очень важной реакцией А., широко применяемой в пром-сти, является диазотирование; образующийся по этой реакции хлористый фенилдиазоний [С6Н5-N = N]Cl служит одним из осн. полупродуктов азокрасителей. А. широко используют в производстве проявителей для фотографии (пара-аминофенол и др.), ускорителей вулканизации каучука, взрывчатых веществ, фармацевтич. препаратов и др. Осн. метод произ-ва А.- восстановление нитробензола нагреванием с чугунной стружкой в присутствии небольшого количества соляной к-ты: 4С6Н5NО2+9Fе+4Н2О-> 4С6Н5NН2+ЗFе3О4. Применяют также и др. методы: восстановление нитробензола (катализатор - карбонат меди), аммонолиз хлорбензола и др. А. был открыт неск. химиками независимо друг от друга; синтетически впервые получен Н. Н. Зиминым в 1842 восстановлением нитробензола сернистым аммонием (см. Зимина реакция). Вредное действие А. и техника безопасности. А. ядовит, действует на центр. нервную систему, вызывает в крови образование метгемоглобина и дегенеративные изменения эритроцитов, гемолиз, следствием чего является кислородное голодание организма. А. проникает в организм через органы дыхания в виде паров, а также при всасывании через кожу и слизистые оболочки, к-рое особенно усиливается при повышении температуры воздуха и приёме алкоголя. Возможны острые и хронические (анилизм) отравления А. При лёгком отравлении А. наблюдаются слабость, головокружение, головная боль, синюшность губ, ушных раковин, ногтей. При отравлениях ср. тяжести присоединяется тошнота, иногда рвота, появляется шатающаяся походка; пульс учащён. Тяжёлые случаи отравления встречаются крайне редко. При хронич. отравлениях - токсич. гепатит, нервнопсихич. нарушения, расстройство сна, снижение памяти и т. д. Первая помощь - удаление пострадавшего из очага отравления, обмывание тёплой (не горячей!) водой, вдыхание кислорода с карбогеном; применяют кровопускание, введение антидотов (метиле-новая синь), сердечно-сосудистые средства, покой. Профилактика - механизация и герметизация производств. процессов, вентиляция, строгое соблюдение правил техники безопасности и пром. санитарии. Предельно допустимая концентрация А. в воздухе рабочей зоны 3 мг/м3. Средства индивидуальной защиты: фильтрующий противогаз марки " А", непроницаемая для А. спецодежда, душ и смена одежды после работы. Обязательны пе-риодич. мед. осмотры работающих с А. Предельно допустимая концентрация А. в водоёмах (при их пром. загрязнении) 0, 1 мг/л (100 мг/м3). Лит.: Юкельсон И. И., Технология основного органического синтеза, М., 1968; Профессиональные болезни, 2 изд., М., 1964; Вредные вещества в промышленности, под ред. Н. В. Лазарева. 5 изд. ч. 1, М.- Л., 1965, с. 575 (библ.). АНИЛИНОВЫЕ КРАСИТЕЛИ, устарелое назв. органич. синтетич. красителей. АНИЛИНОВЫЙ ЧЁРНЫЙ, краситель чёрного цвета. Обычно образуется непосредственно на ткани, пропитанной солянокислым анилином, при окислении бертолетовой солью, хромпиком, солями окисного железа в присутствии катализаторов при темп-ре 130°С. Реже А. ч. получают в виде готового лакового красителя, применяемого в ситцепечатании. А. ч. окрашивают гл. обр. хлопок, реже шёлк; краситель стоек к кислотам, свету, атм. воздействиям. АНИЛИНО-КРАСОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, см. в ст. Химическая промышленность. АНИМАЛИСТ (франц. animaliste, от лат. animal - животное). художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР, изображение животных в живописи, скульптуре и графике. А. ж. сочетает естественнонауч. и художеств. начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник-анималист уделяет осн. внимание художеств.-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (напр., в станковой живописи и скульптуре, в эстампе): декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорич. и сати-рич. изображениях) животное " очеловечивается", наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко гл. задачей анималиста становится точность изображения животного (напр., в иллюстрациях к научной и научно-популярной лит-ре). Об острой наблюдательности художников-охотников свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве; ярко жизненны стилизованные фигуры животных в памятниках звериного стиля (в т. ч. у скифов), в иск-ве Др. Востока, Африки, Океании, древней Америки, в нар. творчестве мн. стран. Изображения животных часто встречаются в антич.cкульптуре, вазописи, мозаиках; в ср. века в Европе были распространены аллегорич. и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собств. А. ж. (связанный во многом с пейзажем, натюрмортом, бытовым жанром) и художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, 8 в.) и Сун (Му-ци, 13 в.), а в Европе - в 17 в. в Нидерландах (П. Поттер, А. Кёйп) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в 18 в. во Франции (Ж. Б. Удри), России (И. Ф. Гроот) и др. В 19 - нач. 20 вв. наряду с романтич. восхищением силой и ловкостью зверя (А. Л. Бари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естеств. обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России), или к их яркой пластич. характеристике (скульптор Ф. Помпон во Франции, В. А. Серов в России). Творчество ведущих сов. анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познават. задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, И. Г. Фрих-Хар, Д. В. Горлов, Е. М. Рачёв, Г. Е. Никольский, В. И. Курдов, А. М. Лаптев, Б. Я. Воробьёв, А. Старкопф и др.). Лит.: Ватагин В. А., Изображение животного, М., 1967; Piper R., DasTier inder Kunst, Munch., 1922. А. М. Комаров. Илл. см. на вклейке, табл. VI. АНИМАЛЬКУЛИСТЫ (от лат. animalculum - зверёк), биологи 17 в., считавшие, что в сперматозоиде предобразовано взрослое животное в микроскопич. виде, а развитие зародыша сводится лишь к увеличению в размерах и изменению консистенции органов, благодаря чему они перестают быть прозрачными. Яйцо А., в противоположность овистам, рассматривали как источник питат. материала для сперматозоида. Виднейшим А. был А. Левенгук. А. стояли на позициях преформизма. АНИМАЛЬНЫЙ (от лат. animal - животное), биол. термин, означающий " животный", " относящийся к животному". А. функции (ощущение, движение) свойственны гл. обр. животным. Соответственно выделяют А. органы (органы чувств, нервная система, мускулатура). А. полюс - область яйцеклетки животных, содержащая наибольшее кол-во свободной от желточной массы цитоплазмы; в А. полюсе перед оплодотворением находится ядро. Ср. Вегетативный. АНИМАТИЗМ (от лат. animatus - одушевлённый), вера в безличную одушевлённость природы или отд. её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. А. необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения А. в истории обществ. сознания наукой ещё не решён. Нек-рые учёные (Л. Я. Штернберг и др.) рассматривают А. как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие (В. Г. Богораз-Тан и др.) считают, что они сосуществовали. Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1935. АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, к-рые в религ. сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отд. существом или предметом, то духу приписывается самостоят. существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и др. человеческими свойствами. Впервые термин " А." ввёл нем. учёный Г. Шталь, назвавший (в соч. " Theoria medica", 1708) А. своё учение о безличном жизненном начале - душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся " ваятельницей тела". В 19 в. в совершенно ином смысле был применён этот термин Э. Тайлором, Г. Спенсером и др. представителями т. н. эволюц. школы в истории культуры и этнографии. Тайлор придавал термину " А." (" Первобытная культура", 1871) двоякое значение: 1) вера в души и духов; 2) теория происхождения религии. Тайлор усматривал в А. " минимум религии", т. е. зародыш, из к-рого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистич. философии. Как теория происхождения религии А. не выдержал испытания науч. критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духове-рием. Во-вторых, огромный фактич. материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования (удвоения) мира, т. е. его разделения на естественное и сверхъестественное, свяшенное и повседневное, запрещённое (см. Табу) и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору. Эти факты породили ряд направлений, объединяемых названием преанимизма, или доанимизма, согласно к-рым А. предшествовал век магии (Дж. Фрейзер и др.), аниматизм, т. е. оживотворение всей природы (Р. Ма-ретт, Л. Я. Штернберг и др.), первобытный дологич. мистицизм (Л. Леви-Брюль и др.). Если преанимизм оказался столь же бессильным вскрыть истоки религии, как и А., то он всё же выявил в примитивных представлениях о духах и душах их материальное, вещное происхождение. Души и духи в религии австралийцев, огнеземельцев и др. отсталых народностей - это двойники реальных существ и чувственных предметов, как бы их призраки, но они ещё достаточно вещественны, чтобы видно было их происхождение от предметов и явлений материального мира. Все они обладают плотью, все они рождаются, едят, охотятся, даже умирают, подобно окружающим дикаря реальным существам. Мифы и обряды убедительно доказывают, что до того как воображение дикаря населило сверхъестеств. мир душами и духами, оно наделяло сверхъестеств. свойствами сами вещи и явления, двойниками к-рых стали эти души и духи. Напр., до того как дикарь дошёл до умилостивления или отпугивания духа покойника, он долгое время стремился обезвредить или задобрить самого покойника, т. е. его труп. Процесс спиритуализации, т. е. разделения природы и человека на живую, но нематериальную душу и материальную, но мёртвую плоть, был длительным и прошёл много этапов, а само представление о душе как о нематериальном существе - явление очень позднее. Каким бы утончённым ни становилось одушевление или одухотворение природы и человека, оно всегда сохраняет следы своего материального происхождения и в языке, и в ритуале. Т. о., А., вопреки Тайлору, ни генетически, ни хронологически не может быть признан минимумом пли зародышем религии. А. не только не объясняет происхождения религии, но и сам нуждается в объяснении. Тайлор усматривал в А. " естественную религию", " детскую философию" человечества, возникшую самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания, к-рое измыслило души и духов и поверило в их существование в результате психологической иллюзии и наивной логической аберрации, связанных с явлениями сновидений, галлюцинаций, эха и т. п. Духи, по Тайлору, - это лишь " олицетворённые причины" указанных выше явлений. Совр. науч. исследование показало, что корни ани-мистич. представлений, как и всех первобытных религ. верований, надо искать не в отд. заблуждениях дикаря-одиночки, а в бессилии дикаря перед природой и обусловленном этим бессилием невежестве. Самый же главный порок ани-мистич. теории состоит в том, что она рассматривает религию как явление индивидуальной психологии, упуская из виду, что религия есть факт обществ. сознания. Если как теория происхождения религии А. оказался несостоятельным и представляет лишь историч. интерес, то как обозначение веры в души и духов, являющейся неотъемлемым и существ. составным элементом всех религий, известных истории и этнографии, он признаётся совр. наукой. Нек-рые идеалистически и фидеистически (см. Фидеизм) настроенные бурж. учёные, так же как и богословы, стремятся отмежевать совр. идеализм и фидеизм от А. Одни из них стараются доказать, что между теизмом в виде " мировых религий" и идеализмом, с одной стороны, и А.- с другой, нет ничего общего. Другие, т. н. прамонотеисты, главой к-рых был патер В. Шмидт, пытаются, наоборот, обнаружить в верованиях самых отсталых народов наряду с А. представления о едином божестве, чтобы доказать, что и эти религии богооткровенны, но лишь " загрязнены" верой в духов и колдовство. Разумеется, А. подвергался и подвергается разнообразным модификациям в зависимости от степени его развития. Однако и в догматике и в ритуале самых подновлённых совр. религий, в учениях теософов (см. Теософия) об астральных существах, идеалистов об абсолютной идее, мировой душе, жизненном порыве и т. п., в столоверчении и " фотографировании" духов у спиритов лежит в основе А., как и в представлениях о потустороннем мире самых отсталых обществ. Термин " А." получил распространение ещё в одном значении. В зарубежной статистике коренные обитатели Африки, Юж. Америки, Океании - приверженцы местных традиционных религий - зачисляются в общую рубрику " анимистов". Это обозначение происходит от тайлоровского понимания А. как самой ранней " дикарской" религии. Но ведь народы эти в большинстве своём создали свою древнюю культуру, и религии у них разные, иногда весьма развитые; они анимисты в той же мере, как и христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты. Поэтому подобное применение термина " А." в науч. отношении неправомерно. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 21; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем., М., 1923 Плеханов Г. В., О религии н церкви [Сб. статей], М., 1957; Тэйлор Э. Первобытная культура, пер. с англ., М. 1939; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Крывелев И. А., К критике анимистической теории, " Вопросы философии", 1956, № 2; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.- Л., 1959; Токарев С. А,, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965. Б. И. Шаревская. АНИНА (Anina), город на 3. Румынии в Банатских горах, в уезде Караш-Северин. Около 12 тыс. жит. Старейший горнопром. центр, возникший в связи с разработкой кам. угля. Уг„ шахты (снабжают коксохимич. з-д в Решице), металлообр. и деревообр. предприятия. Горноклиматич. курорт и центр зимних видов спорта. АНИОН (от греч. ana - вверх и ion - идущий), отрицательно заряженный ион; в электрич. поле движется к положит. электроду - аноду. АНИОНИТЫ, твёрдые, практически не растворимые в воде и органич. растворителях природные или искусств. материалы, к-рые обладают способностью обменивать свои отрицат. ионы; см. Иониты АНИОНООБМЕННЫЕ СМОЛЫ, см. Ионообменные смолы. АНИПЕМЗА, посёлок гор. типа в Анийском р-не Арм. ССР, на р. Ахурян (лев. приток Аракса), в 7 км к Ю. от ж.-д. ст. Ани. 0, 8 тыс. жит. (1968). Комбинат стройматериалов (обработка пемзы, туфа, андезита). Близ А. находится памятник арм. зодчества 5 в. Ерерукская базилика. Лит.: Эфиромасличные культуры, под ред. А. А. Хотина и Г. Т. Шульгина, М., 1963. АНИС полосатый, старинный поволжский сорт яблони. Плоды ср. размера, сочные, приятного кисло-сладкого вкуса, с характерным " анисовым" ароматом. Используют в свежем виде, для мочки, сушки, виноделия, варенья. Морозостойкий, засухоустойчивый, высокоурожайный (250-500 кг с дерева) сорт, деревья долговечные (100-120 лет). А. распространён в Поволжье и ср. полосе Европ. части СССР. Имеются и др. сорта, отличающиеся по времени созревания, величине и окраске плодов. Наиболее распространены А. алый и А. розовополосатый. АНИС ЗВЁЗДЧАТЫЙ, анисовое дерево, дерево сем. иллициевых; то же, что бадьям. АНИСИМОВ Иван Иванович [4(16).2. 1899, дер. Глотовка Смоленской губ., - 10.6.1966, Москва], советский литературовед, чл.-корр. АН СССР (1960). Чл. КПСС с 1939. В 1952-66 был директором Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького. Выступил в печати в 1927. Автор статей об И. Бехере, С. Цвейге, Л. Фейхтвангере, Э. Золя, А. Барбюсе, Р. Ролла-не, Б. Шоу, Т. Драйзере и др. Осн. темы работ А.- выяснение роли классич. наследия зарубежной лит-ры для современности, разработка проблем социалистич. реализма в мировой лит-ре. Награждён 2 орденами, а также медалями. Соч.: Социалистический реализм и новый облик писателя, в сб.: Проблемы социалистического реализма, М., 1959; Классическое наследство и современность, М., 1960; Новая эпоха всемирной литературы, М., 1966. Лит.: Книпович Е., История и современность, " Знамя", 1960, № 12; Памяти И. И. Анисимова, " Иностранная литература", 1966, №7; Трущенко Е. Ф., По пути, открытому Октябрем, " Вопросы литературы", 1967, № 7. Л. А. Захаров. АНИСИМОВ Николай Андреевич (12.5.1892-25.1.1920), участник борьбы за Сов. власть на Сев. Кавказе. Чл. Ком-мунистич. партии с 1913. Род. в Орловской губ. В 1914-18 один из руководителей грозненской большевистской организации. После Февр. революции 1917 пред. Грозненского совета. Делегат 6-го съезда РСДРП(б) и 2-го Всеросс. съезда Советов. С дек. 1917 пред. ВРК Ставропольского гарнизона. С 1918 на ответственной воен.-политич. работе в Красной Армии: был воен. комиссаром Ставропольской губ., военно-политич. комиссаром Брянского р-на, комиссаром Северо-Кавк. воен. округа, уполномоченным воен. совета этого округа в Астрахани, чл. РВС Каспийско-Кавк. фронта, 11-й, 12-й и 9-й армий. Портрет стр. 32. Лит.: Активные участники борьбы за власть Советов на Ставрополье, Ставрополь, 1957. АНИСОВЫЙ АЛЬДЕГИД, п - метоксибензальдегид, n-СН3ОС6Н4СНО, маслянистая жидкость с пряным запахом, содержится в эфирных маслах растений. В пром-сти А. а. получают из анетола, гл. компонента эфирного масла аниса. При восстановлении А. а. образуется анисовый спирт. Оба вещества широко используют в парфюмерии. АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (1733- 1.5.1788), русский философ-просветитель. Окончил Моск. ун-т в 1761, с 1771 ординарный профессор ун-та. Выступив (Б работах 1761 и 1767) как последователь философии X. Вольфа, А. пытался преодолеть дуалистич. вольфианскую трактовку процесса познания, но, отрицая существование врождённых идей, в вопросе о взаимоотношении души и тела оставался дуалистом. В написанной с позиций деизма дисс. "...О начале и происшествии натурального богопочитания" (1769), вызвавшей преследование со стороны духовенства и реакц. профессуры, А. объяснял происхождение религии страхом человека перед силами природы и его невежеством.
|