Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. метровых и дециметровых волн. 12 страница






В России идеи А. в 1-й четв. 20 в. пропагандировали Л. О. Синицкий, А. А. Крубер и др. В СССР А. не получила признания; в бурж. же географии идеи А. в той или иной мере и ныне используются во многих работах.

Лит.: Баранский Н. Н., Учет природной среды в экономической географии, в его кн.: Экономическая география. Экономическая картография, М., 1956; Бэр К.Э., О влиянии внешней природы на социальные отношения отдельных народов и историю человечества, в кн.: Карманная книжка для любителей землеведения, издаваемая от Русского географического общества, за 1848, 2 изд., СПБ, 1849; Иванов-Омский И. И., Исторический материализм о роли географической среды в развитии общества, [М.], 1950; Крубер А., Общее землеведение, ч. 3, кн. 3, М., [1922]; Синицкий Л. О., Очерки землеведения (Антропогеография), в. 1, М.-П., 1923; Ratzel Fr., Anthropogeographie, Bd 1 - 2, В., 1882-91; Semple E.. Influences of geographic environment on the basis of Rat-zel's system of anthropo-geography, N. Y., 1927; её же, American history and its geographic conditions, Boston-N. Y., 1903. В. В. Покшишевский.

АНТРОПОИДЫ (от антропо... и греч. eidos - вид), семейство обезьян; то же, что человекообразные обезьяны.

АНТРОПОЛОГИЗМ, филос. концепция, представители к-рой усматривают в понятии " человек" осн. мировоззренч. категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистич., либо идеалистич. взгляды. Наиболее значит. представителями материалистич. А. были К. Гельвеции, Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский. Ввёл и универсально обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах. Категория " человек" была выдвинута им как антитеза " идеи" и " духа" - понятий, в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. быстро развиваются идеалистич. варианты А. (Ф. Ницше, В. Дилътей, Г. Зиммель). Наиболее полное его обоснование было дано М. Шелером, одним из создателей совр. идеалистич. философской антропологии. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию " человек" в качестве антитезы понятий " общество" и " природа". Ограниченность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ. существа. А. в любых его вариантах означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между " Я" и " Ты". Как методологич. принцип А. получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. Подробнее см. Философская антропология.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 64; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 7, разд. 1; Корнеев П. В., Современная философская антропология, М., 1967. Э. Ю. Соловьев.

АНТРОПОЛОГИИ ИНСТИТУТ им. Анучина Московского государственного университета имени Ломоносова, научно-исследовательское учреждение, разрабатывающее осн. проблемы антропологии. Осн. в 1922 Д. Н. Анучиным на базе музея и кафедры антропологии. Важное место в проблематике А. и. занимает изучение конституции человека, его физ. развития, динамики морфологич. и физиол. особенностей растущего организма, влияния на него различных биол. и социальных факторов. Проводятся исследования, посвящённые теоретич. вопросам становления человека в свете диалектико-материалистич. методологии, в частности стадиальности в эволюции гоминид, соотношению биол. и социальных факторов на разных этапах становления человека как вида. Изучаются антропологич. состав древнего и совр. населения СССР, факторы расообразования, возрастная динамика расовых признаков, вопросы серологии, дерматоглифики и т. д. А. и. ведёт работы по прикладной антропологии, в частности разрабатывает размерные стандарты человеческого тела для различных нужд пром-сти. Результаты исследований публикуются в сб. " Вопросы антропологии" и др. изданиях. В состав А. и. входит в качестве одного из отделов музей, осн. в 1879, с многочисл. остеологич., приматоведч., археологич. и этно-графич. коллекциями. М. И. Урысон.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА, одно из направлений в бурж. теории уголовного права. Возникла в 70-х гг. 19 в. Родоначальник - проф. судебной медицины из Турина (Италия) Ч. Ломброзо (иногда это направление наз. ломброзианством); ближайшими его последователями были итал. учёные Э. Ферри и Р. Гарофало. Наибольшее распространение А. ш. у. п. получила в период империализма, когда преступность, особенно профессиональная, стала принимать угрожающие размеры. Почти полностью игнорируя социальные условия и причины существования преступности, бурж. юристы - представители т. н. классической школы уголовного права - заявляли о том, что для борьбы с преступностью достаточно хорошо разработанного уголовного права. Поскольку стало очевидным, что уголовное право, основывавшееся на теориях классической школы, было не способно сдерживать рост преступности, возникла необходимость в разработке нового подхода к решению указанных проблем. Таким образом, А. ш. у. п. явилась определённой реакцией на ограниченный догматич. характер классич. школы, практически не принимавшей во внимание при решении вопроса об уголовной ответственности личность преступника. Однако, если классич. школа обосновывала зависимость уголовной ответственности только от деяния (концепция т. н. " уголовного права деяния" - Tatstrafrecht), то А. ш. у. п. при решении вопроса об уголовной ответственности учитывала лишь личность преступника (концепция т. н. " уголовного права деятеля", т. е. лица, совершившего преступление, - Taterstrafrecht).

Ломброзо сформулировал положение о прирождённом преступнике, согласно к-рому нек-рые лица уже рождаются преступниками и об этом можно судить по их определ. физ. особенностям. Эти особенности внешнего строения человеческого тела - антропологич. признаки (отсюда назв. школы)-определяют психику человека, весь его внутр. мир, в т. ч. и его преступные наклонности. По мнению Ломброзо, прирождённый преступник унаследовал физиол., психич. и нравств. качества первобытного человека. Сторонники школы, деля прирождённых преступников на 3 типа (убийц, воров и изнасилователей), считали, что убийцы, напр., обладают след. характерными антропологич. признаками: стеклянные, холодные глаза, налитые кровью, большой, часто орлиный, загнутый вниз нос, развитые клыки, челюсти и скулы. Помимо особенностей лица, к-рые Ломброзо считал наиболее значительными для диагностики преступного типа, не отрицалась роль физиол. и нравств. особенностей. Ломброзо и его последователи считали, что прирождённые преступники составляют до 40% общего числа преступников (остальные - случайные преступники). Поскольку прирождённый преступник, по мнению Ломброзо, рано или поздно должен совершить преступление, нужно заблаговременно принять в отношении его соответств. меры безопасности (а не меры наказания). Такая позиция означала отказ от законности в борьбе с преступностью и в этом прежде всего заключается реакционность А. ш. у. п. Антинар. направленность школы особенно проявлялась в её оценках и рекомендациях в связи с революц. борьбой трудящихся. Напр., в книге Ломброзо и Р. Ласка " Политическая преступность и революция" (1890) авторы пытались доказать, что революционеры, активные деятели Парижской Коммуны, были прирождёнными преступниками. Чисто био-логич. причинами объясняли Ломброзо и его сторонники женскую преступность и проституцию (см. кн. Ч. Ломброзо и Г. Ферреро, " Женщина - преступница и проститутка", 1893).

Под влиянием критики А. ш. у. п. претерпевала изменения. Так, со временем Ломброзо перестал считать преступность только атавизмом и выдвинул положение о том, что она обусловливается ещё " нравственным помешательством" и эпилепсией, он стал признавать влияние на преступность нек-рых социальных факторов. В рамках А. ш. у. п. возникали новые течения и направления (т. н. неоломброзианство), но в целом концепция Ломброзо сохраняла свою биокриминальную сущность. Взгляды последователей А. ш. у. п. исключали подлинно науч. изучение причин преступности, т. к. из сферы исследования почти полностью исключались социальные основы преступности- неизбежного явления в условиях эксплуататорского общества. Ряд положений А. ш. у. п. нашёл применение в империалистич. гос-вах для борьбы с деятелями революционного демократич. и национально-освободит. движения. На положениях А. ш. у. п., в частности, основывалась и фашистская расовая теория (один из ломброзианцев Э. Ферри стал фашистом). Ломброзианство стало основой биокриминологии.

Лит.: Решетников Ф. М., Уголовное право буржуазных стран, в. 2, Классическая школа и антрополого-социологическое направление, М., 1966. Н. А. Стручков.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ, группы людей, объединённых общим происхождением, проявляющимся в общности наследственных физич. признаков. В широком смысле А. т. являются синонимом человеческих рас. Чаще, однако, под А. т. подразумевают мелкие единицы антропологич. классификации, относящиеся к одной большой расе (европеоидной, монголоидной, негроидной и т. п.).

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, см. Антропологизм.

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо... и... логия), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую "...переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории" (" Диалектика природы", 1969, с. 158). За рубежом в А. включают обычно, кроме естеств. истории человека, также этнографию и археологию.

А., в принятом в сов. науке понимании, содержит след. осн. разделы: морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. С сер. 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под назв. " биология человека".

Морфология человека подразделяется на соматологию и мерологию. Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биол. и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существ. значение для установления норм физ. развития и темпов роста, для геронтологии и т. п. Мерология изучает вариации отд. частей организма. Сравнительно-анатомич. исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с др. позвоночными животными, гл. обр. млекопитающими и в наибольшей степени с приматами. В итоге этих исследований выясняются родств. связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека - высших приматов. Сравнит. анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией палеолита, геологией плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе А. рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоол. вида к др. приматам, восстановление того пути, по к-рому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека совр. типа.

Расоведение - раздел А., изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно наз. " этнической" А.; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отд. этносов, т. е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатич. условий и вообще географич. среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, к-рые направлены на изучение этногенеза, А. ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования А. вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в А. имеет значение для решения мн. проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека совр. вида, использования антропологич. материала как ист. источника, освещения проблем систематики, гл. обр. малых систематич. единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения нек-рых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма.

В понятие " биология человека" нек-рые учёные включают почти всё содержание А., обогащённое методами и фактами смежных биол. дисциплин. Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел А., изучающий физиол., биохим. и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиол. и хим. особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (напр., устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

Методы исследования. А. изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила назв. антро-поскопии, измерит. - антропометрии. В обработке антропометрич. материала велика роль статистич. методов. Важными методами антропологич. исследований являются краниология, остеология, одонтология, антропологич. фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутр. полости черепа (эндокранов). В совр. А. распространены методы гематологич. исследований, а также методы микроацатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрич. методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географич. метод. т. е. картографирование значений отд. расовых признаков и " наложение" этих карт друг па друга. В сочетании с данными этнографии и истории географич. метод составляет основу расового анализа.

Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М- М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.

Краткий историч. очерк. Ещё древние греки обогатили науку о человеке мн. наблюдениями и идеями. Медицина, гл. обр. в лице Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физ. особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал те пути, по к-рый впоследствии пошли исследования физиол. различий между типами конституции и связей этих различий с морфологич. особенностями (габитусом). Др. источником накопления фактов, к-рые впоследствии вошли в А., были наблюдения над разными народами, проделанные греч. путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. до н. э.). Наибольший вклад в А. был сделан натуралистами и философами, к-рые ещё до н. э. обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, к-рое человек занимает в мире (Сократ, Анаксагор), о выживании в природе тех существ, строение к-рых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм (Эмпедокл). Аристотель построил " лестницу животных", расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. млекопитающими.

В эпоху Возрождения для развития антропологич. знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физ. и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия, Леонардо да Винчи и др. Нек-рые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Нем. художник А. Дюрер, напр., написал спец. трактат " Четыре книги о пропорциях" (1528).

Великие географич. открытия (15- 16 вв.) расширили горизонты антропологич. познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Вост. Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (X. Колумб), с народами Вост. Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для А. в том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов, показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в " Святой земле". Значит. событием в истории А. 17 в. были первые описания анатомии антропоморфных обезьян, напр. англичанином Э. Тайсоном, в 1699 изучившим труп шимпанзе. В 18 в. были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: во Франции - Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Бюффон, в Германии - И. Кант, в России -А. Н. Радищев. Большое значение для А. имела деятельность швед. натуралиста К. Линнея, к-рый в труде " Система природы" (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода - человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином " Человек разумный" (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов - Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию чело-веч. рас в 18 в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, нем. анатом и антрополог И. Блуменбах и др. Сильно расширились знания об антропологич. типах Австралии и Океании- гл. обр. благодаря путешествиям Дж. Кука; Сибири - в результате экспедиций рус. учёных (см. ниже).

Продвинулось сравнительно анатомич. изучение приматов. Попытки разработать методы сравнит. описания в А. были сделаны голл. анатомом П. Кампером, предложившим применять сопоставление людей и животных по размеру лицевого угла. Важнейшим событием в истории А. было утверждение в биологии эволюционного учения. Франц. естествоиспытатель Ж. Ламарк и, в гораздо большей степени, Ч. Дарвин оказали огромное влияние на все разделы А., в особенности на разработку вопроса о положении человека в органич. мире. Ламарк посвятил проблеме антропогенеза в " Философии зоологии" (1809) несколько страниц, а Ч. Дарвин - два больших труда - " Происхождение человека и половой отбор" (1871) и " Выражение эмоций у человека и животных" (1872). В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина, гл. обр. англ. учёного Т. Гексли и нем. учёного Э. Геккеля, усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологич. датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела у человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных. В 20 в. было сделано огромное число находок ископаемых остатков высших приматов и человека - гигантопитеков, австралопитеков, питекантропов, неандертальцев и т. д. Большие заслуги в изучении этих материалов принадлежат франц. учёным М. Булю, А. Валлуа, Ж. Ривто, нем. учёному Г. Швальбе, англ. учёным А. Кизсу, У. Э. Ле Грос Кларку, Л. Лики, амер. учёным Ф. Вейденрейху, А. Хрдличке, голл. учёным Э. Дюбуа, Г. Г. Р. Кёнигсвальду, Л. Больку, швейц. учёным И. Хюрцелеру, А. Шульцу, чеш. учёному Э. Влчеку и мн. другим. Влияние эволюц. принципа распространилось и на изучение человеческих рас, вследствие чего классификац. таблицы сменились в расоведении построением " родословных древ". Развернулись исследования непрерывной изменчивости. Для возможности учёта малых различий между близкими расами были выработаны новые методы их определения, значительно более точные, чем прежние. Благодаря унификации методики достигается уменьшение ошибок исследования и возможность сопоставления результатов измерений, произведённых разными учёными. Статистич. обработка массовых материалов потребовала разработки математич. приёмов, к-рые позволили производить вычисление не только средних арифме-тич., но и показателей, характеризующих закономерности распределений и рассеяния признаков, а также степень связи между размерами (см.Биометрия). К 20 в. относится расцвет применения во всех областях А. математич. статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии, индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной А. Серединой 19 в. датируется формирование А. как самостоят. науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит франц. хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 Парижское антропологич. об-во, в программу к-рого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологич. исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в др. странах - в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др. Возникновение этих обществ и место, к-рое заняло в науч. программах нек-рых из них изучение человеческих рас, отчасти объясняются историч. обстановкой того времени.

19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии. Обществ. внимание в Европе было привлечено также к обострившемуся национальному вопросу. Борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны заставили задуматься, в частности, над разграничением понятий " нации" и " расы". Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил Т. Гексли к усиленной разработке понятия " раса". Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражд. войной в США между Сев. и Юж. штатами (1861-65). События эти оказали сильное влияние на позицию нек-рых антропологич. об-в в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологич. об-ва Дж.Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи " Место негра в природе" выступил (1864) с попыткой научно обосновать " теорию" неравенства рас. Для 2-й половины 19 в. и 20 в. характерно стремление синтезировать две важные области А.- теорию антропогенеза и учение о расах. Отсутствие диалектич. понимания процесса эволюции человека при этом нередко вело к ложному представлению о совр. расах, как якобы находящихся на разных стадиях прогрессивного развития человечества. Появились реакц. направления, получившие назв. социальный дарвинизм, антропосоциология, политическая антропология и т. п. Эти лжеучения представляют собой различные формы расизма, к-рый лёг в основу государственной идеологии гитлеровской Германии и принёс неисчислимые бедствия человечеству. После разгрома нем. фашизма расистские теории продолжают распространяться в ряде зарубежных стран, особенно в ЮАР, Родезии, США. Правильный синтез расоведения и антропогенеза, а тем самым и методологич. обоснование А. как единой дисциплины, стали возможны только с принятием теории о качеств. своеобразии человеческой эволюции. Наиболее последовательно осуществилось применение этой теории в работах сов. антропологов, унаследовавших и продолживших прогрес. демократич. традиции своих предшественников и учителей.

А., в России зародилась в нач. 18 в. Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в к-рой важное место заняли ана-томич. препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина, А. М. Шумлянского и др. В 18 в. была организована Великая Северная экспедиция (1733-43), причём в инструкции, к-рую составил участник экспедиции Г. Ф. Миллер, была подробно разработана антропологич. программа. Ценные антропологич. сведения о народах Сибири и Д. Востока были собраны С. П. Крашенинниковым (1755), а также участниками академич. экспедиции под руководством П. П. Палласа (1768- 1774). В нач. 19 в. рус. мореплаватели и исследователи проделали более 30 кругосветных путешествий, к-рые обогатили науку этнографич. и антропологич. сведениями о мн. народах мира. Произведением, касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева " О человеке, о его смертности и бессмертии", написанный в 1792-96 в Илимской ссылке. В 19 в. выдающееся значение имели антропологич. работы К. М. Бэра, пополнившего краниологич. коллекции анатомич. кабинета Петерб. АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетич. происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Бэр содействовал также развитию А., включив в программу осн. в 1845 Географич. об-ва этнографич. и антропологич. исследования. Большую роль в развитии А. сыграли революц. демократы, в особенности Н. Г. Чернышевский, пропагандой материализма и обоснованием идеи о том, что различия в культуре народов возникли вследствие разных ист. судеб народов, а не их расовой принадлежности. Большой вклад в А. был сделан Н. Н. Миклухо-Маклаем, гл. обр. исследованиями расового состава и культуры папуасов и др. народов Океании, а также науч. обоснованием теории монофилетич. происхождения человечества. Он первым обосновал в отечеств. А. идею равенства человеческих рас. Основателем антропологич. школы в Моск. ун-те, оказавшей огромное влияние на развитие А. в России, был проф. зоологии А. П. Богданов. В 1864 им был основан Антропологич. отдел Об-ва любителей естествознания, ставший центром расовых и др. антропологич. исследований. В 1879 Богданов организовал в Москве Антропологич. выставку, получившую междунар. признание. Её коллекции составили основу Музея антропологии Моск. ун-та. Преемником Богданова был Д. Н. Анучин, соединивший в своих исследованиях А., этнографию, археологию и географию. В 1919 он, при содействии В. В. Бунака, основал в Моск. ун-те кафедру антропологии, а в 1922 - Ин-т антропологии. Бунаку принадлежит значит. роль в развитии всех разделов А. в СССР.

Для сов. А. характерны огромный размах исследований во мн. её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнич. А. и морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретич. обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнит. анатомия разных органов человека и обезьян. Были выяснены осн. направления развития мозга приматов и специфич. черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др.). Ряд исследований посвящён эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологич. мат-лу осн. положения теории филэмбриогенезов А. Н. Се-верцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Ю. Вост. Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Особое значение имеют находки костных остатков мусть-ерских людей в гроте Киик-Коба в Крыму (Г. А. Бонч-Осмоловский, 1924), в гроте Тешик-Таш в Ср. Азии (А. П. Окладников, 1938) и в гроте Староселъе в Крыму (А. А. Формозов, 1953), а также коренного зуба мустьерского человека в пещере Джручула на Кавказе (Л. К. Га-буния и др., 1961). На основании этих и др. многочисл. фактич. данных построена стадиальная теория человеческой эволюции, а также освещены проблемы систематики и генеалогии человека, строения и образа жизни его ближайших предков, прародины человека, темпов, факторов и явлений неравномерности в его эволюции (М. С. Войно, М. А. Гремяц-кий, Г. Ф. Дебец, В. И. Кочеткова, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, М. И. Урысон, Е. Н. Хрисанфова, В. П. Якимов и др.).

В разделе расоведения большое значение имели систематич. сборы антропологич. материала, охватившие почти всю терр. СССР. Эти данные позволили разрешить вопросы о происхождении и формировании мн. народов СССР путём использования совр. и ископаемого материала в качестве ист. источника. Подвергнуто анализу само понятие " человеческая раса", а также степень динамичности и стабильности расы, соотношение расы и конституции, разнообразные методы расового анализа (М. С. Акимова, В. П. Алексеев, В. В. Бунак, И. И. Гох-ман, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, Т. С. Кондукторова, М. Г. Левин, Н. С. Розов, Т. А. Трофимова, Н. Н. Чебоксаров, А. И. Ярхо и др.). Значит. место заняли работы по возрастной изменчивости расовых признаков у детей (Н. Н. Миклашевская) и у взрослых (А. И. Ярхо, Г. Л. Хить). Резко усилились исследования в области популяцион-ной генетики на соматич. и серологич. материалах (Ю. Г. Рычков). Сделаны обобщения, касающиеся систематики, взаимного родства и происхождения человеческих рас.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал