Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. В. Карельский. 7 страница
В связи с формированием местного политич. самосознания в гос-вах, сложившихся на терр. Аббасидского халифата, в историографии со 2-й пол. 10 в. преобладают династийная и местная хроники, авторами к-рых становятся гл. обр. придворные историографы (обычно чиновники-секретари, везиры и т. п.), а не историки-учёные. Получили развитие биографические хроники, посвящённые истории секретарей, везиров (например, аль-Джахшийари, ум. 943; Хилаль ас-Саби, 969-1056), судей (Ваки аль-Кади, ум. 918; аль-Кинди, ум. 961; аль-Хушани, ум. 971). Местную историографию представляют труды по истории отд. городов, областей и провинций, напр. истории Мекки - аль-Азраки (ум. ок. 858), Багдада - Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20-893), Египта - Ибн Абд аль-Хакама (около 798-871), мусульм. Испании - Абд аль-Малика ибн Хабиба (ок. 796-853). Особого внимания заслуживает ист. энциклопедия йеменского историка аль-Хамдани (ум. во 2-й пол. 10 в.), в к-рой собраны сведения по генеалогии, истории, археологии, географии и лит-ре Юж. Аравии. В более позднее время в сочинениях такого рода гл. внимание отведено биографиям местных политич. и религ. деятелей и деятелей культуры, причём для многих из этих биографич. сочинений характерно соединение анналов с политич. биографией. Таковы история Багдада - аль-Хатиба аль-Багдади (1002-71), Дамаска - аль-Каланиси (ум. 1160) и Ибн Асакира (1105-1176), Халеба (Алеппо) - Ибн аль-Адима (1192-1262), Гранады - Ибн аль-Хатиба (1313-1374). Династийная история, начатая трудами Ибрахима ас-Саби (ум. 994) по истории Бундов и аль-Утби (961 - 1022, по др. данным ум. 1036 или 1040) по истории Газневидов, получила особенное развитие в 12-13 вв., гл. обр. в Сирии, куда переместился центр ист. науки. Местные династии Зенгидов и Айюбидов нашли своих историографов в лице Имад-ад-дина аль-Исфахани (1125- 1201), Ибн Шаддада (1145-1234), Абу Шамы (1203-1268) и особенно Ибн Ва-сила (1207-1298). Здесь же создавались и всеобщие истории (Абу-лъ-Фида, 1273- 1331; аз-Захаби, 1-274-1353 или 1347; Ибн Касир, ок. 1300-1373 и др.). В 15- 16 вв. ведущее место в араб. историографии занимали егип. историки, авторы трудов по истории мамлюков, ист. энциклопедий (ан-Нувайри, 1279-1332) и всеобщих хроник (Ибн аль-Фурат, 1334- 1405) и особенно плеяда историков-полигисторов, таких, как аль-Макризи (1364- 1442), аль-Айни (1361-1451), Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди (1409 или 1410- 1470) и ас-Суюти (1445-1505), оставивших многотомные сочинения по политич., социально-экономич. и культурной истории Египта. Одно из главных мест в араб. историографии занимает собственно биографич. лит-pa: общие биографич. словари Якута, Ибн Халликана (1211-1282) и ас-Сафади (1296/97-1363), своды биографий деятелей в области философии, медицины и есТеств. наук Ибн аль-Кифти (1172- 1248) и Ибн Абу Усайби (1203-1270) и др. Ист. сочинения на араб. яз. писали не только в арабских, но и в др.странах мусульм. Востока, в т. ч. в Индии, Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпоха тур. господства (16 - нач. 20 вв.) представлена гл. обр. эпигонскими компиляциями по общей и местной истории, биографич. и историко-библиографич. сводами. Наибольшую ценность представляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92-1632) и биографич. сочинение егип. историка аль-Хафаджи (ум. 1659). Литература. Араб. лит-pa уходит своими корнями в устную словесность родо-племенного общества на терр. Аравийского п-ова. К числу ранних записей (8 - 10 вв.) относятся: сб. " Отборные", или " Нанизанные" (" Муллакат"), составленный рави Хаммадом (694/695 - 772) (включает 7 шедевров семи поэтов); " Муфаддалият" и " Асмаият" филологов аль-Муфаддаля (ум. 786) и аль-Асмаи (ум. ок. 830); две антологии " Доблесть" (" Хамаса") принадлежащие Абу Таммаму (ок. 796-845) и аяь-Бухтури (821-897); диван поэтов из племени хузаил -" Книга критики поэзии" Ибн Кутайбы (ум. 889); " Книга изъяснения" аль-Джахиза; антология " Книга песен" Абу-лъ-Фараджа аль-Исфахани (897-967); диваны отд. поэтов и сб-ки пословиц. Древняя араб. словесность самобытна, чужеземные влияния в ней ничтожны. Более всего она культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельч. оазисов и городов. Ведущую роль в ней играла поэзия, у истоков к-рой прослеживаются трудовые, колыбельные, охотничьи, караванные песни; очень рано сложились жанры поношения врага (хиджа), похвальбы (фахр), песни мести (cap), траурной заплачки, или элегии (риса), а также элементы любовной и описательной лирики (насиб и васф). К глубокой древности восходят зачатки художеств. прозы: ораторская речь, рассказы о битвах племён (айям аль-араб) и др. памятных событиях. Поэзия 5-7 вв., когда она переживала расцвет, стала в араб. лит-ре своеобразным эталоном поэтич. языка, метрики и эстетич. идеалов, надолго определив тематику и художеств. приёмы. Центральной фигурой в доисламской поэзии является сам поэт, к-рый выступает как бедуин, патриот своего племени. Идеализированный образ поэта-бедуина раскрывается на фоне реальных картин кочевого быта, боевых и охотничьих сцен, видов аравийской пустыни. Осн. лит. формами др.-араб. поэзии были касыда и аморфный фрагмент (кита, мукатта). Характерная особенность арабской поэзии - монорим; каждый стих, как правило, состоит из одного предложения и является самостоят. смысловой эстетич. единицей. Язык др.-араб. поэзии характеризуется колоссальным запасом слов, гибкостью синтаксич. конструкций, многообразием конкретных изобразит. средств. Араб. предание сохранило имена ок. 125 доисламских поэтов (конца 5 - 1-я пол. 7 вв.): Имру-уль-Кайс, к-рому приписывают создание классич. типа касыды; Тарафа, автор замечат. касыдымуаллаки; Антара ион Шаддад, певец воинской доблести и любви; Зухайр и Лабид, считающиеся лучшими выразителями жизненной мудрости и этич. идеалов бедуинского общества; Шанфара и Тааббата Шарран, воспевшие вольную жизнь одинокого разбойника в пустыне; Алкама, Урва ибн аль-Вард, Харис ибн Хиллиза и Амр ибн Кульсум, выступающие героями и певцами своих племён; первые придворные панегиристы - ан-Набига, Абид ибн аль-Абрас и Хатим; бродячий поэт аль-Аша, прославившийся сатирами и вакхич. стихами; поэтесса аль-Ханса; иудейский поэт Самауаль и христианин Ади ибн Зайд, в стихах к-рого сочетаются жизнерадостные мотивы о вине с печальными мыслями о суетности мира и др. Первым памятником араб. письменности был Коран, в к-ром собраны религ. проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидат. речи и законоположения исламской общины и гос-ва. Влияние Корана ощущается во всей последующей араб. лит-ре. Мухаммед и его последователи на первых порах выступали против поэзии, как привычной формы выражения языческой идеологии. Ненадолго развитие поэзии было ослаблено, лишь её традиц., художеств. условности сохранились, а идейное содержание претерпело небольшие изменения под влиянием новой веры - ислама. Центром поэзии стали Сирия и Ирак. При дворе Омейядов творили выдающиеся поэты - аль-А.гталъ, аль-Джарир, алъ-Фараздак и др. Новые явления в поэзии этого периода наблюдаются в аристократич. среде крупных гор. центров Халифата, где получила развитие любовная лирика в виде коротких стихотворений. Ярким представителем этого жанра был Омар ибн Аби Ра-биа из Мекки (641-ок. 712 или ок. 718). Известны и др. поэты в Мекке (Ибн Кайс ар-Рукайат, Абу Дахбаль), Медине (Ахвас) и Дамаске (халиф Валид II). В бедуинской среде в Аравии выдвинулась плеяда певцов идеальной, или " узритской" (от племени узра), любви. Поэт и его возлюбленная составляли неизменную пару, умиравшую от неутолённой любви. Позднее о знаменитых парах (Джамил и Бусайна, Меджнун и Лейла, Ку-сайир и Азза и др.) были сложены романтические повести. Повесть о Меджнуне и Лейле приобрела мировую известность. С сер. 8 в. всё большее участие в создании араб. лит-ры наряду с арабами принимают представители завоёванных народов. В Халифате усилился интерес к изучению араб. старины, разрабатывались теории языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы важнейших сочинений древности на араб. яз. Для развития прозы особое значение имели переводы со среднеперсидского (пехлевийского) языка. Ибн аль-Мукаффа (казнён ок. 759) перевёл " Калилу и Димну", восходящую к инд. сб. " Панчатантра", и средне-персидский свод эпич. преданий и хроник " Хвадай-намак" (" Книга царей"). Абан Лахики (ум. 815) переложил араб. стихами " Калилу и Димну", книги о Маздаке (см. Маздакизм) и о Синдбаде и др. Влияние переднеазиатской цивилизации, прежде всего иранской, ощущалось и в поэзии, к-рая стала преим. городской. Произошло нек-рое обновление араб. поэзии, выразившееся в предпочтении громоздкой касыде коротких изящных стихотворений с самостоятельной темой и в " новом стиле" (бадит), осн. признак к-рого состоял в употреблении неведомых ранее образов, тропов и сравнений. Зачинателем " нового стиля" явился поэт и вольнодумец Башшар ибн Бурд (ум. 783). Любовную лирику продолжала в эротико-гедонич. направлении группа поэтов при аббасидском дворе (Мути ибн Ияс, Ва-либа ибн Хубаб, Ибрахим аль-Маусили и его сын Исхак, Дибиль и др.). Среди них выделяется великолепный мастер стиха Абу Нувас (762-815). Новатором выступил Абу-ль-Атахия (ум. 825), к-рый в стихах, проникнутых аскетич. настроениями и рефлексией, сознательно избегал традиц. поэтич. условностей. Постепенно " новый стиль" получил признание и нашёл своего теоретика в лице Ибн алъ-Мутазза (861-908). Но и тогда были поэты, поддерживавшие касыдную традицию, также испытавшую влияние " нового стиля": Марван ибн Аби Хафса (721-97), Муслим ибн аль-Валид (ум. 803) и особенно поэты 9 в. Абу Таммам и аль-Бухтури. Больших успехов в 8-9 вв. достигла араб. проза, почву для к-рой подготовили записи фольклора, изучение Корана, переводы науч.-художеств. лит-ры с сирийского, среднеперсидского и греч. языков. Зарождавшаяся в то время ист. лит-ра включала предания, легенды и описания отд. событий, а географич. произв. содержали рассказы купцов и путешественников о далёких странах. Художеств. проза обогащалась также эпистолярными и речевыми стилями: в деловой переписке, ораторском иск-ве и проповедях нек-рые авторы достигали большой выразительности и мастерства. Смесь рассказов на разнообразные сюжеты и пёстрого познавательного и дидактич. материала представляют многочисл. сочинения великих араб. прозаиков алъ-Джахиза (767-868) и Ибн Кутайбы (828 - ок. 889), к-рый в " Источниках известий" (10 книг) систематизировал большой лит. материал по тематич. принципу: о власти, о войне, о дружбе и т. п. Это сочинение стало предметом подражаний. В 9 в. появился араб. перевод перс. сб. " Тысяча сказок" (" Хе-зар афсане") - прототипа сб. " Тысяча и одна ночь". Распад Халифата способствовал децентрализации лит-ры. Важнейшим из местных лит. центров 10 в. стал г. Халеб (Алеппо). Здесь, при дворе Хамданида Сайф ад-Даула, жил поэт-панегирист аль-Мутанабби (915-965). Его хвалебные и сатирич. касыды насыщены сти-листич. украшениями, изысканными метафорами, гиперболами и сравнениями; в отделке стиха он достигал изощрённого мастерства. В 11 в. в Сирии жил поэт и мыслитель Абу-ль-Ала аль-Мааррм (973- 1057). Начав с подражания Мутанабби, он ещё более усовершенствовал технику стиха, введя усложнённые двойные рифмы. Видными прозаиками 10 в. были Абу Хайян ат-Таухиди (ум. 1009) и ат-Танухи (940-994). Рифмованная проза получила распространение в светской лит-ре. Абу Бакр аль-Хорезми (ум. 993) написал в этой форме остроумные " Послания" (" Расаиль"), а Бади аз-Заман аль-Ха-мадани (ум. 1007) создал оригинальный жанр - макаму, к-рую считают высшим достижением араб/ прозы. Макамы Хамадани составили цикл из 50 плутовских новелл, или рассказов о приключениях и перевоплощениях изворотливого бродяги. Макамы проникли в литературу из гор. фольклора. Однако если у Хамадани арабская проза сохранила живость и непосредственность, то у многочисленных его подражателей (в том числе у аль-Харири, 1054-1122) она выродилась в стилизацию. Особняком стояла араб. лит-pa в Андалусии (араб. Испания), тесно связанной с Магрибом. В 8-10 вв. Андалусия в культурном отношении оставалась провинцией Халифата, нормой для её поэзии являлись образцы, сложившиеся на востоке Халифата. Андалусскую поэзию представляли: утончённый лирик и автор эпич. поэмы о завоевании Испании арабами аль-Газаль (770-864); составитель популярной антологии " Единственное ожерелье" и автор анакреонтич. стихов Ибн Абд Раббихи (860-940); сочинитель ок. 60 касыд Ибн Хани (ум. 972) и др. Однако постепенно в андалусской лирич. поэзии не только появился местный колорит, но и возникли строфич. формы мувашшах (опоясанный) и заджал (мелодия), до тех пор чуждые араб. поэзии. Они родились в простонародной среде в результате взаимодействия культуры арабов, берберов и местного романского населения. Мувашшах, впервые упоминаемый в кон. 10 в., проникнув в лит-ру, распространился и на восток Халифата, а к 13 в. принял застывшие формы, превратившись в предмет формалистич. упражнений. Заджал избежал стилизации и остался излюбленным нар. жанром в мусульм. и христ. Испании, попал в др. араб. страны и, по-видимому, оказал влияние на развитие ранней провансальской поэзии. Сохранился диван крупнейшего представителя этого жанра Ибн Кузмана (ок. 1080-1160). Расцвет андалусской поэзии на лит. араб. яз. приходится на 11 в., когда Кардовский халифат распался на неск. эмиратов. В каждом из них возникли придворные лит. кружки. Всюду преобладала панегирич., эротич. и вакхич. поэзия. Крупным центром стала Севилья с её поэтами-меценатами аль-Мутадидом (1012-1069) и аль-Мутамидом (1040-1095). Последний кончил свою жизнь в Марокко, находясь в плену; его добровольным спутником в заточении был знаменитый поэт-лирик из Сицилии Ибн Хамдис (1055- 1132). В Севилье жил последний крупный араб. поэт Кордовы Ибн Зайдун (1003- 1071). Мн. андалусские поэты 11-13 вв. прославились элегиями на падение арабских династий и городов под ударами Реконкисты (Ибн Абдун, аль-Вакаши, Ибн Хафаджа, Салих ар-Ронди и др.). В прозе выделяются Ибн Хазм, создавший " Ожерелье голубки" - своеобразный трактат о любви, и Ибн Туфайль (ок. 1110-1185), автор филос. романа " Живой, сын бодрствующего". С сер. 11 в., несмотря на количеств. рост, араб. лит-pa носит печать упадка. В поэзии начинает преобладать мистика, в прозе - дидактика. Для мистич. поэзии характерно сочетание вакхич. и эротич. мотивов с экстатич. обращениями к божеству. Её видными представителями были андалусцы Ибн аль-Араби (1165- 1240), аш-Шуштари (ум. 1269) и египтянин Омар ибн аль-Фарид (1182-1235). Сицилиец Ибн Зафар (ум. 1169) сделал робкие шаги к созданию ист. новеллы. Сирийский эмир Усама ибн Мункыз (1095-1188) написал единственную в ср.-век. араб. лит-ре художеств. автобиографию " Книга назидания". Ибн Арабшах (1392-1450), увезённый Тимуром из Багдада в Самарканд, в своей дидактич. антологии " Приятный плод для халифов" переработал витиеватым слогом сев.-иран. сказки. Араб. лит-ра 16 - 18 вв., скованная схоластикой итрадиц. рамками, имела ограниченное значение; важна лишь непрерывная рукописная традиция, сохранившая до наших дней многие памятники прошлого. Архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство.Иск-во араб. стран сложно по своим истокам. На Ю. Аравии они восходят ккультурам Сабейского, Минейского и Химьяритского гос-в (1-е тыс. до н. э. - 6 в. н. э.), связанным со Средиземноморьем и Вост. Африкой. Древние традиции прослеживаются в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута имногоэтажных постройках Йемена, фасады к-рых украшены цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии, Египте иМагрибе стили ср.-век. араб. иск-ва формировались также на местной основе, испытывая нек-рое воздействие иран., визант. и др. культур. Архитектура. Осн. культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало " дворовому", или " колонному", типу мечети), в 1-й пол. 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг.7 в.). Высокое художеств. решение араб. колонная мечеть получила в Дамаске - столице Омейядов: строители дамасской мечети (нач. 8 в.) великолепно использовали местные эллинистич. и сиро-визант. архит. традиции и украсили здание полихромными мозаиками, изображающими архит. пейзаж. Величественны мечети в Кайруане (Сиди-Окба, 7-9 вв.) и Кордове (8-10 вв.). Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре араб. стран (мечети: Ибн Тулуна в Каире, 9 в.; Мутаваккиля в Самарре, 9 в.; Хасана в Рабате и Кутубия в Марракеше, обе 12 в.; Большая мечеть в Алжире, 11 в., и др.) и оказал воздействие на мусульм. зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие, также купольные постройки, ранний образец к-рых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691).8 дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц. При Омейядах велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями. При Аббасидах проводились большие градостроительные работы. Багдад, заложенный в 762, подобно Хатре и Ктесифону, был городом, круглым в плане; в центре его размещались дворец и мечеть, а периметр был охвачен двойным кольцом оборонит. стен. В Самарре (столице Халифата в 836-892), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены к-рых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты. Особую школу араб. зодчества представляют постройки фатимидского Каира (осн. в 969). Воздвигнутые из камня гор. стены образуют в плане квадрат; сохранилось неск. ворот 11 в., к к-рым вели гл. улицы города. Крепостная архитектура отличалась выразительностью простых монументальных форм. Фати-мидский Каир украшали дворцы, кара-вансараи, бани, лавки, жилые дома, а также здания мечетей, из числа к-рых до нас дошли грандиозные аль-Хаким и аль-Азхар, а также украшенные изящной резьбой по камню аль-Акмар и ас-Салих-Талаи. С 13 в. до нач. 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и др. В монумент. архитектуре этого времени пространств. начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архит. объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Строятся величественные здания четырёхайванного (см. Ливан) типа (известного до этого в Иране): маристан (госпиталь) Калауна (13 в.) и мечеть Хасана (14 в.) в Каире, мечети и медресе (духовные школы) в Дамаске и др. городах Сирии.. Сооружаются мно-гочисл. купольные мавзолеи, подчас образующие живописный ансамбль (Кладбище мамлюков в Каире, 15-16 вв.). Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе). Высокий расцвет пережила в 10-15 вв. араб. архитектура Магриба и Испании. В крупных городах (Рабате, Марракеше, Фесе и др.) строились касбы - цитадели, укреплённые мощными стенами с воротами и башнями, и медины - торг. и ремесл. кварталы. Большие колонные мечети Магриба с многоярусными, квадратными в плане минаретами отличаются обилием пересекающихся нефов, богатством резной орнаментики (мечети в Тлем-сене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором и мозаикой из разноцветных камней, как и многочисл. медресе 13-14 вв. в Марокко.-В Испании, наряду с мечетью в Кордове, сохранились и др. выдающиеся памятники араб. архитектуры: минарет " Ла Хиральда", воздвигнутый в Севилье зодчим Джебером в 1184-96, ворота в Толедо, дворец Альгамбра в Гранаде - шедевр араб. зодчества и декоративного иск-ва 13-15 вв. Араб. зодчество оказало воздействие на романскую и готич. архитектуру Испании (" стиль мудехар"), Сицилии и др. средиземноморских стран. Захват араб. стран турками-османами в 16 в. принёс формы османского зодчества, особенно в культовую архитектуру. Но в светской архитектуре продолжали жить и развиваться местные строит. и художеств. традиции. Декоративно-прикладное и изобразит. иск-во. В араб. искусстве получил яркое воплощение свойственный художеств. мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей араб. но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к антич. мотивам, - это созданный арабами новый тип узора, в к-ром математич. строгость построения сочетается со свободной художеств. фантазией. Получил развитие также эпиграфич. орнамент - каллиграфически исполненные надписи, включённые в декоративный узор. Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архит. декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного иск-ва, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику араб. художеств. творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры - Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританская люстровая керамика 14-15 вв., оказавшая большое влияние на европ. прикладное иск-во. Мировой известностью пользовались также араб. узорные шёлковые ткани - сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художеств. изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и др. предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12-14 вв. г. Мосула в Ираке и нек-рых ремесл. центров Сирии. Славились сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным узором егип. изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогих пород дерева. Иск-во в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрия., растительным и эпиграфич. узором. Однако ислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразит. иск-во в целях пропаганды религ. идей. Более того, в т. н. достоверных хадисах, узаконенных в 9 в., содержится запрещение изображать живые существа и особенно человека. Богословы 11-13 вв. (Газали и др.) эти изображения объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всего средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологич. сцены. В первые века ислама, пока богословие ещё не выработало свои эстетич. каноны, обилие реалистических по трактовке живописных и скульптурных изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульман-ских художеств. традиций. В дальнейшем изобразительность в араб. иск-ве объясняется наличием антиклерикаль- ных по своему существу эстетич. воззрений. Напр., в " Посланиях братьев чистоты" (10 в.) иск-во художников определено " как подражание образам существующих предметов, как искусственных, так иестественных, каклюдей, так иживотных". Высокий расцвет пережило изобразит. иск-во вЕгипте 10 - 12 вв.: изображения людей и жанровые сцены украшали стены зданий г. Фустата, керамич. блюда ивазы (мастер Саад и др.), вплетались в узор резьбы по кости идереву (панно 11 в. из дворца Фатимидов в Каире идр.), атакже льняных ишёлковых тканей; изготовлялись бронз. сосуды в виде фигур животных и птиц. Аналогичные явления имели место в искусстве Сирии и Месопотамии 10 - 14 вв.: придворные и другие сцены включены в изысканный чеканный с инкрустацией орнамент изделий из бронзы, вузор росписей по стеклу икерамике. Видное место в истории мирового иск-ва занимает араб. книжная миниатюра. В Египте миниатюра 9 - 10 вв. (происходящая из Файюма) и 11 - 12 вв. стилистически связана с коптским иск-вом. В живописи сирийских миниатюр заметно визант. влияние. Большой высоты иск-во книжной миниатюры достигло в Ираке в 12 - 13 вв. Здесь существовало неск. стилевых направлений. Одно из них (возможно, североиракское) отличается пышными и красочными придворными сценами; другое представлено лаконичными похарактеру иллюстрациями в науч. трактатах (напр., листы из " Фармакологии" Диоскорида, переписанной Абдаллахом ибн Фадлем в 1222, хранящиеся в разных музеях мира). Подлинной гордостью иракской школы миниатюристов являются полные живых наблюдений, переданных выразительным образным языком, звучной по краскам живописью иллюстрации к" Макамам" Харири, дошедшим в неск. рукописях (выделяются миниатюры рукописи 1237, художник Яхья ибн Махмуд изВасита, Парижская нац. б-ка, ирукописи нач. 13 в., принадлежащие Ленингр. отделению Ин-та востоковедения). Новый подъём миниатюра в Ираке пережила в кон. 14 в., когда в Багдаде работал выдающийся художник Джунаид Султани, автор миниатюр рукописи " Хамсе" Хаджу Кермани 1396 (Британский музей, Лондон). Изобразит. начало было менее развито в иск-ве стран араб. Запада. Однако и здесь создавались декоративная скульптура в виде животных, узоры с мотивами живых существ, а также миниатюра (рукопись " История Байяд иРийяд", 13 в., Ватиканская библиотека). Араб. иск-во в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художеств. культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульм. мир ивыходило далеко за его пределы. Музыка. Араб. музыка сформировалась в результате слияния собственно араб. иск-ва с иск-вом завоёванных стран. Ранний, " бедуинский", период в её развитии характеризуется единством музыки ипоэзии. Сохранились сведения о древних араб. профессиональных певцах-поэтах (шаирах), о песенных жанрах - хида (караванные песни), хабаб (песни конников), о музыкальных инструментах - дуфф (маленький квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род однострунной скрипки). После завоевания Ирана, части Византии и установления господства над Ср. Азией иЕгиптом арабы ассимилировали традиции более развитых культур (были восприняты основы греч. муз. теории; под воздействием персидской и визант. мелодики араб. звукоряд расширился до двух октав, на нек-рых араб. ладах и инструментах сказались иран. влияния). Расцвет классич. араб. музыки начинается с кон. 7 в.Она основывается на 7-ступенных ладах, в к-рых наряду с осн. звуками используются промежуточные интервалы - коммы (меньше 1 / 8целого тона). Ладовые особенности араб. музыки определили своеобразную манеру пения, при к-рой широко применяется глиссандирование (скольжение от звука к звуку). Для араб. музыки характерна цветистая мелизматика, придающая музыке оригинальный колорит. Классич. араб. музыка преим. вокальная. Наиболее распространённый жанр - вокально-инструментальный ансамбль, в к-ром ведущая роль принадлежит певцу. Крупнейшие певцы периода Омейядов - Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, славились также певица Джамиле иеё ученики. В период династии Аббасидов выделяются музыканты Ибрахим аль-Маусили (742 - 804) иего сын Исхак аль-Маусили (767 - 850) - основатель багдадской школы, а также Мансур Зальзаль. Высокого уровня достигла араб. муз. наука. Среди выдающихся муз. теоретиков ср. веков: аль-Кинди, разработавший иприменивший к араб. музыке метафизич. доктрину " гармонии Вселенной" неоплатоников; аль-Исфахани (897 - 967), автор " Большой книги песен"; Сафи-ад-дин Урмави (около 1230 - 1294), написавший трактат об акустике и гармонич. связях " Эш-Шарафийя" - выдающийся труд ср.-век. вост. науки о музыке. Важнейшие сведения о музыке Востока содержатся в трудах аль-Фараби - автора " Большого трактата о музыке", Ибн Сины и др. В ср. века араб. музыка оказала воздействие на муз. иск-во Испании, Португалии, на формирование нек-рых европ. муз. инструментов.
|