Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIX. Кино 14 страница. В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок
В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капи-талистич. строя в Европе и США во 2-й пол. 19 в., развитие пром-сти обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производств., торговых, транспортных и др. сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные " доходные" жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост стр-ва и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения пром. техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века - железобетон. Развивается стандартизация строит. деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. А. получила возможности для совершенствования функциональных, технич. и художеств. качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся просторные сооружения из металла и стекла (" Хрустальный дворец" в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлич. каркасом (" Эйфе-лева башня" в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые " небоскрёбы", выразительность к-рых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строит. деле, отрыв архит. творчества от инженерно-технич. решений привели к тому, что задачи, k-рые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из ист. стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, к-рую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия между А. и новой техникой, архаич. формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль " модерн", возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, к-рую открыли металлич. конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразит. характер. Индивидуалистич. тенденции " модерна" доведены до крайности в произв. А. Гауди (Испания), а его рационалистич. устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), X. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В нач. 20 в. велись поиски новых архит. форм и на основе сочетания достижений техники с классич. принципами композиции (О. Перре - Франция; О. Вагнер и А. Лоз - Австрия; П. Бе-ренс - Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский - Россия; Э. Лаченс - Великобритания; Г. Бэкон - США; и др.). После 1917 развитие А. капиталистич. об-ва становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистич. интересы правящего класса и его реакц. идеологию, с другой - продолжающееся развитие производит. сил, обществ. характер произ-ва и растущую силу трудящихся масс (стр-во т. н. дешёвых жилищ, к-рое должно было смягчить политич. остроту жилищного кризиса; кооперативное стр-во; стр-во, ведущееся коммунистич. муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние сов. архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максим. целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производств. и бытовых процессов. Опираясь на досяятижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов " Баухауза" - В. Гропиус, X. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ - в Германии; Я. И. П. Ауд - в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцион. организации (см. Функционализм). В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в А. всех капиталистич. стран, во мн. случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии бурж. прагматизма. Он насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политич. и культурного господства Запада, подчас причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гумани-стич. начал, использовались для выражения реакц. идеологии (А. фаш. Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернац. язык форм, основ. на совр. технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строит. практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для к-рых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистич. тенденций " органической архитектуры" породил её индивидуалистич. крайности. В послевоен. годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в А. Финляндии (арх. А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами Современная зарубежная архитектура. Сверху вниз: жилой комплекс Хук-ван-Холланд в Роттердаме (1926 - 27, архитектор Я. И. П. Ауд), разрез н план; Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1956-59, архитектор Ф. Л. Райт), разрез; павильон гражданской инженерии (" железобетонная стрела") на Всемирной выставке в Брюсселе (1958, инженер А. Падюар, архитектор Ж. ван Дорселар), разрез; жилой дом в Японии, план. нац. своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на междунар. лидерство, к-рые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космопо- литич. универсальную концепцию, основанную на приведении А. к простоте элементарных геом. тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе амер. неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего совр. технич. средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Мн. крупные проектные фирмы, не придерживаясь определ. направления, стремятся следовать за модой. В европейской А. кон. 50-60-х гг. иррационалистич., субъективно-произвольные формы возникли как протест против бурж. самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы. Возник брутализм (арх. А. и П. Смит-сон, Великобритания). Совр. возможности строит. техники, создающей сложные пространств. формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий (см. Висячие конструкции), получили художеств. осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках. Всё большее внимание бурж. политики уделяют идеологич. воздействию А. на массы. Демократич. архитектурно-художеств. тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением офиц. идеологии. Сложен характер архит. процесса в молодых независимых гос-вах Азии и Африки, где стремление создать самобытную А., стоящую на уровне совр. требований, сталкивается с чисто националистич. тенденциями и влиянием А. крупных ка-питалистич. стран. Большую помощь ряду гос-в (ОАР, Камбоджа, Афганистан, Бирма) оказывают сов. архитекторы. В социалистич. обществе А. впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи А. СССР и др. социалистич. стран решаются на основе планового развития нар. х-ва. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё насел. мест. Потребности социалистич. общества определили гл. направления поисков сов. А. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и обществ. здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществл. бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). Целесообразная организация внутр. пространства здания определяла группировку его объёмов. Приобрёл художеств. значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и её структуры. В создании сов. А. 20 - нач. 30-х гг. участвовали разл. творч. группы: " конструктивисты" с бр. Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе (см. ОСА), " рационалисты " (К.С. Мельников, Н. А. Ладовский и др.; см. Аснова), зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др.). Эти группы шли разными проф. Советская архитектура. Вверху - Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927-1932, инженер И. Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), разрез, план. Внизу - Дворец культуры автозавода им. И.А. Лихачёва (1930-34, архитекторы братья Веснины), план. путями, но были едины в своём стремлении найти решение новых социальных задач, вставших перед А. Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных пром. комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В укрупнённых кварталах Харькова, Запорожья, Ленинграда (арх. П. А. Алёшин, А. А. Оль, Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко) закладывались основы совр. микрорайона с развитой системой обслуживания населения. Во 2-й пол. 30-х гг. использование традиц. конструкций в массовом стр-ве привело к врем. отходу от новаторских приёмов, формообразования и обращению к архит. традициям прошлого. В А. возникли тенденции парадности, подчас идущие в ущерб решению совр. социальных задач. Однако этот период был отмечен развитием принципиально важных градостроит. идей, осознанием города как целостной пространств. системы (подробнее см. Градостроительство). Его достижениями были ген. планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935-40). Широкое развитие получило стр-во адм., трансп., культурно-бытовых, санаторно-курортных и др. общественных сооружений; строились Моск. метрополитен (арх. А. Н. Душкин, И. А. Фомин и др.), канал МоскЯва - Волга, Всесоюзная с.-х. выставка в Москве, крупные здания и комплексы. В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления разрушенных насел. мест и их реконструкции. В структуру многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и др. городов. Глубокая творч. перестройка сов. А. во 2-й пол. 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаич. форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач А. Развитие индустр. стр-ва было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов стр-ва (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространств. композиции. Широко применяется смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых р-нов и их пространств. организацию, позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в р-не Химки-Ховрино в Москве, арх. К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов и др., в р-не Жирмунай в Вильнюсе, арх. 13. Б. Касперавичене и др.). В стр-ве обществ, зданий широко используется передовая техника, позволяющая развернуть системы величеств, пространств, создать простые, лаконичные по форме сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей средой (Дворец съездов в Москве, арх. М. В. Посохин и др.; Дворец пионеров в Киеве, арх. А. М. Милецкий, Е. М. Бильский; Дворец иск-в в Ташкенте, арх. В. В. Березин и др.; моск. аэровокзал в Шереметьеве, арх. Г. А. Елькин и др.). Методы сборного стр-ва послужили для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для отдыха, среди к-рых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. А. Т. Полянский и др.). Большие успехи достигнуты в области пром. стр-ва и в А. гидротехнич. сооружений. К крупнейшим градостроит. начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх. М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского о. в Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), стр-во мемориального центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.). Вильнюс. Жилой район Жирмунай. Микрорайон № 18. 1968. Архитекторы Б. Б. Касперавичене, Б. Л. Круминис, инженеры В. В. Зубрус, Ш. И. Любецкис. План: 1 - пятиэтажные дома; 2 - девятиэтажные дома; 3 - блоки первичного обслуживания; 4 - детские сады-ясли; 5 - магазины; 6 - школа; 7 - общественно-торговый центр микрорайона. (Пунктиром обозначен берег р. Нярис.) Задачу выражения в А. нового обществ. содержания, связанного с общенародным благом, решают архитекторы и др. социалистич. стран, чьими усилиями были восстановлены города, пострадавшие во время 2-й мировой войны (Варшава, Берлин и др.), реконструируются мн. старые города (София, Бухарест, Братислава и др.) и создаются новые (Дунауйварош, Эйзенхюттенштадт и др.), возводятся многочисл. жилые массивы для трудящихся. Развивается единая в своей социальной направленности и вместе с тем многообразная А. социалистич. общества. Возрастающая роль искусств. среды, организуемой А., делает всё более сложными и ответственными её художественные задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые материальные возможности воплощения разнообразных и смелых замыслов. Илл. см. в тексте и на вклейке, табл. XXVII-XXX. Лит..'Айзенберг И. П., Рабинович В. И., Некоторые вопросы строительства и архитектуры в произведениях К. Маркса, ф. Энгельса и В. И. Ленина, М., 1957; Ал патов М. В., Аркин Д. Е., Врунов Н. И., История архитектуры в избранных отрывках, М., 1935; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 1-2, М.-Л., 1935-37; Шуази О., История архитектуры, пер. с франц., т. 1-2, М., 1935-1937; Кон-Винер Э., История стилей изобразительных искусств, пер. с нем., М., 1936; Аркин Д. Е., Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 1-2, М., 1944 - 49; т. 3-8, М., 1966-69; Всеобщая история искусств, т. 1-6, М., 1956-66; Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1-2, М., 1958-63; Гочар И., От пирамид к панелям, пер. с чешек., М., 1962; История русского искусства, т. 1 - 13, М., 1953-69; История русской архитектуры, 2 изд., М., 1956; История советской архитектуры, 1917 - 1958, М., 1962; Советская архитектура (1917 - 1967). Альбом, М., 1967; Журавлев А. М., Хан-Магомедов С. О., Советская архитектура, М., 1968; Аркан Д., Архитектура современного Запада, М., 1932; Уиттик А., Европейская архитектура XX века, пер. с англ., т- 1-2, М., 1960-64; Рагон М., О современной архитектуре, сокращ. пер. с франц., М., 1963; Келлер Б. Б., Xан - Магомедов С. О., Современная архитектура капиталистических стран, М., 1966; Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1913; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры, М., [1924]; Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А., Элементы архитектурно-пространственной композиции, М.- Л., 1934; Бринкман А. Э., Пластика и пространство как основные формы художественного выражения, пер. с нем., М., 1935; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, пер. [с итал.], т. 1 - 2, М., [1935]-37; Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. [с итал.], М., 1936, [1938]; Виолле ле Дюк, Беседы об архитектуре, пер. с франц., т. 1-2, М.-Л., 1937-38; Барбаро Д., Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия, пер. с итал., М., [1938]; Палладио А., Четыре книги об архитектуре, пер. с итал., М., 1936, 2 изд., 1938; Виньола Дж. Б., Правило пяти ордеров архитектуры, пер. [с итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, М., 1937, 3 изд., 1944; Нерви П. Л., Строить правильно, М., 1956; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960; Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960; Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре, М., 1961; Иконников А. В., Степанов Г. П., Эстетика социалистического города, М., 1963; Казаринова В. И., Взаимосвязь архитектуры и строительной техники, М., 1964; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Wasmuths Lexikon der Baukunst, Bd 1-5, В., 1929-37; Fletcher В., A history of architecture on the comparative method. For students craftsmen a amateurs, l4 ed.. L., 1948; Major M., Geschichte der Architek-tur, Bd 1-3, В., 1957-60; Pevsner N.. An outline of European architecture, 6 jubil. ed., Harmondsworth (Middl.), 1960; Z e-vi В., Storia dell'architettura moderna, 3 ed., Torino, 1955; Hitchcock H. R., Architecture: nineteerth and twentieth centuries, Harmondsworth [a. o.], 1958; Jоedicke J., Geschichte der modernen Architektur, Teufen (Schweiz), 1958; Richards J. M., An introduction to modern architecture, Harmondsworth, 1959; Pevsner N.. Pioneers of modern design, Harmondsworth, 1960; Kidder Smith G. E., The new architecture of Europe, N. Y., 1961; Encyclopaedia of modern architecture, L., 1963; Sсhmidt H., Beitrage zur Architektur 1924-1964, В., 1965; Semper G., Der Stil in den technischen und tektonischen Kiinsten oder praktische Aesthetik, Bd 1-2, Munch., 1869; Lе Соrbisier L., Oeuvre complete, v. 1 - 7, Z., 1930-66; Веr1age H. P., Grundlagen und Entwicklung der Architektur, В., 1908; Lods M., L'esthetique des constructions modernes, P., [1945]; Robertson H., The principles of architecture composition, L., 1948; Hundut J., Architecture and the spirit of man, Cambr. (Mass.), 1949; A11sорр В., Art and the nature of architecture, L., 1952; Gutton A., Conversations sur 1'architecture, P., 1952; Hamlin T. (ed.). Forms and functions of twentieth century architecture, v. 1 - 4, N. Y., 1952; Lurсat A., Formes, composition et lois d'harmonie, v. 1-5, P., 1953-57; Gropius W., Scope of total architecture, N. Y., 1955, N. Y., 1966; Brinkmann A. E., Baukunst. Die kunstlerischen Werte im Werk des Architekten, Tubingen, 1956; Banham R., Theory and design in the first machine age, L., 1960; Johansen S., Kunst und Umwelt, Dresd., 1962; Кuhn I., Stretnutie s architekturou, Bratislawa, 1962; Giediоn S., Space, time and architecture, 4 ed., Cambr. (Mass.), 1963; Muschenheim W., Elements of the art of architecture, N.Y..1964. А. В. Иконников, АРХИТЕКТУРА КОРАБЛЯ, см. Корабельная архитектура. " АРХИТЕКТУРА СССР", иллюстрированный журнал, орган Гос. комитета по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР и Союза архитекторов СССР. Выходил в Москве с июля 1933 по июнь 1941 ежемесячно, с 1942 по 1947 - непериодично (18 выпусков); с 1948 по окт. 1951 не издавался; с ноября 1951 вновь выходит ежемесячно. Освещает вопросы совр. градостроительства, жилой, промышленной и сельской архитектуры, типового проектирования, истории и теории архитектуры и строительства. Тираж (на 1 янв. 1970) более 22 тыс. экз. АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА, акустика помещений, область акустики, изучающая распространение звуковых волн в помещении, отражение и поглощение их поверхностями, влияние отражённых волн на слышимость речи и музыки. Целью исследований служит создание приёмов проектирования залов (театральных, концертных, лекционных, радиостудий и т. п.) с заранее предусмотренными хорошими условиями слышимости. В закрытых помещениях б. или м. значительного объёма слушатель воспринимает, кроме прямого звука, ещё и ряд его запаздывающих повторений, обусловленных отражениями от ограничивающих поверхностей и быстро следующих друг за другом. Вследствие поглощения звуковой энергии при каждом отражении и в процессе её распространения эти повторения ослабляются тем сильнее, чем больше их запаздывание относительно прямого звука. После выключения источника звука количество отражённой энергии в помещении убывает до тех пор, пока она не будет поглощена; это постепенное затухание звука наз. реверберацией. Продолжительность реверберации является важнейшим фактором, определяющим акустич. качество залов. При чрезмерно медленном затухании звучание речи и музыки оказывается недостаточно чётким, при короткой реверберации речь звучит слишком глухо, а муз. звучания утрачивают слитность и выразительность. Даже при оптимальной реверберации на акустич. оценку зала влияют распределения времён прихода ранних, более интенсивных отражений, а также и направления, по к-рым они достигают слушателя. Наиболее благоприятные условия различны не только для речи и музыки, но и для муз. произведений различного характера (камерная, эстрадная, симфонич. музыка). Поэтому акустич. проектирование концертных залов (выбор формы, размещение слушателей, обработка ограничивающих поверхностей рассеивающими и поглощающими конструкциями, применение подвесных отражателей и т. д.) нередко требует компромиссных решений. В залах большой вместимости условия слышимости могут быть улучшены применением электроакустич. систем усиления и искусств. реверберации; выдающимся примером электроакустически оснащённого зала универсального назначения (конгрессы, концерты, опера, звуковой кинопоказ) может служить большой (6000 мест) зал Дворца съездов в Московском Кремле. Прежде в состав А. а. включали вопросы изоляции помещений от проникающих извне звуков; теперь эти проблемы выделились в самостоят. область- строительную акустику. Методами А. а. пользуются также в технике борьбы с шумом в помещениях. В А. а. различают более строгую волновую теорию и менее строгую, но более удобную для технич. расчётов геометрическую, в к-рой направление распространения и границы основной части потока звуковой энергии, переносимой падающими на препятствие или отражёнными звуковыми волнами, изображают прямыми лучами. Геометрические представления тем более правомерны, чем меньше длина звуковой волны по сравнению с размерами препятствия. Совр. А. а. ведёт начало от работ амер. учёного У. Сэбина, показавшего в последнем десятилетии 19 в., что в замкнутом помещении последовательные многократные и при этом постепенно ослабевающие отражения сливаются в плавно затухающий гул, сопровождающий каждый излучённый звук (т. н. реверберация), причём скорость затухания является существенным показателем условий слышимости. Примеры применения акустич. знаний в строительстве находят в открытых театрах Древней Греции и Рима. Акустич. испытания помещений основаны на электрич. измерениях звукового сигнала, принимаемого в помещении микрофоном, и заключаются в определении равномерности распределения звука в пространстве и в исследовании затухания отзвука во времени. Наряду с испытаниями залов в натуре всё большее распространение находят испытания малых моделей, что позволяет своевременно избежать ошибок при проектировании новых залов и находить способы исправления дефектов уже существующих. Управление акустич. условиями в помещении осуществляется путём установки отражающих щитов и регулирования количества звукопоглощающих материалов, размещаемых на поверхностях. Теория звукопоглощения и методы его измерения также относятся к А. а. Всё больше распространяется применение электроакустич. аппаратуры для звукоусиления и для создания искусственной реверберации. Электроакустич. способами имитации отзвука помещения пользуются также в лабораторной практике. Лит.: Ганус К., Архитектурная акустика, пер. с нем., М., 1963; Ингерслев Ф., Акустика в современной строительной практике, пер. с англ., М., 1957. Г. Л. Голъдберг, В. В. Фурдуев. АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки архитекторов высшей квалификации и техников-архитекторов. (О подготовке инженеров и техников строителей см. в ст. Строительное образование и Инженерно-строительные институты.) Профессия архитектора - одна из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Др. Греции (5-2 вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании А. о. в последние века до н. э. можно судить по классич. труду рим. арх. Витрувия " Десять книг об архитектуре" (2-я пол. 1 в. до н. э.). А. о. включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться спец. архит. школы. Опыт А. о. в Римской империи был воспринят Византией и др. странами Бл. Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В ср. века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Зап. Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система А. о. получила новое качественное развитие. Крупнейший итал. теоретик иск-ва Альберти в " Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством к-рого он изучал архит. иск-во, классич. памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и др. наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё А. о., участвуя в раскопках и изучая древние памятники. В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других гос-в Европы были открыты академии изящных иск-в, в к-рых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана спец. Королевская академия архитектуры). В академич. мастерских будущие зодчие проходили практич. обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение. В сер. 19 в. во Франции, Германии, России и нек-рых др. странах появились высшие технич. школы, в т. ч. инженерно-строительные, в к-рых стали готовить, в частности, и инженеров архит. профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две - архитектора-художника -для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, - для постройки утилитарных зданий. Разделение архит. школы на художественную и техническую в ряде зап. стран (напр., в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художеств. школы, обязаны сдавать гос. технич. экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок А. о. иногда до 8-10 лет. Истоки А. о. в России восходят к периоду образования др.-рус. гос-ва (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров кам. дел под контролем гос-ва в Приказе кам. дел. Пётр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в др. страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве неск. частных проф. школ, " архитектурных команд" слились в команду выдающегося арх. Д. В. У. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана " Академия трёх знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств (см. Академии художественные) во главе с А. Ф. Кокориновым; из стен Академии вышли выдающиеся рус. зодчие. Ученик Ухтомского М. Ф. Казаков основал в конце 18 в. архит. уч-ще при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 Уч-ще живописи и ваяния (осн. в Москве в 1846) начало подготовку архитекторов и получило название Уч-ща живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В сер. 19 в. в Петербурге был открыт Ин-т гражд. инженеров для подготовки специалистов-строителей, в т. ч. архитекторов (в их подготовке преобладали технич. науки). После Великой Окт. социалистич. революции в основу системы А. о. был положен принцип объединения художественного и технич. обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным (19 нояб. 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в т. ч. и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технич. ин-т (Вхутеин), где на архит. ф-те была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространств. архитектуре. В 1930 на основе архит. ф-та Вхутеина и такого же ф-та, организованного в 1916 при Моск. высшем технич. уч-ще, был создан Высший архитек-турно-строит. ин-т, с 1933 - Московский архитектурный институт, к-рый стал центром А. о. в стране. За годы Сов. власти создана сеть архитектурных ф-тов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось ок. 40 таких ф-тов и отделений, в т. ч. в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др. Система сов. А. о. строится с учётом новых требований, предъявляемых к архитектору совр. уровнем развития архитектуры как науки и иск-ва и практикой совр. строительства. Подготовку архитекторов в СССР осуществляют по специализациям: гражд. стр-во, пром. стр-во, градостроительство (планировка насел, мест), озеленение, интерьер и внутр. оборудование зданий, с.-х. стр-во. Из общего срока обучения (5 лет 6 мес.) первые 2 года уделяются общей подготовке: по математике, физике, строит. механике, строит. произ-ву, стройматериалам, по истории архитектуры и иск-ва, по рисунку, скульптуре и живописи; на старших курсах проводится специализация. Ведущий предмет - курс архит. проектирования - творческая комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести проф. опыт при переходе от проектирования простых зданий к сложным. В связи с тем, что в совр. стр-ве всё большее применение получают новые стройматериалы, широко внедряются механизация и домостроение из готовых конструктивных элементов, значительно усилилась технич. подготовка будущих архитекторов, возросла потребность и в техниках-архитекторах. Их готовят архитектурно-строит. и строит. техникумы в Москве, Минске, Ленинграде, Вильнюсе и Кишинёве (по дневной и вечерней формам обучения; срок обучения на дневных отделениях 4 года, на вечерних - 5 лет). Будущие техники-архитекторы изучают, помимо общеобразоват. предметов, технологию строит. произ-ва, архит. конструкции, основы планировки городов, экономику, организацию и планирование строительно-монтажных работ и др.
|