Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 32 страница






АТАВА С., псевдоним русского писателя С. Н. Терпигорева.

АТАВИЗМ (от лат. atavus - отдалённый предок), появление у организмов признаков, отсутствовавших у их ближайших предков, но существовавших у очень далёких предков. Примером А. может служить развитие хвостовидного придатка у человека; появление у лошади двух дополнит. пальцев по бокам вполне развитого среднего пальца; развитие у австрал. акаций перисто-сложных листьев вместо филлодиев. Т. к. в процессе развития особи до некоторой степени повторяются черты организации предков (см. Биогенетический закон), то нарушения нормального развития могут привести к тому, что у взрослого организма сохранятся на всю жизнь признаки предков, нормально появляющиеся у зародыша и обычно исчезающие в ходе дальнейшего развития. Примером такого А. может служить появление у человека шейной фистулы, напоминающей жаберную щель предков млекопитающих - рыб и амфибий. Сюда же относятся полимастия у человека (образование большего, чем в норме, числа пар грудных желез), трёхпа-лость лошадей и т. д. К А. относится также возникновение признаков отдалённых предков при регенерации органов. В этом случае последние воссоздаются с признаками, характерными для более древних форм. Так, при регенерации хвоста у ящериц кольца его чешуи иногда образуются в более примитивной форме; при регенерации переднего конца тела у нек-рых кольчатых червей образуются придатки головы, отсутствующие у данной формы, но свойственные её предкам. Лит.: Ш и м к е в и ч В. М., Биологические основы зоологии, 5 изд., т. 1-2, М.- Л., 1923-25. М. А.Воронцова.

АТАИ (гг. рожд. и смерти неизв.), узбекский поэт-лирик 1-й пол. 15 в. Род. в Балхе в семье шейха. Был придворным поэтом. Тонкий лирик, А. воспевал природу, земную любовь. Его газели отличаются изяществом слога, они насыщены элементами фольклорной поэтики. Для А. характерно использование омонимов в качестве рифмы. Поэтич. наследие А. сохранилось не полностью.

Соч.; Танланган асарлар 2 нашри, Тош-кент, 1960; Девондан, в кн.; Узбек адабиёти, т. 1, Тошкент, 1959, с. 251 - 336.

Лит.: С а м о й л о в и ч А. Н., Чагатайский поэт XV в. Атаи, в кн.; Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее, т. 2, в. 1-2, Л., 1927, с. 255-74; Берте лье Е. Э., Навои, М.- Л., 1948; Маллаев Н. М., Узбек адабиёти тари-хи, т. 1, Тошкент, 1963.

АТАИ (Atay) Фалих Рыфкы (р. 1894, Стамбул), турецкий писатель, журналист. Окончил Стамбульский ун-т (1912). С 1918 А.- один из издателей газ. " Ак-шам" (" Aksam"), а с 1952 издаёт газ. " Дюнья" (" Dunya"). С 1922 неоднократно избирался депутатом меджлиса. А.- мастер путевых очерков и мемуаров. Поездке в Россию посвящены его книги " Новая Россия" (1931) и " Москва - Рим" (1932).

Лит.: Ediboglu В. S., Falih Rifki Atay konusuyor, 1st., 1945; В а у d а г, Mustafa, Edebiyatcilarimiz ne diyorlar, ist., 1960. X. А. Чорекчян.

АТАКА (от франц. attaque - нападение), сочетание огня и стремит/ движения частей и подразделений с целью нанесения удара по противнику и его разгрома. А. осуществляется согласованными усилиями различных родов войск и завершается стрельбой в упор, применением ручных гранат и холодного оружия (штыка и др.). Различают А. пехотную, конную, танковую, воздушную, торпедную в мор. бою и др. Формы А. существенно изменялись в зависимости от развития воен. техники, организации войск и качества личного состава. В совр. общевойсковом бою А. ведётся танковыми и мото-стрелк. войсками при поддержке огня артиллерии и ударов авиации и обеспечивается инж., химич. и др. спец. войсками. А. осуществляется в начале наступления с ходу или из положения, занимаемого в непосредств. соприкосновении с противником. Перед А. артиллерияи авиация проводят огневую подготовку, а в ходе А.- огневую поддержку. Мото-стрелк. войска атакуют чаще за танками в пешем порядке или на бронетранспортёрах. Для успешного осуществления А. требуется тщательная её подготовка и организация чёткого взаимодействия. Конная А. имела большое значение при ведении боевых действий до нач. 20 в.; важную роль конные А. играли в годы Гражданской войны в СССР. Воздушная А. против вражеской авиации ведётся одиночными самолётами-истребителями и группами истребителей. В мор. бою А. осуществляется всеми родами сил ВМФ, чаще всего авиацией, подводными лодками и торпедными катерами.

АТАКА в музыке, 1)в пении переход голосового аппарата от дыхательного состояния к певческому (в речи соответственно к речевому). При сомкнутых голосовых связках струя воздуха прорывается с напором (твёрдая А.); при меньшем сближении связок звук получается менее сильным (мягкая А.); 2) в фортепьянной игре внезапное напряжение рук для сильного акцента; 3) в нотах указание на непосредственный, быстрый переход в другой темп (обычно при смене частей или разделов музыкального произведения).

АТАКАМА (Atacama, индейск.- пустынная область), пустыня на С. Чили, на зап. склонах Анд. Дл. ок. 1000 км. Включает Береговую Кордильеру выc. до 3200 м, Продольную долину и зап. склоны Кордильеры-Домейко (выc. до 4325 м). Относится к типу т. н. береговых пустынь, возникающих под влиянием вост. окраины субтропич. антициклонов. Климат тропич. пассатный, относительно прохладный из-за воздействия холодного Перуанского течения. На побережье ср. темп-pa января ок. 20 °С, июля ок.13°С. Осадки выпадают не ежегодно, в среднем менее 50 мм в год. Зимой и весной на побережье относит. влажность достигает 82%; облачность 85%, до выс. 600 м характерны туманы - " каманча-кос" и мелкая морось-" гаруа". Эпизодич. водотоки с Анд иссякают или разбираются на орошение и лишь р. Лоа достигает океана.

Поверхность А. покрыта преим. движущимися песками, щебнем и солончаками. Береговая полоса во время туманов одевается временным растит. покровом типа " ломас". На береговых скалах и островках " птичьи базары" с залежами гуано. У вост. подножия Береговой Кордильеры находятся уникальные месторождения натровой и калиевой селитры, буры, йода, поваренной соли. На зап. склонах Анд - крупнейшее в капиталистич. мире месторождение медных руд Чукикамата, Эль-Сальвадор и др.

Е. Н. Лукашова.

АТАКАМСКАЯ ВПАДИНА, устаревшее назв. глубоководной Перуанской впадины в юго-вост. части Тихого ок. у берегов пустыни Атакама (Юж. Америка).

АТАКИ, посёлок гор. типа в Дондю-шанском р-не Молд. ССР, в 3 км от ж.-д. станции Волчинец. Расположен на правом берегу Днестра. 6, 5 тыс. жит. (1968). 3-ды железобетонных изделий, маслоэкстракционный, маслодельный.

АТАКИ УГОЛ, угол между проекцией вектора скорости полёта на вертик. плоскость симметрии летат. аппарата и его продольной осью или хордой крыла. А. у. определяет основные аэродинамич. характеристики летат. аппаратов: коэфф. подъёмной силы су, коэфф. лобового сопротивления сxи др. Различают А. у.: нулевой подъёмной силы (при су=0), критический (при су max ), наивыгоднейший (при Cу /Cx mах) и экономический (при миним. расходе топлива).

А. у. меняется отклонением руля высоты.

Лит.: Остославский И. В., Аэродинамика самолёта, М., 1957.

А. Л. Горелик.

АТАКПАМЕ (Atakpame), город в центр. части Того (Зап. Африка), в области Плато. 12, 7 тыс. жит. (1968). Ж.-д. станция. Узел автодорог на Ломе, Па-лиме и др. Хлопкоочистка. Близ А.- текст. комбинат. В районе - плантации хлопчатника, кофе, какао.

АТАКСИТ, железный метеорит редкого типа, содержащий св. 13% никеля и состоящий из мелкозернистой смеси минералов камасита и тэнита.

АТАКСИЯ (греч. ataxfa - беспорядок, от а - отрицат. частица и taxis - порядок), расстройство координации произвольных движений. Для точного и правильного выполнения движений и сохранения равновесия при различных положениях тела требуется согласованная работа ряда мышечных групп, что зависит от деятельности мн. образований головного мозга - мозжечка, коры и др. Импульсы, идущие от мышц, сухожилий, суставов и связок, направляются через задние столбы спинного мозга к головному мозгу. Для координации движений очень важны сигналы, идущие от полукружных каналов лабиринта внутр. уха. При поражении одного или неск. звеньев этой координирующей движения системы появляется А. Соответственно локализации поражения различных отделов этой системы различают сенситивную, мозжечковую, лобную и лабиринтную А. По клинич. проявлению различают статич. А.- нарушение равновесия при стоянии, и динамич. (локомоторную) А.- собственно нарушение координации движений. Сенситивная А. наблюдается при поражении периферич. нервов или задних столбов спинного мозга. При стоянии с сомкнутыми ногами и закрытыми глазами появляется пошатывание туловища, расстраивается походка: больные передвигаются медленно, глядя на ноги и широко разбрасывая их в стороны. При мозжечковой А. (поражение связей или структур мозжечка) больной выполняет нужные движения в чрезмерном объёме: пытаясь коснуться к.-л. предмета, он заносит руку слишком далеко (гиперметрия) и т. п. Речь теряет плавность, больной говорит то громче, то тише, разделяя слова на слоги (скандированная речь). При вставании из лежачего положения без помощи рук больной вместо туловища высоко поднимает ноги. Походка напоминает походку пьяного. Близка к мозжечковой А. по проявлениям лобная А., возникающая при нарушении лобно-мозжечковых путей. Лабиринтная А. проявляется резким головокружением, горизонтальным нистагмом. Лечение: ликвидация осн. заболевания, с к-рым связана А., леч. физкультура, способствующая восстановлению правильной координации движений.

Лит.: Многотомное руководство по неврологии, под ред. С. Н. Давпденкова, т. 7, М., 1960, с. 217; Давиденков С. Н., Клинические лекции по нервным болезням, в. 4, Л., 1961. Л.М. Вейн.

АТАЛЫЧЕСТВО (тюрк. аталык - отцовство, от ата - отец), обычай, возникший в условиях родового строя; сохранялся также в феод. обществе: знатные родители отдавали своих новорождённых детей в семьи вассалов или слуг на воспитание; был распространён среди мн. народов Кавказа, древних кельтов, арабов и др. Возвращение воспитанника в родную семью происходило по достижении им определ. возраста в торжеств. обстановке и сопровождалось обменом подарками между воспитателем и родителями. А. исчезло с отменой феод. отношений.

Лит.: Косвен М. О.. Аталычество, -" Советская этнография", 1935, „No 2. См, также лит. при ст. Адат.

АТАМАН (слово, вероятно, тюрк. происхождения), 1) руководитель нерегулярного, независимого от гос. власти воен. отряда или группы (иногда разбойничьей шайки). 2) У казаков командир войска и отд. подразделения, пользовавшийся воен. и воен.-адм. властью. В Запорожском казачьем войске существовали кошевые и куренные А., в Донском - войсковые, выбираемые войсковым кругом; на время отд. похода выбирались также походные А. После подавления Булавин-ского восстания 1707-08 А. Донского войска назначался пр-вом и с 1723 получил наименование войскового наказного А.; с 1866 он получил права ген.-губернатора и командующего воен. округом. В др. казачьих войсках звание наказного А. носили ген.-губернаторы территорий, на к-рых эти войска были расположены, или командующие войсками соответствующих воен. округов. Адм.-терр. единицы казачьих войск (в Донском, Амурском и Уссурийском - отделы, в др. войсках - округа и входящие в них станицы, хутора и т. п.) также возглавлялись А. (окружными, станичными и т. д.). Звание наказного А. всех казачьих войск с 1827 носил наследник престола. Звания А. отменены после Окт. революции с ликвидацией казачьего сословия.

АТАМАНОВ Лев Константинович [р. 8(21).2.1905, Москва], советский режиссёр мультипликац. кино, засл. деят. иск-в РСФСР (1964). В 1926 окончил Первую госкиношколу. Один из зачинателей сов. мультипликац. кинематографии. Работал в Армении, поставил там фильмы: " Пёс и кот" (1938), " Волшебный ковёр" (1948). С 1949 режиссёр киностудии " Союзмульт-фильм". Поставленные им фильмы " Жёлтый аист" (1950), " Аленький цветочек" (1952), " Золотая антилопа" (1954), " Снежная королева" (1957), " Пастушка и трубочист" (1965), " Скамейка" (1968) идр. награждены премиями и дипломами междунар. кинофестивалей.

Лит.: Гинзбург С., Рисованный и кукольный фильм, М., 1957.

АТАМАНОВКА, посёлок гор. типа в Читинском р-не Читинской обл. РСФСР, на левом берегу Ингоды (басс. Амура). Ж.-д. станция в 18 км к Ю.-В. от Читы. 7, 5 тыс. жит. (1968). Камне-щебёночный з-д, плодопитомнич. совхоз.

АТАМИ, бальнеоклиматический курорт в Японии, на о. Хонсю, на зап. берегу зал. Сагами (префектура Сидзуока). Климат субтропический (ср. темп-pa янв. 3°С, авг. 26°С), осадков в год 1600 мм. Леч. средства: термальные минеральные двууглекислые хлоридно-натриевые источники, гейзер с темп-рой воды 108 °С. Климатотерапия, мор. купания. Показания: хронич. ревматизм, гинекологич. болезни и др.

АТАПАСКИ, атабаски (самоназв.-дене), группа родств. по языку (см. Атапаскские языки) индейских племён, потомков предпоследней миграц. волны из Азии в Сев. Америку. После распространения части А. на юг (ок. 12 в.) сложились две разобщённые группы А.: земледельцев-скотоводов на Ю.-З. совр. США (навахи, липан, апачи, кайова-апа-чи и др.) и таёжных рыболовов, охотников, позднее звероловов, в басс. pp. Ma-кензи и Юкон, в предгорьях Скалистых гор (чайпевайи, кучины, кенайцы, нахани, секани и др.). В наст. время первые живут в резервациях штатов Аризона и Нью-Мексико в США (числ. 150 тыс. чел. в 1963), занимаясь традиц. видами хозяйства; большинство сев. А. (числ.- 85 тыс. чел.) - бродячие звероловы-охотники, к-рые постепенно оседают в посёлках канадского севера.

Лит.: Народы Америки, т. 1, М., 1959. Ю. П. Аверкиева.

АТАПАСКСКИЕ ЯЗЫКИ, атабаскские языки, группа языков, на к-рых в эпоху европ. завоевания гово-рило население внутр. р-нов Аляски, сев.-зап. половины совр. Канады, а также части территории совр. юго-зап. и юж. штатов США и севера Мексики. Состоит из 9 подгрупп: 1) язык танаина (Аляска), 2) коюкон (Аляска), 3) ингалик (Аляска), 4) атена (Аляска), 5) кучин и хон (Аляска и Канада), 6) языки танана и набесна (Аляска), кэрриер (Брит. Колумбия), языки догриб, хэр, чипеваян и слейв (Канада от р. Макензи до Гудзо-новазал.), 7) бивер, сарси, каска, секани (к Ю.-З. и 3. от Б. Невольничьего оз. в Канаде), 8) тихоокеанская подгруппа (штаты Орегон и Калифорния): языки ампква, галис, эппльгейт, частакоста, хупа, толова, маттоле, като, уайлаки, синкионе и др., 9) апачская подгруппа (шт. Аризона, Нью-Мексико и Техас и на С. Мексики - штаты Чиуауа и Коауи-ла), в т. ч. навахо (С.-В. Аризоны и С.-З. Нью-Мексико) и языки апачей. Языки подгрупп 1-й -7-й по географич. признаку объединяют под термином " северно-атапаскские".

А. я. принадлежат к семье на-дене вместе с языками эяк, тлингит и хайда (Тихоокеанское побережье Аляски и Канады); эяк нередко включают в А. я. Нек-рые лингвисты предполагают родство на-дене с китайско-тибетскими языками. На А. я. говорит не более 250 тыс. чел. Эти языки характеризуются богатым консонантизмом, в т. ч. глоттализованными я шумными латеральными согласными. Есть фонологич. тона. Агглютинативныйстрой со следами корнеизолирующей структуры (односложность морфем, их слабая сцепленность, тона и др.). Глагол содержит обязательный набор префиксов (лицо и число субъекта, объектов, пространств. характеристика действия и др.) и необязат. суффиксы. Имя имеет при-тяжат. префиксы (" мой", " твой" и т. д.). Синтаксич. функции имени выражаются аналитически.

Лит.: Petitot E., Dictionnaire de la langue Dene-Dindjie, P., 1876; L i F a n g-K u e i, Mattole, an Athabaskan language, Chi., 1930; М о r i с е A. G., The Carrier language, v. 1 - 2, Modling, 1932; Studies in the Athapaskan languages, Berkeley - Los Ang., 1963. А. Б. Долгопольский.

ATAP, город в центр. Мавритании, в оазисе Атар, центр р-на Адрар - Тирис-Зем-мур. 9, 5 тыс. жит. (1965). Торг.-ремесл. центр. Кустарное произ-во одежды, кож. и металлич. изделий; развивается пищ. пром-сть. Осн. в 17 в. как столица кочевников-мавров.

АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia - невозмутимость), понятие др.-греч. этики о душевном покое как высшей ценности. Демокрит понимал А. как господство разума над страстями, свободу души от страха смерти и др. переживаний. В философии Эпикура и его школы А.- высший идеал жизни, состояние мудреца, достигшего внутр. свободы. В скептицизме А.- воздержание от суждений об истинном и ложном. Ср. Апатия.

Лит.: Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 157, 181 - 82, 198, 224.

АТАРАКТИКИ (от греч. ataraktos- невозмутимый, спокойный), а т а-рактические вещества, то же, что успокаивающие средства.

АТАРБЕКОВ (наст. фам. Атарбекян) Георгий Александрович [2(14). 12. 1892, Эчмиадзин, -22.3.1925J, советский гос. и парт, деятель. Чл. Ком-мунистич. партии с 1908. Род. в мещанской семье. В 1910-11 учился в Моск. ун-те. В 1917 вёл парт. работу среди солдат в Александрополе (ныне Ленина-кан), чл. Сухумского подпольного к-та партии. В 1918 зам. пред. Сев.-Кавк. ЧК, нач. Особого отдела Каспийско-Кавк. фронта. В 1919 пред. ЧК в Астрахани, затем нач. Особого отдела и пред. трибунала на Юж. фронте. В 1920 нач. Особого отдела 9-й армии уполномоч. ВЧК по Кубано-Черномор. обл., уполномоч. ВЧК в Баку. С 1921 пред. Ревкома сев. р-нов Армении, нарком почт и телеграфа Закавказья, зам. наркома РКИ и чл. Президиума Закавказской парт. контрольной комиссии. Погиб при авиационной катастрофе в Тбилиси.

АТАРОВ Николай Сергеевич [р. 12(25).8. 1907, Владикавказ], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1947. Начал печататься в 1930в журн." Наши достижения", " Красная новь" и др. Исследованию нравств. устоев жизни и характера современника посвящены повести А.: " Начальник малых рек" (1936), " Короткое лето в горах" (1965); рассказы " Календарь русской природы", " Араукария", " Переливчатая музыка" и др. Жизнь и подвиг народа в годы войны раскрываются в рассказах " Изба", " Весы и санки", " Набат", " Сайта-Лючия", в повести " Смерть под псевдонимом" (1957). В 1954 опубл. " Повесть о первой любви". Той жетеме эмоционального воспитания юношества, утверждению достоинства личности посвящена публицистика А. и книга " Не хочу быть маленьким" (1967).

Соч.: Настоящее время, М., 1939; Повести и рассказы, М., 1956; Запахи земли, М., 1965; Жар-птица. [Послесл. Ф. Кузнецова], М., 1967. В. А. Калашников.

АТАСИ Нуреддин (р. 1929, Хомс), гос. деятель Сирийской Арабской Республики (САР). По образованию и профессии врач. Окончил мед. ф-т Дамасского ун-та. С 1950 член партии Баас (см. Партия арабского социалистического возрождения, ПАСВ); возглавлял парт. орг-цию г. Хомса. Неоднократно занимал пост министра внутр. дел в правительствах, сформированных Баас. В мае - окт. 1964 в составе Президентского совета САР; в окт. 1964 - сент. 1965 зам. премьер-министра. С февр. 1966 глава государства, с 29 окт. 1968 также премьер-министр. С окт. 1966 ген. секретарь ПАСВ. В мае 1967 и июле 1969 посетил Сов. Союз с дру-жеств. визитами.

АТАСИ Хашим (1876, Хомс, -6.12.1960, там же), политич. и гос. деятель Сирии. По образованию юрист. Один из основателей (1927) и лидер нац.-бурж. партии Кутла ватания (Нац. блок). В 1936-39, 1949-51, 1954-55 президент Сирийской Республики.

ATАСУ, посёлок гор. типа, центр Жанаар-кинского р-на Карагандинской обл. Казах. ССР, на р. Сарысу. Ж.-д. станция (Жанаарка) на линии Жарык - Джезказган. 16, 4 тыс. жит. (1968). Добыча жел. руды для карагандинских металлургических заводов. Народный театр.

АТАТЮРК (Ataturk) Мустафа Кемаль (1881, Салоники, -10.11. 1938, Стамбул), основатель и первый президент (1923-38) Турецкой республики. Фамилию А. (букв.- " Отец турок") получил от Великого нац. собрания Турции (ВНСТ) в 1934 при введении фамилий. Родился в семье лесоторговца, бывшего таможенного чиновника. Среднее военное об-разование получил в Салониках и Мо-настире (Битоле), высшее - в Стамбуле, где в янв. 1905 окончил Академию Генштаба. Участвовал в младотурецком движении, но вскоре после Младотурецкой революции 1908 отошёл от комитета < < Единение и прогресс> >. Воевал на фронтах итало-турецкой (1911-12), 2-й Балканской (1913) и 1-й мировой (1914-18) войн. В 1916 получил чин генерала и титул паши. В 1919 возглавил нац.-освобо-дит. движение в Анатолии (см. Кема-листская революция). Под его руководством были проведены в 1919 в Эрзуруме и Сивасе конгрессы бурж.-революц. об-в " защиты прав" и сформировано в Анкаре (23 апр. 1920) ВНСТ, объявившее себя верховным органом власти. Как пред. ВНСТ, а с сент. 1921 и как верховный главнокомандующий А. руководил воо-руж. силами в нац.-освободит. войне против англо-греч. интервенции. За победу в боях при р. Сакарье (23 авг.-13 сент. 1921) ВНСТ присвоило ему звание маршала и титул гази. Под командованием А. тур. армия в 1922 разбила интервентов.

По инициативе А. был упразднён султанат (1 нояб. 1922), провозглашена республика (29 окт. 1923), ликвидирован халифат (3 марта 1924); проведён ряд прогрессивных реформ бурж.-нац. характера в области гос. и адм. устройства, юстиции, культуры и быта. Основанная А. в 1923 на базе обществ " защиты прав" Народная(с1924-Народно-республиканская) партия, вк-рой он был пожизненным председателем, выступала против реставраторских по-пыток феод.-клерикальных и компрадорски хкругов. В области внеш.политики А. стремился к поддержанию дру-жеств.отношений между Турцией и Сов.Россией, оказавшей тур. народу бескорыстную помощь в годы его вооруж. борьбы против империалистов, а затем в процессе развития нац. экономики (см. Советско-турецкие договоры).

С о ч.: Nutuk, cilt 1 - 3, Ist., 1934 (рус. изд.- Путь новой Турции, т. 1-4, М., 1929 - 34); Atatiirk'iin soylev ve demesleri, [cilt] 1-3, Ankara, 1945-59 (рус. сокр. изд.- Избранные речи и выступления, ред. и вступит, ст. А. Ф. Миллера), М., 1966. В. И. Шпилъкова.

АТАУАЛЬПА (Atahualpa) (ок. 1500 - 29.8.1533, Кахамарка), правитель инков. После смерти отца - Уайна Капака (1530) стал в результате вооруж. борьбы за власть со своим братом Уаскаром правителем инков. В 1532 в страну прибыли исп. конкистадоры под предводительством Ф. Писарро. В том же году А. был взят в плен исп. завоевателями. За огромный выкуп ему было обещано освобождение. Однако, когда выкуп был собран и передан испанцам, последние, не выполнив своего обещания, инсценировали суд над А. и казнили его.

АТБАРА (араб. Бахр-эль-Асуад), река в Эфиопии и Судане, прав. приток Нила. Дл. 1120 км. Берёт начало на С. Эфиопского нагорья, севернее оз. Тана, течёт преим. по Суданскому плато. Ср. макс. расход воды составляет 1815 м3/сек. А. существенно пополняет сток Нила в период дождей (июль - ноябрь). При низких уровнях воды, наблюдающихся большую часть года, А. пересыхает и не доходит до Нила. Воды содержат растворённых веществ ок. 200 мг/л. Мутность воды в реке сильно возрастает при песчаных бурях. Близ устья А.- г. Атбара.

АТБАРА, город на С.-В. Судана, у впадения р. Атбара в Нил. 48, 3 тыс. жит. (1965). Ж.-д. узел. Ж.-д. мастерские, крупный цем. з-д. Торговля хлопком, зерновыми, фруктами, скотом.

АТБАСАР, город в Целиноградской обл. Казах. ССР. Расположен на р. Жабай (приток Ишима). Ж.-д. узел. 43 тыс. жит. (1968). Центр переработки с.-х. сырья (мясокомбинат, молочный з-д и др. предприятия). 3-ды ремонтно-механич. и стройматериалов. Техникум механизации с. х-ва, мед. училище. Осн. в 1846 как казачья станица.

АТБАСАРКА (Dociostaurus kraussi), нестадное насекомое сем. настоящих саранчовых. Дл. тела 16-31, 5 мм; передне-спинка со светлым Х-образным рисунком; задние бёдра у основания толстые, голени красные или жёлтые. Несколько подвидов, распространённых в Афганистане, Иране и Пакистане; в СССР - на Ю.-В. Европ. части, в Предкавказье, Казахстане, Ю.-З. Сибири и Ср. Азии. Опасный вредитель хлебов, хлопчатника и луговых злаков. Отрождается рано весной, заселяет сухие степи и эфемерные полупусты ни, потом переходит на посевы. Самка откладывает (начало июля) неглубоко в почву по 3-5 кубышек с 5-21 яйцами в каждой и отмирает. Меры борьбы и лит. см. в ст. Саранча.

АТБАШИ, горный хребет в юж. части Внутр. Тянь-Шаня в Кирг. ССР. Протягивается с 3.-Ю.-З. на В.-С.-В., отделяя Атбашинскую котловину на С. от Чатыр-кёльской котловины и Аксайских сыртов на Ю. Дл. 135 км. Выс. до 4786 м. Сложен палеозойскими метаморфич. сланцами, известняками, песчаниками, отчасти изверженными породами (граниты, сиениты). На гребне ледниковые формы; совр. оледенение (пл. ок. 150 км2). Господствуют горно-луговые и субни-вальные ландшафты. Н. А. Гвоздецкий.

АТБАШИНСКАЯ КОТЛОВИНА, межгорная впадина в юж. части Внутр. Тянь-Шаня в Кирг. ССР. Расположена к Ю. от р. Нарына. Орошается р. Атбаши и её лев. притоком р. Каракоюном. Вытянута с 3.-Ю.-З. на В.-С.-В. С Ю.-В. ограничена хр. Атбаши, с С.-З. и С.- хр. Байбичетау, Нарынтау и др. Дл. 120 км, шир. до 20 км. Выс. 2000-2400 м. Выполнена неогеновыми и антропогено-выми отложениями. Полупустынные и степные ландшафты; орошаемое и богар-ное земледелие. Я. А. Гвоздецкий.

АТВУД (Attwood) Томас (6.10.1783, Хейлсоуэн, -6. 3. 1856, Грит-Малверн), английский политич. деятель, радикал. Банкир. Возглавлял т. н. Бирмингемский политич. союз, сыгравший видную роль в борьбе за избират. реформу 1832, к-рая увеличила представительство пром. буржуазии в парламенте. В 1832-39 чл. парламента. В 1839 внёс в парламент чартистскую петицию. Стремясь подчинить массовое нар. движение бурж. влиянию, выступал против революц. крыла чартистов. Вскоре отошёл от чартизма.

АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. а - отрицат. частица и theos - бог; букв.- безбожие), отрицание существования бога, к.-л. сверхъестеств. существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия " А." изменялось на протяжении истории и было тесно связано с характером религ. учений, к-рые господствовали в различные эпохи. А. не следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религ. вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религ. догм, осуждение религ. нетерпимости, критика церк. обрядов и т. п.), к-рые могут близко соприкасаться с А., а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию. Составными частями А. являются филос., ист. и естественно-науч. критика религии.

А. в древности в чистом виде встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Др. Риме). Чаще можно наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли людей, отрицавших богов нар. верований (Секст Эмпирик упоминал 5 наиболее известных атеистов древности: Протагора Косского, Эвгемера Критского, Протагора из Абдеры, Диагора Мелосско-го, Феодора Киренейского). Ксенофан, критикуя антропоморфизм богов греч. нар. религии, к-рым он противопоставил некое единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию. Зарождаются различные концепции происхождения религии: возводимая к Демокриту идея о возникновении веры в боговиз страха перед грозными силами природы; приписываемый афинскому тирану Критию взгляд на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и др.

В эпоху средневековья открытый А. не встречается и можно проследить лишь тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в учении о двойственной истине у Ибн Рушда и Ибн Сины, в легенде о " трёх обманщиках" (Моисее, Иисусе и Мухаммеде) и т. п.

Становление капиталистич. способа производства требовало развития науки, что привело к её столкновению с церковью и религ. догматикой. "...Наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в зтом восстании" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 307). Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения П. Помсюнацци, Л. Валла, У. фон Гут-тена, Эразма Роттердамского, работы Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др., обосновывавшие гелиоцентрич. картину мира, сыграли выдающуюся роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира из ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму (Дж. Бруно, Л. Ванини, Б. Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Ньютон), скептич. рационализму в вопросах религии (М. Монтень, П. Бейль, Вольтер).

Франц. материалисты 18 в. (Ж. Мелье, П. Гольбах, Ж. Нежон, Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Ламетри, С. Маре-шаль) выступают как представители по-следоват. А., " бойкой, живой, талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину публицистики..." (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 26). Ограниченность франц. атеистов 18 в. связана с их анти-историч. подходом к религии и непониманием её обществ. природы: видя в ней только продукт обмана и невежества, они боролись за освобождение от религ. предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Л. Фейербах, к-рый с позиций антропологич. материализма подверг критике религию и идеализм (" Сущность христианства", 1841). Ключ к объяснению религии Фейербах видел в " самоотчуждении" человека, проекции человеч. чувств и желаний в образах фантастич. существ - богов. Ограниченность антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиц. религию новой " религией человеколюбия ".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал