Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма В. Дисперсия и нелинейность 19 страница






В бурж. обществе на смену сословной школе приходит школа классовая. Бурж. В., проникнутое частнособственнической, стяжательской психологией и моралью, усугубляло классовые противоречия. Дети имущих классов, к-рых готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры, получали соответствующее В. в привилегированных уч. заведениях. В школах для народа, по выражению В. И. Ленина, детей рабочих и крестьян "...не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 303).

В совр. условиях в капиталистич. странах углубляется дифференциация В. различных социальных групп населения. Господствующая система как в гос., так и в частно-предпринимат. уч. заведениях носит классовый характер и приводит, как правило, к раздельному обучению и В. детей имущих и неимущих слоев населения в разных типах школ. На основе отбора (" измерения интеллекта" путём т. н. тестовых испытаний) дети состоятельных кругов общества, имеющие возможность получить в семье лучшую подготовку, попадают в привилегированные ср. школы, открывающие доступ к высшему образованию, детям из менее обеспеченных семей доступ к высшему образованию затруднён. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув острой критике бурж. В., выдвинули принципы нового, пролетарского В., к-рые в дальнейшем стали программными требованиями социалистов и коммунистов в области нар. образования.

В первые годы строительства социализма в СССР В. И. Ленин говорил: " Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества" (там же, с. 301). В своей речи на 3-м съезде РКСМ (1920) В. И. Ленин выдвинул осн. задачи В. человека нового, социалистич. общества: формирование науч. мировоззрения на основе овладения и критического освоения всего богатства знаний, накопленного человечеством; В. молодёжи в труде, ибо " только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами" (там же, с. 317); В. коммунистич. нравственности, в основе к-рой лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.

Осн. принципы В. детей и юношества в социалистич. обществе: связь В. с жизнью, с практикой коммунистич. строительства, В. в труде и в коллективе, развитие инициативы и самодеятельности в сочетании с тактичным пед. руководством, последовательность, преемственность и систематичность процесса В., учёт возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы В. Особенно большое место занимают методы убеждения и упражнения в процессе организации разнообразной деятельности воспитанников. К методам пед. воздействия относятся также поощрение и наказание.

Вопросы теории и методики коммунистич. В. наиболее полно и последовательно раскрыты в трудах Н. К. Крупской, М. И. Калинина, А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др. сов. педагогов и парт, деятелей.

В социалистич. странах создана широкая сеть гос. воспитат. учреждений, в к-рых В. осуществляется планомерно и систематически, по определённым программам, людьми, получившими спец. пед. подготовку (см. Воспитатель). В дошкольном воспитании детей значит.роль принадлежит дошкольным учреждениям. Среди учебно-воспитательных учреждений важнейшее место занимает школа. Научность и коммунистическая идейность преподавания основ наук, эффективность различных приёмов и методов обучения, развивающих самостоятельность, инициативу и познават. способности уч-ся, правильная организация уроков, взаимопомощь в учении, рациональный режим уч. работы и, наконец, влияние личности учителя - всё это способствует решению воспитат. задач. Вместе со школой В. детей и подростков ведут внешкольные учреждения. Большая воспитат. работа проводится в школах-интернатах, детских домах, проф.-технич. уч-щах, ср. спец. уч. заведениях и т. д. Активное участие в В. детей и молодёжи принимают пионерская и комсомольская организации. Значит, роль в формировании мировоззрения и морального облика молодых людей играют высшие уч. заведения.

Воспитат. воздействие на человека оказывается и в зрелые годы. В. взрослых осуществляется в процессе их производств, и обществ, жизни, а также в результате воспитат. работы, проводимой парт., гос. и обществ, организациями культ.-просвет, учреждениями (библиотеками, клубами, дворцами и домами культуры, музеями, лекториями и т. д.).

На совр. этапе строительства коммунизма в СССР главным в идеология, работе является "... воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всесторонее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры" (Программа КПСС, 1969, с. 117).

Формирование нового человека - строителя коммунистич. общества - главная цель коммунистического воспитания, к-рое предполагает выработку науч.-материалистич. мировоззрения, превращение норм коммунистич. морали в личные убеждения и правила повседневного поведения, интернациональное В. в духе дружбы народов, всестороннее развитие духовных и физич. способностей людей, В. у них высоких эстетич. вкусов. Всестороннее развитие личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физич. совершенство, становится реальным благодаря равным возможностям, к-рые представляются каждому члену социалистич. общества для творч. труда и образования, для развития индивидуальных способностей и дарований во всех областях произ-ва, науки и культуры.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф.. О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957; Л е нин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1968; Ленин и проблемы народного образования, М., 1961; Программа КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, пункт 1, 2; Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957; Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958; Шацкий С. Т., Избр. педагогические сочинения, М., 1958; Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1962. Н. И. Болдырев.

" ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ", научно-методический журнал, орган Мин-ва просвещения СССР. Издаётся в Москве. Осн. в 1966 на базе жури. " Школа-интернат", издававшегося в 1961-66. Выходит 6 раз в год. Предназначен для классных руководителей, учителей-воспитателей и др. работников нар. образования. В журнале освещаются вопросы теории и практики коммунистич. воспитания; пед. мастерства; внеклассной и внешкольной воспитат. работы. Имеются также разделы: " За рубежом" и " Критика и библиография". Тираж (1971) св. 260 тыс. ЭКЗ. Л. В. Кузнецова.

ВОСПИТАТЕЛЬ, в широком смысле - человек, осуществляющий воспитание; в более узком значении - должностное лицо, выполняющее воспитат. функции в уч.-воспитат. учреждении.

В уч. заведениях дореволюц. России воспитат. функции наряду с учителями выполняли классные наставники (в муж. гимназиях) и классные дамы (в жен. гимназиях), офицеры-В. (в кадетских корпусах), классные надзиратели. В семьях привилегированных сословий воспитанием детей занимались домашние В.-гувернёры, гувернантки, бонны.

В СССР в дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и группах с продлённым днём, уч. заведениях Гос. комитета по проф.-технич. образованию Сов. Мин. СССР, суворовских и нахимовских уч-щах, трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей учреждены штатные должности В., права и обязанности к-рых определяются спец. положениями. В. отвечает за воспитание и обучение, за здоровье и физич. развитие своих воспитанников, организует их быт и досуг, проводит с ними разнообразную политикой культурно-массовую работу, организует помощь отстающим в учёбе и т. д. В своей работе В. опирается на пионерскую и комсомольскую орг-ции, на детский коллектив и органы детского самоуправления.

В общеобразоват. школе и ср. спец. уч. заведениях воспитат. функции выполняют все педагоги. Для организации и координации воспитат. работы в 4-10-х классах школы, а также в ср. спец. уч. заведениях назначаются классные руководители.

В. для дошкольных учреждений готовят дошкольные пед. училища, а для уч, -воспитат. учреждений - пед. вузы.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ, первое в России женское ср. уч. заведение. См. Смольный институт.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ, в СССР исправительно-трудовое учреждение, в к-ром отбывают наказание несовершеннолетние преступники, осуждённые к лишению свободы. В соответствии с Основами исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик 1969 В.-т. к. создаются отдельно для юношей и девушек; кроме того, они разделяются на колонии общего режима и усиленного режима. В В.-т. к. усиленного режима направляются только юноши, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, либо осуждённые за тяжкие преступления, либо переведённые по определению суда из колонии общего режима за злостные нарушения режима. По достижении совершеннолетия воспитанники переводятся в исправительно-трудовые колонии, однако в целях закрепления результатов перевоспитания или завершения обучения они могут быть оставлены в В.-т. к. до окончания срока наказания, но не более чем до достижения 20 лет.

Режим, жилищно-бытовые условия, нормы питания воспитанников В.-т. к. определяются с учётом возрастных особенностей несовершеннолетних и обеспечивают их нормальное развитие. Все воспитанники подлежат обязательному школьному обучению, а не имеющие трудовой специальности - также проф.-технич. обучению. Закончившим в В.-т. к. 8 и 10 классов, курс проф. обучения или повышения квалификации выдаются аттестаты и удостоверения общего образца. Воспитанники работают в учебнопроизводств. мастерских и привлекаются к труду по самообслуживанию с соблюдением норм трудового законодательства о продолжительности рабочего дня, отдыхе, охране труда и технике безопасности несовершеннолетних. Из заработка воспитанников производятся удержания в частичное возмещение расходов по их содержанию, а также в погашение причинённого их преступлениями материального ущерба. При всех условиях, однако, на лицевой счёт воспитанника, не допускающего нарушений режима, зачисляется не менее 45% его месячного заработка.

Для наблюдения за деятельностью В.-т. к. со стороны общественности создаются попечительские советы из представителей коллективов предприятий, учреждений, воинских частей, обществ, орг-ций.

Освобождённые из колоний воспитанники, как правило, направляются к родителям или лицам, их заменяющим, а при невозможности или нецелесообразности этого с точки зрения предупреждения возможности рецидива трудоустраиваются с помощью комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения колонии. Общее руководство деятельностью В.-т. к., как и всех др. исправительно-трудовых учреждений, осуществляет МВД СССР, надзор за соблюдением законности в В.-т. к.- прокурор соответствующего р-на или области.

Г. М. Минъковский.

ВОСПЛАМЕНЕНИЕ, процесс возникновения горения. Может происходить путём зажигания или самовоспламенения.

ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов, твёрдых ракетных топлив, пиротехнич. (зажигат., осветит, и др.) составов. Действие В. с. состоит в прогревании участка поджигаемого материала до темп-ры воспламенения. Темп-pa горения В. с. должна быть выше темп-ры воспламенения поджигаемого материала не менее чем на ~ 200°С. Зажигат. действие В. с. тем сильнее, чем выше темп-pa их горения и чем больше останется шлаков после их сгорания на поверхности поджигаемого материала. B.C. содержат горючее (уголь, сера, магний, цирконий), окислители (калиевая селитра, перекись бария) и часто цементаторы (смолы, клеи). Примером часто употребляемых В. с. может служить смесь, содержащая 48% азотнокислого бария, 30% перекиси бария, 13% магния и 9% идитола (смола); другим примером является смесь с таким содержанием компонентов: 75% азотнокислого калия, 15% магния и 10% идитола. См. также Пиротехника.

Лит.: Шидловский А. А., Основы пиротехники, М., 1964; Е 1 1 е г n H., Military and civilian pyrotechnics, N. Y., 1968; Вспомогательные системы ракетно-космической техники, пер. с англ., М., 1970.

А. А. Шидловский.

ВОСПОМИНАНИЕ, см. в ст. Память.

ВОСПОМИНАНИЯ, вид автобиографич. литературы; то же, что мемуары.

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, способность организма человека, животных, растений к заболеванию при контакте с болезнетворными агентами биол. природы (вирусами, микробами, простейшими и др.). В. зависит от видовых и индивидуальных особенностей организма, его состояния, а также от болезнетворности (вирулентности, патогенности) микроорганизма. Ср. невосприимчивость - иммунитет.

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ МАГНИТНАЯ, см. Магнитная восприимчивость.

ВОСПРИЯТИЕ, сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии (подробнее см. Теория познания).

К числу процессов В. относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков в объекте: выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или " оперативной единицы" В.).

Большой вклад в развитие науки о В. внесли философы, астрономы, физики, художники - Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и мн. др. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс В. оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и франц. материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции В., согласно к-рой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода - игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса В., представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психич. образы, - практически затрудняла разработку способов управления процессами В. в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистич. теориям, либо к отказу от естеств.-науч. объяснения В.

Решающий шаг в преодолении пассивной " рецепторной" концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектич. материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают В. как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования В. ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т. д.) исследуются анатомо-морфологич., биофиз., электрофизиол. особенности деятельности рецепторов. В. изучается также на нейронном, психофизиол., психологич., социально-психологич. уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисл. исследования по созданию технич. устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований В. публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам В. Следует, однако, подчеркнуть, что до наст, времени не удалось построить единую теорию В., к-рая интегрировала бы результаты многочисл. исследований. С большими трудностями сталкиваются попытки моделирования таких свойств В., как осмысленность, предметность, константность и др.

Согласно совр. представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. (его соответствие действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. д.- во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом; сигналы рассогласования, поступая в нервную систему, выполняют корректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответственно к практич. действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.

Важное свойство В.- возможность перестройки чувств, моделей воздействующего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio - восприятие) моделей. В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы В. (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза, где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и их роль в формировании образов В. В дальнейшем они претерпевают ряд последоват. изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта " усмотрения" объекта, к-рый был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную форму В.

Любая живая система обладает выработанным алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процесса уподобления существенно изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собств. движений и действий нек-рое подобие, образ воспринимаемого объекта; с др. стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой информации на " язык" оперативных единиц В. или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности.

В развитых процессах В. имеются спец. перцептивные действия; на их основе производится выделение информативного содержания, по к-рому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа; для сличения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта нек-рые инвариантные свойства и признаки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают нек-рой " манипулятивной" способностью: субъект в короткое время имитирует процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при к-рой максимально облегчаются процессы сличения и идентификации.

В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее вносящее существ, вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. В.- не пассивное копирование действительности, а активный творч. процесс познания.

Изучение В. имеет важное значение и свои специфич. стороны в области эстетики, педагогики, спорта и т. д.

Лит.: Волков Н. Н., Восприятие предмета и рисунка, М., 1950; Соколов Е. Н., Восприятие и условный рефлекс, М., 1958; Ананьев Б. Г., Психология чувственного познания, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Розенблатт ф., Принципы нейродинамики, пер. с англ., М., 1965; Я р б у с А. Л., Роль движений глаз в процессе зрения, М., 1965; Ш е х т е р М. С., Психологические проблемы узнавания, М., 1967; Восприятие и действие, М., 1967; Грегори Р. Л., Глаз и мозг, пер. с англ., М., 1970; Зинченко В. П. иВергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа, М., 1969; А 1 1 р о г t F. Н., Theories of perception and the concept of structure, N. Y.- L., [1955]. В. П. Зинченко.

ВОСПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ, заводское скрещивание, метод разведения с.-х. животных, применяемый для создания из двух или неск. пород новой, более совершенной породы. В. с., в к-ром участвуют 2 породы, наз. простым, 3 и более - сложным. Племенная работа при В. с. схематически сводится к 3 этапам:

1) скрещивание животных 2 или более пород для получения помесей желательного типа; проводится на ограниченном числе животных с использованием лучших представителей исходных пород;

2) разведение помесей желательного типа " в себе" и закрепление их наследственности путём однородного подбора, в отд. случаях и родственного спаривания (инбридинга); 3) размножение полученной группы животных до количества, позволяющего проводить в ней отбор и подбор без применения близких и даже умеренных степеней инбридинга, при тщательной выбраковке животных, не отвечающих стандарту новой породы. Классич. пример сложного B.C.- создание орловского рысака.

В. с. широко используется в животноводстве. В СССР путём В. с. созданы десятки новых ценных пород с.-х. животных (кр. рог. скота, лошадей, свиней, овец, кур, гусей, уток, индеек).

О. А. Иванова.

ВОСПРОИЗВОДСТВО, процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении. Включает В. материальных благ, В. рабочей силы и В. производств, отношений.

В. неодинаково в различных ист. условиях. Различают простое В., когда процесс произ-ва возобновляется в неизменных размерах, и расширенное В., при к-ром оно возобновляется во всё увеличивающихся размерах. Простое В. было типично для докапиталистич. формаций.

В. капиталистическое. В условиях капитализма В. представляет собой не только В. материальных благ, но и В. капитала и прибавочной стоимости, причём двигателем его служит погоня за прибавочной стоимостью, прибылью. Эта погоня за прибавочной стоимостью и конкуренция побуждают капиталистов осуществлять расширенное В., или накопление капитала. В. рабочей силы в условиях капитализма имеет характер В. её как товара: наёмные рабочие, потребляя купленные на зарплату необходимые средства существования, восстанавливают свою способность к труду, чтобы вновь и вновь продавать её капиталистам. Поскольку в бурж. обществе возобновляются отношения эксплуатации между классом наёмных рабочих и классом капиталистов, то происходит и В. капиталистич. производств, отношений.

Простое В., не будучи характерным для капитализма, тем не менее - реальный элемент и важнейшая составная часть расширенного В. Оно происходит как в рамках отд. капиталистич. предприятия (т. е. В. индивидуального капитала), так и во всём капиталистич. обществе, взятом в целом. В условиях товарного произ-ва В. представляет единство процессов произ-ва и обращения.

Совокупный обществ, продукт и условия его реализации. Исходный пункт анализа В. обществ, капитала - двоякое деление совокупного обществ, продукта: по стоимости и по натуральной форме. По стоимости весь обществ, продукт, как и продукт отд. предприятия, делится на 3 части - постоянный капитал (с), переменный капитал (v) и прибавочную стоимость (т). По натуральной форме он состоит из двух частей - средств произ-ва (создаваемых в I подразделении) и предметов потребления (производимых во II подразделении). Два подразделения (I, II) отличаются друг от друга прежде всего по характеру потребления их продуктов: продукция I подразделения служит для производит., а продукция II - для личного потребления.

Условия реализации совокупного обществ, продукта Маркс раскрыл с помощью схематич. цифровых примеров (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 24, с. 394-596).

В процессе реализации одна часть продукции реализуется в рамках своего подразделения, а другая - путём обмена между ними. Гл. условиями реализации обществ, продукта при простом В., как показал Маркс, являются: I (v + т) = = II с, т. е. равенство суммы переменного капитала и прибавочной стоимости I сумме потреблённого постоянного капитала II подразделения; I Т = Iс + 11c, т. е. равенство стоимости годовой продукции I сумме постоянного капитала обоих подразделений; IIT = I (v + т) + + II (v + т), т. е. равенство стоимости годовой продукции II сумме доходов рабочих и капиталистов обоих подразделений.

Реализация совокупного обществ, продукта возможна только при определённой пропорциональности между обоими подразделениями. Если же эта пропорциональность нарушается (что неизбежно при анархии капиталистич. произ-ва), то полная реализация обществ, продукта становится невозможной и весь процесс В. нарушается. Для нормального хода реализации и В. необходима также пропорциональность между различными отраслями произ-ва внутри каждого из подразделений.

Обмен товаров между подразделениями и внутри них осуществляется при посредстве денег. Исходным пунктом, откуда деньги поступают в обращение, являются ден. накопления капиталистов (ден. капитал). Часть денег капиталисты затрачивают на покупку рабочей силы. При этом деньги, израсходованные капиталистами II подразделения на выплату заработной платы рабочим, возвращаются им же (при продаже рабочим предметов потребления); деньги же, израсходованные капиталистами I на выплату заработной платы, сначала переходят от рабочих I (при покупке ими предметов потребления) к капиталистам II, а затем возвращаются к капиталистам I, когда они продают капиталистам II подразделения средства произ-ва. Часть денег обращается только между капиталистами обоих подразделений: капиталисты I покупают предметы потребления у капиталистов II, а последние, в свою очередь, приобретают средства произ-ва у капиталистов I подразделения. В итоге деньги выходят из рук капиталистов и к ним же возвращаются.

Закономерности свойственного капитализму расширенного В. раскрыты Марксом в след, схеме, 1-й год:
[ris]

Эти исходные величины схемы расширенного В. отличаются от схемы простого В. тем, что IT > I с + IIс, вместе с тем I (v + т) > Пс. Это необходимые предпосылки расширенного В., т. к. оно возможно лишь при условии, если стоимость произведённых за год средств произ-ва будет достаточна не только для возмещения израсходованных средств произ-ва, но и для расширения произ-ва. При анализе расширенного воспроизводства Маркс предположил, что в I подразделении половина прибавочной стоимости используется для личного потребления капиталистов, а другая половина - капитализируется и что органич. строение капитала остаётся в последующие годы неизменным (в I с: v = 4: I, во II с: v = 2: I). В таком случае стоимость продукции I при переходе от 1-го года ко 2-му составит: I (4000 + 400) с + + (1000 + 100) v + 500 т = 6000, где 4000 и 400 означают соответственно первоначальный и добавочный постоянный капитал, 1000 и 100 - первоначальный и добавочный переменный капитал, а 500 - часть прибавочной стоимости, идущая на личное потребление капиталистов I подразделения. Из всех средств произ-ва часть, равная 4400, реализуется внутри I подразделения. Остальная часть, равная 1600, куда входят первоначальный и добавочный переменный капитал (v) и лично потребляемая прибавочная стоимость, реализуется путём обмена со II подразделением. Отсюда следует, что постоянный капитал II должен увеличиться на 100 и достигнуть 1600, т. к. только при этом условии II предъявит спрос к I на всю сумму его продукции, подлежащей реализации вне I подразделения. Если постоянный капитал I увеличивается на 100, то (при с: v =2: I) переменный капитал должен увеличиться на 50. Следовательно, стоимость продукции II подразделения при переходе от 1-го года ко 2-му составит: II (1500 + 100) с + (750 + 50) v + 600 тn, где 1500 и 100 - первоначальный и добавочный постоянный капитал (с), 750 и 50 - первоначальный и добавочный переменный капитал, а 600 тn - часть прибавочной стоимости (750-150), идущая на личное потребление капиталистов II подразделения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал