Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX В.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной поли­тики правительства не привели к спаду общественного движения. В общественном движении второй четверга XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Консервативное направление.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Выступление декабристов активизировало консер­вативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, на­родность. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гре­чем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропаган­дировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще­ния и образования.

Либеральное направление.

На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных тече­ния – славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов бы­ли писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. а П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами за­падников – историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Гранов­ский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Славянофилы преувеличивали национальную са­мобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они на­стаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доно­сили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью.

Радикальное направление.

Во второй половине 20-х — первой поло­вине 30-х годов характерной организационной формой антиправительст­венного движения стали малочисленные кружки.

Большой переполох московской полиции вызвала деятельность кружка братьев П., М. и В. Критских.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в ос­новном просветительский характер. Они высту­пали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других.

Петрашевцы.

Оживление общественного движения в 40-х годах вы­разилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них – М.В. Буташевича-Петрашевского – его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писа­тели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков- Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное пра­во. В республике они видели идеал политического устройства и наме­чали программу широких демократических преобразований.

Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распро­странению в России социалистических идей.

А.И. Герцен и теория общинного социализма.

Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. В молодости А.И. Герцен разделял многие идеи западников. Одна­ко близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что историче­ский опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он за­нялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. В кре­стьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистическо­го строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне го­тов к социализму. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

Ос­новные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Как начать сочинение
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал