![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии, применяемые в психологическом консультировании и психотерапии
Практическое занятие 3 Цель занятия:
Литература:
Задание 1. Профессионально важным умением психолога (в том числе и психолога-терапевта) является умение слушать клиента. Слушание – активный процесс, требующий нашего внимания, заинтересованности, работы памяти, мышления и пр.. Эффективное восприятие проблематики, с которой пришел клиент, предполагает владение техниками активного слушания – рефлексивного и нерефлексивного. Нерефлексивное слушание включает такие приемы, как: ü визуальный контакт, слушание «всем телом» (поворот лицом к говорящему, устойчивое внимание, кивки головой в такт его речи), ü минимизация ответов (использование «минимальных» и простейших ответов: «Да!!, «Это как так?», «Понимаю Вас», междометий «У-гу» и «Ага…»,) ü нейтральные реплики «Понимаю», «Можно ли поподробнее?»; ü в некоторых случаях может быть и прикосновение руки, что выражает понимание и сочувствие. Нерефлексивное слушание полезно: - в ситуации начала беседы, когда клиент горит желанием высказать свое отношение или выразить свою точку зрения; - когда необходимо высказаться о наболевшем; - когда клиент испытывает трудности или стеснительность, пытаясь рассказать о своей проблеме (невмешательство слушающего облегчает его самовыражение.
Рефлексивное слушание направлено на расшифровку смысла сообщения клиента, выяснение реального значения слов и фраз, произнесенных им. Рефлексивное слушаниесоставляют следующие приемы: ü выяснение, или уточнение – прием, позволяющий сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим (Пожалуйста, уточните это», «Что Вы имеет в виду?»; ü перефразирование - формулировка мысли, высказанной клиентом иначе, другими словами для проверки точности его понимания («Как я Вас понял…», «Как я понимаю, Вы говорите….», «По Вашему мнению…», «Другими словами, Вы считаете, что…); ü отражение чувств - прием, использование которого позволяет сделать акцент не на содержании сообщения, а на отражении слушающим чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния; ü резюмирование – подытоживание психологом основных идей и чувств клиента, используется послед достаточного продолжительного слушания. («То, что Вы ав данный момент рассказали, может означать…). Проведите обсуждение с кем-либо из Ваших родных или друзей какой-либо проблемы. Если есть возможность, сделайте аудиозаписись. Проанализируйте, какие приемы активного нерефлексивного и рефлексивного слушания Вы использовали? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Ознакомьтесь с пятишаговой моделью интервью, применяемой в психологи-ческом консультировании. Таблица 1. Пятишаговая модель интервью
Используя представленную пятишаговую модель, обсудите с другом или родственником, которому предстоит принять решении, его проблему (предстоящую покупку, перемену работы, ежедневную проблему в общении с близкими или коллегами). Примите к сведению следующие рекомендации. 1. Взаимопонимание/структурирование. Отведите некоторое время на достижение взаимопонимания и расскажите вашему «клиенту» о структуре предстоящей беседы. 2. Сбор информации. Выясните проблему и позитивные ресурсыклиента. Желательно расспросить клиента о его прошлом, происхождении проблемы, о том, как он пытался ее решить. Изучите важные черты и факторы, лежащие в основе проблемы. 3. Желаемый результат. Спросите клиента, чего бы он хотел достичь в идеале. Поставьте в качестве цели выработку оптимального решения. 4. Выработка альтернативных решений. Используйте примеры творческих решений, приведенные в данной главе. Теперь, когда проблема и желаемый исход для вас ясны, сколько альтернативных выборов вы сможете предложить клиенту? Придумайте возможно большее количество идей. Проследите, какие решения приведут к желаемой цели и выберите один способ действий. Попросите вашего клиента пофантазировать, что будет через год, если клиент будет следовать выбранной стратегии поведения? Этот дневник будущего может быть и письменным, если хотите. Обсудите дневник с клиентом, обращая внимание на то, какие эмоции он испытывает. Удовлетворен ли он перспективой? Вы можете обнаружить, что пристальное рассмотрение будущего поставит перед клиентом дополнительные задачи. Чтобы не выйти за рамки этого упражнения, ограничьтесь исходными проблемами. Если клиент эмоционально не удовлетворен тем, что принесет ему принятое решение, обсудите другие альтернативы. И, наконец, попросите клиента выбрать один из возможных вариантов. 5. Обобщение. Составьте договор с клиентом об исполнении решения или хотя бы части его. Это потребует некоторого творчества. Последите за клиентом в течение нескольких дней, посмотрите, как он исполняет договор и, в случае необходимости, поощрите, скажите, что микропроблемы не должны для него заслонять конечную цель. Составьте долгосрочный план обобщения.
Проанализируйте процесс консультирования, его результаты. Удалось ли Вам реализовать пятишаговую модель? Что ощущали Вы при взаимодействии с клиентом? Как вел себя клиент? Что, по-вашему, он чувствовал, как его чувства отражались в его поведении? Что помогало и что мешало Вам в проведении работы? Сделайте соответствующие записи. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Авторы книги «Психологическое консультирование и психотерапия» Алан Е.Айви, Мэри Б.Айви, Линк Саймэн-Даунинг описывают качественные условия терапии. Ознакомьтесь с ними.
Какие из описанных условий Вы уже реализуете в общении с близкими, друзьями. Приведите примеры. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие из описанных условий Вам пока еще не удается реализовывать в общении с другими? Предпринимаете ли Вы какие-либо шаги для этого? Если да, то какие? Опишите. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Авторы книги «Психологическое консультирование и психотерапия» Алан Е.Айви, Мэри Б.Айви, Линк Саймэн-Даунин представляют описание уровней реализации психотерапии. Ознакомьтесь с ними. Возьмите себе на заметку в качестве ориентиров роста профессионализма в работе с клиентами. Уровень 1. Явно не конструктивные действия психолога во время интервью. Он не способен быть внимательным (резкие движения, тема разговора скачет), прерывает клиента, пропускает важную информацию. Уровень 2. Действия психолога неконструктивны, но неявно, т.к. он слишком старается помочь. Различия между уровнем 1 и 2 – только количественные. Отсутствие внимания здесь не выглядит необычным – все идет, как у большинства людей в обычной жизни. Уровень 3. С первого взгляда сеанс протекает нормально; Однако при более глубоком анализе видно, что психолог или терапевт отвлекается от того, что было сказано клиентом. Пересказ идет близко к тексту клиента, но некоторые оттенки смысла опускаются. Многие наши повседневные разговоры похожи на эту беседу. В результате клиента слышно в минимальной степени. Реакция психолога далека от того, что было высказано клиентом. Уровень 4. Как считают многие, четвертый уровень - это тот минимум, который необходим для психотерапии. При этом ответы равнозначны тому, что говорит клиент. Лучший пример равнозначных откликов - это точное отражение чувств, пересказ или резюме, которое ухватывает сущность сказанного клиентом. Другой пример эмпатии 4-го уровня — открытый вопрос или самораскрытие, которое облегчает беседу с клиентом. Уровень 5. С этого уровня психотерапия носит уже добавочный характер в том смысле, что психолог вложит что-то дополнительное сверх равнозначной реакции. Сверх точного пересказа или отражения чувств уже идет мягкая интерпретация пробный вопрос; либо имеет место интерпретация, в которой ухвачен неточно смысл сказанного клиентом, но вносится нечто, помогающее его росту. Вообще говоря, 5-ый уровень требует применения методов воздействия или техники вопросов. Неудачное использование этих методик может отбросить вас на уровень 2. Как только вы начинаете использовать методики воздействия, возрастает вероятность совершения ошибки. Уровень 6. Психолог на этой стадии — по-настоящему интенциональная личность. Навыки внимания и воздействия используются наряду с эмпатией (конкретность, непосредственность). Все это продуцирует более высокий уровень психологической помощи. Для этого уровня характерны плавные и синхронные жесты. Уровень 7. Это высочайший уровень, и только немногие психологи и терапевты могут его достигнуть. В дополнение к умелому использованию различных микротехник и черт эмпатии, психолог в состоянии быть полностью «с клиентом», присоединиться к нему, не теряя при этом своей индивидуальности и не растворяясь как личность. Некоторые называют это «вершиной» взаимоотношений.
|