Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа с детьми в летнее время
Занятия по развитию речи в первой младшей группе продолжаются и летом. Если позволяют условия, их проводят непосредственно на участке. В этот период с детьми повторяют программный материал; ежедневно читают малышам художественные произведения, рассказывают (напоминают) народные сказки. Перед тем как рассказать сказку, целесообразно предложить их вниманию присказку, например: За ступенькою ступенька - Станет лесенка, Слово к слову ставь складненько - Будет песенка. А колечко на колечко - Станет вязочка. Сядь со мною на крылечко, Слушай сказочку. И закончить сказку лучше присказкой: Так они живут, Пряники жуют, Медом запивают. Нас в гости поджидают. Или: " Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец". Напоминая сказку, воспитатель может показать детям фигурки настольного или кукольного театра, использовать фланелеграф. В этом случае занятие целесообразно начать (или, наоборот, закончить) с дидактического упражнения типа " Вот так раз! " (" Что не так? ", " Кто лишний? "). Суть его заключается в том, что к персонажам определенной сказки попадает герой из другой сказки. Дети должны заметить ошибку и исправить ее. Например, педагог выставляет на фланелеграф картинки, на которых изображены репка, дед, бабка, внучка, Жучка, заяц (вместо кошки) и мышка. " Тянут-потянут, а вытянуть почему-то не могут, – рассказывает воспитатель. – Как вы думаете, почему? " (Произошла ошибка. Надо позвать кошку, кошка встанет на место зайца. А зайчика-побегайчика надо отнести туда, где стоит теремок (из набора для настольного театра) или лежит книжка " Теремок".) Эти маленькие головоломки доставляют детям много радости, а воспитателю позволяют выяснить, как малыши усвоили содержание сказок. Кроме того, такие задания предполагают умение детей использовать развернутые описания. В летние месяцы воспитателю следует повторить с детьми потешки и стихи, в частности, те, которые легко драматизировать, сопровождать игровыми и имитационными движениями, например, " Три веселых братца" (немецкая песенка), " Кошка" Г. Сапгира, " Сапожник" (польская песенка) и т. п. С детьми можно поискать приметы лета и поблагодарить его за теплые деньки, цветущие клумбы, бабочек и жучков, яркое кружево листьев на деревьях, ягоды и т. п. В это же время года весьма кстати прочитать сказку " Земляничка" Н. Павловой, погонять по воде (в тазике) кораблик под пушкинские строки: " Ветер по морю гуляет…" (совершенствование плавного длительного выдоха). Особое удовольствие детям доставляют игры-инсценировки (знакомые и новые, например, " Как непослушный котенок лапу обжег"; " Как у Наташи чуть птичка не улетела" и т. п.). Игра-инсценировка " Как непослушный котенок лапу обжег" Жила-была маленькая и веселая девочка, с кудряшками на голове. Была у девочки бабушка. Девочка часто ходила к бабушке в гости. Когда она возвращалась домой, люди спрашивали ее: – Маленькая девочка, Скажи, где ты была? А девочка отвечала: – Была у старой бабушки На том конце села. – Что ты пила у бабушки? – Пила с вареньем чай. – Что ты сказала бабушке? – Спасибо и прощай. Английская народная песенка, пер. С. Маршака Однажды, возвращаясь от бабушки, девочка встретила на улице маленького веселого котенка. Котенок спросил: – Маленькая девочка, Скажи, где ты была? (Стихотворение повторяется.) Котенок понравился маленькой девочке, а девочка понравилась маленькому котенку. Они стали жить вместе. Вместе играли, вместе гуляли, вместе ходили в гости к бабушке. В гостях девочка пила чай с вареньем, а котенок лакал молоко. Как-то раз, когда бабушка, девочка и котенок собирались вместе пообедать, пришла соседка и увела куда-то бабушку. Время шло, а бабушка не возвращалась. – Возьму и отопью немножко молока из кастрюли, которая стоит на плите, – решил котенок. – Нельзя! – сказала девочка. – Бабушка может рассердиться. Потерпи еще немного. Но маленький котенок не захотел больше ждать. Он прыгнул на плиту. Кастрюля была такая высокая, что котенок едва достал до ее края. – Опущу в кастрюлю лапу, а потом лапу оближу, – решил он. Сунул лапу в молоко. И заверещал так, будто ему наступили на хвост. А все потому, что молоко в кастрюле было горячее… Узнав о случившемся, бабушка пожурила девочку и котенка. Но они уже и сами поняли, что надо учиться терпению. На этот раз, возвращаясь от бабушки, девочка несла котенка с обожженной лапой на руках. Люди спрашивали ее: – Маленькая девочка, Скажи, где ты была..? После слов девочки " спасибо" и " прощай" котенок добавляет: – А еще мы обещали бабушке никогда не совать лапы в кастрюли. Игра-инсценировка " Как у Наташи чуть птичка не улетела" В клетке жила веселая птичка. Она прыгала по жердочке и пела: " Чив-чивы-чиив". – Это она мне " доброе утро" говорит? – спрашивала Наташа. – Возможно, – отвечала мама. – Но скорее всего, она просит у нас зернышек и водички. Наташа любила разговаривать с птичкой. – Видишь, мама поставила тебе свежей водички, – говорила она Чиву. – Чив-чив, – отвечал он. – Это слон, а это заяц, – рассказывала Наташа Чиву. – Чи-ив-чив, – соглашался он. – А в бабушкиной комнате висит новый ковер. На нем нарисованы птицы. Они похожи на тебя. Хочешь на них посмотреть? Чив согласился. Наташа хотела отнести Чива прямо в клетке, но не смогла поднять ее. Тогда Наташа открыла клетку и взяла Чива. Но он испугался, забил крыльями и вырвался у нее из рук. Вначале Чив летал по комнате, потом сел на форточку и вдруг быстро юркнул в клетку. Наташа закрыла дверцу. В это время в форточку прыгнул Наташин кот Васька. Это его увидел на балконе Чив и поспешил домой, в клетку. – Спасибо тебе, Васенька, – поклонилась коту Наташа. – Если бы не ты, улетел бы наш Чив. – Чив-чи-ив, – подтвердил Чив, прыгая по жердочке. Специалисты считают, что с детьми этого возраста уже можно работать над произношением трудных звуков с, з, ц. Эту работу целесообразно проводить именно летом, с небольшими группами детей (2–4 человека) и индивидуально. Дети повторяют, как поет-свистит струя воды: с-с-с; дразнят комаров, которых весной и летом множество: з-з-з; цокают, изображая бельчат: цок-цок-цок; проговаривают чистоговорки [16], например: Су-су-су – ягоды в лесу. Усь-усь-усь – к нам подходит гусь. За-за-за – надвигается гроза. Зи-зи-зи – кубики вези. Цо-цо-цо – знакомое лицо. Ец-ец-ец – Вова (Саша, Коля) молодец. С детьми проводят игры, в которых используются программные поэтические произведения, в частности " Бежала лесочком лиса с кузовочком…", " Приказ" Э. Мошковской (в сокращении); " Лисий хвостик" Н. Пикулевой; " Ой, ты, заюшка-пострел…" (пер. с молдавского И. Токмаковой) и т. п. Приведем пример игры-диалога с использованием польской народной песенки " Сапожник" (пер. с польского, обраб. Б. Заходера) – Был сапожник? – Был! – Шил сапожник? – Шил! – Для кого сапожки? – Для соседской кошки. В летние месяцы в группе или на участке целесообразно рассматривать с детьми сюжетные картины – знакомые и новые. Среди новых могут быть картины из наглядно-дидактического пособия В. В. Гербовой [17]. Приведем пример занятия.
|