Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политология: глоссарий

НОУ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общественных наук

 

 

Политология: глоссарий

В помощь студентам всех специальностей и форм обучения, изучающих курс «Политологи»

 

Составитель: Гончаров Е. А. кандидат философских наук, доцент

 

КРАСНОЯРСК, 2009

ГЛОССАРИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Абсентеизм (от лат. ahsehtis-отсутствующий) - 1) проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней; 2) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.д. 3) пассивный протест населения против существующих форм правления, политического режима, проявления безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей.

Абсолютизм (от лат.absolutus-неограниченный, безусловный) – 1) любой политический режим, отвергающий идею ограничения власти суверена какой – либо другой властью, нежели его собственною; 2) форма государственного устройства, которая характеризуется неограниченной властью монарха, и выливается в политическую форму абсолютистского государства. Типична для эпохи западноевропейского средневековья; 3)форма государственного правления, при которой неограниченная верховная власть находится в руках одного лица - монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти. Термин “абсолютизм” используется также для обозначения особой социально-политической системы в условиях перехода от средневековья к Новому времени. Хронологические рамки утверждения абсолютизма в Западной Европе – XVI – XVIII вв., в Центральной и Восточной Европе – XVIII – XIX вв. Абсолютизм возник в момент обострения противоречий между дворянами и нарождавшейся буржуазией.

В настоящее время абсолютные монархии сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Автаркия (греч. – самоудовлетворение) – экономическое обособление государства от других стран с целью создания замкнутой, самообеспечивающейся экономики. В политике – совокупность средств и мер, используемых для обособления политических институтов, создания замкнутой политической системы (например, противоречия между центром и регионами).

Автократия (греч. – самодержавие) – единовластие; форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица. Автократические правления существовали на Древнем Востоке, в Римской и Византийской империях.

Авторитаризм - (от лат.auctoritas-власть) – 1) политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или потестарного (властного) органа, но при наличии ее определенных ограничений; 2) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

Авторитет политический (лат. – власть, влияние) – одно из фундаментальных качеств субъекта политики или, прежде всего, политического деятеля любого уровня, которое необходимо для достижения поставленных социально-экономических и политических целей, а также решения конкретных задач.

Активность политическая (лат. – деятельный, энергичный) – усиленная, настойчивая деятельность личности, группы, различных политических сил, направленная на достижение определенных социально-экономических и политических целей.

Актор политический (от англ. act-действие, поступок)- субъект, активно осуществляющий какую-либо из форм политической деятельности. Степень проявления активности, воздействия на политические процессы обусловлена субъективными качествами актора политического, а также местом, ролью в политической жизни той партии, движения, организации, к которой он принадлежит.

Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – 1) это политическое течение, провозгласившее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. В качестве руководящего начала эта теория признает только волю отдельной личности; 2) теория и утопический идеал свободного общественного порядка, исключающего господство людей над людьми; А. отрицает политические и общественные порядки принудительного характера, прежде всего государства; 3) мелкобуржуазное общественно-политическое течение, провозгласившее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения является буржуазный индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм.

Аристократия (от греч. aristokratia - букв. власть лучших, знатнейших) - 1) форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству; 2) знать, привилегированная часть какого-либо класса, пользующаяся особыми правами и преимуществами.

Баланс сил – 1) во внутриполитическом плане понимается как примерное равенство нескольких групп в сложном, разделенном на сегменты обществе, предполагающее их приблизительное равновесие и наличие как минимум трёх сегментов; 2) принцип, определявший в XVII в. политику европейских государств в отношениях друг с другом.

Бихевиоризм (от англ. behavior, behaviour- поведение)- ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв. в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды, наука о поведении человека и животных. Идеи и методы бихевиоризма нашли широкое применение в социологии, педагогике, психологии и политологии.

Бихевиористский метод - анализ политической жизни путём изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности; политика, как общественное явление имеет, прежде всего, индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями.

Верховенство закона — 1) важнейший принцип взаимоотношения между законодательной, исполнительной и судебной властью в правовом го­сударстве, означающий, что всякое применение, власти должно осуществ­ляться только на законном основании. Верховенство закона — одно из глав­ных условий становления и развития правового государства; 2)верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни; 3) взаимная ответственность государства и личности.

Власть - (от итал. potere «власть», происходит от разговорного лат. potere, обратного образования от potens «могущий» и др. форм на pot- глагола posse «мочь» (состоящего из двух компонентов: potis «господин», «тот, кто может» индоевропейского происхождения и esse «быть»)- 1) центральное, организационное и регулятивно контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры и конкретной жизни человека; 2) в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная); 3) это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы; 4) полномочия, связанные с исполнением определенной должности, правительство страны и т.д.

Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) – 1) идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. В. противостоит интеллектуализму; 2) деятельность, осуществляемая без учета объективных законов исторического процесса, на основе субъективных желаний и произвольных решений; 3) свойство идеологии и психологии, политики и практики, проистекающее из признания воли решающим фактором общественного развития и противопоставления ее разуму, законам общества.

Вотум (лат. — желание) — решение, мнение, выраженное в форме го­лосования. Вотум доверия или вотум недоверия — выражение парламентом путем голосования одобрения или неодобрения деятельности правительства, министра, президента.

Глобалистика (лат. globus - шар) - научное направление, предметом исследования которого служат происхождение, проявления, пути решения глобальных проблем, а также в общем, виде макросоциоприродные системы и их динамика.

Голосование — подача голоса за кого-нибудь или что-нибудь. Применяется чаще всего для выяснения мнений, настроений, оценок событий, происходящих в современной политической жизни, а также в ходе выборов должностных лиц. Бывает тайным и открытым.

Государство (от лат. status, от stare со значением «оставаться прямым», «быть неподвижным»). 1) земля, территория, среда обитания, население и вместе с тем - это страна; 2) основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов; исторически сложившаяся организация политиче­ской власти и управления политическими процессами в обществе. Обязатель­ными являются наличие специальных органов, осуществляющих функции политической власти; право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством; определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Гражданское общество — общество с развитыми экономиче­скими, правовыми и политическими отношениями между его членами, неза­висимое от государства, но взаимодействующее с ним. Структурными элементами Г. О. являются собственность, свободный труд, общественные объединения, религия и религиозные объединения, воспитание, образование, наука, культура, семья, средства массовой информации.

Группы интересов – организации различного типа, члены которых, не претендуя на политическую власть, пытаются влиять на неё в целях обеспечения специфических групповых интересов.

Гуманизация политики - придание политике гуманистической направленности, т.е. ориентации на реализацию человеческих интересов и ценностей.

Делегитимация - утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита.

Демократия (от греч. demos - народ и kratos - власть) –1) власть народа и народовластие, 2) одна из форм политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства; 3) форма устройства любой организации основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; 4) принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива; 5) форма политического строя, основанная на признании принципов народовластия, свобод и равен­ства граждан,

Деспотизм (от греч. despotes - повелитель, владыка) - форма неограниченной, абсолютной, самодержавной власти, для которой свойственны полный произвол, властное своеволие, самоуправство, самодурство, грубое и жестокое подавление воли подданных и их бесправие.

Децентрализация (централизация) политическая — два взаимодополняющих политических процесса сочетание концентрации политической власти в одном центре, в одних руках и передачи части функций центральной власти местным органам. Граница между этими системами власти подвижна и обычно в политике нарушается в пользу центра. Процесс централизации выразился в стремлении к созданию империи, собиранию земель в эпоху феодальной раздробленности, формированию на­ций и национальных государств, монархического правления и т. д. Поэтому соотношение политической централизации и децентра­лизации — один из основных вопросов социальных революций, националь­ных и политических движений, крупных общественных реформ.

Дивергенция (от лат. divergere - обнаруживать расхождение) - процесс повышения количественного и качественного разнообразия политических систем, процессов, культур.

Диктатура (лат. — “неограниченная власть”) — 1) способ осуществления государственной власти, политический режим абсолютного, ничем не ог­раниченного господства лица, общественной группы, класса. 2) период диктаторского правления (цезаризм, абсолютизм, монархия, бонапартизм, тоталитаризм). Диктатура характеризуется отсутствием разделения властей, подавлением гражданского общества, активным противодействием любым формам гражданского неповиновения.

Дискриминация (лат. —различение) — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по национальному, расовому, религи­озному, половому признакам или по политическим убеждениям. В международных отношениях — ограничение прав какого-либо государства или его граждан.

Догматизм (от греч. dogma- мнение, учение, постановление) –1) положение, принимаемое на веру как непреложная, неизменная истина при всех обстоятельствах; 2) антиисторический недиалектический схематически - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени.

Единовластие — концентрация власти в руках одного человека, что делает его ничем не ограниченным правителем. Единовластие характерно для то­талитарных режимов. Однако в чрезвычайной обстановке (например, во время войны) единовластие может быть необходимым условием выживания.

Жизнь политическая - совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней. Понятие Ж.п. используется для обобщенной оценки политической и социальной обстановки конкретных эпох, стран, обществ, деятельности и политического поведения классов, социальных слоев и групп и отдельного человека.

Закон социально-политический - необходимые, существенные, повторяющиеся и установленные взаимосвязи между социальными и политическими явлениями и процессами, определяющие характер и общее направление развития общества, государства и других социально-политических сил, институтов и т.д.

Законодательная власть - одна из трех ветвей государственной власти осуществляемая народом через своих представителей в парламенте, который формируется в результате выборов. Функции законодательной власти различные по объему и содержанию: принятие законов, формирование государственных органов, политический контроль и привлечение к ответственности отдельных должностных лиц и институтов власти, регулирование бюджетно-финансовой сферы и т. д.

Застой политический — заторможенное развитие общества, вызванное неспособностью власти разрешить накопившиеся в стране проти­воречия и конфликтные ситуации, попытками проигнорировать тенденции развития мирового сообщества. Застой является порождением монополиза­ции власти, отсутствием гласности, демократических прав и свобод граждан.

Идентификация, – (лат отождествлять)- отождествление, приравнивание, уподобление.

Идеократия (идеократическое государство) (греч. — идея + власть) — политический строй в государстве, когда правящий слой руководствуется не имущественными или иными мотивами, а каким-либо идеалом, идеологической доктриной.

Идеология (от греч. idea - идея, представление и logos - понятие, учение; от франц. ideologie - наука об «идеях») - более или менее целостная система идей, взглядов, идеалов, концепций, представлений, которые непосредственно связаны с политической практикой и выражаю интересы и ценности того или иного общества или его части (класса, социального слоя, группы, нации, партии, движения и т.д.).

Идеология политическая - система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований. Любое политическое движение представлено определенной политической идеологией, соответствующей его характеру, ориентации, задачам, целевым установкам.

Избирательная система –1) совокупность правил и приёмов, обеспечивающая определенный тип организации власти; 2)механизм выдвижения кандидатов на государственные посты; 3) принципы, на основе которых проводятся выборы (всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор, тайное голосование и другие).

Индустриальное общество - одна из стадий общественного развития в рамках теории, которая делит историю развития человеческого общества на доиндустриальное (аграрное, традици­онное), индустриальное и постиндустриальное (авторы теории французский философ Р. Арон, американский экономист и политолог У.Ростоу, американский социолог О.Тоффлер).

Институт политический (лат. —установление, учреждение) – 1) комплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обуславливающих и регулирующих деятельность человека в политической области; 2) политическое образование, или учреждение, организация - органы государственной власти - правительство, парламент, институт президентства, законодательное собрание, городской совет, префектура и др.; научные, учебные заведения и т. д.; 3) устойчивый тип политического поведения, выражающийся в определенной системе коллективных действий, процедуре, механизме.

Институционализация - это процесс формирования, складывания, создания социальных и политических институтов как устойчивых форм организации деятельности людей в обществе и государстве. И. позволяет создать статусно-ролевую структуру общества и государства и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно)- 1) внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным; 2) занимательность; 3) необходимость, нужда, потребность.

Интересы в политике являются непосредственной причиной политической идеологии и деятельности. Они направлены на реализацию потребностей больших групп людей, которые вырастают из реальных условий общественной жизни и осознаются наиболее развитыми идеологиями.

Исполнительная власть – одна из трех ветвей государственной власти, наряду с законодательной и судебной, обеспечивающая управление и реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Клерикализм (от лат. clericalis- церковные) - общественное политическое течение, направленное на установление доминирующий роли христианской церкви и духовенства в социально-политической и духовной жизни общества.

Компромисс в политике (от лат. compromissum – соглашение) – договоренность между политическими субъектами о разрешении противоречий, конфликтов между ними путем взаимных уступок.

Консенсус (от лат. consensus- согласие, единодушие, соучастие, согласованность)- 1) совпадения намерений и желаний; 2) разрешение и одобрение содержаний, которые надо принять или отвергнуть при самом К., требуя и добиваясь его;

3) согласие между членами социальной единицы об общих целях, ценностях и нормах; 4) одна из процедурных форм выработки и принятия решений в рамках международных, межгосударственных (межправительственных) организаций и международных дипломатических конференций, заключающаяся в принятии решения без голосования при отсутствии возражений с чьей-либо стороны.

Консенсус политический - обычно понимается как состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов

Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conservo - сохраняю, охраняю) –1) политическая философия, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; 2) умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам; 3) направление против абстрактного рационализма, разрушающего общественную мораль и традиции и открывающего путь к катастрофе;

4) приверженность к старому, отжившему, вражда ко всему новому, передовому; 5) идейно-политическое течение, противостоящее прогрессивным тенденциям.

Конституционная монархия — государственное устройство, при котором абсолютная власть монарха ограничена системой выборных представительных учреждений. Первые проекты введения конституции в России поя­вились в конце XVIII — начале XIX вв. (А.Н.Радищев, М.М.Сперанский).

Конституционный суд — в ряде государств судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением Конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов.

Конфедерация (лат. confoederatio, от confoederare – связывать договором, соединять) – союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся лишь для координации действий в определенных целях (главным образом внешнеполитических и военных).

Конфликт (от лат. conflictus- столкновение)- 1)один из типов социального взаимодействия индивидов, социальных общностей и социальных институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствует реализации ее целей, интересов; 2) противоречие интересов и вытекающие отсюда столкновения между индивидами, группами, организациями или государствами.

Конфликт политический – конкурентное взаимодействие, борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере государственной власти

Конфронтация (лат. — противопоставление) — противоборство, столкновение социальных систем и интересов, идейно-политических принципов.

Конфронтация в политике – тип взаимоотношений между субъектами политики, основанный на противопоставлении их потребностей, интересов и действий.

Концепция политическая - система политических взглядов, идей, целевых установок, пронизанных единым, определяющим замыслом, основной, ведущей мыслью, содержащей постановку и пути решения определенных политических проблем. Политическая концепция формируется в процессе целенаправленного познания субъектом политики сущностных, глубинных связей и отношений изучаемых политических явле­ний, осмысления и освоения новых идей (инноваций), новых методов осуществления поставленных целей.

Конъюнктура политическая (лат. conjungere - соединять) - совокупность условий, обстановка, положение, сложившиеся в конкретный момент в отрасли политики.

Корпоративизм- система представительства интересов, основанная на корпоративных принципах.

Коррупция (лат. — подкуп) — использование должностными лицами своего служебного положения в корыстных целях ради личного обогаще­ния: взяточничество, протекция, подкуп. Результатом коррупции является деградация власти, усиление преступности.

Кризис политический – 1) неспособность политической системы в целом или отдельных ее структур и элементов к изменению в соответствии с новыми формами политического участия и социально-экономическими требованиями населения; 2) особое состояние в развитии и функционировании политической системы общества, и прежде всего, ее государственно-властных структур, характеризующихся нестабильностью.

Кризис идентичности – возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

Культура политическая –1) исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения как в сфере международных отношений, так и внутренней политики; 2) совокупность элементов и феноменов сознания культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.

Легальный - признанный, допускаемый законом.

Легитимация (от лат. legitimus - законный) – 1) процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике - ее признания, объяснения, оправдания; 2) форма удостоверения личности гражданина в государствах, где нет паспортной системы.

Легитимность -право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям.

Легитимность политической власти - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности и способов ее избрания. Легитимность власти не является правовым процессом, а поэтому с политической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания власти народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям.

Либерализм -1) в широком значении - интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В узком значении Л. - это идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение механизмов рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов (прежде всего в рамках ЕЭС); 2) идейно- политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности; 3) политическая теория, которая сознательно принимает за основу высшую ценность и цель политических действий, свободу индивидуума.

Лидер (от англ.leaber- ведущий)- авторитетный член общественной организации, любой социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе; лицо способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Лидер политический (англ.— руководитель, ведущий) — политический деятель, являющийся ведущей политической фигурой, это может быть глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.

Лидерство политическое (от англ. leader - ведущий, руководитель) –1) социально-политический институт (процесс), при котором одно, а иногда и несколько лиц берут на себя роль главы, руководителя, ведущего какой-либо политической партии, социально-политической организации, движения, государства и общества в целом; 2) один из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанный с осуществлением властных функций; 3) представляет собой способ построения власти, основанной на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач общественного развития.

Лобби, лоббизм (англ. — кулуары) —1) закулисная, скрытая деятельность представителей различных политических кругов, организаций, добивающихся принятия или провала того или иного решения, закона путем оказания воздействия, давления на законодателей и других официальных лиц. Лоббизм отличает кулуарная заорганизованность, назойливо-настойчивая устремленность к достижению определенных и не обязательно высоких целей, приверженность интересам узких группировок, рвущихся к власти; 2) термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств крупных монополий или организованных групп при законодательных органах США, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организации.

Мажоритарная система – порядок определения результатов голосования в избирательном праве, когда избранным считается кандидат, получивший на выборах большинство голосов в округе.

Мандат –1) осуществление (не) ограниченных сроком делегируемых представительных полномочий; 2) документ, подтверждающий полномочия официального лица.

Маргиналы (от лат.marginalis-находящийся на краю)- личности и группы, находящиеся за рамками характерных для данного общества структурных основных подразделений или господствующих норм и традиций.

Меморандум (лат. — “то, о чем следует помнить”) — вид дипломатического акта, который служит дополнением к беседе или ноте и содержит изложение определенной стороны вопроса.

Менталитет (от франц. mentalite, от лат. mens- ум, мышление, образ мыслей, душевный склад)-1) глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; 2) совокупность интеллектуально-психологических установок, ориентирующих поведение какой-либо социальной или этнической группы или индивида.

Метод политического моделирования - исследования политических процессов и явлений путём разработки и изучения их моделей(измерительные, критериальные и предсказательные модели).

Метод сравнительный –1) термин, обозначающий теорию и практику сравнения. В узком смысле - термин, обозначающий метод систематического сравнения случаев, подобранных по определенному принципу, с целью развития и перепроверки гипотез о некоторых обстоятельствах, процессах и взаимоотношениях двух или более переменных величин; 2) особый интерес исследователей к институциональным и макросоциальным факторам, которые анализируются при сравнении различных обществ, или к распространению каких-либо специфических феноменов в различных обществах.

Метод экспериментальных оценок - проведение экспертных оценок специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведётся экспертиза.

Методология (от метод и греч. logos - слово, понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также - учения об этой системе.

Методы политологии (греч. мethodos-путь исследования)- средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Милитаризм (лат. — военный) — политика, направленная на нара­щивание военной мощи государства, подчинение экономической, политиче­ской жизни этой цели.

Мировая политика-1) совокупная деятельность государств на международной арене; 2) оказание практического влияния на формирование структуры и самого хода международных отношений; 3) совокупность государственных политических систем, международных и национальных организаций и связывающих их отношений, включая взаимозависимость.

Многопартийность — один из важнейших, сущностных при­знаков демократического устройства общества, допускающего на конститу­ционной основе деятельность тех или иных партий, объединений и т.д., пред­ставляющих интересы различных политических сил.

Модернизация (от фр. moderne – новый, современный) - одна из влиятельных, современных, социологических теорий. Основное внимание в теории модернизации уделяется проблемам развивающихся стран.

Модернизация политическая - изменение политической системы в том числе возрастающее участие в политике различных групп населения и формирование новых политических институтов.

Модернизация общества (франц. — современный) — обновле­ние социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем различных нововведе­ний и усовершенствований. В более узком смысле под модернизацией пони­мается промышленная революция и индустриализация, которые являются ос­новой формирования индустриального общества, приводят к фабричной организации труда, способствуют складыванию общенационального рынка и единой системы хозяйствования. Исторический опыт показал “органичный” и “неорганичный” или “догоняющий” типы модернизации. Первый вариант модернизации является результатом внутреннего, эволюционного развития (передовые страны Западной Европы, США и др.). Второй тип модернизации вызван внешними факторами. Это реакция на вызов других стран с более мощной, динамично развивающейся экономикой и военно-стратегическим потенциалом. По такому пути развития последовали Германия, Россия, Ки­тай и ряд других стран.

Монарх (греч. — “один правитель”) — наследственный, реже избран­ный (так было в России в 1598 и в 1613 гг., когда выбирались Земским собором Борис Годунов и Михаил Романов, в 1606 г. боярами — Василий Шуй­ский, в 1725 г. Сенат и Синод избрали Екатерину I, а в 1730 г. Верховный тайный совет — Анну Иоанновну) единовластный глава государства (князь, царь, король, император и т.д.).

Монархия – (от греч. monarchia –единовластие) –1) форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства- монарха и передаётся по наследству; 2)обозначение формы единоличного политического господства (греч. «власть одного») на уровне государств. Господство осуществляется одним лицом на основе особых привилегий и приписываемых ему выдающихся способностей.

Монотеизм (от греч. monos единственный + theos бог)- учение о едином персонифицированном Боге.

Национализм (лат.) — идеология, политика, социальная практика, мировоззрение, в основе которых лежит национальная исключительность, попытки доказательства права одной нации господствовать над остальными, угнетать их, эксплуатировать, завоевывать, уничтожать. Национализм — это стремление решать все государственные, политические, социально-эконо­мические и духовные проблемы исключительно с преобладанием националь­ного фактора, в ущерб “чужим” нациям. Различают национализм большой, многочисленной на­ции и национализм малочисленных наций, народностей. Первый (чаще всего) более агрессивен, может приобрести глобальный масштаб, несет в себе черты великодержавности, кичливого пренебрежения к другим народам. Второму присущи черты оборончества, защиты, но и он может быть агрессивным, от­личается обостренной заботой о сохранении всего национального (в том чис­ле и устаревшего, отжившего, например, кровная месть, униженное положе­ние женщины в семье и обществе и т. д.).

Национальная политика государства — политика госу­дарственных органов, направленная на учет национальных интересов народов данного государства и других стран. Выражается в документах (конституции страны, законах, договорах и т. д.), а также в практической деятельности государственных органов и чиновников. Может быть направлена на политическое, социально-экономическое и духовное развитие национальностей данного государства, на формирование гармоничных межнациональ­ных отношений или, наоборот, на утверждение господства титульной нации (по имени которой названо государство), унижение национального достоинства малых народов.

Нация (лат. — племя, народ) — в наиболее общем виде это — исторически возникшая экономическая и духовная общность людей, имеющая об­щую экономическую жизнь, территорию, язык, культуру, психический склад, национальное самосознание. Нациям предшествовали более простые общно­сти людей — род, племя, союзы племен, народности. В XVI—XVII вв. из на­родностей стали интенсивно формироваться нации, чему способствовали раз­вивавшиеся с приходом капитализма в Европу экономические, социально-политические связи. Процесс формирования наций объективно вел к образованию государств. Русская нация начала складываться из восточнославянских и других племен примерно одновременно с западноевропейскими, однако, о завершении этого процесса можно говорить только применительно ко второй половине ХIХ в., когда развитие капитализма в России приобрело зримые черты.

Нейтралитет (от лат. — “ни тот, ни другой”) — невмешательство в борьбу между двумя сторонами, особый правовой статус государства, внешнеполитический курс которого характеризуется неучастием его в вооружен­ных конфликтах и военно-политических союзах.

Неоконсерватизм –1) обобщенное понятие, обозначающее тенденции к повторному использованию или новому истолкованию консервативных позиций в общественных экономических науках, а также в политической публицистике 70-х годов XX века; 2) течение современной западной политической жизни, сочетающее трезвый реализм в оценке внутренних и международных реалий с ориентацией на сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей.

Неолиберализм (ордолиберализм) - направление (доктрина) экономической политики, основанное на критическом анализе классического экономического либерализма.

Нигилизм (от лат. nihil- ничто), в широком смысле- отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п.

Общественно – политическое движение – это понятие охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т. п., которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников. Общественно – политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение к событиям, происходящим в стране, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Выражается в одобрении или осуждении, регулирует поведение социальных групп и отдельных людей, насаждает определенные нормы общественных отношений. Активность и значение общественного мнения определяется характером и уровнем развития общества, уровнем культуры, демократических институтов и свобод. В России начало формирования общественно­го мнения относится к периоду осуществления реформ 60 — 70-х гг. XIX в.

Одиозный (лат — ненавистный) — известный своими отрицатель­ными качествами, вызывающий резко неприязненное отношение.

Олигархия (от греч. oligarchia - власть немногих) - 1) недемократическая форма правления, обеспечивающая политическую власть, господство узкой группы лиц, чаще всего наиболее богатых; 2) та правящая, властвующая элита, которая стоит во главе О. и именуется олигархами; 3)политическое и экономическое господство небольшой группы представителей крупного монополистического капитала; 4) форма правления, когда горстка людей приходит к власти неправедным путем и использует эту власть в своих интересах.

Оппозиция (от лат. oppositio - противопоставление) - в политике: 1) противопоставление своей политики другой политике; 2) выступление против мнения большинства или господствующего мнения законодательных, партийных и иных структурах, декларирующих свою приверженность демократическим процедурам. 3) означает совокупность сил, консолидирующихся, обычно в парламенте, для того чтобы противостоять политическому курсу большинства.

Ортодоксальный (греч. — правоверный) — последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, мировоззрения. Ортодоксальность есть одно из проявлений жесткого, авторитарного мышления, не признающего иных точек зрения, разномыслия.

Отношения политические - взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение и разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (влиянием, информацией, занятиями и т.п.), передача волевых побуждений от одного субъекта (первого, или активного) другому (второму, или пассивному). О.п. характеризуют тип общественной организации, отношения эксплуатации, господства и подчинения либо сотрудничества, взаимодействия и политического единства.

Охлократия - (греч.-ochlos-толпа, kratos-власть- власть толпы)- 1) ситуация мятежей, погромов, крупных уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения; 2) власть общественно-политических групп, апеллирующих к популистским настроениям в их наиболее примитивных и, вместе с тем, масссовидных вариантах.

Парадигма – это теория, правила, стандарт научной практики, стандартная система методов.

Парламент (фр. — говорить) — общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции, выборный высший законодательный орган в Великобритании называется Парламен­том, в США — Конгрессом, в Норвегии — Стортингом, в Швеции — Риксдагом и т. д. В большинстве стран состоит из двух палат.

Парламентаризм - в широком смысле слова - государственная власть, при которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту); 2) система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.

Партийная система – представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и её осуществление. В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существует однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы. Есть и другие типологии партийных систем.

Партия политическая (фр., лат. — часть, группа) — политическая организация, состоящая из наиболее активной и организованной части класса, социального слоя и выражающая их интересы, ценностные ориента­ции и целевые установки. Как правило, политическая партия строит свою деятельность в соответствии с программой и уставом, имеет свои печатные средства, финансы, имущество. Руководство партии обычно избирается на съездах, конференциях, пленумах. Условия деятельности партии зависят от политического режима в стране.

Патримониализм - форма традиционного политического господства, при котором королевский дом осуществляет произвольную власть посредством бюрократического аппарата.

Пацифизм (лат. — умиротворяющий) — одно из направлений анти­военного движения, представители которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей. Сторонники пацифизма стоят на позициях морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы.

Перестройка - политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 1980-х годов и продолжавшаяся до августа 1991 года; ее объективным содержанием была попытка перевести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями.

Плебисцит (лат. — решение народа) — всенародное голосование,

Плутократия (греч. — богатство + власть) — власть богатых, гос­подство денег. Политический строй, при котором государственная власть в стране принадлежит представителям наиболее богатых слоев общества.

Плюрализм (лат. — множественный) — в общественной жизни оз­начает многообразие сфер ее существования и форм проявления. Экономиче­ский плюрализм есть многообразие форм собственности и хозяйственных ук­ладов. Политический плюрализм проявляется прежде всего в форме много­партийности, социальный — в форме разветвленной и мобильной социаль­ной структуры. В духовной сфере плюрализм есть свобода и многообразие идей и мировоззрений.

Полиархия — форма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влияния (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффективного контроля за элитой. Авто­ром термина является современный американский политолог Р. Даль.

Полис (греч. - город) - с социальной точки зрения П. есть совокупность нескольких групп людей, которые вступили в договорные отношения, чтобы регулировать собственное существование с помощью схем, не противоречащих принципам религии, морали и права.

Политика (от греч. politika - государственные или общественные дела, от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политика внешняя - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

Политика внутренняя - система основных принципов, направлений и форм деятельности государства, его институтов, органов и организаций, обеспечивающая сохранение функционирования и совершенствования сложившегося социально-политического и экономического порядка, строя внутри страны.

Политическая культура — 1) уровень освоения человеком и об­ществом политических идей, взглядов, концепций, программ; 2) степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего; 3) зрелость и компетентность в оценках политических явлений.

Политическая система общества — это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая стабильность – устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Политический менеджмент –разработка стратегических целей и тактических установок, механизм воздействия управленческих государственных структур, законодательной власти на развитие общества..

Политический режим –это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Политический рынок –это функционирование на политической арене множества политических партий, лидеров, программ, идей, платформ, концепций, где обеспечивается избирателю свобода выбора этого политического товара взамен его собственного голоса.

Политическое поведение - форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.

Политическое развитие – многомерный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия различных политических сил происходят изменения в политическом поведении, политической культуре, в самой политической системе общества.

Политология (греч. — политическая наука) — система теоретиче­ских знаний о политической сфере жизни общества. Простейшие представле­ния об этой сфере зародились еще в глубокой древности, и длительное время развивались в рамках философии. Основателем политической науки принято считать Аристотеля (Древняя Греция), который впервые сделал политиче­скую жизнь предметом теоретического исследования. Ему же принадлежит и определение человека как “политического животного”. Со временем в рамках философии сложились весьма развитые теории политической жизни (Н. Макиавелли, Т.Гоббс, И. Кант, К. Маркс, В.И. Ленин и др.). К началу XX в. политология стала самостоятельной отраслью теоретического знания и получила быстрое развитие в ряде стран мира. В настоящее время в ее рамках исследуется все многообразие политической жизни общества (государство, власть, политический процесс, партии, движения и др.). Политология включает в себя ряд относительно самостоятельных направлений: политическая социология, политическая философия, политическая психология и др. Важнейшей функцией политологии считается теоретическое исследование политиче­ской сферы общества с целью получения точного знания о нем.

Политология сравнительная - область политологии, которая занимается систематическим сравнением в политике

Популизм (лат. — народ) — разнородные общественные течения и движения, рассчитывающие на поддержку народных масс. Основные идеи популизма: прямое участие народа в управлении (“прямая демократия”), не­доверие к представительным государственным институтам, критика бюро­кратии, коррупции и т. д. Для популизма характерна вера в возможность про­стейшего решения социальных проблем.

Права человека — это права на положительные действия государства в интересах человека: право на неприкосновенность личности, социаль­ное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах госу­дарственной территории и т. д. Степень их развитости и гарантированности обеспечивается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

Правительство — высший орган исполнительной и распорядительной власти, осуществляющий непосредственное управление государством. Обычно возглавляется премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров), а в некоторых странах — главой государст­ва (например, в США).

Правовое государство – государство, деятельность которого и степень вмешательства в жизнь общества чётко ограничены демократически принятыми законами прежде всего конституцией, выражающей волю суверенного народа. В правовом государстве действует принцип взаимной ответственности государства и граждан за соблюдение закона и также принцип равенства всех перед законом; демократические принципы и процедуры, обеспечивающие реализацию гражданских прав человека на уровне международно признанных норм. В отношении граждан применяется принцип «разрешено всё, что не запрещено законом». Гарантиями от злоупотребления властью служат подконтрольность государства обществу, осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Правые и левые — две крайние, противоположные политические силы: с одной стороны консервативно-охранительные, с другой — радикально-преобразующие. Такое деление возникло в период Великой Французской революции в связи с размещением членов Учредительного собрания в зале за­седаний; консервативного направления справа от председательствующего, а радикально настроенных — слева. Эти термины используются для характери­стики политических партий и общественных движений, выступлений в печа­ти, средств массовой информации, отдельных личностей. Между этими двумя силами выступает центристское направление, которое ими используется в борьбе друг с другом.

Прагматизм (греч. — действие) — в политике — установка на достижение непосредственных преимуществ, игнорирующая нравственное со­держание и отдаленные последствия действий.

Президент – (от лат. – сидящий впереди) – 1) в большинстве стран с республиканской формой правления избранный на определенный срок глава государства. В 1993 г. пост президента имели в своем государстве более 130 стран из 183, входящих в ООН. Впервые в СССР пост президента был утвержден на внеочередном III съезде народных депутатов (12-15 марта 1990г.). 14 марта на этом же съезде 1990 г. сроком на 5 лет Президентом был избран М. С. Горбачев. С распадом СССР 25 декабря 1991г. М. С. Горбачев объявил об уходе в отставку. В России в результате выборов 12 июня 1991г. Президентом стал Б. Н. Ельцин, которого сменил

В. Путин 31 декабря 1999г. в качестве исполняющего обязанности главы государства, а с апреля 2000г. – всенародно избранного Президента; 2) президентом также называют руководителей общественных и других организаций или учреждений, корпорации, компаний т. д.

Прикладная политология –совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта.

Программа политическая — документ, содержащий в себе основные задачи и целевые установки, определяемые государством, партиями, различными политическими организациями, и предлагающий конкретные пути и методы их осуществления и достижения. Политическая программа основывается на определенном теоретическом фундаменте, включающем принципы, ценностные ориентации, оценку социально-экономической и политической ситуации, сложившейся к моменту ее обсуждения или принятия, а также правовое обоснование планируемых целей и действий. Программа, как правило, содержит разделы, в которых представлены очередные и перспективные задачи в сфере внешней и внутренней политики.

Прогресс (лат. — движение вперед) — тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Понятие прогресса применимо и к ис­следованию общественной жизни. В основе общественного прогресса лежат многообразные потребности человека, а его движущей силой является твор­ческая деятельность человека. Важнейшим критерием прогресса в обществе выступает свобода человека, качество его жизни, гуманность общественных отношений.

Пролонгация (лат. — удлинять) — продление срока действия до­говора, соглашения, займа и т.п.

Протекционизм (лат. — прикрытие) — 1)экономическая политика государства, имеющая целью ограждение национального хозяйства от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары. Используется также ограничение или полный запрет ввоза опреде­ленных товаров; 2) система протекций, покровительства при устройстве чьих-либо дел.

Психология политическая - теоретико-прикладная область психологических и политических знаний, которая к 80 г. XX века приобрела статус самостоятельной научной дисциплины. Изучает психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительства и индивидов и реализуются в конкретных политических действиях участников политических процессов на всех названных уровнях.

Равенство социальное - 1)социальный идеал, проявляющийся на протяжении всей истории человечества и по-разному осмысливаемый в сменяющихся исторических эпохах; 2) принцип, в соответствии с которым людям обеспечиваются социальные условия и возможности соблюдения их прав и свобод; 3) ключевая ценность демократического общества, одна из высших политических ценностей, воплощение принципа справедливости.

Радикализм (от лат. radicalis- коренной)- теория и практика, состоящие в отстаивании и применении решительных мер, направленных на осуществление коренных социальных и политических преобразований.

Разделение властей — одна из центральных идей устройства системы государственной власти, основанная на принципе разграничения прав и обязанностей за­конодательной, исполнительной и судебной власти, политическое влияние которых уравновешивается т.н. «системой сдержек и противовесов», предполагающей возможность каждой из ветвей власти до определенной степени влиять на действительность двух других. Идея высказывалась Аристотелем, затем Дж-Локком

(XVII в.), развита Монтескье (XVIII в.). Разделение властей, как правило, закрепляется конституцией страны.

Революция (лат. revolutio - переворот) - 1) коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, одна из закономерностей развития явлений природы, общества или познания; 2) коренной переворот в жизни общества, приводящий к ликвидации отжившего общественного строя и утверждения нового, более прогрессивного.

Революция социальная — наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся социальных антагонизмах. Важнейшими признаками рево­люции социальной являются переход власти из рук одного класса в руки другого, смена господствующего способа производства и политического строя общества.

Регламен т (польск. reglament, от франц. regle - правило) - 1) порядок ведения заседаний, собраний, сессий и съездов каких-либо органов представительной власти; 2) в конституционном праве - нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти или органов местного самоуправления; 3) свод правил, регулирующих внутреннюю организацию и порядок работы правительства; 4) название актов, принимаемых правительствами Франции, Италии и других государств в порядке осуществления регламентарной власти.

Режим (франц. — управление) — совокупность методов, средств, приемов, с помощью которых господствующий класс и государство как его инструмент осуществляют управление обществом и обеспечивают свое политическое господство. Политический ре­жим в значительной мере определяет условия деятельности, работы не только государственных органов, но и различных общественно-политических орга­низаций, объединений, движений и т.п. Истории известны различные типы политических режимов, например, монархический, либеральный, диктаторский, тоталитарный, чрезвычайный, демократический и т. д.

Республика (лат. — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями. Исторически республика возникла в античную эпоху как антипод монархии (Спарта — VI—IV вв. до н. э.; Рим — конец VI—I вв. до н. э.; Афины — V в. до н. э.). Наибольшее распро­странение республиканская форма правления получила в Новое время.

Республика парламентская — форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в полити­ческой жизни общества принадлежит парламенту. Правительство формирует­ся парламентскими партиями и несет перед парламентом политическую ответственность. Эта ответственность выражается в различных юридических формах, среди которых самая сильная — это вотум недоверия со стороны парламента, либо отказ парламента в доверии правительству, если оно само поставило вопрос о доверии. В этом случае правительство либо уходит в от­ставку, либо предлагает распустить парламент и назначить новые выборы. Президент в парламентской республике избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Он — номинальный глава государства, осуществляющий свои полномочия лишь по указанию главы правительства (премьер-министра), без визы которого ника­кой акт президента не будет действителен.

Республика президентская — форма государственного устройства, в которой президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он, как и парламент, избирается народом, а затем его политическая ответственность перед парламентом принимает иные формы: во-первых, ответственность президента перед парламентом, как пра­вило, регламентирована соответствующими законами; во-вторых, президент не может распускать парламент, в-третьих президенту всегда необходима поддержка парламента в вопросах бюджета — центрального вопроса госу­дарственной власти. Особенность президентской республики состоит в том, что независимо от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать, что придает политическому режиму устойчивость.

Референдум (лат. — то, что должно быть сообщено) — всенародное голосование (опрос) по существенным вопросам государственной, общественной и политической жизни. Условия проведения референдума и его про­цедура регулируются конституциями и законодательством стран.

Реформа (фрац. refopme, от лат. reformo - преобразовываю) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не меняющая принципиально основ существующей социальной структуры. В политической практике и политической теории Р. обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.

Реформа либеральная — преобразования в обществе, направ­ленные на утверждение либеральных (буржуазных) ценностей: свободы и прав личности в противовес коллективному, общественному, государственному интересу, приоритета индивидуума над коллективом, парламентаризма, правового госу­дарства, частной собственности на средства производства, рынка как способа функционирования эко­номики, характерного для капитализма.

Самодержавие — монархическая форма правления в России, при которой носитель верховной власти — царь, император — обладал суверенными правами в законодательстве (утверждение законопроектов), в управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управле­ния, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и т.п.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование). В истории самодержавия прослеживается два этапа: XVI—XVII вв., когда монарх осуществлял свои права вместе с Боярской думой и боярской аристократией; XVIII — начало XX в. — абсолютная монархия. Самодержавие просуществовало до марта 1917 г., но как некий желанный общественный идеал централизованной вла­сти продолжает пропагандироваться некоторыми политическими силами России и сегодня.

Система (от греч systema – целое) – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и др. частям занимают соответствующие им места.

Сознание политическое - одна из центральных категорий политологии, входящая в систему ее понятийных координат и обозначающая восприятие субъектом политических реалий, явлений и процессов, а также связанные с особенностями его восприятия действия и состояния.

Социализация политическая - процесс включения индивида в политическую систему. В отечественной психологии под С.п. понимается политическое развитие личности как процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей и норм общества и формирования их в осознанную систему соци

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бусинка и желобок | В помощь ученикам 8 Д: Индия в первой половине XIX в.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.042 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал