![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международный стандарт уровня внешнего государственного долга? ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет: · Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 50 %. В Беларуси этот показатель в 2000 – 2006 г. составлял 18, 5 – 26, 5 %, то есть на много ниже 50%. · Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%. · Отношении платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %. В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %. Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешних долгов. С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год. Внешний государственный долг Беларуси на 1 марта 2004 года составил 716, 1 млн. долл. США при утвержденном лимите 2 млрд. долл. США. На протяжении последних десяти лет наблюдается тенденция снижения внешнего государственного долга. Если в 1995 году он составлял 1, 5 млрд. долл. США, то начиная с 2000 года сохраняется на уровне 800 млн. Динамика его относительных показателей свидетельствует о том, что Беларусь сохраняет свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП, начиная с 1996 года, не превышает 10%, отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 15%, отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 4%. Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы. Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга. В 2004 – 2006 гг. наблюдается снижение внешнего государственного долга страны. В 2006 г. Республика Беларусь имела внешний государственный долг в сумме чуть больше 1 млрд. дол. США. По словам Президента страны А.Г. Лукашенко, ни одна из стран СНГ не имела такого низкого внешнего государственного долга. В области внешнего государственного долга основными задачами являются: · сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне; · сокращение стоимости обслуживания долга; · обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе; · полное финансовое обеспечение выдаваемых государственных гарантий; · управление внешним государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания; · усиление контроля за своевременным и полным выполнением предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению. В настоящее время кредиторами Республики Беларусь являются 12 стран. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы Германии (24, 4%), России (18, 6%), МБРР (12, 4%) и США (10, 3%). Ведутся переговоры об открытии кредитной линии Италии. Кредитором является Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.
|