Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По данным психологического исследования 1987 г. 1 страница
1. Поло- Естественные корни разви- вое со- вающегося человека; появляется зревание новый его облик. Это второе ро- ждение человека.
Огромное количество всяких недомоганий берет начало в этом возрасте.
Рождение новой психики - «вдруг» выявившаяся обращенность внутрь. Многое зависит от инди- видуальности, но общее есть: пере- ломный характер душевного со- стояния, возможность почувст- вовать свое место среди людей. Это состояние сопровождается резкими подъемами и спадами настроения. Реактивная сгущен ность состояний. Немотивиро ванное чувство стыда, невероят ная обидчивость, повышенная воз будимость. Опасения насчет нор мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще- ний - от отвращения к еде до об жорства. Повышается чувстви- тельность к запахам. Начинает острее восприниматься цвет. Го- лос становится фактором душевной жизни. Замечательный новый мир и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается во влюбленности в лицо проти- воположного пола. Возникает явление красования, инициато ром которого чаще всего являют ся девочки. Это плоскость претво ренного интереса, которая дает о себе знать в половых фетишах (термин Ст.Холла, Уипла и др.) - подарках, безделушках, подарен- ных представителями другого пола, альбомах со стихами «про любовь»
514
Формирование половой идентичности человека свя- зано не только с определен- ными психосексуальными (то есть направлением и харак- тером осуществления влече- ния к противоположному полу), но и различными со- циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре- деленная система половых ролей. Это очень важный момент в воспитании стар- шеклассников, так как все чаще возникают утрирован- ные тенденции мускулиза- ции женского и феминиза- ции мужского поведения.
Переживание половой идентичности предполагает наличие у человека опреде- ленных образцов поведения соответствующего пола. Идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подро- стков, как мальчиков, так и девочек, находится как бы в разных планах и практиче- ски не пересекается. Естест- венно, что регулирующая функция этих образов весь ма незначительна
Новооб- разова- ния
| По данным психологического исследования 1927 г.
| По данным психологического исследования 1987 г.
| 2. Иска-
| Анализ характера юных пере-
| Анализ саморепрезен-
| ние но-
| живаний показывает, какую мощ-
| тации показывает, что для
| вого Я и
| ную роль в них играет стремление к
| старших подростков в це-
| пробле-
| выяснению своей личности, к соб-
| лом характерна достаточно
| мы само-
| ственному обнаружению. Эта черта
| высокая степень рефлексии
| выявле-
| не является частным проявлением
| и существенных различий
| ния
| только в этой сфере. Всем хорошо
| между подростками-старше-
|
| знакомо явление, как юность любит
| классниками и подростками,
|
| чувствовать себя непонятой, оди-
| стоящими на пороге юности
|
| нокой в своих исканиях, увлекаясь
| (имеется в виду количествен-
|
| мыслью, что обыденные люди не в
| ная характеристика). Вместе
|
| состоянии понять ее незаурядную
| с тем данные свидетельству-
|
| натуру и так далее. Черта исканий
| ют, что сторона самосозна-
|
| присуща юности как ее типическая
| ния во многом зависит от
|
| черта. Ее может увлекать сам прин-
| эмоциональной.
|
| цип исканий, так сказать, фор-
| Переход от подростко-
|
| мальное искание, когда юная мо-
| вого к раннему юношеско-
|
| лодежь больше ощущает свое на-
| му возрасту можно охарак-
|
| строение, а назвать его не может,
| теризовать как период, в
|
| потому что они только своего рода
| котором происходит смена
|
| вопросительный импульс, часто
| некоторого «объективистс-
|
| больше самоощущение, чем реаль-
| кого» взгляда на себя
|
| ная конкретная потребность. Стрем-
| «извне» на субъективную ди-
|
| ление это - найти и выявить самого
| намическую позицию «изнут-
|
| себя, свое Я. В эту пору особенно
| ри». Критерии самооценки
|
| ярко начинает говорить желание
| приобретают принципиаль-
|
| быть самим собой. Юность считает,
| но иные формы сравнитель-
|
| что величайшее счастье, это - быть
| но с оценкой человеком дру-
|
| самим собой и найти свое настоя-
| гих людей. Она проявляется
|
| щее место в жизни, это не голос
| в умении отделять успех или
|
| рассудка, а выражение всего суще-
| неуспех в конкретной дея-
|
| ства юности.
| тельности от общего пред-
|
| Естественно, с первого же мо-
| ставления о себе, своих спо-
|
| мента юность начинает рваться к
| собностях, возможностях.
|
| борьбе за свою личность, за вы-
| Развитие временных пред-
|
| явление себя, за собственное опо-
| ставлений тесно связано как с
|
| знание. Найти для себя арену дея-
| умственным развитием, так и
|
| тельности и простор для самовыяв-
| изменением жизненной пер-
|
| ления, что ведет к повышенной
| спективы ребенка. Воспри-
|
| жажде активности, неугомонности,
| ятие времени подростком
|
| суетливой горячности и так далее.
| еще остается дискретным и
|
| Интерес к субъективному ми-
| ограничено непосредствен-
|
| ру, внутренний мир, как большой
| ным прошлым и настоящим,
|
| мир, как постоянное явление, от-
| а будущее кажется ему почти
|
| крывается именно в юности. Это
| буквальным продолжением
|
| действительно открытие Америки,
| настоящего. В юности вре-
|
| и для каждого юного человека это
| менной горизонт расширяет-
|
| открытие нетронутых, невиданных
| ся как вглубь, охватывая
|
Новооб-
| По данным
| По данным
| разова-
| психологического
| психологического
| ния
| исследования 1927 г.
| исследования 1987 г.
|
| плодоносных целин, которые
| отдаленное прошлое и буду-
|
| ждут и неотложно требуют своей
| щее, так и вширь, включая
|
| разработки.
| уже не только личные, но и
|
| Яркое ощущение нового Я,
| социальные перспективы.
|
| которому надо дать новое со-
| Изменение временной
|
| держание. Так сильно захватыва-
| перспективы тесно связано с
|
| ет юность это стремление к выяв-
| переориентацией юношеско-
|
| лению своей личности... У нее
| го сознания с внешнего кон-
|
| горячее стремление к осчастлив-
| троля на внутренний само-
|
| ливанию человечества, к соци-
| контроль и ростом потреб-
|
| альному делу, к альтруизму. И
| ности в достижении. И то и
|
| все это идет рука об руку с го-
| другое сильно зависит от
|
| товностью жертвовать собой.
| социальных и культурных
|
| Юность, даже широко подра-
| условий. Формирование но-
|
| жая, не хочет, чтобы думали, что
| вой временной перспективы
|
| она подражает. Все подражания
| не всем дается легко. Обост-
|
| юности конкретным образцам по-
| ренное чувство необратимо-
|
| ведения включены в основное ис-
| сти времени нередко сочета-
|
| кание юности - в стремление найти
| ется в юношеском сознании с
|
| и выявить свое Я. Юность способ-
| нежеланием замечать его
|
| на в известных случаях быть сча-
| течение, с представлением о
|
| стливой своим несчастьем, даже
| том, что время остановилось.
|
| болезнями, лишь бы они не несли с
| Особенности организации
|
| собой ощущение преодоления, не-
| систем саморегуляции лично-
|
| обыденности, возможность выде-
| сти детерминируют актив-
|
| лить свою личность.
| ность учащихся в согласии, а
|
| Ни в коем случае нельзя просто
| порой и вопреки субъектив-
|
| развенчивать эти порывы юности к
| но представленным содержа-
|
| новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью
| ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
|
|
| случае не всегда является
|
|
| определяющим, ибо высту-
|
|
| пает лишь как ориентир в
|
|
| сложном процессе активно-
|
|
| сти и развития личности
| 3. Неко-
| Индивидуализм юности - чер-
| Жизненная позиция неот-
| торые
| та, которую мы отмечали неод-
| делима от мировоззрения
| характер-
| нократно, особенно в стремлении
| личности. Социальная цен-
| ные чер-
| юности быть самим собой. Юность
| ность человека определяется
| ты умо-
| полна социальных стремлений, но
| тем, насколько его деятель-
| настрое-
| она без всякого противоречия с
| ность способствует прогрессу
| ния юно-
| этой своей чертой хочет быть
| общества. Чем больше чело-
| сти
| индивидуально социальна, чув-
| век дает людям, тем богаче
|
| ствуя, что повторение снижает
| становится сам как личность.
|
| ценность личности, что для соци-
| Задавая вопрос о смысле жиз-
|
| ального служения нужно не ста-
| ни, юноша думает одновре-
|
| до. а многогранный коллектив.
| менно и о направлении обще-
|
516

По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы и образцы не из семьи, а из лите- ратуры, из истории, обществен- ной жизни, иногда знакомые толь- ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав- ляют их сознание своей индиви- дуальности, оставляют больше простора для собственных выяв- лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри- цание увлекательно уже тем, что оно расчищает почву для ощуще- ния своей самобытности. Скеп- тицизм юности носит служебный характер, юность должна иметь мужество отрицания, огонь этот очистителен с точки зрения про- гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на помощь крепнущий свет разума, собственной думы, обобщения и отвлечения... Устойчивость тут не такое уж частое явление, и в этом не следует видеть повода для отри- цательной оценки. Одновременно с такими чертами, как скепсис, кри- тика, некоторый нигилизм, она проявляет не только самоуверен- ность, но и довольно наивно выяв- ляющийся догматизм. Юность спо- собна приняться поучать кого хо- тите и в чем хотите, и не охотно признается в том, что она в чем- либо некомпетентна. Это ощуще- ние резко повысившейся телесной и духовной силы..
Максимализм - юность рвется на простор к большему, обыден- ное имеет мало шансов на успех у юности. Для подъема юности ха- рактерно пользование своего рода словесным максимализмом («друж- ба», «верность», «навсегда», «ни- когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и о конкретной цели собствен- ной жизни. Каково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности в наи- большей степени раскроются мои индивидуальные способ- ности? На эти вопросы нет общих ответов, их нужно вы- страдать самому, к ним мож- но подойти только практиче- ским путем. Трудность юно- шеской рефлексии о смысле жизни в правильном совме- щении ближней и дальней перспективы. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей мо- рально-психологической зре- лости человека.
В юности мировоззрен- ческие вопросы решаются категорично, в них отража- ется противоречие между абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно- шеского возраста - форми- рование жизненных планов. Это явление одновременно социального и этического порядка. Это план деятель- ности, который заземляется на выбор профессии. Стрем- ление к самоутверждению сменяется более реалистиче- ским и критическим самоана- лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка, принимающего правила по- ведения на веру, юноша уже начинает осознавать их отно- сительность, но еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не
отчасти намечена в максимализ
удовлетворяет. Более того.
517
Новооб- разова- ния
| По данным психологического исследования 1927 г.
| По данным психологического исследования 1987 г.
|
| ме, это стремление к расцвету
| «разрушение» авторитетов
|
| своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эсте- тическую сторону, к подчеркну- той жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знает-
| становится психологиче- ской потребностью, предпо- сылкой собственного мо- рального и интеллектуально- го поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо-
|
| ся, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со
| ральному релятивизму: если все относительно, значит, все
|
| всей энергией выступить против
| дозволено, все, что можно
|
| постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в
| понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное
|
| юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. То- ропиться раздевать жизнь и ого- лять факты под весьма спорным
| этическое воспитание, разъяс- нение принципов морали в общем виде или на конкрет- ных примерах жизни, литера-
|
| прикрытием утверждения, что это «настоящая жизни», ни в ко- ем случае не следует
| туры повышают уровень мо- рального сознания юношей и девушек, помогают им глубже
|
|
| понять, взвесить и оценить
|
|
| жизненные ситуации
|
Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же, об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест- венными по отношению к тем закономерностям возраста, которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но как они отличаются тем отношением к исследованному фе- номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по- зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте- чественной науки первой четверти XX века, представленную для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело- веку, что я и делаю.
Отчужденную позицию исследователей человека послед- ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб- ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у исследователя чувства.
За этим стоит не только изменение приоритетов отечест- венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное
5J8
явление, которое я называла много раз словами отчуждения человека от собственной жизни.
Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет, сталкивается с культурой, в которой универсальные инст- рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;
общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого человека делает его «удобным» для управления во всех со- циальных системах.
Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости самой жизни, открытой для нее через существование живого Я. (Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, - пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан- ных с необходимостью найти и установить свое собственное содержание, освоить свое собственное психологическое про- странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей- на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все- гда достигается» (с. 159).
У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у рас- тущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вы- зреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость (или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела мо- лодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построе- ния новых переживаний.
(Мне так нравятся слова М.М.Рубинштейна «юные люди», что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое собственное тело, которое соотносится по размеру или поло- жению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Об- ращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкива- ния. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки зрения эти сны выглядят не так, как я их попробую понять, но мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах
юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если хотите, воплощения) своей экзистенциальности, своей сущно- сти, своего назначения.
В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы та- кой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Жен- ская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что де- вушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, свя- занных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокое- ние, вызванное принятием известного образца чужого Я. Не- даром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрос- лого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом воз- расте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.
У юношей диапазон колебаний в переживаниях значи- тельно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ сво- его Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир... Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огром- ную работу по построению своего мирового (соответст- вующего меркам мира) психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получа- ется, а о других пока говорить не будем - впереди описание взрослой жизни.
Противоречивость переживаний, свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к са- мым обобщенным формам, содержащим идеал человече- ской жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизи- ровать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть, они нужны, в них существует потреб- ность, доказывается исследованиями и прошлого, и сего- дняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой, но в них есть общее - они связаны со стремлением к твор- честву, к тому проявлению жизни, которое я раньше назы- вала полным.
Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни,
„„„ной на собственных усилиях по ее построению. Это осн0 „з оснований для появления чувства взрослости и его ^пления по мере роста физических и духовных сил
^" Йде^Тмеет огромное влияние на выбор и осуществление ппойессиональной деятельности, выбор той сферы приложе- г своих сил, которая будет приносить переживание полно- " Ы жизни, как бы отражать реализуемость, призвание челове- ть - одно из важнейших экзистенциальных переживании, от- ражающих реалистичность усилий по организации и осущест- влению жизни.
Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую ло- гическую связь, существующую в решении жизненных задач подросткового возраста:
| Взрослые
| Любовь; псевдолюбовь
|
| Я=?
| Место подростка в жизни
|
| Идеал человека
| Осуществимость
|
| Профессия
| Эта форма жизни моя
|
Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизи- руют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток получает переживания, необходимые ему для определения своего места в жизни среди других людей; границы этого мес- та задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала чело- века), который может конкретизировать подросток в выборе профессии. Профессия и ее осуществление будут восприни- маться в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому себе и другим людям.
Получается, что в отношениях подрастающих юных людей со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуаль- ной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важ- нейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в кон- кретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чув- ство реальности собственного Я дает человеку то достоинст- во, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще на- зывают чувством социальной принадлежности, может быть, это его формула: «Я не чужой на этом свете».
Когда возникают проблемы в становлении этого пережи- вания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плот- ностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем
520
52]
свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравни- тельно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, сни- жающей как бы степень риска перед возможными жизненны- ми трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтиро- ванностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответст- вующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдате- ля это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, на- пример, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все это может быть не тем, не моим, все это может быть отброше- но или превращено в свою противоположность, и вчерашний панк может стать примерным студентом университета, и все это за короткое время.
Как хорошо, что сегодня у молодых есть эта возможность смело пробовать свои силы в поисках формы жизни - своей формы жизни. Хватило бы у взрослых мудрости не мешать им, тогда, возможно, у них во взрослой жизни останется не только горькое разочарование в своих идеалах, но чувство полноты прошедшей жизни. Той жизни, в которой творение самого себя естественно как любовь, а Э.Фромм говорил о практиковании искусства любви как о действенности в мысли, в чувстве, в активном видении и слышании на протяжении всего дня (каждого дня).
Итак, исследуемый период жизни представляет время оперирования человеком со сложнейшими переживаниями, непосредственно затрагивающими его экзистенциальность как духовную, так и физическую. Это время, когда душа человека находит свое место, место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняет- ся, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать, бегать. Эта потребность в движениях не только помогает освоению внешнего пространства, но и пространства своего тела, которое организовано весьма сложно и многоуровне- во: от непроизвольных реакций до сложнейших произволь- ных видов активности; установление иерархических отно- шений между ними - одна из задач освоения пространства тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много новых переживаний; мне очень импонирует описание их как изолированной мышечной эротики или мышечной радости,
|