Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 6. Основные функции управления. Особенности реализации в строительстве. Функции учет, контроль. Диспетчерское управление.
Вопросы к гос. экзамену по дисциплине “Менеджмент в строительстве” 2015-2016
Вопрос 6. Основные функции управления. Особенности реализации в строительстве. Функции учет, контроль. Диспетчерское управление.
Управление понятие более широкое, чем менеджмент. Это объясняется тем, что сфера управления кроме экономических процессов, включает управление социальными системами (не экономическая сфера). Менеджмент - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных экономических результатов. Субъект управления - физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Объект управления - физическое или юридическое лицо, на которое направлено управленческое воздействие. Под функциями управления понимаются особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда. Поскольку функции управления характеризуют активность управляющей системы, целесообразно классифицировать их по объективному содержанию. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие функции управления: 1. Планирование - определение системы целей функционирования и развития социально-экономических систем, а также путей и средств их достижения. 2. Организация – обоснование и выбор элементов управляющей и управляемой систем, а также установление пространственно-временных и причинно-следственных связей между ними. 3. Контроль – выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным) заданиям (норме). 4. Учет – подведение итогов деятельности социально-экономической системы за определенный отрезок времени. 5. Анализ - сбор, хранение, обработка и использование информации для обоснования и реализации других функций управления. В данном вопросе целью является раскрытие основных особенностей реализации функций учет и контроль в строительстве. К основным особенностям можно отнести то, что в условиях динамичного хода производственного процесса и непрерывного действия дестабилизирующих факторов могут возникнуть такие отклонения в ходе строительства объектов, которые при использовании классического (годового, квартального, месячного) цикла регулирования в последующем трудно ликвидировать. В такой обстановке переходят к управлению по недельно-суточным, а при монтаже зданий и сооружений из крупных панелей и объектных блоков – по суточно-часовым графикам. С уменьшением периода съема информации трудоемкость ее переработки в подготовке управленческих решений и при их передаче исполнителям резко возрастает, поэтому возникает необходимость включения в структуру управления специальной службы регулирования, которую называют диспетчерской, а само управление по краткосрочным графикам - диспетчерским управлением (ДУ). В то же время уменьшение цикла в съеме информации, а соответственно и увеличение скорости ее движения, требуют оснащения службы ДУ современными средствами связи и обработки информации. При работе по недельно-суточным графикам в функции ДУ входят следующие операции: - участие в выработке и принятии решений, определяющих задачи участников строительства на следующую неделю и сутки; - доведение решений до исполнителей; - сбор информации о ходе работ, учет и подведение итогов работы за неделю и сутки совместно с ПТО; - принятие немедленных мер по устранению возникающих отклонений; - контроль исполнения решений руководства строительных организаций и трестов (объединений); - подготовка совещаний участников строительства объектов. Эти операции осуществляются циклично через определенные промежутки времени в зависимости от вида графика. Недельные и суточные циклы вводятся в трестах-площадках, в удаленных от трестов (объединений) строительно-монтажных управлениях и в отдельно работающих организациях с различными видами собственности. Региональные тресты (объединения) в последнем случае решают вопросы регулирования при возникновении отклонений от календарных планов, которые первичные организации не могут устранить своими силами. При строительстве зданий и сооружений из крупных элементов, в том числе панелей, объемных блоков, диспетчерское управление реализуется на основе суточно (сменно) - часовых графиков транспортирования и монтажа этих элементов. Вместе с тем в достаточно определенной обстановке на стройке ДУ охватывает только отдельные управленческие операции (передачу решений руководства исполнителям и контроль за их выполнением). Эту форму работы обычно называют диспетчеризацией. При регулировании производственной деятельности по НСГ диспетчерская служба осуществляет централизованное руководство производственной деятельностью, начиная с участия в разработке НСГ и кончая регулированием производственного процесса в пределах утвержденных графиков. В этих пределах и в соответствии с действующими положениями диспетчерский аппарат управляет всеми предприятиями и службами, обеспечивающими производственный процесс. Диспетчерский аппарат не подменяет технический персонал, а наоборот, своим оперативным и своевременным вмешательством в организацию производственного процесса позволяет ему больше времени уделять технической стороне вопроса и улучшению качества работ. Следует отметить, что диспетчерское руководство больше оправдывает себя на строительстве крупных комплексов сооружений, а также при застройке городских кварталов. Центром диспетчерского руководства в этом случае является главная диспетчерская треста, которая объединяет работу разветвленной диспетчерской службы, охватывающей все основные подразделения треста и субподрядных организаций. Структура диспетчерской службы (см. рис. 1) предусматривает наличие главного диспетчерского пункта в тресте, диспетчерских пунктов на участках работ. Главный диспетчер треста по характеру выполняемой работы является помощником главного инженера по подготовке и оперативному управлению производством. Распоряжения главного диспетчера в пределах утвержденного графика обязательны для всех работников генподрядных строительных управлений, субподрядных организаций и всех обеспечивающих подразделений треста. В главной диспетчерской треста посменно работают старшие инженеры-диспетчеры, которые руководят всей оперативной работой в сменах, и операторы по связи. Аппарат главной диспетчерской выполняет следующую работу: 1. Участвует в составлении и утверждении месячных планов работ, разработке недельно-суточных графиков производства работ и материально-технического обеспечения. 2. Ведет непрерывный контроль за обеспечением строительных управлений, субподрядных организаций и предприятий материально-техническими ресурсами и доставкой их на рабочие места. 3. Контролирует выполнение графика перевозок грузов железнодорожным транспортом. 4. Утверждает на каждые сутки разнарядки на перевозку бетонной смеси и раствора, уточняет разнарядку на транспортные средства. 5. Разрешает неувязки и спорные вопросы оперативного характера, возникающие между подразделениями в производственном процессе, организует устранение аварий, простоев и других неполадок. 6. Руководит всей сетью низовой диспетчерской службы. 7. Учитывает поступающие отчетные данные и донесения от диспетчеров и всех участников производственного процесса, анализирует выполнение НСГ, главный диспетчер ежедневно докладывает руководству треста о ходе работ и мероприятиях по устранению неполадок. Старшие инженеры-диспетчеры ведут журнал распоряжений и указаний руководства треста, журнал указаний главного диспетчера и контролируют их исполнение. Одновременно со старшим диспетчером работает техник-оператор, который принимает сводки донесений, телефонограммы о выполнении НСГ и обрабатывает их по установленным формам диспетчерского контроля. Все распоряжения диспетчера, связанные с выполнением НСГ обязательны к выполнению. Низовая сеть диспетчерской службы включает диспетчеров предприятий, автобаз, баз механизации и строительных управлений. В отделах главного механика и на производственных предприятиях, а также в УПТК из числа работников аппарата управления выделяются операторы, которые поддерживают связь с диспетчерской треста.
Рис. 1. Структура диспетчерской службы.
Главная диспетчерская треста является составной частью производственного отдела, она организует всю работу по недельно-суточным графикам, освобождая от этих обязанностей линейный инженерный персонал. Главная диспетчерская осуществляет руководство через начальников и главных инженеров строительных управлений, начальников отделов треста, директоров предприятий, а также через низовую диспетчерскую сеть. На участках и в цехах производственных предприятий функции диспетчерского управления возлагаются на линейный управленческий персонал. На крупных объектах создаются передвижные диспетчерские пункты, в состав которых входят 1-2 диспетчера.
|