Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маркетинговые услуги. Потребности в маркетинговых услугах.
Маркетинг услуг Маркетиг услуг - маркетинг, задачей которого является продвижение услуг компании на рынок. Маркетинг услуг — научная дисциплина и отрасль современного маркетинга, изучающая особенности маркетинговой деятельности организаций, бизнес которых заключается в получении выгоды от предоставления услуг. Маркетинговая политика компании, работающей в сфере услуг, значительно отличается от маркетинговой политики компании, работающей с материально-вещественными товарами. Связано это, в первую очередь, с особенностью «производства» или оказания услуг. Отличительной особенностью услуги является то, что она может существовать только при взаимосвязи покупателя услуги и производителя услуги. На маркетинг услуг влияет то, что услуги обладают рядом особенностей, отличных от товара: -неосязаемость - покупатель затруднен в определении качества услуги до момента ее оказания; -ненакапливаемость – услугу нельзя сохранить или складировать как товар, что объясняет высокие издержки производства услуг и расходов на маркетинг услуг; -неотделимость от источника услуги - процесс оказания услуги трудно отделить от покупателя, который непосредственно участвует в проссе производства и оказания услуги. Отсюда вытекают и особенности маркетинга услуг, поскольку с товаром невозможно ознакомиться заранее в силу перечисленных причин, и покупателю услуг остается только верить маркетинговым сообщениям производителя услуг о качестве, своевременности оказания услуги. Ожидаемая услуга — субъективное представление потребителей о качественном уровне маркетинга услуг, который будет им предоставлен. Экстернализация услуг (externalization of services) — маркетинговая концепция развития услуг, связанная с появлением новых видов и форм сервисной деятельности, берущих на себя функции по удовлетворению потребностей, которые прежде удовлетворялись силами организации или домашнего хозяйства. Целями маркетинга услуг являются:
-прибыль от услуги и ее рост; -удовлетворенность покупателей -постоянные покупатели; -увеличение ценности услуги; -улучшение качества обслуживания (удовлетворенность, заинтересованность и высокая производительность труда служащих). -Особенности комплекса маркетинга для услуг (4P + процесс, персонал, материальное окружение). Специфика маркетинга услуг находит отражение и в системе маркетинга. Главная причина создания особого комплекса маркетинговых коммуникаций в сервисных фирмах видится в необходимости донести до покупателя услуг высочайшее качество той услуги, которую он собирается приобрести. Есть и другие причины специфичности комплекса маркетинга услуг. Это, как и писал ранее, непосредственное участие покупателя в процессе оказания услуги, не менее важном, чем результат. Кроме того, невозможность хранения услуг требует точных расчетов возможностей предприятия в сфере услуг, согласования их спроса и предложения.
Модель маркетинга услуг должна основываться на следующих принципах: -системности подхода к выработке целей, формирования и выделения ресурсов, разработки и реализации стратегических и тактических управленческих решений осуществляемых по всем векторам развития маркетинга услуг; -формированием мероприятий по приоритетным направлениям развития с учетом изменения внешней среды и наличия внутренних ресурсов фирмы; -концентрации всех возможных ресурсов для достижения приоритетных задач; -комплексности: использования экономических, организационных и социально-психологических инструментов маркетинга; -сочетаемости или непротиворечия разработанных мероприятий, их направленности на решение задач, подчиненных общей цели; -оптимальности, при которой разработанные и реализуемые мероприятия.
Концепция маркетинга услуг включает: -изучение и прогнозирование рынка; -сегментацию и выбор целевого рынка; -анализ клиентов; -анализ конкурентов; -формирование пакета услуг; -формирование ценовой политики; -разработку эффективной системы трейд маркетинга; -разработку плана маркетинга; -контроль за реализацией плана маркетинга; -коррекция плана маркетинга по результатам контроля.
Потребности в маркетинговых услугах Функциональное и социальное назначение маркетинговых услуг обусловлено потребностями в них. Эти услуги удовлетворяют социальные и интеллектуальные потребности. Из всех социальных потребностей маркетинговые услуги в наибольшей степени удовлетворяют такие их разновидности, как экономические и технологические, в меньшей степени — трудовые (косвенно) и престижные (создание имиджа предприятия) потребности. Из двух разновидностей интеллектуальных потребностей маркетинговые услуги в основном удовлетворяют информационные потребности. Технологические потребности маркетинговые услуги удовлетворяют потому, что в условиях насыщенного рынка первым этапом технологического жизненного цикла товаров является маркетинг и изучение рынка. При наличии на пред приятии — изготовителе продукции или исполнителе услуг маркетинговой службы (отдела) изучение рынка проводят маркетологи этой службы. Потребность в маркетинговых ус лугах возникает лишь при отсутствии на предприятии указанных служб, или при невозможности провести необходимые маркетинговые мероприятия только их силами (напри мер, широкомасштабную рекламную кампанию), или при необходимости экспертизы маркетинговой деятельности структурных подразделений организации, в том числе и службы маркетинга. Проведение маркетинговых исследований по изучению спроса, разработке на основе полученных результатов идеи нового товара, а затем и его характеристик позволяет рационально определить технологические потребности предприятия, осваивающего производство новых видов продукции (услуг) и/или технологий. Экономические потребности в маркетинговых услугах возникают в связи с тем, что такие услуги могут выступать в качестве эффективного средства формирования новых потребностей или потребностей в новых товарах (напри мер, разработанных на основе достижений научно-технического прогресса, а также продвижения новых или традиционных, серийно выпускаемых товаров на рынке). Конечной целью указанных маркетинговых мероприятий является повышение прибыли и рентабельности предприятия, т.е. удовлетворение его экономических потребностей. Трудовые потребности тесно связаны с технологическими и экономическими потребностями, поскольку имен но совокупность технологических, в том числе сырьевых, ресурсов совместно с трудовыми позволяет предприятию удовлетворить экономические потребности. Правильно спланированные с помощью маркетологов или маркетинговых услуг технологические и экономические потребности предопределяют потребность в кадрах, их рациональный вы бор, расстановку и использование. Из вышеизложенного видно, что маркетинговые услуги косвенно удовлетворяют и трудовые потребности. Престижные потребности предприятия удовлетворяются с помощью таких методов обеспечения конкурентоспособности, как реклама, пропаганда, выставки и паблик рилейшнз. Эти методы могут применяться маркетинговыми фирмами при оказании соответствующих услуг предприятиям. Указанные виды потребностей не могут возникнуть у индивидуальных потребителей. Информационные потребности предприятий могут удовлетворяться за счет как деятельности собственного персонала (маркетологов, юристов, технологов, товароведов и т.п.), так и маркетинговых услуг сторонних организаций. Предприятию — заказчику таких услуг иногда экономически выгоднее периодически получать информацию о макро среде, рыночной конъюнктуре и т.п. от специализированных фирм, чем содержать в штате соответствующий персонал. Информационные потребности могут появиться и у индивидуальных потребителей, но они значительно реже удовлетворяют их с помощью маркетинговых услуг. Таким образом, маркетинговые услуги удовлетворяют социальные (технологические, экономические, трудовые, престижные) и информационные потребности предприятий заказчиков, относящихся к производственным, обслуживающим и управленческим потребителям. Лишь в отдельных случаях указанные услуги могут удовлетворять информационные потребности индивидуальных потребителей. Потребность в маркетинговых услугах чаще всего возникает у пред приятий, у которых нет собственной маркетинговой службы, однако потребность в отдельных видах указанных услуг может возникнуть не только у них, но и у предприятий, имеющих службы маркетинга. Поскольку возникновение потребности в маркетинговых услугах зависит от вида последних, необходимо рассмотреть их классификацию.
21. Причины расширения сферы услуг.
Можно выделить несколько групп причин интенсивного развития сферы услуг и исходящие из этого экономические, социальные и политические последствия. Данные причины расширения сферы услуг следует рассматривать в неразрывной связи с функциональным предназначением этой сферы. Во-первых, это причины общественного характера, - связанные с изменением социальной философии общества и взгляда на экономическую роль сферы услуг. В экономической теории проблемам определения роли услуг посвящено большое количество работ, которые непосредственно повлияли на практическое развитие данной сферы. Еще К. Маркс в III томе «Капитала» признает наличие ряда функций, которые выполняет товарно-торговый капитал, функционирующий в сфере обращения: «1) вследствие разделения труда капитал, занятый исключительно куплей и продажей... меньше, чем он был бы в том случае, если бы промышленный капитал должен был сам вести всю торговую часть своего предприятия; 2) так как купец занимается исключительно этим делом, то не только для производителя его товар раньше превращается в деньги, но и самый товарный капитал совершает свой метаморфоз быстрее, чем он мог бы совершать его в руках производителя; 3) если рассматривать весь купеческий капитал в отношении к промышленному капиталу, то один оборот купеческого капитала может представлять не только обороты многих капиталов в одной сфере, но обороты нескольких капиталов в различных сферах». Только содействуя сокращению времени обращения, капитал косвенным образом может увеличить прибавочную стоимость, создаваемую в производстве, а следовательно, и норму прибыли промышленного капитала. Кроме того, он повышает производительность промышленного капитала и способствует его накоплению, так как торговый капитал опосредует разделение труда между капиталами. Он также уменьшает долю денежного капитала, необходимого для организации распределения и продажи товара, тем самым увеличивая часть капитала, применяемую непосредственно в производстве. Ранее, вплоть до середины XX века, отправной точкой в определении эффективности экономического развития являлась количественная оценка потребления. Основным ценностным ориентиром в условиях жесткой технологической ограниченности производственных ресурсов являлось расширенное воспроизводство товаров и преимущественный рост производства средств производства. В таких условиях классическая теория трудовой стоимости полноценно отражает механизмы функционирования хозяйства. В соответствии с ней, произведенный в обществе продукт - это не механическое сочетание факторов производства, а результат единого трудового процесса, главная роль в котором отводится рабочей силе. Следовательно, конечным источником национального богатства является человеческий труд. Эффективность экономики определяется при этом через показатели рентабельности, фондоотдачи, органическое строение капитала и пр. С развитием экономики появляются новые формы потребностей, выявляются новые ресурсы и развиваются новые формы капитала. Одной из главных потребностей в динамично развивающемся мире становится потребность в информации. Усложняется процесс выбора правильного решения из большого числа альтернатив, что приводит к актуализации структурирования информационных потоков. Расширение мирового внешнеторгового оборота приводит к обострению потребности в перемещении как людей, так и товарных потоков в кратчайшие сроки на дальние расстояния. Повышение производительности труда и сокращение рабочего дня влечет за собой потребность в интенсивном использовании свободного времени. Так, Гарри Беккер в рамках теории потребления домашних хозяйств относит затраты человеческого времени к ключевым ресурсам производства семьи в выпуске базовых потребительских благ96. Отвлечение времени на приготовление пищи и уборку по дому приводит к потере дополнительного заработка. При этом доход семьи складывается из денежного дохода и потерянных заработков, недополученных из-за отвлечения ее членов на работу по дому. Исходя из этого, все отрасли сферы услуг, фактически заменяющие домашнюю работу, способствуют увеличению благосостояния домашних хозяйств через экономию времени, что достигается путем специализации и повышения производительности труда. Изменяется также отношение к базовому источнику прибавочного продукта. Эволюцию экономических ресурсов достаточно полно иллюстрирует подход одного из современных ученых в книге «Глобальное сообщество: новая система координат». Здесь выделяется следующая взаимосвязь факторов: «Природа - Физическая сила - Товар -Промышленность - Информация - Человек». Такая иерархия отражает снижение доли ее составляющих, стоящих на низших уровнях, в общем объеме производимого прибавочного продукта. Следовательно, роль информационного и человеческого фактора приобретает все более возрастающее значение с развитием постиндустриальных тенденций в экономике.
|