Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физическая реабилитация детей с ДЦП
К числу важнейших методов лечения ДЦП относится физическая реабилитация, которая должна начинаться уже в первые месяцы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений направленные на две важных цели - не допустить атрофии мышц, вследствие недостаточного их использования, а также избежать развития контрактур, при которых спастически напряженные мышцы становятся малоподвижными и фиксируют конечности больного в патологическом положении []. Контрактуры являются одним из наиболее частых и наиболее серьезных осложнений церебрального паралича. У здорового ребенка, мышцы и сухожилия регулярно растягиваются во время ходьбы, бега и повседневной двигательной активности. Это обеспечивает рост мышц с такой же скоростью, как и рост костей. У детей с церебральными параличами спастика препятствует растяжению мышц, в результате чего они растут не достаточно быстро и отстают в росте от костей. Формирование контрактур у больных ДЦП может приводить к ухудшению равновесия и потере ранее приобретенных навыков []. Программа физической реабилитация должна направлять усилие на избежание этого нежелательного осложнения путем растяжения спастических мышц. Третьей важной целью физической реабилитации является содействие моторному развитию ребенка. По мере взросления ребенка с ДЦП и приближения школьного возраста, акценты лечения смещаются от обеспечения его раннего моторного развития к его адаптации в социуме. Теперь усилия физической реабилитации направляются на формирование навыков повседневной жизни, развитие способности к общению и подготовку ребенка к жизни в коллективе. Физическая реабилитация должна быть больше направлена на развитие возможности передвигаться самостоятельно, с помощью палок или в коляске, а также осуществлять точные и сложные операции, например, письмо [].
Основным средством двигательной реабилитации ребенка с ДЦП служит ЛФК. Занятия могут проводиться в лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, образовательных учреждениях, санаториях. Важной особенностью является то, что необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности формирования двигательных функций ребенка с ДЦП (тренировка удержания головы – повороты туловища - ползание – ползание на четвереньках – сидение – стояние - ходьба). Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как: - нормализация произвольных движений в суставах конечностей; - нормализация дыхательной функции; - формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп; - коррекция сенсорных расстройств; - коррекция координационных нарушений (мелкой моторики, равновесия, ритмичности движения, ориентировки в пространстве); - тренировка мышечно-суставного чувства; - профилактика и коррекция контрактур; - активизация психических процессов и познавательной деятельности. Различные методики ЛФК для решения перечисленных задач описаны многими как отечественными, так и зарубежными специалистами.
|