Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Угроз для России






Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что начало XXI века будет характеризоваться проявлением во внутригосударственных и международных отношениях двух главных тенденций.

Первая - выражается в отходе от военно-силовой политики к развитию отношений доверия и сотрудничества в военно - поли­тической области, в стремлении именно на этой основе упрочить национально-государственную и международную безопасность.

Вторая - противоположная тенденция, заключающаяся в рас­ширении причин и поводов для использования военно-силовой политики. Кризисный характер экономического развития боль­шой группы государств мира, реальный рост социального раз­рыва между экономически развитыми государствами и странами с отсталой экономикой, провоцируют политические режимы не­которых государств к попыткам решения экономических и поли­тических внутренних и межгосударственных проблем вооружен­ным путем. Кроме того, амбиции отдельных крупнейших эконо­мически развитых государств в стремлении к региональной геге­монии также подталкивают их к проведению военно-силовой по­литики.

Данные тенденции обуславливаются следующими объектив­ными причинами:

· нарастание дефицита сырья и энергии в развитых странах мира;

· перенос социально-классового противостояния в мире в об­ласть национальных противоречий;

· усиление борьбы за лидерство в установлении нового экономи­ческого порядка в регионах и мире в целом;

· выход на политическую арену сил, исповедующих терроризм как способ изменения мирового порядка;

· нарастание потребности в реформировании существующего миропорядка путем изменения статуса новых мировых дер­жав.

Существующие противоречия между государствами и наро­дами будут подталкивать различные радикальные и экстремист­ские движения к силовым действиям. Появление новых центров финансово - экономической мощи в Европе, Азии и на Ближнем Востоке также, бесспорно, провоцирует применение силы в пере­деле мира. Следовательно, даже окончательный уход в прошлое рецидивов «холодной войны» не означает, что из международной практики будет исключено военно - политическое противостоя­ние. Отказ от идеологического противостояния не отменит геопо­литических интересов, а также национальных приоритетов во внешней политике любого государства.

Переходя к анализу угроз безопасности России, следует оста­новиться в первую очередь на источниках военной опасности, которые при определенных условиях могут перерасти в военные угрозы различного масштаба (глобального, регионального и ло­кального).

Глобальная военная опасность для России исходит и будет исходить от стран, обладающих стратегическим ядерным ору­жием (США, Китай, Франция, Великобритания, Пакистан). В свою очередь и Россия, обладающая стратегическим ядерным оружием, является источником глобальной военной опасности по отношению к другим государствам мира. В то же время военно-стратегическая обстановка в мире показывает, что потенциальная военная опасность в глобальном масштабе реально уменьшается и имеет все позитивные тенденции к дальнейшему снижению.

Страны, обладающие стратегическими ядерными вооруже­ниями, стремятся к снижению глобальной военной опасности. Кроме того, складывающиеся отношения России и США с Ки­таем, Францией и Великобританией позволяют сделать вывод об уменьшении взаимной глобальной военной опасности для России на данном этапе.

Таким образом, военно-стратегическая обстановка в мире на­чала XXI века характеризуется тенденцией к снижению сущест­вующей для России военной угрозы со стороны стран, обладаю­щих стратегическим ядерным оружием. Так же и со стороны Рос­сии - этим странам.

К характерным особенностям современных войн сегодня можно отнести:

· применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных;

· сочетание военных действий (проводимых в соответствии с пра­вилами военной науки) с партизанскими и террористиче­скими действиями;

· широкое использование криминальных (и регулярных) форми­рований;

· скоротечность военных действий (30-60 суток);

· избирательность поражения объектов;

· повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;

· нанесение точечных ударов по ключевым объектам (чаще кри­тическим элементам объекта экономики);

· сочетание мощного политико - дипломатического, информаци­онно - психологического и экономического воз­действия.

Источниками потенциальной региональной военной опасно­сти России и других стран СНГ являются государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые спо­собны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. Кроме того, источником регио­нальной военной опасности служат усиливающиеся территори­альные и конфессиональные противоречия на северо-западе и востоке России. В то же время региональные военные опасности различного характера сглажены до определенной степени дву­сторонними соглашениями (экономическими, пограничными, военными, культурными и т. д.) и практически не переросли в военную угрозу для России, хотя и обладают большим взрывным потенциалом.

Локальная военная опасность в настоящее время имеет бо­лее подвижный характер, более выраженные и конкретные сим­птомы противоречий и менее короткий процесс по времени пе­рехода к непосредственной военной угрозе или к вооруженному конфликту. Локальная военная опасность России практически существует по всему периметру границ России с государствами дальнего зарубежья. Питательной средой для нее служат сущест­вующие чисто военные и территориальные противоречия, кото­рые при определенных условиях могут перерасти в вооруженные конфликты.

В настоящее время все большую роль играют тенденции нарас­тания военной опасности внутри СНГ и России, которые могут перерасти в вооруженные конфликты различного мас­штаба и интенсивности, вызванные следующими причинами.

Первая - несовпадение этнических и административных гра­ниц ряда государств СНГ и России. Эта же проблема имеет место внутри Российской Федерации между ее субъектами. Стремление некоторых республик к пересмотру и уточнению границ может приводить к вооруженному конфликту.

Вторая - политические и экономические противоречия как внутри России, так и с государствами СНГ, могут спровоциро­вать вооруженные конфликты, вызывающие нестабильность и создающие угрозу государственности России.

Третья - стремление властных националистических структур некоторых автономий к полному суверенитету и созданию своих национальных формирований.

Таким образом, для России в настоящее время существуют источники военной опасности в Европейском, Центрально - Ази­атском, Азиатско-Тихоокеанском регионах.

Как показывает анализ исторического развития общества, разрешение комплекса противоречий между государствами или группами государств в большинстве случаев происходит с при­менением оружия. За пять с половиной тысяч лет на Земле про­изошло около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов. Это значит, что на каждый минувший век не приходится даже одной мирной недели на планете.

Краткий анализ тенденции развития военно-политических от­ношений между государствами и источников военной опасности показывает, что при неблагоприятном развитии возможно резкое обострение существующих противоречий между Россией и госу­дарствами ближнего и дальнего зарубежья. Это может привести к возникновению вооруженных конфликтов (войн), различных по своим целям, задачам и масштабам.

Исходя из военных угроз, опасностей и мер по обеспечению безопасности России, расстановки военных и политических сил в мире и сопредельных с Россией государствах, а также возможных геополитических целей агрессора, военные конфликты начала XXI века будут характеризоваться, как:

- приграничные войны, где агрессором будут преследоваться цели: прорыв государственной границы для пропуска контрабан­дистов, террористов или потоков беженцев; реализация террито­риальных претензий к России; поддержка сепаратистских движе­ний на сопредельной территории; провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получение доступа к ре­сурсам экономической зоны России;

- локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реализации территориальных претензий к РФ; поддержки воору­женных сепаратистских движений на территории России с зада­чей отторжения от нее отдельных регионов, а также вытеснения российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах;

- региональные войны - это войны более крупного масштаба, ко­торые будут проводиться с целями: разгрома основных воен­ных сил РФ на театре военных действий (ТВД), захвата значи­тельной части территории, ослабления военно - политического руководства государства и содействия территориальному распаду РФ, ослабления международных позиций России, окончательного размывания и распада СНГ и системы межгосударственных от­ношений;

- крупномасштабная (мировая) война, где агрессор - государ­ство, коалиция государств или их блок, будет преследовать цели военного и экономического разгрома РФ и ее союзников, рас­членения и ликвидации России как государства - субъекта меж­дународных отношений.

Стратегический характер современных войн определяется возможностями участвующих в них государств, военно - полити­ческими целями и поставленными стратегическими задачами по их достижению. Наиболее характерными их чертами будут: скрытность подготовки и внезапность развязывания агрессии; массированное применение высокоточного оружия, средств ра­диоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых фи­зических принципах; применение ранее неизвестных форм и спо­собов ведения боевых действий; ведение вооруженной борьбы во всех сферах - на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения; активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосход­ства в управлении; огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск на всю глубину их построения; маневренные действия войск при широком использовании аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения; постоянная угроза расширения мас­штабов конфликта. Все это выдвигает новые требования к струк­туре военной организации государства, в том числе и к системе медицинского обеспечения населения в военное время.

Характерным для современных войн является тот факт, что даже при участии в них крупных воинских контингентов на больших территориях война, как правило, не объявляется, воен­ное положение в государствах, вовлеченных в конфликт, не вво­дится, полномасштабные мобилизационные мероприятия не про­водятся. Иначе говоря, отсутствует четкий правовой рубеж ме­жду мирным и военным положением в стране, в которой по сути дела идет война.

Становится очевидной необходимость поддержания структур медицинской службы гражданской обороны в высокой боевой и мобилизационной готовности. Даже в приграничном вооружен­ном конфликте, локальной войне не обойтись без проведения ме­роприятий ГО с частичной мобилизацией, особенно в регионах, где такая агрессия совершена, да и в других регионах с целью восполнения потерь личного состава, техники, материальных средств и т.д.

Таким образом, очевидно, что вероятные войны против Рос­сии будут осуществляться только с применением современных обычных средств поражения. В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разра­ботке новой концепции войны, новых форм и способов воору­женной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, осно­ванного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции войн нового поколения решаю­щая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточ­ному обычному оружию и оружию на новых физических принци­пах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал