Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 15






1. Самиздат – тамиздат – специздат в СССР.

Самиздат — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР. Копии текстов изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов власти, как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами, при помощи ЭВМ. Использовались пишущие машинки, ксерокопировальные аппараты итп. Запрещенные произведения передавались друг другу рукописным способом еще с древних времен и не только в России. Но само слово появилось лишь в середине XX века как пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде «Госкомиздат», «Политиздат» итп. Одна из форм диссидентского движения, возникла в СССР в середине 1960-х гг. и была связана с правозащитным движением. Под словом «самиздат» имеет смысл подразумевать не сам текст, а способ его бытования. Самиздат - это специфический способ бытования общественно значимых неподцензурных текстов, состоящий в том, что их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде. Автор может лишь «запустить текст в самиздат», дальнейшее не в его власти.

• 1940 – нач.1950-х: в списках ходили почти исключительно стихи. В сталинскую эпоху - Слуцкий, Корнилов, Окуджава, Сапгир, Холин, Евтушенко, Аронов, Ахмадулина.

• конец 1950-х: прозаические, в первую очередь переводные, тексты: Кестлер, Орвелл, Кафка, «Письмо к заложнику» Сент-Экзюпери, Нобелевская лекция А. Камю. Выбирались произведения, созвучные отечественной проблематике. Именно переводчики были первыми литераторами, осознанно использовавшими механизм самиздата. Отечественная проза: Платонов, Зощенко и «Доктор Живаго» Пастернака, который распространялся по стране не столько в машинописи, сколько в виде фотокопий с зарубежных изданий.

• начало 1960-х: мемуары Евгении Гинзбург, рассказы Шаламова, философские эссе Г. Померанца. Актуальная отечественная публицистика (чаще всего-тексты, осмысляющие феномен сталинизма или дополняющие и расширяющие официально дозволенные разоблачения «культа личности», например «Открытое письмо Эрнста Генри Илье Эренбургу», работа Роя Медведева о сталинизме «К суду истории». Сборники «Вехи», «Из глубины», работы Бердяева и др. религиозных философов начала века.

• рубеж 60-х-70-х гг. - исторические документы (секретная инструкция ВЧК 1918 г. и т.д.)

Первыми правозащитными текстами в истории советского самиздата и предтечами будущей диссидентской эпохи стали два текста, которые можно отнести к правозащитной тематике, хотя формально они были связаны с репрессивной реакцией власти на независимую литературу. Включив в себя эти тексты, самиздат вобрал в себя публицистику, документалистику, судебный очерк. 1 текст - запись общего собрания московских писателей осенью 1958 г., где обсуждали Пастернака 2 текст - запись процесса 1964 г. над Бродским, сделанная Фридой Вигдоровой.

 

В виде самиздатовских копий впервые получили хождение: тексты произведений В. Высоцкого; «Доктор Живаго» Бориса Пастернака; Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и «В круге первом» Александра Солженицына; «Зияющие высоты», «Светлое будущее» и «Жёлтый дом» Александра Зиновьева; «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Владимира Войновича; «Опустелый дом» Лидии Чуковской; стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, А.Галича. Книги авторов, которые формально не были запрещены (или запрет формально был отменён), но издавались крайне мало и не могли попасть ко многим читателям, преследовались не за содержание, а за «расхищение социалистической собственности», то есть бумаги, ресурса светокопира (были все только в госсобственности), материала переплёта (отсутствовал в свободной продаже). Например, стихи и проза Марины Цветаевой, Андрея Белого, Саши Чёрного, Анны Ахматовой, Bарлама Шаламова, Даниила Хармса; некоторые произведения братьев Стругацких; «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Преследовались самодельные переводы отдельных произведений, той же фантастики («Наследие звёзд» Клиффорда Саймака), Туве Янссон и Толкиена. В самиздате распространялись также кулинарные рецепты, страницы из западных журналов. Рок-самиздат, печатались на пишущей машинке: журналы «Рокси», «Ухо», «Зеркало» и другие журналы, рассказывавшие об отечественной и зарубежной рок-музыке.

Тамиздат – книги, издаваемые за пределами СССР, «там», и нелегально распространявшиеся на его территории. Тамиздат как исторический феномен появился в то же время, что и самиздат, и был с ним связан по принципу сообщающихся сосудов: тексты, бытовавшие в самиздате, могли быть изданы за границей, нелегально ввезенные книги копировались и уходили в самиздат. С явлением тамиздата связаны эпизоды общественной и культурной жизни, н-р преследование Бориса Пастернака из-за публикации в Италии романа «Доктор Живаго». «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, стихи Иосифа Бродского и др. поэтов эпохи впервые были изданы типографским способом на Западе.

Специздат - малотиражные издания для узкого круга специалистов и идеологических работников,

" для служебного пользования". Циркулировал тиражом в несколько десятков или сотен нумерованных экземпляров, предназначенных для руководящих деятелей и закрытых библиотек (спецхранов). Форма " специздата" была широко распространена в брежневское время и служила естественным дополнением и противовесом " самиздата". Казалось бы, в содержании этих публикаций не могло быть ничего общего, поскольку обе издательские формы избегали огласки у противоположной стороны. Самиздатчики больше всего боялись, как бы их продукция не стала известна " органам", а специздатчики больше всего заботились о секретности своих публикаций, отмечая каждый экземпляр номерным знаком и распространяя его поименно. Тем не менее: именно то, что общество стремилось скрыть от властей, власти старались скрыть от общества. Действовала симметрическая фигура умолчания с обеих сторон, каждой из которых было прекрасно известно, что именно утаивает другая. Так издавались Солженицын и Маркузе, Оруэлл и Зиновьев, Фрейд и Гароди, психоаналитики и экзистенциалисты, диссиденты и ревизионисты, новые левые и новые правые, все, кого общество хотело читать вопреки властям, а власти - втайне от общества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал