употребляли спиртное до сильного опьянения в течение нескольких дней (запой);
подвергали себя отравлению алкоголем от избыточного употребления (до рвоты и других осложнений здоровья);
употребляли в пищу кровь животных (запрещено правилом 67-м Шестого Вселенского Собора);
обращались за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, гипнотизерам, «бабкам», «народным целителям», сектантам, знахарям и пр.;
применяли для оздоровления заговоры;
обращались за оздоровлением к природе, звездам, земле, воде, огню и пр.;
кодировались от ожирения, курения, пьянства и пр.;
служили своему телу как самому драгоценному в жизни; много сил, средств, времени тратили на заботы о теле (культ тела);
чрезмерно объедались при употреблении пищи (обжорство);
употребляли пищу ночью: просыпались от голода и не могли уснуть, пока не наедались (работающих в ночную смену это не касается);
не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном;
регулярно употребляли пиво, думая, что это безвредный напиток, хотя пиво более опасно, с точки зрения привыкания, чем вино);
за ужином непременно желали выпить спиртное;
не соблюдали посты (каждая среда и пятница и четыре многодневных поста в году);
не могли целиком выдержать пост, неоправданно нарушали посты;
привязывались к наслаждениям телесным (баня, купание, загорание и пр.) относились к ним не как к необходимости, а как к удовольствию);
переедали и упивались вином даже в церковные праздники;
нарушали режим питания по требованию желудка; часто в течение дня употребляли пищу (это не касается тех, кому дробное питание предписано врачом);
привязывались к острым пикантным приправам и закускам (майонез, кетчуп, горчица, перец и пр.) – пища без них казалась невкусной (умеренное употребление приправ грехом не является);
желали обязательного разнообразия в пище; роптали, что надоело одно и то же, хотелось чего-нибудь «вкусненького»;
привязывались к лакомствам (в разном возрасте они могут быть разными – торты, сгущенка, конфеты, орехи, семечки, сухарики и пр.);
привязывались к шоколаду (усиливает блудную страсть и подпитывает самолюбие);
были изнеженны, долго спали, длительно лежали в постели после пробуждения;
употребляли спиртное до характерного «шума» в голове, вызывающего излишнюю веселость, болтливость, развязность, нарушение координации движений и искажение произносимых слов;
переедали (до тяжести в желудке), после чего наступала вялость, сонливость, лень, уныние (естественная тяжесть в желудке после приёма пищи проходит через 30 - 40 минут);
считали употребление пищи приятным, радостным занятием, а не необходимой потребностью тела, принимали пищу с услаждением, алчно, торопливо, не пережевывая тщательно;
желали друг другу и себе телесного здоровья как самого главного в жизни (для верующего человека более важным является здоровье души, то есть отсутствие страстей и наличие добродетелей);
угождали плоти: хотели, чтобы всегда было приятно, в удовольствие, с комфортом (естественные заботы о плоти не возбраняются);
после приема пищи обязательно хотелось вздремнуть, полежать, расслабиться.
БЛУД
имели плотскую связь до заключения брака (не сохраняли девства, любодеяние);
допускали зачатие детей до заключения брака;
изменяли–супружеская измена (прелюбодеяние);
разрушали венчаный брак;
зачинали детей от внесемейной плотской связи;
вступали в четвертый брак;
вступали в плотскую связь с бывшим супругом -ой после расторжения брака (любодеяние);
имели однополые плотские связи; вступали в однополый «брак»;
согрешали рукоблудием;
согрешали блудом противоестественным (анальным, оральным, с животными, между однополыми, между близкими родственниками, с несколькими одновременно);
соединялись в семью с близкими родственниками (кровосмешение);
блудной связью разрушали чужую семью, вследствие чего дети становились сиротами;
разбивали чужую семью, желая устроить свою личную жизнь;
блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до нежелания жить, до самоубийства;
развращали, втягивали в блуд младших по возрасту, девственника -цу;
занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений);
целовались, обнимались, нецеломудренно вели себя до заключения брака;
читали сладострастные книги, слушали и пересказывали непристойные анекдоты, смотрели передачи и фильмы с блудными сценами, разрешали это же детям;
считали плотские отношения необходимыми для здоровья и хорошего настроения;
допускали плотский интерес к лицам противоположного пола, через одежду разглядывали тело (рассматривать с любопытством тела однополых тоже греховно);
засматривались с вожделением на красивые лица, неприличные сцены и картины, непристойную рекламу;
носили одежду, подчеркивающую форму тела и не покрывающую (или специально открывающую) непристойные места (это касается и женщин, и мужчин);
допускали заигрывание, кокетство, кривляние, распущенность рук и языка, намеки, двусмысленность, вольное обращение с лицами противоположного пола;
допускали блудные воспоминания и мечтания, охотно удерживали их в мыслях, не считали грехом происходящее от этого похотное чувство в теле;
танцевали с бесстыдными телодвижениями;
применяли косметику и другие средства украшения тела для привлечения к себе внимания;
супруги проявляли плотское влечение при детях;
не воздерживались в супружеской жизни в посты, в среды и пятницы, воскресные и праздничные дни;
допускали неумеренность в плотских отношениях в законном браке;
изменяли второй половине в своем сердце нечистым воззрением на лица противоположного пола;
доводили вторую половину до измены постоянным отказом в супружеской близости;
обращались к литературе, научающей разнообразию плотских отношений;
учили детей «безопасному сексу»;
одобряли блуд, любодеяние, измены, разводы, брак с разведенными и прочие грехи, характерные для блудной страсти;
насмехались над целомудрием, девством, честным браком, супружеской верностью;
сквернословили (матерщина);
мужья принуждали жен носить нецеломудренную одежду;
старшие принуждали младших носить нецеломудренную одежду;
имели кратковременное похотное чувство от случайно услышанного, увиденного или вспомнившегося;
часто смеялись по всякому пустяку;
имели наивные романтические мечтания о «возвышенной» любви, противоречащие христианскому пониманию.
СРЕБРОЛЮБИЕ
допускали святотатство (похищали или присваивали себе церковную собственность);
похищали у людей иконы, священные книги и другие святыни;
обделяли стариков, немощных, калек, убогих, больных, заключённых, сирот – этот грех напрямую вопиет к Богу об отмщении за обиженных;
совершали разбой (грабёж) с целью наживы;
допускали мародёрство – ограбление жителей неприятельской территории или убитых и раненых (во время войны);
хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простаков и неопытных;
играли в казино, игровые автоматы, доходя в азарте до помрачения ума, растрачивая впустую деньги;
организовывали залы и клубы для игр на деньги;
в бизнесе обманывали и «подставляли» других, наживая себе прибыль нечестно;
зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи;
подвергали риску своё здоровье и даже жизнь ради денег;
участвовали в различных играх на деньги;
давали в долг под проценты (хранение денег в банке не запрещено);
не платили положенных налогов, скрывали доходы от государства (наемный работник не виновен, если это зависит не от него, а от хозяина предприятия);
возлагали все надежды на деньги, на запасы, на хозяйство, забывая при этом о Промысле Божием;
былы жестокосердны к нищим и ко всем нуждающимся (жалели своего, не хотели поделиться, хотя и имели возможность);
имели болезненную привязанность к деньгам, вещам, предметам и сильно зависели от них;
желали обогатиться и размышляли о средствах к обогащению, мечтали быть богатыми (забота о необходимом достатке грехом не является);
ненасытно желали иметь как можно больше, желали приобретать даже сверх необходимого, про запас (разумные необходимые запасы не осуждаются);
допускали скупость, мелочность, жадность, скряжничество даже по отношению к родным;
искали выгоду во всём (корыстолюбие);
скрывали доходы от семьи, накапливали тайком от ближних;
жалели своё имущество, когда им необходимо было послужить для ближних или Отечества (не хотели принять в свой дом проезжающих, оказавшихся неожиданно в бедственном положении; за оказанную помощь брали деньги; не хотели подвезти попутчиков – только за плату, и т.д.);
Если кто-то просил имеющееся у нас, то из жалости к вещи обманывали, будто не имеем её или уже отдали кому-то;
требовали возврата долга с оскорблениями и угрозами (мирно спрашивать о возврате долга разрешается);
воровали (крали чужое имущество, государственное или частное, присваивали себе то, что «плохо лежит»);
умышленно не оплачивали проезд в транспорте;
брали без спроса то, что нам не принадлежит;
бездельничали на работе, недобросовестно исполняли служебные обязанности (при этом оклад получали целиком);
использовали ложный больничный лист;
работали не по совести, а только чтобы начальство не ругало и премии не лишило;
обвешивали, обсчитывали, завышали цены, работая в торговле;
продавали плохое как хорошее;
пользовались электроэнергией без оплаты, занижали показания счётчика;
покупали краденое ради того, что оно дешевле;
подделывали документы ради выгоды и наживы;
незаконно приобретали дипломы, удостоверения, сертификаты и пр., чтобы получить должность с большей оплатой;
предлагали взятки или получали взятки;
не возвращали то, что брали во временное пользование;
требовали премию, доплату, надбавку, угрожая начальству и шантажируя увольнением или забастовкой;
судились с родными, с соседями из-за ущемлённого самолюбия (по вопросам маловажным, когда по-христиански вполне можно было уступить), требовали возмещения ущерба материального, да ещё и морального;
приносили краденое или незаработанное в качестве пожертвования в храм;
утаивали и присваивали найденные вещи и деньги (лучше принести их в храм в качестве пожертвования от тех неизвестных лиц, кому они принадлежали);
получали незаработанные деньги;
намекали или принуждали людей делать нам подарки;
не возмещали нанесённого ущерба;
выпрашивали деньги и вещи на свои мнимые нужды, ради наживы или пропоя;
нечестно делили вознаграждение за труды (себе или своим брали больше);
присваивали чужое, утраченное людьми в результате стихийных бедствий;
одобряли какую-либо разновидность воровства, научали и подстрекали к этому других;
приносили домой с работы что-либо незаработанное: инструмент, канцелярские принадлежности, краску, лампочки, продукты и пр. (позволяется брать списанное с разрешения начальства);
если и давали кому-нибудь чем-то попользоваться, то при этом боялись, как бы не сломали нашу вещь;
соблазнялись чем-либо в чужом саду, огороде, поле – частном или государственном;
небрежно относились к чужой или казённой вещи;
скупились тратить на добрые дела помощи ближним, хотя и имели на то возможность без ущерба для семьи;
приносили на пожертвование что похуже, лучшее оставляли себе;
не заботились о содержании и украшении храма, скупились на пожертвование в храм, хотя имели избыток в средствах;
полученные деньги обязательно пересчитывали, не доверяя честности человека (можно посчитать, чтобы убедиться, не дали ли лишнего);
Задерживали возврат долга, хотя и могли его отдать;
ГНЕВ
совершили умышленное убийство человека;
совершили неумышленное убийство человека;
имели ненависть (ярость, вражду) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца);
совершали избиение, наносили увечье и проявляли иное жестокое, бесчеловечное отношение к людям;
совершали аборт (убийство ребенка в утробе матери) – этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивших убийство;
допустили выкидыш (от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья);
применяли абортивные противозачаточные средства (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена»), в части случаев вызывающие убийство оплодотворённой клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито);
советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка;
«лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, колдунов и т.д. – тем самым предавали их в лапы бесам;
своим неправильным поведением довели человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть, став соучастниками смертного греха;
не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших (Мф. 6, 15);
Имели злоречивый характер: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, преувеличивали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей, писали ложные доносы и жалобы, устраивали «разборки», злословили;
допускали предательство, повлекшее гибель людей;
принуждали кодироваться;
жестоко мстили с тяжкими последствиями;
угрожали человеку убийством;
проклинали своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылали их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это есть проклятие);
проклинали своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли);
желали беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам;
не помогали умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защищали обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши);
оставляли детей, отдавали их в интернаты, детские дома;
оставляли детей на воспитание бабушкам – не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы;
оставляли старых немощных родителей, отдавали их в дома престарелых;
подталкивали человека на грех, соблазняли, растлевали душу (навязывали выпивку; научали отомстить; развращали анекдотами, дурными примерами; предлагали скверные книги, видеокассеты, диски);
втягивали в осуждение;
постоянными придирками доводили человека до отчаяния;
не исполняли волю родителей, не утешали их в старости и болезни, не ухаживали перед смертью, не молились после их смерти, не подавали за них милостыню, не поминали на панихидах в храме, не следили за могилами, ставили на могилах не кресты, а звёзды;
допускали злопамятство (помнили старые обиды, не желая простить);
допускали мелкую месть и рассуждение в мыслях об отмщении;
клеветали (забыли, что отец и родитель лжи – дьявол), сознательно лгали на человека;
распространяли злые слухи о человеке;
разглашали тайны человека его врагам;
разглашали чужие слабости, грехи, очерняли доброе имя человека;
верили наговорам, распускали злые слухи, да ещё и преувеличивали их;
передавали недобрые слова человеку, в адрес которого они были сказаны – тем вызывали обиды и ссоры;
сеяли раздоры и вражду между людьми;
осуждали других людей в мыслях и на словах – вместо сочувствия и сострадания (опасность этого греха в том, что часть вины за грех переходит с осуждаемого на осуждающего, таким образом, при осуждении мы страдаем за грех, которого не совершали. Если не хотим, чтобы нас осудил Бог, то не должны осуждать других. Судить людей – право Бога);
произносили в виде шуток опасные пожелания;
допускали злорадование: радовались неудачам других, особенно неудачам наших недругов или конкурентов (радость эта не обязательно открытая, она может быть и в виде мыслей или сердечного чувства);
попользовавшись благами от общего дела (например, в бизнесе), не хотели отвечать за последствия;
расторгали брак (совершали развод) без уважительных причин (уважительные причины строго оговорены);
воспитывали детей (или подчиненных) с помощью гнева, крика, оскорблений;
применяли наказания, превышающие проступок;
родители были безразличны к духовному состоянию детей (не научали их вере, заповедям, молитве, посту; дозволяли не посещать храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу);
родители были безразличны к занятиям детей: посещают ли школу, выполняют ли домашнее задание, хороших ли имеют друзей, чем занимаются, чем интересуются, как относятся друг к другу;
не научали детей нравственности, приёмам ведения домашнего хозяйства, терпению скорбей и прощению обид;
не подавали детям примера исполнения Христовых заповедей;
своим примером научали детей лжи, притворству, сквернословию, грубости, осуждению, зависти, мести, накопительству, алчности, обжорству, винопитию и прочим грехам, хотя на словах, может быть, были благочестивы (забыли, что дети во всём копируют своих родителей и научение происходит не столько словом, но больше делом, поэтому напрасно удивляемся: «Откуда у нас такие дети, мы их этому не учили!»);
долго не крестили своих детей, после Крещения не заботились об их духовном возрастании, о регулярном Причастии;
не учили детей покаянию, не готовили их к Исповеди;
не оплакивали грехи ребенка как свои собственные;
не прививали ребёнку благоговейного отношения к храму, особенно к Таинствам церковным;
по неразумной родительской любви воспитывали эгоистов, лентяев, всё отдавали им, всем ради них жертвовали, не знали меры, всё дозволяли, не поручали домашних дел, приучали к лакомствам, не запрещали смотреть подолгу телевизор (даже срамные передачи и фильмы), выполняли все их прихоти, терпели от них грубость и ложь, не применяли допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева);
ревновали (подозревали в измене), желали «привязать» к себе супруга (супругу) как собственность;
рассчитывались за работу водкой, способствуя спаиванию людей;
умышленно наносили вред чужому имуществу: от зла или зависти;
поджигали чужое (или в порыве ярости - своё) имущество;
отравляли соседских животных;
препятствовали в выгоде других людей;
не предохраняли других от убытков, заведомо зная, что они могут быть;
не помогали добрым советом, не обращали на путь истины заблуждающихся, если они просили об этом;
не утешали человека, находящегося в несчастии;
жестоко относились к домашним животным (били, пинали, кидали камнями, издевались, убивали по ненависти или ради развлечения);
не отделяли грех от человека (осуждали не поступок, а человека, хотя согрешившего надо бы пожалеть, как неразумного, стремящегося в ад; если мы сами не хотим туда, то и другим не пожелаем этого);
«резали правду в глаза», обличали с гневом и без милости;
грубили ближним, ходили со злым лицом, отворачивались от ближних, здоровались сквозь зубы, умышленно хлопали дверями;
толкались и ругались в транспорте, не уступали место, не терпели неудобств и неприятностей;
не могли просить Бога о своих врагах такими словами: «Отче, прости им, не ведают, что творят. Не вмени им этого в грех. Просвети их ум, приведи их к вере и покаянию. Не наказывай их за меня»;
неверующим людям навязывали веру, укоряли и упрекали за неверие вместо того, чтобы кротостью, смирением, любовью, милосердием, терпением свидетельствовать о своей вере;
не выполняли обязанностей крёстных, не молились за крестников, не научали их вере, не показывали им пример благочестия, не водили их в храм, не заботились об их Причастии (если родители ребенка препятствуют крестному, то остается только молитва и собственная благочестивая христианская жизнь);
родители вносили раздоры в семью молодых, ревновали сына к снохе и пр.;
будучи начальниками, потворствовали любимчикам или, наоборот, были жестоки в обращении с подчиненными, изводили придирками, несправедливостью, изживали с работы по зависти, наговору, мести;
потворствовали порокам подчиненных: пьянству, блуду, прогулам, воровству и прочее;
скверно относились к старшим по возрасту, старики мешали нам на улице, в транспорте, магазинах, больницах;
подвергали человека опасностям, изнуряли трудами;
не верили в болезни ближнего, насмехались над ним;
умышленным молчанием вызывали гнев ближнего;
строптивостью, упрямством, желанием настоять на своем доводили человека до раздражения;
осуждали священников (как говорят проповеди, как совершают молебны, таинства, богослужения);
отказывали болеющим или умирающим родственникам в приглашении домой священника;
умышленно повреждали своё здоровье, назло другим делали себе плохо;
считали, что в храме есть «наше» место и сгоняли занявших его;
не просили прощения у обиженных нами, не спешили к примирению;
не уступали с любовью место, раздражались на других прихожан, с раздражением одёргивали, грубо назидали новичков, осуждали их;
осуждали сидящих в храме по причине усталости и немощи телесной или даже делали им замечание;
не хотели навестить больных, старых, страдающих, одиноких – не желали портить себе настроение, оправдывались нехваткой времени;
просили прощения формально, без сокрушения сердца, без искреннего сожаления о содеянном;
делали замечание человеку с раздражением и осуждением;
допускали гневные мысли и чувства (в сердце как будто бы закипала кровь и начиналось некоторое жжение);
были вспыльчивы, раздражительны, говорили на повышенных тонах.
ПЕЧАЛЬ
отчаивались в трудных ситуациях;
рассуждали о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»;
не желали жить, если с ближним случится беда или смерть;
допускали мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными;
отрекались от спасительного креста – бежали от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божией воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной;
жаловались на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» – не могли принять всё случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божией;
не хотели терпеливо переносить скорби, забывали, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что скорби – это законное следствие наших грехов, подтверждающее наше грехопадение и рабство дьяволу;
роптали на Бога и выставляли Его виновником стихийных бедствий, эпидемий, войн, грабежей, убийств, смерти детей и прочих бед;
огорчались и плакали от бессильной злобы, от унижения и оскорбленного самолюбия, от жалости душевной;
сильно огорчались от неудач, когда срываются наши планы и мечты;
были недовольны своей участью, считали себя достойными лучшего, говорили: «Чем я хуже других, меня не понимают, унижают, я этого не заслужил»;
больше меры переживали о родных и близких (особенно о детях), плакали при этом, желали им земного благополучия, а об их будущей вечной участи забывали;
опасались старости («Как будем жить?»), нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, увольнения с работы («На что будем жить?»);
огорчались от утраты (потери) чего-либо земного (вещи, деньги, украшения, имущество, работа, должность и т.д.), доходя порой не только до потери настроения, но и здоровья;
теряли в трудных жизненных ситуациях надежду на Бога, сомневались в безграничном милосердии Божием, – что легко может довести до отчаяния; забывали, что ничего худого не может с нами случиться без попущения Божия, что в скорбях Бог особенно близок к нам, что если Бог попускает нам скорби, то Он же от них и избавляет или дает силы терпеть, а мы этого терпения не просили;
не доверяли Промыслу Божию, не оставляющему человека в бедах, нищете и нуждах, приготовляющему для нас всё потребное;
роптали на ближних (родителей, детей, соседей, сослуживцев, начальников и пр.), выставляли их виновниками наших бед;
сильно привязывались к миру (привычки, нехристианские обычаи, традиции, увлечения, происходящие не от Евангельских заповедей) и не желали с ними расставаться;
постоянно размышляли о земных делах и проблемах; «думы» из головы не выходили;
были неспособны безропотно переносить скорби;
роптали на погоду, ветер, снег, дождь, мороз и пр.;
тосковали по прежней счастливой жизни;
были не способны благодарить Бога за всё случившееся (и доброе, и худое);
были нетерпеливы, желали, чтобы поскорее разрешились наши проблемы);
жалели себя в разных трудных ситуациях (когда необходимо было потрудиться на благо ближних, выполнить дополнительную работу, или когда нам доставалась работа потруднее, или когда предстояло ухаживать за больными, дохаживать престарелых родителей, родственников; старались себе выбрать полегче, а тяжелое сваливали на других);
ждали, что кто-то нас утешит, пожалеет, развеселит и требовали этого от окружающих;
имели плохое настроение от того, что «на нас не обращали внимание», «не разговаривали с нами», «не делились с нами новостями».
УНЫНИЕ
имели произвольное понятие о Боге, о Церкви, о спасении – не хотели познать Истину, спокойно жили в заблуждениях;
не изучали свою Православную веру;
думали только о земном, житейском, бытовом – о Боге и вечной участи не помышляли;
имели некоторые теоретические понятия о вере, а в жизни их не применяли, не искали живой веры («вера без дел мертва»);
не изучали правила христианской жизни – заповеди Христовы, и не исполняли их;
приступали к Таинствам церковным холодно и безразлично, не имея страха Божия;
целью своей жизни считали достижение земных радостей;
употребляли наркотические средства и прочие способы одурманивания сознания;
использовали имя Бога в пустых разговорах, как присловие, бессмысленно (например: «Да ради Бога» или «Ну и Бог с ним» и пр.);
не посвящали седьмой день (воскресенье) Господу;
не искали (уклонялись) от встреч для бесед на духовные темы, прерывали ближних, когда они начинали разговор о Боге, о спасении, о покаянии;
погрязли в житейской суете, крутились как белка в колесе, не могли оторваться от домашних дел, не находили времени на храм, на посещение духовных бесед, на подготовку к Исповеди и Причастию;
неверно произносили слова молитв, так что содержание менялось на противоположное;
не учили молитв, не вникали в их содержание;
читали каноны, акафисты, Псалтирь без понимания смысла читаемого;
не имели благоговейного, трепетного отношения к святыням;
забывали свои грехи (даже смертные) и в целом – повреждение нашей человеческой природы ядом греха, не оплакивали своего состояния, были неспособны каяться, не имели искреннего сожаления о содеянных грехах;
были неспособны замечать свои грехи, не могли приготовиться к Исповеди;
не могли возненавидеть свои грехи, не выражали твердой решимости расстаться с грехом, исправить свою жизнь;
увлекались земными радостями, не видели в них противоречия заповедям Христовым;
скучали по «обычной» человеческой радости, искали её, сами себе её устраивали, не понимая, что рождалась она от тщеславия и самодовольства, когда мы льстили сами себе или льстили нам другие, особенно когда земные успехи и удачи сопутствовали нам;
часто и подолгу говорили по телефону;
дозволяли себе компьютерные игры, сидение в интернете, уход в виртуальный мир;
желали развлечений, компаний, увеселений;
регулярно употребляли алкогольные напитки для поднятия настроения;
курили;
искали земного, призрачного, мимолетного счастья –гонялись бесплодно за ним всю жизнь, как за тенью;
не могли находиться в тишине, обязательно включали радио или телевизор (хотя и не смотрели его);
имели подавленное состояние духа: безразличие, пустота, лень;
играли в карты и держали карты дома;
убивали время у телевизора на развлекательные программы, сериалы и пр. – наполняли душу разнообразной греховной отравой;
спали больше необходимого, сколько хочется, не могли соблюдать режим;
страдали переменчивостью нрава (то уныние и слёзы, то весёлость и смех);
празднословили (вели бесполезные пустые разговоры ни о чём), многословили, были болтливы;
излишне успокаивали себя сном, лежанием и всякого рода расслаблением;
опаздывали на богослужения без уважительной причины, толкались, ходили, разговаривали во время службы;
были невнимательны, рассеянны в храме во время службы, не могли оторваться от пустых воспоминаний, мыслей о земном;
ленились пойти в храм, даже если в этот день не работали: хотели отдохнуть, расслабиться;
пост исполняли только телесный (внешний), не следили за своим внутренним состоянием, продолжали грешить мыслями и чувствами сердечными;
мысленно спорили (пререкались) с отсутствующим человеком, доказывали в мыслях мнимому оппоненту своею правоту;
допускали праздное любопытство (читали чужие письма, подслушивали разговоры; проверяли чужие ящики, шкафы и карманы; влезали в разговоры; отвечали, когда нас не спрашивали; с надоедливостью расспрашивали, интересовались бесполезным и не касающимся нас, прислушивались к чужим разговорам, собирали слухи);
ТЩЕСЛАВИЕ
рисковали жизнью ради того, чтобы прославиться среди людей;
отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе;
одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников;
согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»;
приступали к церковным таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно);
стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал);
стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи;
пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтобы получить их внимание и расположение;
желали похвалы от людей и искали авторитета – хотели, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, стремились быть впереди;
искали славы человеческой, земных почестей, должностей и званий;
смаковали свои достоинства, не видели собственных недостатков;
хвастались, приукрашивали речь, преувеличивали для большей убедительности;
следовали моде, желали красивой одежды, украшений, изысканной мебели, вещей и пр., чтобы не отстать от других или быть впереди;
положительно оценивали свои душевные качества (самодовольство);
положительно оценивали свои телесные качества: красоту лица, прическу, приятность голоса и прочие качества тела;
были неспособны переносить замечания, упреки, увещания как несправедливые, так и справедливые (особенно трудно переносить несправедливые упрёки, а мы и справедливых не можем стерпеть);
всякий раз оправдывались, выгораживали себя, выставляли себя невиновными, указывая разные причины, лишь бы нас не уличили в лени и неумении;
оправдывали свое незнание веры и греховность предыдущей безбожной жизнью и атеистической пропагандой, хотя гонения на веру давно прекратились;
были неспособны относиться одинаково ровно к хвалящим нас и обижающим нас;
заискивали перед теми, от кого что-либо зависит, и презрительно или безразлично относились к тем, от кого ничего не надеялись получить;
льстили (хвалили человека, чтобы добиться его расположения к нам или ради какой-нибудь выгоды; хвалили с завистью; хвалили человека на людях, чтобы заметили наше «великодушие» и отметили нас);
оправдывались: «Я не виноват, у меня такой характер» или «ты сам напросился»;
перекладывали свою вину на других, чтобы не потерять репутацию и не выслушивать упрёков;
не желали здороваться первыми, пойти на примирение первыми;
не желали выполнять работу, «унижающую» наше достоинство;
боялись осуждения со стороны окружающих, страдали мнительностью, переживали: «а что подумают», «а что скажут люди»;
следовали греховным правилам и традициям мира, чтобы не стать «белой вороной», оправдывались, что «теперь все так живут»;
уклонялись от христианской жизни из-за ложного стыда перед знакомыми; стыдились держать дома иконы, носить нательный крест, креститься на людях; скрывали, что ходим в храм, исповедуемся, соблюдаем посты, что верим в Бога и т.д.; боялись насмешек, упрёков и непонимания;
огорчались, если не получали похвал и одобрений, особенно когда они доставались другим;
обязательно рассказывали ближним, если что-то приходилось доделать за кем-нибудь;
пытались унизить, зачернить, затушевать, перетолковать в худшую сторону достоинства и заслуги других людей, говорили многозначительно: «Да не так уж он хорош, как вы думаете!» или: «Вы про него не всё знаете!»;
с любопытством узнавали недостатки других и охотно передавали это окружающим, при этом испытывали удовольствие;
домогались возвышения и признания себя, забывали слово Божие: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10, 42–43);
совершали добрые дела ради земной славы или чтобы нас заметили, обратили на нас внимание, похвалили;
не укрывали все добрые дела от взоров человеческих, долго сами помнили о сделанном, вспоминали с удовольствием, рассказывали окружающим;
стремились к роскоши и пышности, желали чем-то особенным выделиться, показаться перед знакомыми, соседями, родственниками;
похвалялись даже своими пороками и старались хоть этим, но выделиться среди окружающих;
расточали средства напоказ, чтобы вызвать уважение к себе или спровоцировать зависть;
употребляли в шутку слова молитв и Священного Писания;
мечтали о своих способностях, о своём предназначении, значимости;
думали о себе, что смиренны, говорили об этом другим, проповедовали свои труды; хвалили себя;
радовались и вдохновлялись, когда видели, что нам завидуют;
употребляли свои таланты и способности не с христианским смирением, а с тщеславным самодовольством;
передразнивали, пересмеивали других (и даже священников);
изображали с преувеличением (мимикой, жестами, гримасами) других людей, высмеивали недостатки окружающих;
допускали артистизм (копирование речи, движений, жестов) с целью рассмешить других, порисоваться, быть в центре внимания;
радовались при совершении доброго дела, тем самым приписывая его себе, а не Богу;
земные радости считали вознаграждением за христианское благочестие;
mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Пожаловаться на материал