Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перечень страстей и грехов
|
|
| Наименование страсти, греха
|
|
|
| ЧРЕВОУГОДИЕ
|
|
|
| напивались до беспамятства;
|
|
|
| употребляли спиртное до сильного опьянения в течение нескольких дней (запой);
|
|
|
| подвергали себя отравлению алкоголем от избыточного употребления (до рвоты и других осложнений здоровья);
|
|
|
| употребляли в пищу кровь животных (запрещено правилом 67-м Шестого Вселенского Собора);
|
|
|
| обращались за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, гипнотизерам, «бабкам», «народным целителям», сектантам, знахарям и пр.;
|
|
|
| применяли для оздоровления заговоры;
|
|
|
| обращались за оздоровлением к природе, звездам, земле, воде, огню и пр.;
|
|
|
| кодировались от ожирения, курения, пьянства и пр.;
|
|
|
| служили своему телу как самому драгоценному в жизни; много сил, средств, времени тратили на заботы о теле (культ тела);
|
|
|
| чрезмерно объедались при употреблении пищи (обжорство);
|
|
|
| употребляли пищу ночью: просыпались от голода и не могли уснуть, пока не наедались (работающих в ночную смену это не касается);
|
|
|
| не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном;
|
|
|
| регулярно употребляли пиво, думая, что это безвредный напиток, хотя пиво более опасно, с точки зрения привыкания, чем вино);
|
|
|
| за ужином непременно желали выпить спиртное;
|
|
|
| не соблюдали посты (каждая среда и пятница и четыре многодневных поста в году);
|
|
|
| не могли целиком выдержать пост, неоправданно нарушали посты;
|
|
|
| привязывались к наслаждениям телесным (баня, купание, загорание и пр.) относились к ним не как к необходимости, а как к удовольствию);
|
|
|
| переедали и упивались вином даже в церковные праздники;
|
|
|
| нарушали режим питания по требованию желудка; часто в течение дня употребляли пищу (это не касается тех, кому дробное питание предписано врачом);
|
|
|
| привязывались к острым пикантным приправам и закускам (майонез, кетчуп, горчица, перец и пр.) – пища без них казалась невкусной (умеренное употребление приправ грехом не является);
|
|
|
| желали обязательного разнообразия в пище; роптали, что надоело одно и то же, хотелось чего-нибудь «вкусненького»;
|
|
|
| привязывались к лакомствам (в разном возрасте они могут быть разными – торты, сгущенка, конфеты, орехи, семечки, сухарики и пр.);
|
|
|
| привязывались к шоколаду (усиливает блудную страсть и подпитывает самолюбие);
|
|
|
| были изнеженны, долго спали, длительно лежали в постели после пробуждения;
|
|
|
| употребляли спиртное до характерного «шума» в голове, вызывающего излишнюю веселость, болтливость, развязность, нарушение координации движений и искажение произносимых слов;
|
|
|
| переедали (до тяжести в желудке), после чего наступала вялость, сонливость, лень, уныние (естественная тяжесть в желудке после приёма пищи проходит через 30 - 40 минут);
|
|
|
| считали употребление пищи приятным, радостным занятием, а не необходимой потребностью тела, принимали пищу с услаждением, алчно, торопливо, не пережевывая тщательно;
|
|
|
| желали друг другу и себе телесного здоровья как самого главного в жизни (для верующего человека более важным является здоровье души, то есть отсутствие страстей и наличие добродетелей);
|
|
|
| угождали плоти: хотели, чтобы всегда было приятно, в удовольствие, с комфортом (естественные заботы о плоти не возбраняются);
|
|
|
| после приема пищи обязательно хотелось вздремнуть, полежать, расслабиться.
|
|
|
| БЛУД
|
|
|
| имели плотскую связь до заключения брака (не сохраняли девства, любодеяние);
|
|
|
| допускали зачатие детей до заключения брака;
|
|
|
| изменяли–супружеская измена (прелюбодеяние);
|
|
|
| разрушали венчаный брак;
|
|
|
| зачинали детей от внесемейной плотской связи;
|
|
|
| вступали в четвертый брак;
|
|
|
| вступали в плотскую связь с бывшим супругом -ой после расторжения брака (любодеяние);
|
|
|
| имели однополые плотские связи; вступали в однополый «брак»;
|
|
|
| согрешали рукоблудием;
|
|
|
| согрешали блудом противоестественным (анальным, оральным, с животными, между однополыми, между близкими родственниками, с несколькими одновременно);
|
|
|
| соединялись в семью с близкими родственниками (кровосмешение);
|
|
|
| блудной связью разрушали чужую семью, вследствие чего дети становились сиротами;
|
|
|
| разбивали чужую семью, желая устроить свою личную жизнь;
|
|
|
| блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до нежелания жить, до самоубийства;
|
|
|
| развращали, втягивали в блуд младших по возрасту, девственника -цу;
|
|
|
| занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений);
|
|
|
| целовались, обнимались, нецеломудренно вели себя до заключения брака;
|
|
|
| читали сладострастные книги, слушали и пересказывали непристойные анекдоты, смотрели передачи и фильмы с блудными сценами, разрешали это же детям;
|
|
|
| считали плотские отношения необходимыми для здоровья и хорошего настроения;
|
|
|
| допускали плотский интерес к лицам противоположного пола, через одежду разглядывали тело (рассматривать с любопытством тела однополых тоже греховно);
|
|
|
| засматривались с вожделением на красивые лица, неприличные сцены и картины, непристойную рекламу;
|
|
|
| носили одежду, подчеркивающую форму тела и не покрывающую (или специально открывающую) непристойные места (это касается и женщин, и мужчин);
|
|
|
| допускали заигрывание, кокетство, кривляние, распущенность рук и языка, намеки, двусмысленность, вольное обращение с лицами противоположного пола;
|
|
|
| допускали блудные воспоминания и мечтания, охотно удерживали их в мыслях, не считали грехом происходящее от этого похотное чувство в теле;
|
|
|
| танцевали с бесстыдными телодвижениями;
|
|
|
| применяли косметику и другие средства украшения тела для привлечения к себе внимания;
|
|
|
| супруги проявляли плотское влечение при детях;
|
|
|
| не воздерживались в супружеской жизни в посты, в среды и пятницы, воскресные и праздничные дни;
|
|
|
| допускали неумеренность в плотских отношениях в законном браке;
|
|
|
| изменяли второй половине в своем сердце нечистым воззрением на лица противоположного пола;
|
|
|
| доводили вторую половину до измены постоянным отказом в супружеской близости;
|
|
|
| обращались к литературе, научающей разнообразию плотских отношений;
|
|
|
| учили детей «безопасному сексу»;
|
|
|
| одобряли блуд, любодеяние, измены, разводы, брак с разведенными и прочие грехи, характерные для блудной страсти;
|
|
|
| насмехались над целомудрием, девством, честным браком, супружеской верностью;
|
|
|
| сквернословили (матерщина);
|
|
|
| мужья принуждали жен носить нецеломудренную одежду;
|
|
|
| старшие принуждали младших носить нецеломудренную одежду;
|
|
|
| имели кратковременное похотное чувство от случайно услышанного, увиденного или вспомнившегося;
|
|
|
| часто смеялись по всякому пустяку;
|
|
|
| имели наивные романтические мечтания о «возвышенной» любви, противоречащие христианскому пониманию.
|
|
|
| СРЕБРОЛЮБИЕ
|
|
|
| допускали святотатство (похищали или присваивали себе церковную собственность);
|
|
|
| похищали у людей иконы, священные книги и другие святыни;
|
|
|
| обделяли стариков, немощных, калек, убогих, больных, заключённых, сирот – этот грех напрямую вопиет к Богу об отмщении за обиженных;
|
|
|
| совершали разбой (грабёж) с целью наживы;
|
|
|
| допускали мародёрство – ограбление жителей неприятельской территории или убитых и раненых (во время войны);
|
|
|
| хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простаков и неопытных;
|
|
|
| играли в казино, игровые автоматы, доходя в азарте до помрачения ума, растрачивая впустую деньги;
|
|
|
| организовывали залы и клубы для игр на деньги;
|
|
|
| в бизнесе обманывали и «подставляли» других, наживая себе прибыль нечестно;
|
|
|
| зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи;
|
|
|
| подвергали риску своё здоровье и даже жизнь ради денег;
|
|
|
| участвовали в различных играх на деньги;
|
|
|
| давали в долг под проценты (хранение денег в банке не запрещено);
|
|
|
| не платили положенных налогов, скрывали доходы от государства (наемный работник не виновен, если это зависит не от него, а от хозяина предприятия);
|
|
|
| возлагали все надежды на деньги, на запасы, на хозяйство, забывая при этом о Промысле Божием;
|
|
|
| былы жестокосердны к нищим и ко всем нуждающимся (жалели своего, не хотели поделиться, хотя и имели возможность);
|
|
|
| имели болезненную привязанность к деньгам, вещам, предметам и сильно зависели от них;
|
|
|
| желали обогатиться и размышляли о средствах к обогащению, мечтали быть богатыми (забота о необходимом достатке грехом не является);
|
|
|
| ненасытно желали иметь как можно больше, желали приобретать даже сверх необходимого, про запас (разумные необходимые запасы не осуждаются);
|
|
|
| допускали скупость, мелочность, жадность, скряжничество даже по отношению к родным;
|
|
|
| искали выгоду во всём (корыстолюбие);
|
|
|
| скрывали доходы от семьи, накапливали тайком от ближних;
|
|
|
| жалели своё имущество, когда им необходимо было послужить для ближних или Отечества (не хотели принять в свой дом проезжающих, оказавшихся неожиданно в бедственном положении; за оказанную помощь брали деньги; не хотели подвезти попутчиков – только за плату, и т.д.);
|
|
|
| Если кто-то просил имеющееся у нас, то из жалости к вещи обманывали, будто не имеем её или уже отдали кому-то;
|
|
|
| требовали возврата долга с оскорблениями и угрозами (мирно спрашивать о возврате долга разрешается);
|
|
|
| воровали (крали чужое имущество, государственное или частное, присваивали себе то, что «плохо лежит»);
|
|
|
| умышленно не оплачивали проезд в транспорте;
|
|
|
| брали без спроса то, что нам не принадлежит;
|
|
|
| бездельничали на работе, недобросовестно исполняли служебные обязанности (при этом оклад получали целиком);
|
|
|
| использовали ложный больничный лист;
|
|
|
| работали не по совести, а только чтобы начальство не ругало и премии не лишило;
|
|
|
| обвешивали, обсчитывали, завышали цены, работая в торговле;
|
|
|
| продавали плохое как хорошее;
|
|
|
| пользовались электроэнергией без оплаты, занижали показания счётчика;
|
|
|
| покупали краденое ради того, что оно дешевле;
|
|
|
| подделывали документы ради выгоды и наживы;
|
|
|
| незаконно приобретали дипломы, удостоверения, сертификаты и пр., чтобы получить должность с большей оплатой;
|
|
|
| предлагали взятки или получали взятки;
|
|
|
| не возвращали то, что брали во временное пользование;
|
|
|
| требовали премию, доплату, надбавку, угрожая начальству и шантажируя увольнением или забастовкой;
|
|
|
| судились с родными, с соседями из-за ущемлённого самолюбия (по вопросам маловажным, когда по-христиански вполне можно было уступить), требовали возмещения ущерба материального, да ещё и морального;
|
|
|
| приносили краденое или незаработанное в качестве пожертвования в храм;
|
|
|
| утаивали и присваивали найденные вещи и деньги (лучше принести их в храм в качестве пожертвования от тех неизвестных лиц, кому они принадлежали);
|
|
|
| получали незаработанные деньги;
|
|
|
| намекали или принуждали людей делать нам подарки;
|
|
|
| не возмещали нанесённого ущерба;
|
|
|
| выпрашивали деньги и вещи на свои мнимые нужды, ради наживы или пропоя;
|
|
|
| нечестно делили вознаграждение за труды (себе или своим брали больше);
|
|
|
| присваивали чужое, утраченное людьми в результате стихийных бедствий;
|
|
|
| одобряли какую-либо разновидность воровства, научали и подстрекали к этому других;
|
|
|
| приносили домой с работы что-либо незаработанное: инструмент, канцелярские принадлежности, краску, лампочки, продукты и пр. (позволяется брать списанное с разрешения начальства);
|
|
|
| если и давали кому-нибудь чем-то попользоваться, то при этом боялись, как бы не сломали нашу вещь;
|
|
|
| соблазнялись чем-либо в чужом саду, огороде, поле – частном или государственном;
|
|
|
| небрежно относились к чужой или казённой вещи;
|
|
|
| скупились тратить на добрые дела помощи ближним, хотя и имели на то возможность без ущерба для семьи;
|
|
|
| приносили на пожертвование что похуже, лучшее оставляли себе;
|
|
|
| не заботились о содержании и украшении храма, скупились на пожертвование в храм, хотя имели избыток в средствах;
|
|
|
| полученные деньги обязательно пересчитывали, не доверяя честности человека (можно посчитать, чтобы убедиться, не дали ли лишнего);
|
|
|
| Задерживали возврат долга, хотя и могли его отдать;
|
|
|
| ГНЕВ
|
|
|
| совершили умышленное убийство человека;
|
|
|
| совершили неумышленное убийство человека;
|
|
|
| имели ненависть (ярость, вражду) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца);
|
|
|
| совершали избиение, наносили увечье и проявляли иное жестокое, бесчеловечное отношение к людям;
|
|
|
| совершали аборт (убийство ребенка в утробе матери) – этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивших убийство;
|
|
|
| допустили выкидыш (от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья);
|
|
|
| применяли абортивные противозачаточные средства (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена»), в части случаев вызывающие убийство оплодотворённой клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито);
|
|
|
| советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка;
|
|
|
| «лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, колдунов и т.д. – тем самым предавали их в лапы бесам;
|
|
|
| своим неправильным поведением довели человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть, став соучастниками смертного греха;
|
|
|
| не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших (Мф. 6, 15);
|
|
|
| Имели злоречивый характер: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, преувеличивали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей, писали ложные доносы и жалобы, устраивали «разборки», злословили;
|
|
|
| допускали предательство, повлекшее гибель людей;
|
|
|
| принуждали кодироваться;
|
|
|
| жестоко мстили с тяжкими последствиями;
|
|
|
| угрожали человеку убийством;
|
|
|
| проклинали своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылали их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это есть проклятие);
|
|
|
| проклинали своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли);
|
|
|
| желали беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам;
|
|
|
| не помогали умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защищали обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши);
|
|
|
| оставляли детей, отдавали их в интернаты, детские дома;
|
|
|
| оставляли детей на воспитание бабушкам – не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы;
|
|
|
| оставляли старых немощных родителей, отдавали их в дома престарелых;
|
|
|
| подталкивали человека на грех, соблазняли, растлевали душу (навязывали выпивку; научали отомстить; развращали анекдотами, дурными примерами; предлагали скверные книги, видеокассеты, диски);
|
|
|
| втягивали в осуждение;
|
|
|
| постоянными придирками доводили человека до отчаяния;
|
|
|
| обидным словом, упрёком, придиркой, грубостью досаждали родителям;
|
|
|
| не исполняли волю родителей, не утешали их в старости и болезни, не ухаживали перед смертью, не молились после их смерти, не подавали за них милостыню, не поминали на панихидах в храме, не следили за могилами, ставили на могилах не кресты, а звёзды;
|
|
|
| непристойно кричали, спорили, говорили бранные, жесткие и колкие слова, запугивали, оскорбляли;
|
|
|
| ударяли, толкали, наносили побои без увечья;
|
|
|
| допускали злопамятство (помнили старые обиды, не желая простить);
|
|
|
| допускали мелкую месть и рассуждение в мыслях об отмщении;
|
|
|
| клеветали (забыли, что отец и родитель лжи – дьявол), сознательно лгали на человека;
|
|
|
| распространяли злые слухи о человеке;
|
|
|
| разглашали тайны человека его врагам;
|
|
|
| разглашали чужие слабости, грехи, очерняли доброе имя человека;
|
|
|
| верили наговорам, распускали злые слухи, да ещё и преувеличивали их;
|
|
|
| передавали недобрые слова человеку, в адрес которого они были сказаны – тем вызывали обиды и ссоры;
|
|
|
| сеяли раздоры и вражду между людьми;
|
|
|
| осуждали других людей в мыслях и на словах – вместо сочувствия и сострадания (опасность этого греха в том, что часть вины за грех переходит с осуждаемого на осуждающего, таким образом, при осуждении мы страдаем за грех, которого не совершали. Если не хотим, чтобы нас осудил Бог, то не должны осуждать других. Судить людей – право Бога);
|
|
|
| произносили в виде шуток опасные пожелания;
|
|
|
| допускали злорадование: радовались неудачам других, особенно неудачам наших недругов или конкурентов (радость эта не обязательно открытая, она может быть и в виде мыслей или сердечного чувства);
|
|
|
| попользовавшись благами от общего дела (например, в бизнесе), не хотели отвечать за последствия;
|
|
|
| расторгали брак (совершали развод) без уважительных причин (уважительные причины строго оговорены);
|
|
|
| воспитывали детей (или подчиненных) с помощью гнева, крика, оскорблений;
|
|
|
| применяли наказания, превышающие проступок;
|
|
|
| родители были безразличны к духовному состоянию детей (не научали их вере, заповедям, молитве, посту; дозволяли не посещать храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу);
|
|
|
| родители были безразличны к занятиям детей: посещают ли школу, выполняют ли домашнее задание, хороших ли имеют друзей, чем занимаются, чем интересуются, как относятся друг к другу;
|
|
|
| не научали детей нравственности, приёмам ведения домашнего хозяйства, терпению скорбей и прощению обид;
|
|
|
| не подавали детям примера исполнения Христовых заповедей;
|
|
|
| своим примером научали детей лжи, притворству, сквернословию, грубости, осуждению, зависти, мести, накопительству, алчности, обжорству, винопитию и прочим грехам, хотя на словах, может быть, были благочестивы (забыли, что дети во всём копируют своих родителей и научение происходит не столько словом, но больше делом, поэтому напрасно удивляемся: «Откуда у нас такие дети, мы их этому не учили!»);
|
|
|
| долго не крестили своих детей, после Крещения не заботились об их духовном возрастании, о регулярном Причастии;
|
|
|
| не учили детей покаянию, не готовили их к Исповеди;
|
|
|
| не оплакивали грехи ребенка как свои собственные;
|
|
|
| не прививали ребёнку благоговейного отношения к храму, особенно к Таинствам церковным;
|
|
|
| по неразумной родительской любви воспитывали эгоистов, лентяев, всё отдавали им, всем ради них жертвовали, не знали меры, всё дозволяли, не поручали домашних дел, приучали к лакомствам, не запрещали смотреть подолгу телевизор (даже срамные передачи и фильмы), выполняли все их прихоти, терпели от них грубость и ложь, не применяли допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева);
|
|
|
| ревновали (подозревали в измене), желали «привязать» к себе супруга (супругу) как собственность;
|
|
|
| рассчитывались за работу водкой, способствуя спаиванию людей;
|
|
|
| умышленно наносили вред чужому имуществу: от зла или зависти;
|
|
|
| поджигали чужое (или в порыве ярости - своё) имущество;
|
|
|
| отравляли соседских животных;
|
|
|
| препятствовали в выгоде других людей;
|
|
|
| не предохраняли других от убытков, заведомо зная, что они могут быть;
|
|
|
| не помогали добрым советом, не обращали на путь истины заблуждающихся, если они просили об этом;
|
|
|
| не утешали человека, находящегося в несчастии;
|
|
|
| жестоко относились к домашним животным (били, пинали, кидали камнями, издевались, убивали по ненависти или ради развлечения);
|
|
|
| не отделяли грех от человека (осуждали не поступок, а человека, хотя согрешившего надо бы пожалеть, как неразумного, стремящегося в ад; если мы сами не хотим туда, то и другим не пожелаем этого);
|
|
|
| «резали правду в глаза», обличали с гневом и без милости;
|
|
|
| грубили ближним, ходили со злым лицом, отворачивались от ближних, здоровались сквозь зубы, умышленно хлопали дверями;
|
|
|
| толкались и ругались в транспорте, не уступали место, не терпели неудобств и неприятностей;
|
|
|
| не могли просить Бога о своих врагах такими словами: «Отче, прости им, не ведают, что творят. Не вмени им этого в грех. Просвети их ум, приведи их к вере и покаянию. Не наказывай их за меня»;
|
|
|
| неверующим людям навязывали веру, укоряли и упрекали за неверие вместо того, чтобы кротостью, смирением, любовью, милосердием, терпением свидетельствовать о своей вере;
|
|
|
| не выполняли обязанностей крёстных, не молились за крестников, не научали их вере, не показывали им пример благочестия, не водили их в храм, не заботились об их Причастии (если родители ребенка препятствуют крестному, то остается только молитва и собственная благочестивая христианская жизнь);
|
|
|
| родители вносили раздоры в семью молодых, ревновали сына к снохе и пр.;
|
|
|
| будучи начальниками, потворствовали любимчикам или, наоборот, были жестоки в обращении с подчиненными, изводили придирками, несправедливостью, изживали с работы по зависти, наговору, мести;
|
|
|
| потворствовали порокам подчиненных: пьянству, блуду, прогулам, воровству и прочее;
|
|
|
| скверно относились к старшим по возрасту, старики мешали нам на улице, в транспорте, магазинах, больницах;
|
|
|
| подвергали человека опасностям, изнуряли трудами;
|
|
|
| не верили в болезни ближнего, насмехались над ним;
|
|
|
| умышленным молчанием вызывали гнев ближнего;
|
|
|
| строптивостью, упрямством, желанием настоять на своем доводили человека до раздражения;
|
|
|
| осуждали священников (как говорят проповеди, как совершают молебны, таинства, богослужения);
|
|
|
| отказывали болеющим или умирающим родственникам в приглашении домой священника;
|
|
|
| умышленно повреждали своё здоровье, назло другим делали себе плохо;
|
|
|
| считали, что в храме есть «наше» место и сгоняли занявших его;
|
|
|
| не просили прощения у обиженных нами, не спешили к примирению;
|
|
|
| не уступали с любовью место, раздражались на других прихожан, с раздражением одёргивали, грубо назидали новичков, осуждали их;
|
|
|
| осуждали сидящих в храме по причине усталости и немощи телесной или даже делали им замечание;
|
|
|
| не хотели навестить больных, старых, страдающих, одиноких – не желали портить себе настроение, оправдывались нехваткой времени;
|
|
|
| просили прощения формально, без сокрушения сердца, без искреннего сожаления о содеянном;
|
|
|
| делали замечание человеку с раздражением и осуждением;
|
|
|
| допускали гневные мысли и чувства (в сердце как будто бы закипала кровь и начиналось некоторое жжение);
|
|
|
| были вспыльчивы, раздражительны, говорили на повышенных тонах.
|
|
|
| ПЕЧАЛЬ
|
|
|
| отчаивались в трудных ситуациях;
|
|
|
| рассуждали о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»;
|
|
|
| не желали жить, если с ближним случится беда или смерть;
|
|
|
| допускали мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными;
|
|
|
| отрекались от спасительного креста – бежали от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божией воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной;
|
|
|
| жаловались на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» – не могли принять всё случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божией;
|
|
|
| не хотели терпеливо переносить скорби, забывали, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что скорби – это законное следствие наших грехов, подтверждающее наше грехопадение и рабство дьяволу;
|
|
|
| роптали на Бога и выставляли Его виновником стихийных бедствий, эпидемий, войн, грабежей, убийств, смерти детей и прочих бед;
|
|
|
| огорчались и плакали от бессильной злобы, от унижения и оскорбленного самолюбия, от жалости душевной;
|
|
|
| сильно огорчались от неудач, когда срываются наши планы и мечты;
|
|
|
| были недовольны своей участью, считали себя достойными лучшего, говорили: «Чем я хуже других, меня не понимают, унижают, я этого не заслужил»;
|
|
|
| больше меры переживали о родных и близких (особенно о детях), плакали при этом, желали им земного благополучия, а об их будущей вечной участи забывали;
|
|
|
| опасались старости («Как будем жить?»), нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, увольнения с работы («На что будем жить?»);
|
|
|
| огорчались от утраты (потери) чего-либо земного (вещи, деньги, украшения, имущество, работа, должность и т.д.), доходя порой не только до потери настроения, но и здоровья;
|
|
|
| теряли в трудных жизненных ситуациях надежду на Бога, сомневались в безграничном милосердии Божием, – что легко может довести до отчаяния; забывали, что ничего худого не может с нами случиться без попущения Божия, что в скорбях Бог особенно близок к нам, что если Бог попускает нам скорби, то Он же от них и избавляет или дает силы терпеть, а мы этого терпения не просили;
|
|
|
| не доверяли Промыслу Божию, не оставляющему человека в бедах, нищете и нуждах, приготовляющему для нас всё потребное;
|
|
|
| роптали на ближних (родителей, детей, соседей, сослуживцев, начальников и пр.), выставляли их виновниками наших бед;
|
|
|
| сильно привязывались к миру (привычки, нехристианские обычаи, традиции, увлечения, происходящие не от Евангельских заповедей) и не желали с ними расставаться;
|
|
|
| постоянно размышляли о земных делах и проблемах; «думы» из головы не выходили;
|
|
|
| были неспособны безропотно переносить скорби;
|
|
|
| роптали на погоду, ветер, снег, дождь, мороз и пр.;
|
|
|
| тосковали по прежней счастливой жизни;
|
|
|
| были не способны благодарить Бога за всё случившееся (и доброе, и худое);
|
|
|
| были нетерпеливы, желали, чтобы поскорее разрешились наши проблемы);
|
|
|
| жалели себя в разных трудных ситуациях (когда необходимо было потрудиться на благо ближних, выполнить дополнительную работу, или когда нам доставалась работа потруднее, или когда предстояло ухаживать за больными, дохаживать престарелых родителей, родственников; старались себе выбрать полегче, а тяжелое сваливали на других);
|
|
|
| ждали, что кто-то нас утешит, пожалеет, развеселит и требовали этого от окружающих;
|
|
|
| имели плохое настроение от того, что «на нас не обращали внимание», «не разговаривали с нами», «не делились с нами новостями».
|
|
|
| УНЫНИЕ
|
|
|
| имели произвольное понятие о Боге, о Церкви, о спасении – не хотели познать Истину, спокойно жили в заблуждениях;
|
|
|
| не изучали свою Православную веру;
|
|
|
| думали только о земном, житейском, бытовом – о Боге и вечной участи не помышляли;
|
|
|
| имели некоторые теоретические понятия о вере, а в жизни их не применяли, не искали живой веры («вера без дел мертва»);
|
|
|
| не изучали правила христианской жизни – заповеди Христовы, и не исполняли их;
|
|
|
| приступали к Таинствам церковным холодно и безразлично, не имея страха Божия;
|
|
|
| целью своей жизни считали достижение земных радостей;
|
|
|
| употребляли наркотические средства и прочие способы одурманивания сознания;
|
|
|
| использовали имя Бога в пустых разговорах, как присловие, бессмысленно (например: «Да ради Бога» или «Ну и Бог с ним» и пр.);
|
|
|
| не посвящали седьмой день (воскресенье) Господу;
|
|
|
| не искали (уклонялись) от встреч для бесед на духовные темы, прерывали ближних, когда они начинали разговор о Боге, о спасении, о покаянии;
|
|
|
| погрязли в житейской суете, крутились как белка в колесе, не могли оторваться от домашних дел, не находили времени на храм, на посещение духовных бесед, на подготовку к Исповеди и Причастию;
|
|
|
| невнимательно, поспешно исполняли молитвенное правило;
|
|
|
| неверно произносили слова молитв, так что содержание менялось на противоположное;
|
|
|
| не учили молитв, не вникали в их содержание;
|
|
|
| читали каноны, акафисты, Псалтирь без понимания смысла читаемого;
|
|
|
| не имели благоговейного, трепетного отношения к святыням;
|
|
|
| забывали свои грехи (даже смертные) и в целом – повреждение нашей человеческой природы ядом греха, не оплакивали своего состояния, были неспособны каяться, не имели искреннего сожаления о содеянных грехах;
|
|
|
| были неспособны замечать свои грехи, не могли приготовиться к Исповеди;
|
|
|
| не могли возненавидеть свои грехи, не выражали твердой решимости расстаться с грехом, исправить свою жизнь;
|
|
|
| увлекались земными радостями, не видели в них противоречия заповедям Христовым;
|
|
|
| скучали по «обычной» человеческой радости, искали её, сами себе её устраивали, не понимая, что рождалась она от тщеславия и самодовольства, когда мы льстили сами себе или льстили нам другие, особенно когда земные успехи и удачи сопутствовали нам;
|
|
|
| часто и подолгу говорили по телефону;
|
|
|
| дозволяли себе компьютерные игры, сидение в интернете, уход в виртуальный мир;
|
|
|
| желали развлечений, компаний, увеселений;
|
|
|
| регулярно употребляли алкогольные напитки для поднятия настроения;
|
|
|
| курили;
|
|
|
| искали земного, призрачного, мимолетного счастья –гонялись бесплодно за ним всю жизнь, как за тенью;
|
|
|
| не могли находиться в тишине, обязательно включали радио или телевизор (хотя и не смотрели его);
|
|
|
| имели подавленное состояние духа: безразличие, пустота, лень;
|
|
|
| играли в карты и держали карты дома;
|
|
|
| убивали время у телевизора на развлекательные программы, сериалы и пр. – наполняли душу разнообразной греховной отравой;
|
|
|
| спали больше необходимого, сколько хочется, не могли соблюдать режим;
|
|
|
| страдали переменчивостью нрава (то уныние и слёзы, то весёлость и смех);
|
|
|
| празднословили (вели бесполезные пустые разговоры ни о чём), многословили, были болтливы;
|
|
|
| излишне успокаивали себя сном, лежанием и всякого рода расслаблением;
|
|
|
| опаздывали на богослужения без уважительной причины, толкались, ходили, разговаривали во время службы;
|
|
|
| были невнимательны, рассеянны в храме во время службы, не могли оторваться от пустых воспоминаний, мыслей о земном;
|
|
|
| ленились пойти в храм, даже если в этот день не работали: хотели отдохнуть, расслабиться;
|
|
|
| пост исполняли только телесный (внешний), не следили за своим внутренним состоянием, продолжали грешить мыслями и чувствами сердечными;
|
|
|
| мысленно спорили (пререкались) с отсутствующим человеком, доказывали в мыслях мнимому оппоненту своею правоту;
|
|
|
| допускали праздное любопытство (читали чужие письма, подслушивали разговоры; проверяли чужие ящики, шкафы и карманы; влезали в разговоры; отвечали, когда нас не спрашивали; с надоедливостью расспрашивали, интересовались бесполезным и не касающимся нас, прислушивались к чужим разговорам, собирали слухи);
|
|
|
| ТЩЕСЛАВИЕ
|
|
|
| рисковали жизнью ради того, чтобы прославиться среди людей;
|
|
|
| отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе;
|
|
|
| одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников;
|
|
|
| согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»;
|
|
|
| приступали к церковным таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно);
|
|
|
| стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал);
|
|
|
| стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи;
|
|
|
| пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтобы получить их внимание и расположение;
|
|
|
| желали похвалы от людей и искали авторитета – хотели, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, стремились быть впереди;
|
|
|
| искали славы человеческой, земных почестей, должностей и званий;
|
|
|
| смаковали свои достоинства, не видели собственных недостатков;
|
|
|
| хвастались, приукрашивали речь, преувеличивали для большей убедительности;
|
|
|
| следовали моде, желали красивой одежды, украшений, изысканной мебели, вещей и пр., чтобы не отстать от других или быть впереди;
|
|
|
| положительно оценивали свои душевные качества (самодовольство);
|
|
|
| положительно оценивали свои телесные качества: красоту лица, прическу, приятность голоса и прочие качества тела;
|
|
|
| были неспособны переносить замечания, упреки, увещания как несправедливые, так и справедливые (особенно трудно переносить несправедливые упрёки, а мы и справедливых не можем стерпеть);
|
|
|
| всякий раз оправдывались, выгораживали себя, выставляли себя невиновными, указывая разные причины, лишь бы нас не уличили в лени и неумении;
|
|
|
| оправдывали свое незнание веры и греховность предыдущей безбожной жизнью и атеистической пропагандой, хотя гонения на веру давно прекратились;
|
|
|
| были неспособны относиться одинаково ровно к хвалящим нас и обижающим нас;
|
|
|
| заискивали перед теми, от кого что-либо зависит, и презрительно или безразлично относились к тем, от кого ничего не надеялись получить;
|
|
|
| льстили (хвалили человека, чтобы добиться его расположения к нам или ради какой-нибудь выгоды; хвалили с завистью; хвалили человека на людях, чтобы заметили наше «великодушие» и отметили нас);
|
|
|
| лицемерили (допускали притворство, актёрство, неестественность поведения);
|
|
|
| оправдывались: «Я не виноват, у меня такой характер» или «ты сам напросился»;
|
|
|
| перекладывали свою вину на других, чтобы не потерять репутацию и не выслушивать упрёков;
|
|
|
| не желали здороваться первыми, пойти на примирение первыми;
|
|
|
| не желали выполнять работу, «унижающую» наше достоинство;
|
|
|
| боялись осуждения со стороны окружающих, страдали мнительностью, переживали: «а что подумают», «а что скажут люди»;
|
|
|
| следовали греховным правилам и традициям мира, чтобы не стать «белой вороной», оправдывались, что «теперь все так живут»;
|
|
|
| уклонялись от христианской жизни из-за ложного стыда перед знакомыми; стыдились держать дома иконы, носить нательный крест, креститься на людях; скрывали, что ходим в храм, исповедуемся, соблюдаем посты, что верим в Бога и т.д.; боялись насмешек, упрёков и непонимания;
|
|
|
| огорчались, если не получали похвал и одобрений, особенно когда они доставались другим;
|
|
|
| обязательно рассказывали ближним, если что-то приходилось доделать за кем-нибудь;
|
|
|
| пытались унизить, зачернить, затушевать, перетолковать в худшую сторону достоинства и заслуги других людей, говорили многозначительно: «Да не так уж он хорош, как вы думаете!» или: «Вы про него не всё знаете!»;
|
|
|
| с любопытством узнавали недостатки других и охотно передавали это окружающим, при этом испытывали удовольствие;
|
|
|
| домогались возвышения и признания себя, забывали слово Божие: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10, 42–43);
|
|
|
| совершали добрые дела ради земной славы или чтобы нас заметили, обратили на нас внимание, похвалили;
|
|
|
| не укрывали все добрые дела от взоров человеческих, долго сами помнили о сделанном, вспоминали с удовольствием, рассказывали окружающим;
|
|
|
| стремились к роскоши и пышности, желали чем-то особенным выделиться, показаться перед знакомыми, соседями, родственниками;
|
|
|
| похвалялись даже своими пороками и старались хоть этим, но выделиться среди окружающих;
|
|
|
| расточали средства напоказ, чтобы вызвать уважение к себе или спровоцировать зависть;
|
|
|
| употребляли в шутку слова молитв и Священного Писания;
|
|
|
| мечтали о своих способностях, о своём предназначении, значимости;
|
|
|
| думали о себе, что смиренны, говорили об этом другим, проповедовали свои труды; хвалили себя;
|
|
|
| радовались и вдохновлялись, когда видели, что нам завидуют;
|
|
|
| употребляли свои таланты и способности не с христианским смирением, а с тщеславным самодовольством;
|
|
|
| передразнивали, пересмеивали других (и даже священников);
|
|
|
| изображали с преувеличением (мимикой, жестами, гримасами) других людей, высмеивали недостатки окружающих;
|
|
|
| допускали артистизм (копирование речи, движений, жестов) с целью рассмешить других, порисоваться, быть в центре внимания;
|
|
|
| радовались при совершении доброго дела, тем самым приписывая его себе, а не Богу;
|
|
|
| земные радости считали вознаграждением за христианское благочестие;
|
|
|
| допускали острословие, шутливый тон, «красное словцо», рассказывание смешных историй, анекдотов;
|
|
|
| добавляли к сказанному кем-то свои остроумные замечания, реплики, уточнения;
|
|