Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раннее развитие и что под этим понимать.






Ко мне часто обращаются молодые родители, стремящиеся как можно раньше " развить" своего ребенка. Нередко в таких семьях я вижу детскую комнату, оборудованную всеми возможными " прибамбасами" - от полного ассортимента " Кубиков Никитина", деревянных вкладышей, " сенсорного" материала, до стадионов с горками и бассейнов с шариками.

(Я уж не говорю о всевозможных " развивающих логику" лото, " зоопарках", " азбуках", " математиках" и т.д. с 1 года)

Нередко молодые мамы жертвуют своей собственной жизнью - " по часам" занимаясь " развивающим обучением" с ребенком с утра до вечера. Как Вы догадываетесь, приглашение психолога для индивидуальных занятий обусловлено " недостаточно эффективными" результатами родительских усилий!..

 

Почему?.. И что, собственно, можно считать результатами?..

 

Гигантское количество предлагаемого сегодня методического материала в специализированных детских магазинах можно сравнить только с ассортиментом " чудодейственных" БАД, рекламируемых на Радио России: на все случаи жизни есть " волшебные" мази, капсулы, гранулы - скорее заказывайте и исцеляйтесь!.. И ведь что удивительно - " развивающие игры", так же как и " уникальные природные препараты" действительно должны быть эффективными, исходя из своей " рецептуры".

 

Каждый раз, выбирая наглядные пособия для своей работы, я изумляюсь методическому обоснованию предлагаемых комплектов - комар носа не подточит - и возрастные особенности учтены, и новейшие исследования в области психологии восприятия, и опыт какого-нибудь знатного логопеда обещает великолепный результат!..

Но я-то (в отличие от родителей) знаю по многолетнему опыту - " обмануть" детей в значимости всего этого для них можно будет очень на короткое время, и...слава Богу!

 

Потому что неудержимое побуждение к саморазвитию, живущее в каждом ребенке, побуждение, которое гениальная Мария Монтессори назвала " Орме" и призывала взрослых с благоговением относиться к этому потрясающему механизму самораскрытия человеческого существа, требует свободного пространства для своего проявления!

 

Не удивительно, что ребенок стремиться оставить место для жизни, игнорируя развивающие занятия!..

 

" Ни философы, ни ученые не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель - использование жизненных потребностей и законов. Только сам ребенок может выявить эти законы и потребности - своими спонтанными реакциями, своими успехами. Мы увидим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли он. Подсказками будут служить интенсивность его деятельности, постоянство свободного выбора. Мы должны будем учиться у него и помогать ему всем, чем только возможно! " (М. Монтессори, " Помоги мне это сделать самому", М. 2000г.)

 

Навязывая малышу информацию о мире, вместо живого, чувственного опыта, мы мешаем ребенку развиваться, отвлекаем его от созерцания и проживания ощущений, сводим все многообразие познания к ментальным процессам!..

 

Милые люди, хочется мне сказать!..

 

Дорогие родители!..

 

Уважайте Природу!.. Природу Человека!..

 

Организм - не просто химическая лаборатория, в которой можно простым балансом микроэлементов созидать и разрушать!.. Сознание ребенка - не компьютер, который нужно загрузить для последующей успешной эксплуатации!..

 

Все гораздо сложнее и проще!!!

 

Человек - уникальное Создание вселенной. Предназначение его явно выходит за рамки биологического воспроизводства. Мы живем в эпоху великих перемен: для все более широких слоев населения становиться ясно, что " мысль - материальна": от того, кем мы себя ощущаем зависит то, как мы живем и достигаем своих целей!..

Сегодня стало очевидно: социальными процессами управляют пиар - технологии, люди чувствуют: политические и рекламные компании воюют за сознание электората, а " в жизни" преуспевает тот, кто умеет быть независимым и способен программировать окружающих. Общество разделилось на неравные части: тех, кто создает программы и тех, кто готов обменять свою свободу на безответственность ведомых, к тому же имеющих все основания обвинять " программистов"!

И эта вторая группа так велика, потому что с детства ее " обучали и воспитывали", как получше " встроиться" в Систему.

 

Мы с вами наблюдали трагедию целого поколения, вызванную разрушением Советской Системы, однако, по инерции, чувствуем себя в безопасности именно в рамках Систем, - образования, здравоохранения, административной например, - не замечая, что они давно перестали быть оплотом стабильности и залогом успеха!..

 

Понятие " хорошее образование" за последние 10 лет кардинально изменилось - это уже не объем информации, полученный в престижном учебном заведении (она слишком быстро обновляется!), а умения и навыки эффективного использования своих и окружающих жизненных ресурсов.

Что совершенно невозможно без гармоничного эмоционального состояния.

.Интернет полон предложений развивающих курсов на тему " Как стать успешным", в основе которых лежит древний " Путь к себе" - к осознанию и раскрытию своего неповторимого потенциала. Публичные люди не скрывают своих увлечений йогой и другими практиками самосовершенствования. Уникальность творческого видения человека и его значимость для преуспеяния стали очевидными в самых простых видах деятельности - от торговли до создания небольших производств!..

 

А что же родители? Кого они надеются вырастить?

 

Увы!.. Они жертвуют естественным, целостным созреванием психики ребенка, основанном на эмоциональном комфорте и богатстве опыта, в пользу освоения навязываемых ребенку умозрительных задач!.. Все раньше и раньше хотят занять ребенка " полезной" деятельностью. Полезной для кого? Для того, кто с младенчества оккупирован чужими планами и желаниями? И тратит все свои силы либо на борьбу с ними, либо на их выполнение?..

Или для взрослого, который не замечает, что " прячется" в активную деятельность по развитию ребенка от своих собственных неудовлетворенностей?..

 

Я очень высоко ценю создателей различных " программ раннего развития". Большей частью это люди, понимающие детей и восхищающиеся их потенциалом!.. Для создателей не стоит вопрос " как заставить ребенка развиваться! " - они предлагают развивающую среду, увлекая ребенка за собой.

Однако, Чудо жизни в том, что каждый из нас неповторим...

В этом же - и разочарование жизни: прекрасные педагогические методы в руках людей с другими мотивами деятельности наполняются прямо противоположным содержанием, оказывая деформирующее влияние на психику ребенка. В этом - печальная судьба авторских школ: с уходом из жизни харизматичного педагога его метод мельчает, тонет в подробностях и перестает окрылять детей! Поскольку развивают ребенка не методики, а тот уникальный тип общения взрослого и ребенка, который стимулирует расцвет индивидуальности растущего человека. В основе его - богатство личности взрослого, его магнетизм и способность любить!

К сожалению, обычно " озабоченными" родителями движут не любовь и восхищение юной жизнью, а честолюбивые амбиции, страх " недодать" ребенку, страх оказаться недостаточно хорошим и современным, да просто потребность самоутвердиться!..

Всем известно, что в природе не бывает двух одинаковых снежинок, однако в развитии детей родители, воспитатели, учителя ожидают увидеть типичные достижения и в соответствующем возрасте:

-Ах!.. Ему уже 2 года, а он не говорит!..

-О, ужас! Ребенку 4 года, а он не хочет учиться азбуке!..

- Помогите!!! Она путает названия цифр, хотя ей уже пять лет!..

И бедного ребенка лишают самого необходимого - СПОНТАННОСТИ жизни, той питательной среды, в которой проявляются уникальные наклонности ребенка - то, что позволит ему РЕАЛИЗОВАТЬСЯ как неповторимому члену общества!..

Новые дети сопротивляются этому с потрясающим упорством, хотя и не без потерь!.. Они побуждают нас, взрослых, жить, а не изучать информацию о жизни!..

Вместо того, чтобы осваивать с малышом карточки " Времена года" или " Явления природы", идите-ка, дорогие мамы и папы, к ближайшей луже в парке, измерьте ее глубину, расскажите ребенку откуда она взялась, полюбуйтесь на то, как в ней отражаются облака (будущие дождики) и ветви деревьев (для которых дождевая вода - сама жизнь). Вдохните осенний (весенний, зимний) ветерок, пофантазируйте с ребенком - откуда он прилетел, и Ваше трехлетнее чадо получит такую порцию " развивающего обучения", с которым не сравниться годовой учебных курс " Я познаю мир! "

 

Дети наделены редчайшим талантом - образным восприятием мира! Они " впитывают" впечатления жизни и это позволяет человеку освоить 90% информации о мире до 5ти лет! Понимаете, интеллектом мы познаем за всю свою жизнь только 10%, а 90%- в детстве чувствами!..

И что же делаем мы, заботливые взрослые?

Мы хотим, как можно раньше, вытеснить информацией о мире - понятиями, знаками, абстрактными логическими связями - сам МИР из жизни ребенка!..

Может быть наоборот, постараться увидеть за привычными явлениями неповторимое течение Жизни? И разделить это видение с ребенком?.. Больше всего наши дети нуждаются в живом, внимательном взгляде на них самих и на то, что привлекает их внимание. Разделите изумление ребенка узорчатым листом, блестящим стеклышком, сверкающей сосулькой!.. И в этот момент деликатно добавьте информацию по поводу - вы воспитаете таким образом не просто эрудита, а человека, способного видеть и осознавать!..

Желаю удачи!..

 

 

4.Стереотипы в нашей жизни: «Ребенок плохо ест!»

Позитивная психология утверждает, что главная помеха нашему счастью – неверие в его возможность. Так что призываю Вас окинуть внутренним взором свои привычные мысли и осознать – если жизненные обстоятельства хотелось бы видеть лучшими, то мысли пора менять, противном случае все останется как есть…

Попробуйте записать на листочке привычные фразы, которыми вы иронично комментируете не слишком удачные события повседневности – у некоторых это: «Бесплатных пирожных не бывает!..» или: «… Как корова на льду!» или: «Я «старая больная женщина»; «…Не пойму – где меня кидают?..»

Есть разрушающие жизнь программы и попроще: «… Вот так всегда!..» «Ну, конечно, у меня (тебя) все не как у людей!..», «Горе ты мое!..» и т.д.

Корифеи психологии прошлого века говорили: «Пока сознание занято выбором, подсознание – действует!..»

В немудреных прибаутках-то и обнаруживается та червоточинка, которая мешает нам использовать свой потенциал! (А он есть у каждого)

 

Большую часть своей активности мы осуществляем на автопилоте – это касается не только ходьбы, дыхания и зашнуровывания ботинок, но и нашего общения с близкими и коллегами, выбора телепрограмм и «чтива», а самое главное – ОЩУЩЕНИЯ собственной жизни: КАКАЯ она?.. Радостная, светлая, интересная, или – утомительная, однообразная, бессмысленная…

Часто многочасовые сессии психотерапевта направлены только на то, чтобы обнаружить деструктивную программу, сводящую «на нет» все усилия клиента «перестать беспокоиться и зажить полноценной жизнью» (как писал старина Карнеги)!..

 

Вероятно, Природа позаботилась о том, чтобы мы экономично расходовали свой интеллектуальный потенциал, и создала механизм перевода повторяющихся реакций в подсознательную сферу. Печально то, что, судя по внутренней неудовлетворенности большинства людей, «самопрограммирование» оказалось не самым продуктивным, а главное – совершенно не запланированным! Трудно представить, что кто-то хочет идти по жизни «как корова на льду» или готов отвергнуть благоприятное стечение обстоятельств - «бесплатных пирожных не бывает!» Однако именно на это он программирует свою действительность!..

Грустно и то, что негативное восприятие ситуации (на фоне страха или раздражения) - превращается в ожидание привычной проблемы и в отношениях с нашими близкими, в первую очередь - с детьми!

 

Если мама чувствует себя страдалицей, потому что

- «…ребенок не спит по ночам»

-«…его не засадишь за уроки»

-«…в его комнате всегда бардак»

-«…он очень плохо ест»

ей никогда не удастся изменить ситуацию, потому что она сфокусирована на проблеме-помехе, вместо того, чтобы обратить внимание на ее возможный источник. Для того, что бы понять ситуацию, нужно выйти из игры и попытаться ответить на вопрос: зачем это повторяется в моей жизни?.. Чему меня учит это противостояние с ребенком? Чему учу его я в этом процессе?.. Много интересного увидите!

Например, окажется, что ребенок «кричит» Вам о своих потребностях, а вы его не слышите…

 

Что своим давлением «в выбранном направлении» вы вынуждаете его врать и испытывать агрессию в Ваш адрес, а потом его же наказываете за это!..

 

Что затянувшаяся война обрастает ритуалами и непонятно – действительно ли так невыносимо съесть суп, или это привычная роль, которая воплощает свободу выбора в собственной жизни …

 

Пожалуй, самая «замаскированная» форма насилия – это стремление накормить ребенка!.. Действительно – какой

Маме или бабушке не хочется видеть своего малыша здоровым и цветущим!.. Да и в чем еще можно проявить такую неустанную заботу о любимом чаде, как не в организации регулярного, сбалансированного питания!..

Это наполняет жизнь смыслом, а свою роль родителя – значимостью!..

Неудивительно! Еще совсем недавно большинство людей на планете страдало от недоедания. Да и сейчас огромная часть Мира живет в страхе голодной смерти. Поэтому желание «накормить» несет огромную смысловую нагрузку:

«я тебя люблю, я о тебе забочусь, я сделаю все для тебя…»

Почему же ребенок отвергает такую заботу? Почему растущий организм не хочет получать предлагаемое ему питание? Почему «прозрачные» дети часами водят ложкой по тарелке, а слишком упитанные моментально проглатывают свою порцию?..

 

Не было бы счастья – да несчастье помогло!

Мода на здоровый образ жизни и «омоложение» периода зрелости человеческого организма в развитых странах стали стимулом для активного исследования «секретов здоровья и долголетия», а так же психологии и физиологии питания, как необходимых составляющих этого процесса. И мы узнали (кто захотел – на опыте, в том числе – я!):

 

-что пища - лишь одна из составляющих нашего питания, причем не самая главная.

-что организм хорошо функционирует не от того, сколько он получил питательных веществ, а от того, сколько усвоил.

- Что ключевым моментом нормальной работы пищеварительной системы (как, впрочем, и других систем организма) являются:

1)Психологический комфорт.

2)Физическая активность

3)Кислород.

Но самое главное – прекрасный, вкусный и питательный обед превращается в отраву, если прием пищи наступает до

переваривания предыдущей порции. Подробности вы можете узнать в любой серьезной книге, посвященной основам энергетического питания. По себе скажу, что постоянное чувство легкости тела и ясности мысли, пришедшие ко мне с введением этого принципа в мою жизнь, убеждают лучше аргументированных научных исследований! Для определения подходящего момента приема пищи человеку дан природой замечательный механизм – чувство голода, ясно указывающее на готовность к работе пищеварительной системы. У большинства взрослых этот механизм разрушен практикой «регулярно» и «традиционного» питания, вне зависимости от потраченной энергии и потребностей организма, а у детей – работает. И вот мы подходим к ключевому моменту:

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал