![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания структурирования педагогической науки.
Обобщая теперь анализ сущности и признаков основных структурных элементов педагогики, можно представить обзор оснований, по которым происходит обособление тех или иных структурных элементов в процессе развития науки (См. таблицу).
*** Современный этап развития педагогической науки характеризуется усилением процессов дифференциации и интеграции, следствием которых и является возникновение новых научных областей, направлений и других элементов в ее структуре. Однако обретение соответствующего научного статуса тем или иным структурным формированием в определенной мере зависит от его наименования, выполняющего знаковую функцию и играющего роль своеобразной «визитной карточки». Поэтому, предлагая наименование развиваемой (развивающейся) научной области (отрасли, дисциплины) важно учитывать в какой ряд уже существующих наименований оно должно встать, чтобы не нарушить строй науки. В этой связи, например, нельзя признать удачным наименование «профессиональная педагогика» (А.П.Беляева) для обозначения отрасли педагогики. Во-первых, оно выглядит неоднозначным по смыслу - вне контекста не ясно, что оно обозначает: науку о профессиональной педагогической деятельности или науку о профессиональном образовании. Во-вторых, оно «выпадает» из ряда наименований других отраслей педагогической науки, т.к. в нем фактически не обозначается специфический объект науки. Кроме того, следует заметить, что так называемые «междисциплинарные» области возникают не просто «на стыке» разных наук, они все же зарождаются как бы «в лоне» одной из них, что отражается в их наименовании (например: «философия образования», «социология образования»), а также, часто и в преобладании научно-исследовательского инструментария (терминологии, подходов, методов исследования и др.) прежде всего этой самой «донорской» - или можно сказать, «материнской» - науки, от которой «отпочковывается» новая междисциплинарная (интегративная) научная область. В этой связи вопрос о включении такой научной области в структуру одной из наук решается неоднозначно. В частности: такая научная область как философия образования должна входить в структуру педагогики или все же философии? А «социология образования» (С.Г.Вершловский) или «социология воспитания» (А.В.Мудрик) принадлежат социологии или педагогике? Во всяком случае, предложенные наименования этих научных областей указывают на решение поставленного вопроса не в пользу педагогики.
|