Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Работа над новым материалом.






Первого тысячелетия нашей эры и их верованиями.

Задачи.

Образовательные:

· Формировать представления учащихся о жизни древних славян.

· Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

· Способствовать развитию внимания, мышления, воображения.

· Развивать эмоциональную сферу.

· Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

Воспитательные:

· Воспитывать уважение к древней культуре своего народа.

· Воспитывать интерес к историческому прошлому Родины.

Структура урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Работа над новым материалом.

IV. Физкультминутка.

V. Верования древних славян. Доклады учащихся.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

(Слайд 1)

Тема нашего урока: «Жизнь древних славян».

У. - Сегодня вы узнаете, как жили наши предки. Как вы считаете, кто такие предки?

Уч-ся - Предки – это люди, которые жили перед нами, раньше нас.

(Слайд 2 - с объяснением лексического значения слова предки)

У.- Цель нашего урока познакомиться с расселением славянских племён в середине первого тысячелетия нашей эры.

-Вспомните, с какого события ведёт отсчёт лет наша эра?

Уч-ся – Наша эра ведёт отсчёт от Рождества Христова.

У.- Верно. Наша задача на уроке найти ответ на ряд вопросов. (Слайд 3).

 

III. Работа над новым материалом.

У. – Итак, начнём нашу работу. Для этого обратимся к «Повести временных лет».

Что представляет из себя «Повесть временных лет»?

Уч-ся – Это летопись.

У. – А что такое летопись?

Уч–ся – Погодовая запись событий. (Слайд 4).

У. – Кто был автором «Повести временных лет»?

Уч-ся – монах Нестор.(Слайд 5)

У. – Что же говорит нам летопись? (чтение текста слайда).

Все эти племена относились в ту пору к восточным славянам.

(Слайд 6)

 

 

Рассмотрим карту. (повторяем названия племён, населявших указанные территории). Именно из этих племён позднее образовались русские, украинцы и белорусы. Стрелочками показываем на карте территориальное расселение народов.

Жильём служили землянки, выкопанные в земле (Слайд 7)

Вдоль стен шли скамьи, В центре находился очаг, топившийся по-чёрному. Это означает, что у землянок не было трубы, и дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло, но от этого же все стены были в саже. Сверху землянку выстилали жердями, покрытыми для тепла пластами дёрна. (Дёрн – земля с травой). Снаружи жилище было похоже на холм. Посмотрите, какие предметы быта были в жилище.

Уч-ся – Посуда, гребень…

У.- Времена тогда были беспокойные: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом, непроходимыми болотами. На крутых мысах, образованных притоками рек и оврагами, создавались укреплённые поселения, объединяющие несколько семей, состоящих в родстве между собой. Такие объединения назывались племенем. (Слайд 8).

Поселения славян образовывали обширные гнездовья, в составе которых были «грады» или «кромы» с поселениями вокруг них. Вокруг этих поселений возводились земляные валы, копали глубокие рвы и обносили жилища деревянным тыном. (На доске: Тын – деревянный частокол, который делался из брёвен, поставленных вверх остро отёсанными концами, как карандаши).

Чем же могли заниматься люди? Посмотрите на картинку (Слайд 9).

Уч-ся: Охотиться, ловить рыбу, разводить скот.

У. – Каким оружием могли пользоваться охотники?

Уч-ся – Ножи, топоры, рогатины.

У. - Правильно. А зачем охотнику ведёрко? В лесу попадались деревья, в дуплах которых жили пчёлы и люди могли собирать оттуда мёд. Пчеловодства тогда ещё не знали и ульи не делали.

А для земледелия в густом лесу редко встречались открытые поляны пригодные для земледелия. Людям приходилось вырубать и выжигать леса. Таким участком можно было пользоваться 2-3 года. Потом его плодородность падала. Приходилось начинать всё сначала.

Чем занимались женщины?

Уч-ся – Готовили еду, пряли, ткали, носили воду.

У.- Из чего славяне могли изготавливать себе одежду?

Уч-ся – Из льна, шерсти, кожи.

У. - Верно. Вот так выглядели славяне. Что они носили?

Уч-ся – Рубахи, сарафаны, передники, платки, штаны, на ногах – лапти.

У. - Женщины не только шили одежду, но и украшали её различным орнаментом. Рисунок являлся оберегом от разных злых сил.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал