Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реверсивные семантические маркеры и семантическая конформность.






В некоторых случаях протагонист дает реакцию на предшествующее обращение партнера, обозначая его семантическую модальность (в своем восприятии) — эта модальность трансляции протагониста называется реверсивной семантической, а знаки в трансляции протагониста, на нее указывающие — реверсивными семантическими маркерами.

Вот типичные трансляции с реверсивной фоновой модальностью:

— Да что ты всё ходишь вокруг да около, Матильда? (< фон)

— Надоел, Вассиан! Все про царя Гороха нам рассказываешь — сколько можно? (< фон)

— Я вижу, вы решили рассказать мне всё с самого начала. (< фон)

— Я согласен с таким распределением ролей — но что дальше? (< фон)

— Интересная преамбула. (< фон)

— Ты бы лучше по сути что-нибудь рассказал, чем соловьем по рощам петь общеизвестные истины. (< фон)

Ниже приведены примеры трансляций с реверсивной когнитивной модальностью:

— Вот теперь ты сказал ясно. (< ког)

— А, так это была Марьяна — теперь мне все понятно. (< ког)

— Я тоже постараюсь сказать коротко.(< ког)

— Ну, это уж слишком в лоб, Афанасий. (< ког)

— Все понятно, можешь не продолжать. (< ког)

Следующие трансляции имеют реверсивную стилистическую модальность:

— Да ты не сопи так, успокойся. (< стил)

— (гневно) Ты что же, меня с шакалом сравнил, слюнявый мерзавец? (< стил)

— Ты не мямли, я ничего не понял. (< стил)

— Ой, зачем стихами, я смущаюсь. (< стил)

— Уж очень ты выспренна, Устинья. (< стил)

— Ну что ты всё кривляешься, Марфута? (< стил)

Упражнение 12. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору, показав, что вы их восприняли: а) в фоновой модальности, б) в когнитивной модальности и в) в стилистической модальности.

1. — Мне нужно быть привлекательной, папа.

2. — Вот скажи мне, Гурьян: зачем змея меняет кожу?

3. — Ромашки просто чудные в лесу, и земляника пахнет — ужас как!

4. — У меня мало шансов сдать эту сессию на пятерки.

5. — Ура! Яблочный пирог! С корицей, я чувствую!

Ответ.

1а) — Ты к чему это клонишь, Агния? Тебе кто-то понравился? (< фон)

1б) — Да, конечно, но не в учебное время. (< ког)

1в) — Не надо кокетничать со мной, Агния! Я твой отец, а не сокурсник, помни это. (< стил)

2а) — Ой, какой вопрос! Я уже предвкушаю продолжение. (< фон)

2б) — Это у нее чистка такая: у нас кожа отходит постепенно, а у змеи — сразу. (< ког)

2в) — Ты меня своими метафорами с ума сведешь! Скажи лучше прямо, что я тебе надоел и ты намылился линять! (< стил)

3а) — Да, я тоже обожаю лето — но отсюда еще ничего не вытекает! (< фон)

3б) — Хорошо, завтра я с тобой пойду ее собирать, возьму большой бидон. (< ког)

3в) — Не ругайся, пожалуйста, на невинную ягоду. (< стил)

4а) — Ты меня к чему готовишь, Агния?! (< фон)

4б) — Хорошо, что ты это осознаешь. (< ког)

4в) — Не выпендривайся, скажи проще: «Я — бездельница». (< стил)

5а) — Не подбирайся к нему сейчас, подожди общего ужина. (< фон)

5б) — Я рада, что ты его заметил, Флавиан. (< ког)

5в) — Не кричи, пожалуйста, на весь дом. (< стил)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал