Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выдающиеся певцы второй половины XX века ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Юсси Бъёрлинг — шведский драматический тенор, чарующего тембра. Он родился и воспитывался в семье музыкантов: отец — оперный певец, мать — пианистка. Обучение пению началось с пяти лет, когда в доме в исполнении семейного квартета (отец и три сына), звучали псалмы. Сохранилась запись с голосом восьмилетнего Юсси. Юношей Юсси Бьёр-линг поступает в Стокгольмскую королевскую оперу, а в 1930 году дебютирует в партии Оттавио (опера «Дон Жуан» Моцарта). Критика отмечает льющийся голос, легкость и подвижность в традиции bell canto. Руководство оперного театра, оценивая талантливость и перспективность молодого певца, окружает его заботой и вниманием. За семь лет работы в театре Ю.Бьёрлинг исполнил 60 партий лирического и лирико-драматического плана, в том числе высокотесситурную партию Арнольда («Вильгельм Тель» Россини). Удивительное чувство стиля и любовь к русской музыке позволили певцу с успехом исполнять партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Индийского гостя («Садко» Римского-Корсакова). Приглашения в европейские театры способствуют широкой известности певца. Он поет в Вене, Париже, Праге, Будапеште, Дрездене, участвует по приглашению Тосканини в Зальцбургских фестивалях. В конце 1937 года Бьёрлинг впервые поет в США Радамеса в Чикагском оперном театре, на следующий год — в «Ме-фополитен-опера» с блеском исполняет партию Рудольфа («Богема» Пуччини). В «Нью-Йорке таймс» появляется вос-торженный отклик. Автор статьи отмечает, что высокое теноровое «до» певца приводит в восторг слушателей. Вдова Карузо говорила, что после великого Карузо Юсси Бьёрлинг — единственный тенор, которого она с удовольствием слушает. За время работы в «Метрополитен-опера» Бьёрлинг спел десять партий, тщательно отбирая репертуар с учетом огромного зала и необходимости беречь голос. Все исполненные партии были шедеврами! Партия Манрико (опера «Трубадур» Верди) по-своему трактуемая певцом, высоко оценивалась авторитетными представителями искусства. М.Каллас считала трактовку этой партии неподражаемой. Артуро Тосканини, высоко ценивший редкий по красоте тембр голоса певца, артистическое дарование, идеальную эмиссию, высокий интеллект и горячее сердце, считал исполнение партии Манрико непревзойденным. В годы второй мировой войны Бьёрлинг работает в Швеции, выступая в опере и в концертах, исполняя романсы Шумана, Шуберта, Рахманинова. После восстановления театра Ла Скала (1945) певец поет партию Герцога, а позднее — Ричарда. Конец 50-60 годов — время активной оперной и концертной деятельности. Певец гастролирует в Швеции, поет в операх шведских композиторов и народные песни. Бьёрлинг оставил огромное дискографическое наследство: с его участием записано 10 опер, 270 оперных арий и романсов. Монсеррат Кабалье — сопрано, обладающая тембром редкой красоты, легкостью эмиссии, свободой формирования верхнего участка голоса, тончайшей филировкой, широтой творческого диапазона. Вокально-техническое совершенство, безукоризненная музыкальность, чувство стиля и тонкость фразировки способствовали мировой известности певицы. Кабалье получила музыкальное образование в Барселон-ской консерватории по двум специальностям: как пианистка и вокалистка (класс Эужении Камени — румынской певицы и известного педагога). Творческая жизнь Монсератт началась с 1956 года сначала в Барселонской опере, затем в Бре-менском театре, где она исполняла разнохарактерные партии — Тоски, Марины Мнишек, Ренаты в опере Прокофьева «Огненный ангел». Впервые заговорили о Кабалье как о знаменитости только в 1965 году, когда она, заменив заболевшую певицу, с блеском исполнила партию Лукреции в опере Доницетти «Лукреция Борджиа» в Карнеги-Холл. Последовало приглашение в «Метрополитен-опера», где Кабалье с успехом исполняла ведущие партии. Ее выступления в Америке проходили с неизменным успехом. Публика аплодировала стоя! С участием певицы шли редко исполняемые оперы: «Дева озера» Дж.Россини, «Пираты» В.Беллини, «Роберт-дьявол» Мейер-бера. Последовали гастрольные поездки по всему миру, она покоряла своим искусством Лондон, Париж, Флоренцию, Рим. В 1964 году Монсеррат Кабалье с труппой Ла Скала блистательно исполнила партию Нормы на сцене Большого театра в Москве. Восьмидесятые годы — время напряженной творческой деятельности. Певица обладает широчайшим оперным репертуаром от старых итальянских мастеров XVII века до произведений ее современников. Демократизм и острое чувство современности разрешили ей выступать в концерте, посвященном Олимпиаде 1988 года вместе с Фредди Меркьюри — «королем» рок-музыки, продемонстрировав и в этом, непривычном для оперной певицы стиле, яркую одаренность. Мария Каллас (настоящая фамилия Калогеропулос), родилась в Нью-Йорке. Ее голос, широкого звуковысотного и творческого диапазона, позволял исполнять как колоратурные партии, так и типично драматические. Искусство Каллас — явление особого рода. Вокальная техника певицы, к шлифовке которой Каллас относилась с юных лет с величайшим вниманием, подчинена основной задаче: созданию правдивого художественного образа. В ее голосе нет безуко Важное значение в творческой жизни Марии Каллас имела встреча с выдающимся режиссером Лукино Висконти ди Мод-ропе, способствовавшего развитию и шлифовке потенциального актерского дарования певицы. С ним Каллас создала не-забываемые образы в операх «Весталка» Спонтини, «Сомнамбула» Беллини и «Травиата» Верди. Английская пресса, реагируя на выступление Каллас в «Сомнамбуле» на Эдинбургском фестивале, писала: «Это не артистка, исполняющая роль Амины, а сама Амина, сошедшая со страниц партитуры Беллини».* Партия Лючии (опера «Лючия ди Ламмермур» Доницетти) оценивалась критикой как высшее достижение певицы. В интерпретации Каллас образ Лючии отличается от общепринятого: это не хрупкая, сломленная судьбой девушка, а женщина, наделенная внутренней силой и богатством душевного мира. Такая же особая интерпретация, свойственная только Каллас, характерна и образу Розины («Севиль-ский цирюльник» Россини). Работе над созданием художест-венного образа предшествовал кропотливый поиск, зрелое мышление, и в каждом случае Каллас решала его по-своему. Требовательная к себе, Каллас также нетерпимо относилась к коллегам, в результате чего приобрела скандальную репутацию. Но это, как и у Шаляпи на, было следствием преданного служения искусству. Оперный репертуар М. Каллас огромен. Она исполняла ведущие вокальные партии в операх Гайдна, Глюка, Спонтини, Керубини, Беллини, Доницетти, Верди, Масканьи, Пуччини. Ранний уход со сцены и преждевременную смерть Каллас можно объяснить титаническим напряжением физических и душевных сил, свойственных великой артистке XX века. Имя испанского тенора Хосе Каррераса достаточно известно. Красивый, статный обладатель редкого по обаянию голоса, охватывающего весь теноровый диапазон, певец пользуется всеобщим признанием. Его дебют в 1970 году в Барселоне в партии Флавия («Норма» Беллини) сделал его сразу знаменитым. Но истинный успех, открывший певцу дорогу на сцены всего мира, связан с совместным выступлением непревзойденной Монсеррат Кабалье в «Набукко» Верди и «Лукреции Борджиа» Доницетти. Он поет с неизменным успехом в таких прославленных театрах, как Ковен Гарден, Метрополитен опера, Ла Скала, Венская опера, Арена ди Верона. И вдруг, в 1988 году, неожиданная страшная болезнь заставила замолчать любимца публики. Началась борьба за жизнь, за золотой голос. Победило искусство врачей, горячая поддержка истинных друзей: Доминго, Паваротти; а главное, — собственная мужественная любовь к искусству, вера в необходимость принести людям дар, данный Богом. В 1990 году снова зазвучал божественный голос в партии Самсона в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса. Каррерас радовал москвичей, выступая на Красной площади вместе с неизменными друзьями. Как было указано выше, вторая половина XX века богата певцами, обладающими блестящей техникой и всем арсеналом выразительных средств, необходимых для того, чтобы занять достойное место в мировом оперном искусстве. Для подробной характеристики творческих особенностей каждого артиста требуется специальное исследование. В данной лекции ограничимся кратким перечнем основных биографических данных певцов, независимо от национальной принадлежности. Все они, вто или иное время, демонстрировали свое искусство в прославленном театре Ла Скала, Метрополитен Опера, Ковен Гарден и др. Хорн Мерилин — меццо-сопрано. Училась в Университете Южной Ка-эолины; брала уроки у знаменитой Лотты Леман. Пела в Венеции, Сан-Франциско, Метрополитен Опера, Ла Скала. Габриэла Туччи — сопрано. Училась в Риме. Пела в Ла Скала, Ковен Гарден, Метрополитен Опера, Гранд Опера. Основные партии: Виолетта, Дездемона, Маргарита, Баттерфляй. Татьяна Троянос — сопрано. Начинала карьеру с хора в мюзиклах. Дебют состоялся в Нью-Йорке. По приглашению знаменитого импрессарио Либермана пела во многих европейских театрах (Гамбург, Вена, Лондон), затем исполняла ведущие партии в Метрополитен Опера, Ла Скала. Обладательница широчайшего репертуара от Генделя до Пенде-рецкого. Кири те Канава — сопрано, новозеландская певица, победительница многих конкурсов Новой Зеландии и Австралии. Совершенствовалась в Лондонском оперном театре. Дебют —в Ковент Гардене. Пела в телепостановке оперы Пуччини «Тоска» (1955). Поет в Сан-Франциско, Арена ди Верона, Ковент Гарден, Метрополитен Опера, Ла Скала, Москва. Обладательница широчайшего репертуара. Таков далеко не исчерпывающий перечень артистов, воспитанных на принципах прославленной итальянской школы пения.
|