Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контраст цветового распространения






 

Контраст цветового распространения характеризует раз­мерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопос­тавление между «много» и «мало», «большой» и «ма­ленький».

Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами лю­бого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие ко­личественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться урав­новешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделятся больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того. чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейт­рально-сером фоне средней светлоты. При этом мы убедимся, что интенсивность или светлота отдельных цветов различны.

Гёте установил для этой цели простые числовые соотно­шения, очень удобные в нашем случае. Эти соотноше­ния приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготов­ленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счёте решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету, По Гёте световую насыщенность различных цветов мож­но представить системой следующих соотношений:

жёлтый: 9

оранжевый: 8

красный: 6

фиолетовый: 3

синий: 4

зелёный: 6

Приведём отношения светлоты следующих пар допол­нительных цветов:

жёлтый: фиолетовый == 9: 3 = 3: 1 = 3/4; 1/4

оранжевый: синий = 8: 4= 2: 1 = 2/3; 1/3

красный: зелёный =6: 6=1: 1=1/2: 1/2

Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых вели­чин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, зани­маемого его дополнительным фиолетовым цветом.

Как показано на рисунке 42-44, для гармоничных соот­ношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:

жёлтый: фиолетовый = 1/4: 3/4

оранжевый: синий - 1/3: 2/3

красный; зелёный = 1/2: 1/2 Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выраже­ны следующими цифровыми соотношениями:

жёлтый: 3

оранжевый: 4

красный: 6

фиолетовый: 9

синий: 8

зелёный:

6 Или:

жёлтый: оранжевый =3: 4

жёлтый: красный =3: 6

жёлтый: фиолетовый =3: 9

жёлтый; синий =3: 8

жёлтый: красный: синий =3: 6: 8

оранжевый: фиолетовый: зелёный =4: 9: 6 Соответствующим образом можно представить также и все другие цвета в их соразмерной связи между собой.

На рисунке 45 представлен круг гармоничного соотно­шения основных и дополнительных цветов в их прост­ранственных характеристиках. Он построен следующим образом:

- сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, опять делится пропор­ционально числовым отношениям двух дополнитель­ных цветов:

— одна треть круга для жёлтого и фиолетового цвета де­лится в соотношении 1/4: 3/4;

-другая треть, для оранжевого и синего, как 1/3: 2/3,

— и последняя треть для красного и зелёного представ­лена соотношением 1/2; 1/2,

Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропор­циями создается цветовой ряд согласно последователь­ности цветового круга: жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный. Сгармонированные в своих размерах цветовые плоско­сти производят впечатление спокойствия и устойчивос­ти. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

Представленная здесь система количественных соотно­шений имеет силу только при использовании цветов в максимальной их яркости. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых площадей. Оба фактора — и яркость, и размер цветовой плоскости са­мым тесным образом связаны между собой. На рисунке 46 красный и зелёный цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обла­дая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство. Если в цветовой композиции вместо гармоничных про­странственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных со­отношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса худож­ника.

При резко выраженном контрасте распространения цве­тов они начинают производить совершенно новое впе­чатление.

На рисунке 47 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зелёный по отношению к не­му занимает огромную площадь, в связи с чем по зако­ну симультанного контраста красный, наоборот, начина­ет звучать очень ярко.

В разделе, посвящённом симультанному контрасту, бы­ло установлено, что глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчи­нены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим осо­бым действием и контраст распространения. Написан­ный в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реаги­рует, обороняется и производит относительно более яр­кое впечатление, чем если бы он был использован в сгармонированных пропорциях, как на рисунке 46. Этот факт известен как биологу, так и садоводу. Когда расте­ние, животное или человек в результате тяжёлых усло­вий жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях просыпаются силы со­противления, которые при счастливом стечении обстоя­тельств позволяют достичь больших результатов. Если при длительном созерцании картины сосредоточить своё внимание на каком-либо цвете, занимающем не­значительную площадь, то этот цвет начинает казаться всё более и более интенсивным и действует возбужда­юще.

Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необык­новенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контра­ста распространения — его способность изменять и уси­ливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвященном контрасту светлого и тёмного, уже немно­го говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст распространения в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тём­ного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению про­изведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого яркого пятна на его плече с общим объё­мом головы мужчины невольно заставляет проникнуть­ся ощущением особой значительности образа. В рабо­тах Мондриана композиционные структуры из полос красного, жёлтого и синего цвета держат общие разме­ры полотен. А у Брейгеля, в его картине «Падение Ика­ра», контрастное сопоставление сине-зелёноватого-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него не­больших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря, выполняет уже иную роль, обеспечивая изобра­зительную целостность картины. Согласование разме­ров цветовых плоскостей по меньшей мере столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цвето­вая композиция должна исходить и развиваться из со­отношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсив­ностью, а не предрешаться собственно рисунком. Соблюдение этого правила особенно важно для опре­деления цветовых масс. Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью ли­нейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от кон­трастного сопоставления цветов. Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тём­ных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пят­на, поскольку его яркость усиливается самим окружени­ем.

Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воз­действия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал