Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О сосредоточении
1.(1) Итак, наставление йоге. 2.(1) Йога есть прекращение деятельности сознания. 3.(1) Тогда Зритель пребывает в собственной форме. 4.(1) В других случаях – сходство с деятельностью [сознания]. 5.(1) Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные. 6.(1) Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память. 7.(1) Истинное познание – [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство. 8.(1) Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта]. 9.(1) [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания. 10. (1) Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний]. 11. (1) Память есть сохранение (букв. " неутрачивание") прошлого опыта. 12. (1) Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию. 13. (1) Из их практики есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания. 14. (1) Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием. 15. (1) Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектами целям, освященным традицией. 16. (1) Оно – высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам. 17. (1) [Оно] – сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости. 18. (1) Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания]. 19. (1) [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ. 20. (1) У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость. 21. (1) У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] – в непосредственной близости. 22. (1) Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений]. 23. (1) Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару. 24. (1) Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] " следствиями". 25. (1) Семя всезнания в нем не имеет себе равных. 26. (1) [Он] Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий. 27. (1) Его [вербальное] выражение – священный слог ОМ. 28. (1) [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте. 29. (1) Отсюда – постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий. 30. (1) Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] – эти отвлечения суть препятствия. 31. (1) Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным [состояниям сознания]. 32. (1) В целях их устранения – практика с одной сущностью. 33. (1) Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку. 34. (1) Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания. 35. (1) Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность. 36. (1) Либо беспечальная и лучезарная... 37. (1) Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний. 38. (1) Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений. 39. (1) Или благодаря созерцанию того, что приятно. 40. (1) Его могущество [распространяется на все] – от атома до величайших [объектов]. 41. (1) Сосредоточение есть состояние " окрашивания" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем. 42. (1) Здесь сосредоточение " с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием. 43. (1) Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект. 44. (1) Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие " тонкий" объект. 45. (1) Свойство быть " тонким" объектом имеет [своим] ограничением " отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины]. 46. (1) Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем. 47. (1) При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие. 48. (1) Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] " несущей истину". 49. (1) [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода. 50. (1) Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов. 51. (1) При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, " лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.
|