Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Акаша – пространство, эфир, первый из пяти грубых элементов.






Акаша – " пространство", " эфир", первый из пяти " грубых элементов".

Асана (поза, положение, сиденье) – третий компонент восьмичленной йоги, (II, 46-48).

Асампраджнята, асампраджнята-самадхи – см. самадхи.

Асмита (букв, " есмь-ность") – самость, эго-сознание, эго, эгоцентризм; одна из модификаций пракрити; одна из пяти клеш (II, 3, 6) – ложное отождествление индивидуального " я" с высшим духовным началом (пуруша).

Атман – сущность, обозначаемая словом " я"; высший атман тождественен тому, что неиндивидуально, абсолютно. В йоге термин малоупотребителен.

Ахамкара (букв, " я-делающий") – эго-сознание, см. Асмита.

Ахимса – неубиение, ненасилие, непричинение вреда; важнейший основополагающий принцип (заповедь, обет) морали в индуизме, буддизме, джайнизме; первый элемент ямы.

Буддхи – мысль, интеллект, разум; высшее проявление пракрити в аспекте саттвы.

Бхакти – преданность, смирение, любовь; " любовь к богу" как важнейший элемент религий, подобных христианству или исламу.

Васаны – латентные психические следы чувств, желаний, стремлений; это один из важнейших элементов механизма кармы. Веды – древнейшие священные тексты индуизма.

Гуны (букв, " нити", " качества") – три аспекта, или компонента, пракрити: саттва, раджас и тамас.

Саттва – свет, гармония, мудрость.

Раджас – активность, движение, страсть.

Тамас – тьма, инерция, невежество.

Гуны " составляют" пракрити, и их качества присущи всем ее производным.

Даршана – видение, учение; название индийских религиозно-философских систем. Наиболее известные даршаны: локаята, джайнизм, буддизм; ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Джняна – знание, мудрость, духовное знание, ведущее к освобождению (мокша).

Дхарана – шестой компонент восьмичленной йоги, сосредоточенность на одном объекте, с исключением из сознания других (III, 1).

Дхарма – должное, морально-религиозный долг, добродетель, религия, духовное учение; существенное свойство, характеристика, качество.

Дхьяна (медитация, созерцание) – седьмой компонент восьмичленной йоги, неотвлекаемый поток психики, направленный на определенный объект (III, 2).

Дэвы – божества, вид " бестелесных" существ.

Индрии – органы познания и органы действия в их психическом аспекте; органы познания – это органы чувств, органы действия – " руки", " ноги", " язык" (как орган речи), органы воспроизведения и выделения. Иногда индрией называют также и ум (манас).

Ишвара – букв, " властитель", " господь"; духовное начало, лишенное несовершенств и обладающее всезнанием (см. I, 24-29).

Ишвара-пранидхана – " преданность ишваре", бхакти как духовный путь (см. I, 23-29; II, 1, 32, 45).

Кайвалья (" изоляция") – абсолютная независимость пуруши в результате его отделения от пракрити благодаря йогической практике, освобождение как высшая цель йоги (IV, 34).

Карма – действие, ритуальное действие; универсальный закон причинности, проявляющийся в трех аспектах: санчита-карма (" накопленная карма", существует в форме самскар), прарабдха-карма (часть санчита-кармы, уже начавшая приносить плоды – они испытываются в этой жизни, которая полностью, со всеми ее характеристиками, рождением и смертью, есть результат кармы), криямана- карма (создается нашими действиями в этой жизни).

Клеши (" мучения", " недуги") – пять видов заблуждения, дефектов психики (см. II, 3-9).

Лакшана – отличительный признак, знак.

Линга – знак, символ, образ.

Манас – мысль, ум; аспект психики (читта) качественно более низкий, чем буддхи.

Мантры – священное изречение, слово или слог, предназначенные для повторения, начитывания в ежедневной религиозной практике, что приводит к определенным духовным результатам.

Махат (букв, " великий") – " интеллект", " разум", первая модификация пракрити при ее эволюции, " развертывании" из непроявленного состояния (алинга).

Нирбиджа, нирбиджа-самадхи – см. Cамадхи.

Нияма (дисциплина, сдерживание, правило) – второй компонент восьмичленной йоги, включающий пять элементов: очищение, удовлетворенность, подвижничество (тапас), начитывание мантр и изучение священных текстов (мокша-шастры), преданность ишваре (ишвара-пранидхана) (II, 32, 40-45).

Прадхана (" первое", " важнейшее") – ноуменальное, непроявленное состояние пракрити, в котором она находится до начала ее эволюции, проявления, это состояние " равновесия гун".

Пракрити – " первичное", " материальная природа", " материя"; одно из трех первоначал (наряду с пурушей и ишварой), принимаемых в системе йоги; пракрити проявляется в виде трех гун и в ходе своего " развертывания" (эволюции) порождает, в конечном итоге, видимую вселенную.

Прана (дыхание, жизнь) – тонкая энергия, лежащая в основе проявления всех других видов энергии.

Пранаяма (контроль праны) – четвертый компонент восьмичленной йоги (II, 49-53).

Пратьяхара (возвращение) – пятый компонент восьмичленной йоги, " отключение" органов чувств от их объектов (II, 54-55).

Пратьяя – мыслеобраз, идея-импульс, чувство, причина.

Пуруша (человек, мужчина) – высший дух, неизменное сознание, противоположное пракрити и независимое от нее, хотя благодаря неведению, присущему нашей психике, пуруша представляется связанным и ограниченным.

Раджас – см. Гуны.

Садхана – средство, причина, " то, что ведет к цели"; в индуизме: духовная практика с целью освобождения (мокша).

Самадхи – сосредоточенность, " погружение", самоуглубление, энстазис; глубочайшая сосредоточенность психики, сверхсознание; самадхи включает два основных уровня: 1. сампраджнята-самадхи (т.е., с сохранением некоторого сознания) проходит четыре стадии, характеризующиеся витаркой (" мысль), вичарой (" созерцание"), анандой (блаженство) и асмитой (эго-сознание) (см. I, 17); сампраджнята-самадхи – восьмая ступень (компонент) восьмичленной йоги (III, 3). 2. Асампраджнята-самадхи (без сохранения сознания), к этому виду относятся нирбиджа- самадхи (самадхи-без-семени) и самадхи, называемое " облаком добродетели" (дхарма-мегхасамадхи); это высший вид самадхи, в котором прекращается вся психическая деятельность. Состояние, переживаемое в самадхи, невыразимо, т.к. слова и мысли относятся к модификации психики.

Самапатти – глубокая сосредоточенность, виды сампраджнята-самадхи, в зависимости от объектов сосредоточения (см. I,.41-44).

Самсара – " круговорот бытия", цепь непрерывных существований, перерождений, которым подвержены все существа, не реализовавшие освобождение (мокша; нирвана).

Самскары – " отпечатки", " следы"; содержание памяти, хранимое в виде латентных психических " следов".

Самьяма – глубокое сосредоточение, это дхарана, дхьяна и сампраджнята-самадхи, взятые как единое целое (III, 4-8).

Саттва – см. Гуны.

Саттвический – обладающий качеством саттвы.

Свадхьяя – элемент садханы (духовной практики): начитывание мантр, регулярное чтение и изучение священных текстов (мокша-шастры), самоанализ и самоуглубление.

Сиддхи (или вибхути) – сверхъестественные силы, способности.

Сутра (букв. " нить") – афоризм; краткое произведение – собрание афоризмов, служащих " путеводной нитью" учения (даршана); в буддизме, напротив, сутрами называются не собрания афоризмов, а описания диалогов, бесед, которые вел Будда (нередко это весьма объемистые тексты).

Тамас – см. Гуны.

Танматры – тонкие элементы, потенции грубых элементов, они называются условно " звук", " осязание" (прикосновение), " цвет", " вкус", " запах".

Тапас (подвижничество, аскетизм) – элемент духовной практики (садхана), терпеливое перенесение различных тягот (холод, голод и т.п.) и самонаказаний за проступки.

Упанишады – священные тексты индуизма.

Читта – мысль, сердце, ум; подсознательный ум; один из аспектов психики; в йоге этим термином обозначается психика в широком смысле слова (познание, заблуждение, память, сон и т.д.); читта является порождением пракрити и поэтому достижение высокого духовного состояния, при котором флуктуации (вритти) психики исчезают, является как бы исчезновением читты, выходом за ее пределы.

Элементы – тонкие и грубые. Тонкие – см. Танматры. Грубые элементы, возникшие из тонких – это последняя стадия эволюции (развертывания) пракрити, их насчитывают пять: " пространство" (акаша), " воздух", " огонь", " вода", " земля".

Яма (самоограничение, обуздание) – первый компонент восьмичленной йоги, включающий общечеловеческие нормы поведения, заповеди: ахимсу (невреждение), правдивость (сатья), неворовство, контроль полового влечения, нестяжательство. Эти заповеди предписывается соблюдать в мыслях, словах и делах. (II, 30-31; 35-39).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал