![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Валя — Валечка Люда — Людочка Витя — Витенька 4 страница
4. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Привлеките его к приготовлению блюд из овощей, а потом задайте вопрос: — Какие овощи ты положишь в суп (борщ, щи, салат)? 5. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: Сок из моркови. — Морковный сок. Салат из свеклы. — Свекольный салат. Икра из кабачков. — Кабачковая икра. Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты. 6. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану: — Как называется овощ? — Где он растет? — Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус? — Что можно приготовить из него? Например: • Это помидор. Он растет в теплице или парнике. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат. 7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Вершки и корешки». Спросите, что он может сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них?
3. Сад. Фрукты 1. Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты» за прошлый год. Пусть он проговорит выделенные слова и словосочетания. Сможет ли он объяснить, что фруктами мы называем плоды, которые растут на деревьях в саду? 2. Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос). 3. Поиграйте в игры с мячом «Один — много» и «Назови ласково», используя названия фруктов. Например: Лимон. — Лимоны. Груша. — Груши. Яблоко. — Яблоки. Апельсин. — Апельсинчик. Слива. — Сливка. Яблоко. — Яблочко. 4. Попробуйте придумывать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например: — Желтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон) — Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива) — Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин) 5. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый повар». Например: Сок из яблок. — Яблонный сок. Пюре из слив. — Сливовое пюре. Запеканка из груш. — Грушевая запеканка. 6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик, гра-нат. 7. Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой. Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку. Отпускаю, разжимаю Раскрываем ладонь. И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями. 8. Прочитайте ребенку рассказ Л.Толстого «Косточка».
4. Лес. Грибы и ягоды 1. Повторите с ребенком задание «Лес. Грибы и ягоды» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, ежевика; боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, варить, готовить. 2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о леных ягодах. Например: • Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника) 3. Можно потренировать ребенка и в придумывании загадок-описаний о грибах. Например: • Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка) 4. Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например: Варенье из малины. — Малиновое варенье. Джем из черники. — Черничный джем. Компот из земляники. — Земляничный компот. Повидло из брусники. — Брусничное повидло. Мусс из ежевики. — Ежевичный мусс. Пюре из клюквы. — Клюквенное пюре. 5. Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок». Следите за правильным произношением тех звуков, которые поставлены и автоматизированы в речи ребенка. ГРИБОК Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем В шапочке нарядной Светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, Под листок свой бок! Ты ребятам нужен К вечеру на ужин. 6. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам. Например: Два мухомора. — Пять мухоморов. Два опенка. — Пять опят. Две лисички. — Пять лисичек. Две сыроежки. — Пять сыроежек.
5. Одежда 1. Повторите задание «Одежда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания. Выясните, помнит ли он, что летом носят легкую одежду, а осенью — более теплую. Пусть объяснит почему. • 2. Рассмотрите с ребенком его одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросает ребенку мяч и говорите, из чего сделана одежда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Свитер из шерсти. — Шерстяной свитер. Брюки из вельвета. — Вельветовые брюки. Юбка из шелка. — Шелковая юбка. Блузка из льна. — Льняная блузка. Жилет из меха. — Меховой жилет. Пальто из кожи. — Кожаное пальто. 3. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Пусть рассмотрит и назовет свои головные уборы и головные уборы других членов семьи. 4. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый — лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». Это будет способствовать развитию речевого слуха ребенка и активизации словаря. Вы произносите несколько слов — названий одежды: свитер, кофта, плащ, шляпа; ребенок объясняет, что лишнее слово — шляпа, потому что шляпа — головной убор, а все остальное — одежда. 5. Поиграйте в игру «Чего не стало?» Вы выкладываете несколько предметов одежды: шорты, носки, футболку, рубашку; ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы прячете один из предметов (футболку). Ребенок определяет, чего не стало: Не стало футболки. 6. Загадайте ребенку загадку, помогите отгадать ее, а затем и выучить. Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел, А на самом деле — вошел. (Рубашка) 7. Прочитайте ребенку рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
6. Обувь 1. Повторите задание «Обувь» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания. 2. Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть он рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых обувь сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: Кроссовки из кожи. — Кожаные кроссовки. Тапки из вельвета. — Вельветовые тапки. Ботинки из замши. — Замшевые ботинки. 3. Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь». 4. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь». 5. Загадайте ребенку загадку. Пусть он попробует отгадать ее и объяснит, как он это сделал. Предложите выучить загадку и загадать ее кому-то из домашних. Отгадай загадку. Кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь, у нас работа — Топать, шлепать по болотам. (Сапоги) 6. Предложите ребенку сделать пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки» для развития тонкой моторики, координации речи с движением. Как у нашей кошки Загибаем по одному пальчику, начиная с На ногах сапожки. больших, на обеих руках на каждое назва- Как у нашей свинки ние обуви. На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка — Новые кроссовки. Вот так. Вот так. Ритмично выполняем хлопки ладонями и Новые кроссовки. удары кулачками. 7. Прочитайте ребенку рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», задайте вопрос: «Почему все решили, что Маша выросла?» 7. Игрушки 1. Повторите задание «Игрушки» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. 2. Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Мячик из резины. — Резиновый мячик. Мишка из плюша. — Плюшевый мишка. Пирамидка из дерева. — Деревянная пирамидка. Ведерко из металла. — Металлическое ведерко. 3. Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке по плану: — Как называется игрушка? — Какая она по цвету, размеру, форме, из каких частей состоит? — Как с ней можно играть? Например: • Это футбольный мяч. Он сине-красный, большой, круглый. С мячом можно играть в футбол. 4. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам. Два кубика. — Пять кубиков. Два мишки. — Пять мишек. Два мяча. — Пять мячей. Две куклы. — Пять кукол. Две матрешки. — Пять матрешек. Два ведерка. — Пять ведерок. 5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ку-бик, мя-чик, кук-ла, миш-ка, ша-рик, ма-ши-на. 6. Прочитайте ребенку стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки». Предложите перечислить и сосчитать названия игрушек, прозвучавшие в нем. ИГРУШКИ Тьма игрушек у меня: Ванька-встанька, два коня, Пестрый мячик, Толстый мальчик, Мишка, Зайка, кукла Майка. Иногда я папу с мамой Приглашаю поиграть. Но молчит голыш упрямый, Не желает отвечать. Кукла дуется, молчит, Мишка хнычет и ворчит. Говорю я мишке, зайке, Двум лошадкам, Кукле Майке: — Так упрямиться нельзя — Папа с мамой Нам друзья! 7. Загадайте ребенку загадку о мяче. Предложите сначала отгадать, а потом выучить ее. Не обижен, а надут. Его по полю ведут.
8. Посуда 1. Повторите задание «Посуда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания. 2. Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома. 3. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?» Примеры словосочетаний: Стакан из стекла. — Стеклянный стакан. Чашка из фарфора. — Фарфоровая чашка. Ложка из серебра. — Серебряная ложка. Миска из пластмассы. — Пластмассовая миска. Кастрюля из эмалированного металла. — Эмалированная кастрюля. 4. Потренируйте ребенка в составлении рассказов-описаний о посуде по образцу. Например: • Это чайник. Чайник — это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду. 5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик. 6. Выполните с ребенком упражнение «Чайник» для развития творческого воображения, координации речи с движением. Я — чайник, ворчун, хлопотун, Стоим, изогнув одну руку, как я с вами почайпить хочу! рукой. 7. Предложите ребенку послушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней. У нашего Вовки На блюде морковка. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке. У нашей Наташки Смородина в чашке. Ну а у Валерки Грибочки в тарелке. А теперь ты не зевай И посуду называй.
9. Времена года. Зима. Зимующие птицы 1. Повторите задание «Времена года. Зима» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания. 2. На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе. Помогите ребенку запомнить приметы зимы: • земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом; • стало холодно, на улице мороз; • дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады; • ночи стоят длинные, а дни — короткие; • люди надели теплую зимнюю одежду; • дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки. 3. Предложите ребенку рассказать о зиме по плану: — Какое время года наступило? — Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? — В какие игры играют зимой дети? 4. Выясните, помнит ли ребенок, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, сорокой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями, клестами, щеглами. Наклейте их изображения в тетрадь, подпишите названия, научите ребенка узнавать этих птиц. Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой. 5. Помогите ребенку сделать кормушку и организовать столовую для птиц за окном или во дворе. 6. Прочитайте ребенку стихи о зимующих птицах. Предложите их выучить. Следите за произношением поставленных звуков. В желтой футболке и черной жилетке Птица-синица расселась на ветке. Тенькает звонко птица-синица, Лютых морозов она не боится. Вот на ветке, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Нежатся на солнышке. Клюв, как клещи, у клеста. Вот так клюв! Вот это да! Шишки запросто лущит Птица, грозная на вид. Щеголь-щегол — акробат и затейник. Щеголь-щегол обожает репейник. В морозы его подкорми семенами, Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами. В день, когда мела метель, Прилетел к нам свиристель. Мы ему насыплем крошек. Свиристель такой хороший! На суку сидит сова, Видит днем она едва. А лишь только ночь настанет, Как орел, глазастой станет. 7. Прочитайте ребенку сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выясните, запомнил ли он, сколько месяцев в каждом времени года, знает ли их названия. 10. Домашние животные и их детеныши 1. Повторите задание «Домашние животные» за прошлый год. Проговорите с ребенком выделенные слова и словосочетания. 2. Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит названия известных ему домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят. 3. Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу. Например: • Кошка — домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком. 4. Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных, а затем поиграйте в игру «Один — много». Ягненок. — Ягнята. Поросенок. — Поросята. Щенок. — Щенята. Теленок. — Телята. Крольчонок. — Крольчата. 5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Вы бросаете ребенку мяч и называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: Уши кролика. — Кроличьи уши. Хвост собаки. — Собачий хвост. Голова коровы. — Коровья голова. Копыто лошади. — Лошадиное копыто. 6. Выполните с ребенком пальчиковую гимнастику. Это будет способствовать развитию тонкой моторики, координации речи с движением. Дай молока, Буренушка, Показываем, как доят корову. Хоть капельку — на донышке. Ждут меня котятки, Делаем «мордочки» из пальцев. Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Загибаем пальцы на обеих руках, Творогу немножечко, начиная с больших. Масла, простоквашки, Молока для кашки. Всем дает здоровье Снова изображаем, как доим корову. Молоко коровье. 7. Прочитайте ребенку рассказ С. Воронина «Чистопородный Филя». Предложите ему пересказать текст кому-то из членов семьи. Если ребенку сложно выполнить это задание, помогите ему. 11. Дикие животные и их детеныши 1. Повторите задание «Дикие животные и их детеныши» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок перечислит всех известных ему диких животных наших лесов. Выясните, помнит ли он, что дикие животные живут в лесах, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. 2. Расскажите, как называются жилища диких животных: у волка — логово, у лисы — нора, у ежа — норка, у белки — гнездо в дупле. Для уточнения полученных знаний предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Кто где живет?» Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам. 3. Поиграйте в игру «Один — много» по теме «Детеныши диких животных». Примеры слов: медвежонок — медвежата, лисенок — лисята, бельчонок — бельчата. И т.д. 4. Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» по теме «Дикие животные». Например: хвост лисы — лисий хвост, лапа медведя — медвежья лапа, зубы волка — волчьи зубы, иголки ежа — ежиные иголки. И т. д. 5. Предложите ребенку составить рассказы о диких животных по образцу. Например: • Медведь — дикое животное, он живет в лесу. Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, корешки. Зимой он спит в берлоге. 6. Загадайте ребенку загадку о медведе, предложите ее отгадать. Где живет он? В самой чаще, Самый-самый настоящий. Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит. Любит груши, любит мед. Сладкоежкою слывет. А еще могу сказать — Очень любит он поспать. Ляжет осенью, а встанет, Лишь когда весна настанет. 7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Три медведя» и предложите пересказать ее.
12. Новый год 1. Повторите задание «Новогодний праздник» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания. 2. Предложите ребенку придумать рассказ-описание о любой елочной игрушке по плану. Например: • Это елочная игрушка — шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый. 3. Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: Шарик из стекла. — Стеклянный шарик. Флажок из бумаги. — Бумажный флажок. Кораблик из картона. — Картонный кораблик. Снеговик из ваты. — Ватный снеговик. 4. Предложите ребенку отгадать загадку, а потом выучить ее. Что это будет? Хлопушки. Конфеты. Сосульки. Шары золотистого цвета. Подарки. Мерцанье цветных огоньков. Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков. Пляски и песни. Смех без умолка. Что это будет, по-вашему?.. (Елка). 5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ел-ка, ша-рик, фла-жок, свеч-ка, по-сох.
6. Сделайте с ребенком пальчиковую гимнастику «На елке», что будет способствовать развитию тонкой моторики. Мы на елке веселились, И плясали, и резвились. После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же — вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. В. Волина 7. Прочитайте ребенку рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает елку» и предложите пересказать его.
13. Мебель 1. Повторите задание «Мебель» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. 2. Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о ее назначении, о материалах, из которых она сделана. 3. Помогите ребенку составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу. Например: • Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье. 4. Предложите ребенку ответить на вопросы: На чем спит бабушка? — Бабушка спит на кровати. Где отдыхает дедушка? — Дедушка отдыхает в кресле. 5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Без чего?» для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например: Если у стола нет ножки... — стол без ножки. Если у кровати нет спинки... — кровать без спинки. Если у стула нет сиденья... — стул без сиденья. Если у шкафа нет дверцы... — шкаф без дверцы. Если у буфета нет полки... — буфет без полки. 6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет. 7. Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке. 14. Транспорт 1. Повторите задание «Транспорт» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок расскажет о том, что он знает про транспорт. Если он затрудняется, помогите ему вопросами: — Что называют транспортом? — Для чего он предназначен? Выясните, помнит ли ребенок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют? 2. Познакомьте ребенка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины), железнодорожным (поезд, трамвай), воздушным (самолет, вертолет), водным (теплоход, катер, баржа), подземным (метро). Во время прогулки по городским улицам предложите ребенку показывать и называть транспорт, определять его вид. 3.Понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом. Покажите ему грузовик, фургон, цистерну, платформу, контейнеровоз, рефрижератор. Побеседуйте о том, что перевозят эти машины. 4. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова фур-гон, гру-зо-вик, цис-тер-на, плат-фор-ма. 5. Предложите ребенку сделать подвижное упражнение «Ехали медведи» для развития общей моторики и координации речи с движением. Ехали медведи на велосипеде, Лежа на спине, изображаем езду на велосипеде. А за ними кот задом наперед, Бежим по кругу задом наперед. на воздушном шарике, руками. на хромой собаке, Львы в автомобиле, Идем, крутя воображаемый руль. Зайчики в трамвайчике, Скачем, сделав «ушки» из пальцев. Жаба на метле. Идем, оседлав воображаемую метлу. К. Чуковский
6. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку о паровозе и вагонах. За дымком, За свистком Братья бегают бегом. 8. Прочитайте ребенку рассказы Б. Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна». Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.
15. Профессии на транспорте 1. Повторите задание «Профессии на транспорте» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. Побеседуйте о профессиях людей, работающих на транспорте. 2. Предложите ребенку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фер, лет-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист. 3. Выучите с ребенком загадку: Он в любую непогоду И в любое время года Крутит руль и жмет педали, Чтобы вы не опоздали На работу, в детский сад. Подвезти всегда вас рад. (Шофер)
4. Для расширения глагольного словаря ребенка предложите ему игру с мячом «Что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, говорит, что делает представитель этой профессии, и возвращает мяч вам. Шофер. — Крутит руль. Летчик. — Держит штурвал. Кондуктор. — Продает билеты. Дежурный по станции. — Следит за порядком. Контролер. — Проверяет билеты. Капитан. — Смотрит в бинокль. 5. Можно предложить ребенку поиграть в игру с мячом «Кто чем управляет?» Это позволит потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа. Шофер управляет... — машиной. Летчик управляет... — самолетом. Капитан управляет... — теплоходом. Водитель управляет... — трамваем. Машинист управляет... — поездом. 6. Выразительно прочитайте ребенку отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», а затем предложите выучить его. Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной Ему всегда, Ему весь день В трамваях ездить можно. — Большие и дети, Берите билетик, Билеты разные, Бери любые — Зеленые, красные И голубые. 7. Прочитайте ребенку стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» и побеседуйте о тех профессиях, о которых говорится в стихотворении. 16. Детский сад. Профессии 1. Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих в детском саду. Это заведующая детским садом, воспитатель, логопед, психолог, врач, медсестра, повар, прачка, заведующий хозяйством, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания. Побеседуйте о том, чем занимается каждый из этих людей: — заведующая руководит детским садом, — воспитатель учит и воспитывает детей, — логопед учит детей правильно и красиво говорить, — психолог развивает детей, — врач следит за здоровьем детей, — медсестра помогает врачу, — повар готовит для детей вкусную еду, — прачка стирает белье, — заведующий хозяйством закупает все необходимое для детского сада, — помощник воспитателя следит за чистотой, — музыкальный руководитель поет и танцует с детьми, — руководитель физвоспитания учит детей быть ловкими и сильными. 2. Предложите ребенку разделить названия профессий на слоги и прохлопать их ритмический рисунок: врач, по-вар, прач-ка, ло-го-пед, пси-хо-лог. 3. Можно поиграть в игру с мячом «Кто чем пользуется?» Врач пользуется... — лекарствами. Медсестра пользуется... — шприцем. Логопед пользуется... — шпателем. Воспитатель пользуется... — указкой. Повар пользуется... — ножом. Заведующая пользуется... — компьютером. 4. Выразительно прочитайте стихотворение, которое можно потом выучить. Кто улыбкой нас встречает, На вопросы отвечает, Учит нас считать, лепить И поделки мастерить? Наши воспитатели — Нам друзья, приятели. 5. Загадайте ребенку загадку о поваре. Пусть отгадает ее и объяснит, как он это сделал, а потом выучит загадку. Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? 6. Прочитайте ребенку сказку К.Чуковского «Айболит».
|