![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология и правила контроля
В практике управления существует так называемая технология контроля, которая состоит из пяти групп: ■ 1-я группа представляет собой процесс выбора концепции контроля и включает систему, процесс или частные проверки; определение предмета и цели контроля; определение контролирующего органа; ■ 2-я группа представляет собой процесс определения норм контроля и содержит этические, правовые, производственные и другие нормы; ■ 3-я группа представляет собой процесс определения объема и области контроля, который может быть полным, сплошным, эпизодическим, выборочным, финансовым и т. п. Контролю может подлежать качество продукции, производительность труда и т.д. Контроль качества продукции называют инспекцией качества и относят к контролю в узком смысле; ■ 4-я группа объединяет в себе методы или виды контроля, ■ 5-я группа представляет процесс определения цели контроля, в который входят: целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля. Немецкий специалист по менеджменту Г. Шредер выявил следующие негативные проявления контроля: ■ тот факт, что сотрудник находится под наблюдением, вынуждает его наблюдать за собой, но при этом человек начинает задумываться над своими автоматически протекающими действиями и теряет уверенность в себе; ■ контроль является признаком разницы в статусе. Он идет вразрез с человеческой потребностью в признании и высокой оценке (тот, кого контролируют, является в большинстве случаев подчиненным); ■ контроль особенно неприятен, когда наблюдаемый не знает точно, что именно контролируют; ■ так как контроль узаконен, никто не может от него защититься; возникающее по этой причине раздражение «выливается» где-нибудь в другом месте; ■ контроль зачастую субъективно воспринимается как придирки, хотя руководитель об этом не думает; ■ контроль может восприниматься как недоверие, в этом случае он препятствует хорошим отношениям между руководителем и подчиненными. Г. Шредер также разработал правила, или рекомендации, которых необходимо придерживаться при проведении контроля, для того чтобы уменьшить его возможные негативные проявления: ■ сотрудник должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на рабочий процесс; ■ сотрудник должен знать, что именно контролируется; ■ контролировать следует открыто; ■ осуществлять контроль нужно за результатом, а не за действиями; ■ при организации контроля следует ограничиваться существенными моментами; ■ осуществляя контроль, необходимо придерживаться товарищеского тона при общении; ■ при доведении рабочих указаний особое внимание следует уделять изложению признаков контроля; ■ нужно постоянно иметь в виду целевую установку контроля, не позволять ему превратиться в самостоятельную функцию; ■ контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса; ■ необходимо обосновывать контроль, делать понятной его цель; ■ следует делегировать ответственность. Рассмотрим метод контроля управленческая пятерня. В деятельности менеджера большое значение имеет совершенствование стиля и метода управления персоналом. Руководителю предприятия должны быть присущи управленческая ответственность, справедливость и объективность в оценке каждого сотрудника. Наблюдения показывают, что многие руководители в своей жестикуляции используют преимущественно указательный палец, как бы констатирующий виновность подчиненных. В практическом менеджменте существует понятие «управленческая пятерня», которое дает наглядное
Указательный палец обычно показывает на того, кого менеджер хочет обвинить в недобросовестности, недисциплинированности, недостаточной подготовленности, неаккуратности и т.д. Однако применять этот прием можно только в том случае, если менеджер положительно ответил сам себе на следующие вопросы, «ответственность» за которые несут три пальца, указывающие назад: ■ «кто выбрал этого человека для выполнения работы, которая выполнена неудовлетворительно?» (средний палец); ■ «кто инструктировал работника, как это было сделано?» (безымянный палец); ■ «был ли соответствующий контроль за его работой? Как мог получиться плохой результат в работе сотрудника при хорошем управлении?» (мизинец). Если за все ответы получены положительные оценки, можно разогнуть «обвиняющий» указательный палец и обвинить работника в провале задания. Большой палец напоминает, что слишком строгое взыскание (излишний нажим) не позволит достичь успеха и отрицательно влияет на деятельность работника.
|