![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лист 10.14. Стальная вентиляционная труба высотой 40 м
Заводские трубы предназначаются для отвода загрязненного воздуха, дыма и выхлопных газов с температурой до 500 °С. По материалу и конструкции они подразделяются на кирпичные, применяемые при высоте ствола до 60 м, стальные и железобетонные монолитные, применяемые при любой высоте ствола. В основном заводские трубы являются отдельно стоящими сооружениями. Легкие стальные трубы с высотой ствола до 35 м могут в определенных условиях устанавливаться на конструкции здания. Отдельно стоящая труба в порядке возведения подразделяется на три основные части — фундамент, ствол и гарнитуру. Фундамент трубы в большинстве случаев представляет собой опирающийся на железо-|бетонную плиту железобетонный цилиндр или усеченный конус со стаканом в верхней части для золоудаления или ввода боровов (подводящих каналов). В особо плотных грунтах для относительно легких конструкций может быть применен кольцевой фундамент трапецеидального сечения. При подземном вводе боровов стены стакана фундамента защищаются футеровкой. При двух вводах проемы в стакане располагаются на одной оси, а при трех — под углом 90—135° друг к другу. Проемы всех вводов должны занимать в сумме не более 40% площади поперечного сечения стакана фундамента. В стакане между вводами возводятся разделительные стены. Ствол трубы имеет цилиндрическую, коническую или комбинированную форму. Он включает в себя в нижней части цоколь, зольное перекрытие и вводы надземных боровов, в верхней части — головку трубы и по всей высоте — теплоизоляцию. В трубах высотой до 100 м при малой скорости газов и значительном выпадении твердых частиц в зольное перекрытие врезается бункер, сбрасывающий золу в кузов автокара или вагонетки, заезжающей в цокольный этаж. В трубах большой высоты незначительное количество золы удаляется через оставленные в боровах лазы. Конструкция головки трубы должна обеспечивать устойчивость против вредного воздействия обволакивающих ее газов. При температуре отходящих газов до 100° внутренняя поверхность ствола покрывается водо-изоляционной обмазкой, а при более высокой температуре — футеровкой. В кирпичных и монолитных железобетонных трубах футеровка производится обыкновенным или кислотоупорным кирпичом, в стальных трубах — торкретом, армированным стальной сеткой. Гарнитура трубы состоит из ходовой лестницы, светофорных площадок для светоогра-ждений, системы грозозащиты и колпака из чугунных звеньев, устанавливаемого на кирпичной или железобетонной головке. Ходовая лестница служит для подъема на светофорные площадки. Начиная с высоты 10—15 м для безопасности и удобства пользования она снабжается ограждением и через каждые 10—
15 м — откидными планками для отдыха. Лестница монтируется из звеньев длиной 2, 5 м. Светофорные площадки монтируются из решетчатых стальных панелей, опирающихся на стальные кронштейны. Для пропуска ходовой лестницы одна из панелей имеет откидывающийся к ограждению люк. Высота ограждения 1 м. Грозозащита состоит из нескольких молниеприемников, токоотводного троса (только на кирпичных и железобетонных трубах) и заземления. Молниеприемники выполняются из стальной трубы диаметром 38 мм, возвышающейся над головкой на 1800 мм. Количество молниеприемников определяется из условия, что совмещенные с их вершинами круглые конусы с углом раскрытия 90° полностью покрывают устье трубы. Токоотводящий трос крепится к держателям звеньев ходовой лестницы, а у цоколя заключается в стальную трубу. Заземление состоит из забитых в грунт стальных труб-электродов длиной 2, 5 м. Они забиваются на глубину 3 м, через каждые 5—7 м по окружности, на расстоянии не менее 2, 4 м от фундамента. По верху труб на глубине 0, 5 м проходит объединяющая электроды шина, к которой припаивается токоотводящий трос. Экономические показатели, приведенные в приложении, дают представление о стоимости и расходе материалов на 1 м2 поверхности ствола. Вся поверхность определяется по формуле π DH, где Н — высота трубы, а D — диаметр выходного отверстия плюс 2% Н плюс толщина ствола на середине высоты трубы. На листе 10.13 изображена монолитная железобетонная дымовая труба с основными конструктивными деталями и схемой оборудования, применяемого для ее возведения. С целью обеспечения устойчивости наружный диаметр цоколя железобетонных труб принимается в пределах 1/20—1 / 12их высоты. Форма ствола при высоте до 60 м цилиндрическая; при высоте 60— 80 м — коническая с 2-процентным уклоном образующей от вертикали; при высоте более 80 м — близкая к брусу равного сопротивления, составленная из нескольких усеченных конусов с нарастающим к основанию уклоном в пределах 1—5%. Для обеспечения полной проработки бетона игольчатым вибратором минимальная толщина ствола принимается 160 мм. В устье трубы она 160—200 мм, у цоколя при высоте до 100 м — 300 мм, до 120 м —350 мм, до 150 м — 500 мм и до 180 м — 600 мм. Ствол трубы бетонируется в инвентарной переставной опалубке бетоном марки 200—300. В стволе устраиваются монтажные проемы размером 1 X 0, 6 м, предназначенные для установки промежуточных светофорных площадок. В дальнейшем эти проемы закладываются кирпичом со штукатуркой наружной поверхности. Футеровка ствола состоит из отдельных поясов, опирающихся на бетонные консоли и отделенных от тела трубы: при температуре отходящих газов до 150° — воздушным зазором 50 мм, при более высокой температуре — теплоизоляционным слоем 80—160 мм из минераловатных матов или других эффективных теплоизоляторов. На верхний обрез головки трубы укладывается чугунный колпак, составленный из втопленных в цементный раствор звеньев. Колпак покрывается асфальтовым лаком и служит для защиты головки от разрушений под воздействием атмосферных осадков и агрессивных примесей отходящих газов. Наружная поверхность железобетонной головки трубы в зоне окутывания газами (на высоту до 10 м) окрашивается кислотоустойчивой эмалью. Возведение монолитных железобетонных труб начинается с монтажа шахтного подъемника. Он монтируется в стакане фундамента первоначально на высоту 15—25 м (6—10 секций), рассчитанную на 3—5 подъемов опалубки. При дальнейшем наращивании каркас подъемника соединяется натяжными связями с забетонированным участком ствола. Материалы поднимают в одной-двух грузовых клетях, снабженных съемными ковшами для бетона. В одной из шахт устанавливают стальные стремянки с площадками. К шахтному подъемнику подвешивают на 20 червячных талях несущее кольцо, являющееся каркасом для настила рабочей площадки, подвески наружных и внутренних лесов и переставной опалубки. Несущие кольца изготовляют внутренним диаметром от 2, 6 до 8, 8 м. Трубы малой высоты с заложением уклона менее 2 м возводят при посредстве одного несущего кольца. Для труб большой высоты применяют два несущих кольца с внутренними диаметрами, разнящимися на 3, 1—3, 2 м, сменяемых на определенной отметке. Переставная опалубка состоит из наружного пояса высотой 2700 мм, включая 200 мм для нахлестки на ранее забетонированный участок, и внутреннего пояса из двух ярусов высотой по 1250 мм каждый. Наружный пояс собирается из стальных прямоугольных и трапецеидальных панелей, подвешенных к несущему кольцу и стянутых болтами. Пояс замыкается в трех местах конечными панелями. Конусность формы образуется включением трапецеидальных панелей и сохраняется при подъеме за счет величины захождения конечных и последовательного уменьшения числа прямоугольных панелей. Внутренний пояс собирается из стальных щитов, распираемых изнутри кольцевыми стальными стержнями диаметром 16 мм, заложенными в 4 ряда лапок. Заданная толщина ствола фиксируется деревянными распорками, установленными между наружным и внутренним поясами опалубки. Консоли для опирания футеровочных поясов образуются за счет увеличения уклона одного яруса внутренней опалубки. Арматуру, начиная с вертикальной, расположенной по внешнему периметру, устанавливают вслед за установкой наружного пояса опалубки. Ствол бетонируется через прорези в настиле рабочей площадки с уплотнением бетона игольчатыми вибраторами. Бетон может подаваться в опалубку вибробадьей, транспортируемой тельфером по кольцевому монорельсу. Осматривают и затирают поверхность бетона после снятия опалубки с наружных и внутренних лесов. Для защиты от ветра и холода рабочая площадка вместе с наружными лесами может быть накрыта тепляком из двухслойного брезента, натянутого по стальному каркасу. Для строительства больших труб применяется объединенная с тепляком механизированная рабочая площадка, называемая подъемной головкой.
Конструкция показанной на листе 10.14 вентиляционной трубы аналогична конструкции дымовых труб. Цилиндрический ствол имеет в нижней части конический раструб, служащий для увеличения устойчивости и уменьшения напряжения в опорных конструкциях, а также обеспечивающий снижение сопротивления движению газов. Усеченный конус назначается так, чтобы его нижний диаметр был не более 1 / 12высоты трубы, угол раскрытия не более 20°, а вершина располагалась не ниже устья трубы. При нижнем диаметре в 1/20 высоты и более стальные трубы не требуют расчалок. Их устойчивость обеспечивается жестким креплением к основанию. В стволе трубы, в месте ввода горизонтальных газоходов, устраиваются разделительные стенки на высоту не менее двух диаметров присоединяемых труб. Внутренняя поверхность ствола трубы защищается от серных примесей в отходящих газах кислотоупорной покраской. Снаружи головку трубы и элементы гарнитуры покрывают асфальтовым или кислотостойким лаком. Монтажные элементы — звенья трубы состоят из 6—7 обечаек, свариваемых из листовой стали и соединяемых между собой встык или внахлестку. Они усилены кольцевыми, а при необходимости и вертикальными ребрами жесткости. Монтажные соединения звеньев производятся на фланцах с прокладкой асбестового листа толщиной 5 мм, смазанного с обеих сторон жидким стеклом или суриком, или на сварке. Установку трубы желательно производить в полностью собранном виде, включая гарнитуру. В этом случае сборку элементов ведут на монтажной площадке, непосредственно примыкающей к фундаменту. Опорная плита нижнего элемента шарнирно соединяется с обрезом фундамента. Подъем осуществляют поворотом ствола в вертикальной плоскости при посредстве полиспаста, блок которого закреплен в промежутке между 1/2 и 2/3 высоты трубы. Плоскость поворота фиксируется тормозным вантом, который прикреплен к устью трубы и травится с лебедки по мере плавного подъема трубы до вертикального положения. При стесненности строительной площадки трубу монтируют по звеньям из свальцованных частей обечаек. В последнем случае применяют ползущий кран. Стальные трубы менее долговечны, чем железобетонные и кирпичные, но легкость конструкции, быстрота изготовления и монтажа, а также возможность установки на конструкции зданий определяют эффективность их применения в конкретных условиях строительства.
|