![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Репетиционный метод
Б профессиональных кинематографистов воплощалась им в жизнь самым непосредственным образом. Его труд " Основы режиссуры" (1941 г., переиздан в 1995 г.) уникален. Практически до сих пор он является единственным учебником кинорежиссуры. Знаменитые слова учеников мастера: " Мы делаем картины - Кулешов сделал кинематографию, " - относятся и ко ВГИКу. Л.В. Кулешовым была разработана система высокопрофессионального образования будущих кинематографистов, ставшая фундаментом развития отечественной кинематографии. Поистине, ВГИК - дело всей его жизни... А.В.Новиков, профессор, доктор философских наук, ректор ВГИК Продолжая традиции Рождение первой в мире государственной киношколы, нынешнего ВГИКа, прочно связано с именем Льва Владимировича Кулешова. Начало его режиссерской деятельности - первые шаги отечественного кинематографа, а первые педагогические опыты - зарождение методов отечественной киношколы. Казалось бы, время могло неумолимо отодвинуть в прошлое творческие искания Л.В.Кулешова, его педагогические открытия, всю ту своеобразную атмосферу, которая определялась его личностью, создавалась женой и другом А.С.Хохловой, кругом их единомышленников и учеников знаменитой мастерской во ВГИКе. Но вот парадокс: педагогические идеи мастера в последние годы приобретают все большую актуальность. Возможно, это объясняется тем, что в нынешних условиях упадка фильмопроизводства, неизбежно провоцирующих дезинтеграцию обучения в киношколе, возникает неизбежное стремление противостоять силам разрушения, потребность в стабилизации, в ясности, в системе. Это как раз и есть характерные особенности творческой, производственной и методической ориентации Л.В.Кулешова и его школы. Осмысление и обобщение опыта, выработка рациональной технологии работы над фильмом и практичной методики обучения начинающих кинематографистов -над этими проблемами десятилетиями продуктивно работал Л.В.Кулешов. Сегодня нам остро необходимо обновление программ по кинорежиссуре, введение в них новых художественных, технологических и философско-эстетических явлений, а потому методическое наследие Л.В.Кулешова может стать примером и стимулом педагогического творчества для современных мастеров. Установка на реальное восприятие жизни, на социальную отзывчивость, на выявление диалектики устойчивого и изменчивого в кинокультуре уберегла педагогические идеи Л.В.Кулешова от догматической неповоротливости. Обращаясь к новым поколениям студентов ВГИКа, мастер не забывал предостерегать от канонизации собственного знаменитого учебника " Основы кинорежиссуры": многие приемы кинематографической выразительности, говорил он, тогда еще не были открыты. Под воздействием новых достижений в образных структурах кино он в собственных давних фильмах бескомпромиссно обнаруживал наивность, упрощенность некоторых драматургических или режиссерских ходов. Открывая I съезд Союза кинематографистов СССР, Л.В.Кулешов произнес такие слова: " Пусть дух открытий не покинет нас! ". Дух открытий, жажда обновления, инстинкт творчества никогда не покидали гениального художника. Одним из первых Л.В.Кулешов соединил в фильме игровые эпизоды с хроникальным материалом (" На Красном фронте"). Добившись уникальных достижений в области монтажа, Л.В.Кулешов позднее признал, что " главное - это люди на экране". В ЗО-е годы в картине " Горизонт" он совершил своего рода революцию, применив внутренний монолог, который после итальянского неореализма стал широко распространенным приемом. Неявная полемика С.А.Герасимова и С.Ф.Бондарчука о приоритете слова или действия в образе, создаваемом актером, могла бы быть разрешена идеей Л.В.Кулешова: " Действие актера - это неразрывная совокупность его эмоций, речи и движений". Репетиционный метод, впервые разработанный им для кино, до сих пор остается стержнем практического обучения режиссуре во ВГИКе и практикуется в профессиональном фильмопроизводстве. Опыт постановки массовых сцен в фильме Л.В.Кулешова " Луч смерти" послужил материалом для методических рекомендаций, доныне сохраняющих свое значение. Его предложение поручать нескольким студентам снимать один и тот же сюжет педагогически продуктивно, оно открывает массу возможностей сопоставлять авторские индивидуальности. Опыт одновременной работы сразу над двумя картинами - пример рационализации, вполне учитывающий эстетическую и экономическую специфику фильмопроизводства. Его мечты о создании экспериментального репетиционного театра, к сожалению, лишь частично реализованные сегодня во ВГИКе, открывали новые горизонты искусства и педагогики. Творческие открытия Мастера можно перечислять еще и еще... Я благодарен судьбе за то, что начал педагогическую работу в институте еще при жизни Льва Владимировича Кулешова, за счастливые годы общения с А.С.Хохловой, за встречи с Л.Л.Оболенским и некоторыми другими участниками их коллектива, за сотрудничество с его студентами и выпускниками. Эти творческие контакты обогащали и вдохновляли одновременно. Подвижнический труд этих людей на педагогической ниве был благодатным и плодотворным: сегодня ВГИК, старейшая киношкола России, активно живет и работает, сверяя свои творческие планы с традициями великих мастеров. 1920-1922 Преподаватель Государственной школы кинематографии 1922-1925 Руководитель кинематографической экспериментальной мастерской с 1926 Преподаватель Государственного техникума кинематографии (ГТК), преобразованного впоследствии во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) 1944-1946 И. о. директора ВГИК 1947-1951 Заместитель директора ВГИК по научно-творческой работе 1946-1954 Заведующий кафедрой режиссуры 1939-1970 Профессор ВГИК ИЗ ИСТОРИИ ВГИКа Л.В. Кулешов и А.С. Хохлова вспоминают... Лев Кулешов; В 1919 году в Москве была организована первая Государственная школа кинематографии (ныне ВГИК), С тех пор моя судьба непрерывно связана с педагогической работой в этой киношколе.
Особо много для организации школы сделал В. Р. Гардин и председатель Кинокомитета Д. Н. Лещенко. Народный Комиссар Просвещения Анатолий Васильевич Луначарский был лучшим другом школы и с исключительным вниманием относился к ее нуждам. Кроме Гардина в школе преподавали Леонидов, Преображенская, Чабров, киноактер Худолеев. Организация школы представлялась для многих из нас очень большим делом - здесь должна была родиться новая революционная кинематография, сметающая все традиции салонного буржуазного " синематографа" с ложно-психологическими драмами, с сентиментально-слащавыми " королями" и " королевами" экрана. Состав студентов школы в начале ее организации был очень пестрым - наряду с талантливой молодежью, мечтающей о работе в революционном киноискусстве, в школу шли " авантюристы", буржуазные дамы - школа избавляла от трудовой повинности. Среди учеников школы был Алехин, будущий чемпион мира по шахма-
Л.В.Кулешов
На приемных экзаменах в школе часто происходили курьезные эпизоды. По-настояшему ярко и интересно показал себя на экзамене молодой химик Всеволод Илларионович Пудовкин - он не растерялся, хорошо импровизировал, ловко подрался с неожиданно появившимся " противником" (подосланным нами учеником школы - хорошим боксером), а когда с ним стало трудновато справиться, Пудовкин запросил помощи, закричав (явно на " заграничную" тематику): " Полисмен... Полисмен!..". Он был немедленно зачислен в число учеников школы. Вспоминая экзаменационные эпизоды, я забежал в своем рассказе несколько вперед - экзамены происходили уже в 1920 году после того, как я сделался преподавателем школы. В 1919 году, вернувшись с фронта, я начал в качестве гостя посещать школу, мне было очень интересно посмотреть на занятия. Среди учеников школы я встретил Леонида Леонидовича Оболенского, впоследствии известного режиссера, педагога ВГИК и одного из ближайших творческих друзей Сергея Михайловича Эйзенштейна. Оболенского я еще раньше " нашел" на Восточном фронте красноармейцем и дал ему рекомендацию для поступления в школу. Мое внимание привлекла чрезвычайно своеобразная молодая, очень худая и высокая женщина, занимавшаяся пластикой в ярко-оранжевом хитоне. Мои друзья, фронтовые операторы прозвали ее " бомбейской чумой" - это была Александра Сергеевна Хохлова. Итак, вначале в школе я был только " наблюдающим со стороны", но однажды я увидел группу необычайно расстроенных студентов и студенток - они провалились на очередных экзаменах - и предложил им порепетировать со мной этюды для переэкзаменовок. Студенты, к моему удивлению, согласились на предложение, хотя двадцатилетний юноша в заломленной набекрень папахе был мало похож на опытного киноработника и не должен был вызнать с их стороны особого доверия. Начав работать со студентами, я постарался поставить им этюды так, как считал нужным, то есть совершенно противоположно тому, чему их учили и что у них не выходило. Преподаватели требовали так называемых " переживаний" - медленных движений, выпученных глаз, всяческих томлений и вздохов - полного набора приемов отставленных революцией
" королей и " королев" экрана. Я попытался построить этюды на действии, на борьбе, на движении, а напряженные моменты " переживаний" - внутренней игры оправдал и, главное, связал с правдой физических действий. (Я тогда не знал, что подсознательно начал работать по системе Станиславского). Все, что мне удалось сделать с провалившимися на экзаменах студентами, было настолько непохоже на уже приевшиеся приемы дореволюционной кинематографии, что на переэкзаменовках последние стали первыми, получили отличные отметки и были причислены к числу самых лучших учеников. После такого дебюта я был немедленно приглашен преподавателем в первую Государственную школу кинематографии и сделался на всю жизнь ее педагогом. Как-то вечером на занятиях мне сказали, что двое студентов сделали очень смешную пародию на один из поставленных мною отрывков. Я попросил показать мне работу. То, что я увидел, было поистине великолепно и предельно талантливо. С едкой иронией, весело и остроумно, необычайно ритмично и четко по движениям студенты гиперболизировали мою " постановку". Это сделала Александра Сергеевна Хохлова с одним из молодых студентов. Вскоре состоялся первый показательный вечер Государственной школы кинематографии - это было 1 мая 1920 года, в присутствии Анатолия Васильевича Луначарского. Одним из " гвоздей программы" на этом вечере была пародия в исполнении Хохловой и ее партнера. С этого дня мы с Хохловой работаем почти всегда вместе. (Должен сообщить по секрету, что много лет спустя Хохлова призналась, что " пародию" она делала совершенно всерьез). Для того, чтобы рассказать о первых днях киношколы, необходимо вспомнить о том, каковы были условия жизни в 1919-1920 годах. Это был один из самых тяжелых периодов для Советской России. Не хватало хлеба. Не хватало мяса, соли. Царил голод. Рабочим Москвы и Петрограда выдавалось по осьмушке хлеба на два дня. Бывали дни, когда вовсе не выдавали хлеба. Заводы не работали или почти не работали: не хватало сырья, топлива. В эти годы и родилась Государственная школа кинематографии - Л.В.Кулешов
В годы организации первой Государственной школы кинематографии нельзя было даже мечтать об этом, хотя мы не унывали, не падали духом и глубоко, убежденно верили в торжество нашей кинематографии и нашей киношколы. Своего помещения школа долгое время не имела. Факультет был один - актерский, студентов в школе насчитывалось человек шестьдесят. И учителя, и ученики были большей частью плохо одеты, истощены, хронически голодны. Школа не отапливалась. Дома было не лучше. Помню, как-то нам удалось подтопить мою комнату электрическим реостатом - он стоял на полу, и к нему приходили истощенные мыши погреться, не обращая на людей никакого внимания. На улицах то и дело попадались мертвые лошади. Тротуары не чисти-. лись, и зимой мы ходили по узким тропинкам в сугробах снега, доходивших до вторых этажей. Прямо на домах футуристы вывешивали свои картины. Помню, как в какой-то революционный праздник деревья одной из улиц были сплошь выкрашены синей краской, помню окна РОСТа, самого Маяковского, помню на Тверской улице агит-витрину, в которой под стеклом была кожа, содранная иностранными интервентами с руки живого красноармейца. Александра Хохлова: В 1919 году открылась Государственная школа кинематографии. Об этом я узнала от актера МХАТа Леонида Мироновича Леонидова, которого хорошо знала - мои родители дружили с семьей Станиславского и актерами МХАТ. Леонидов участвовал в организации школы кинематографии. В то время я уже снималась в кино, но решила, что дальше заниматься кинематографией без специального образования невозможно, и пошла поступать в школу. Если бы на том вступительном экзамене спрашивали так, как теперь, и захотели бы узнать, зачем я пришла и что люблю в кино - я бы сказала, что хочу попробовать стать киноактрисой, а в кино люблю " видовые" картины (как тогда это называлось), то есть кинохронику. Я была совершенно согласна со Станиславским, который говорил, что в кинематографе лучше всего получаются животные, действующие и двигающиеся органически так, как им это свойственно - очень естественно, правдиво и значит художественно. Ведь тигр на экране ходит как свойственно тигру, чижик клюет крупу с неподражаемой Из истории ВГИКа
Мне предложили показать " отрывок" - какой угодно. Я стала соображать, что же делать, и медленно снимая пальто, внимательно рассматривала экзаменационную комиссию. Потом взглянула в открытое окно, подбежала к нему и высунулась, точно за окном что-то случилось. На это мне сказали: " Все! Вы свободны! ". Самым неприятным было то, Леонидов в этот день на экзамене отсутствовал. Некому было позвонить, чтобы узнать результат. Дома я никому не сказала, что держала экзамен. На второй день я узнала, что принята в школу. Всех поступивших разделили на три категории: 1. Будущие актеры на роли. 2. Будущие актеры на эпизоды. 3. Будущие актеры на массовки. Я попала в среднюю - вторую категорию и сделалась " будущей актрисой на эпизоды". В школе с нами занимались ритмикой и танцами, по-моему, больше ничем. Лекций не читали - во всяком случае я не помню, чтобы мы когда-нибудь сидели, мы всегда двигались. Раз в неделю, по четвергам руководитель школы и главный преподаватель - Владимир Ростиславович Гардин устраивал нам экзамен на предмет перевода из младшей группы в старшую. Но так как с нами никто не занимался по специальности, экзамен никто не выдерживал, а многие даже не решались ходить экзаменоваться. В декабре этого же (1919) года Гардин делал постановку " Железной пяты" по Джеку Лондону, где играли " взрослые" актеры - Леонидов, Преображенская и др. Постановка была комбинированная: в спектакль на театральной сцене " вмонтировалось" киноизображение на экране. В этих кусках снимали нас, учеников. Моя работа, вероятно, понравилась, потому что после этого последовал перевод в старшую группу - я сделалась будущей актрисой на роли и попала в обучение к О. И. Преображенской (актрисе, жене Гардина). Но занятия с Преображенской ничему меня не научили, и весной мы пришли на переводные экзамены неподготовленными. Экзаменационная комиссия была чужая и новая - страшная. Я кое-как экзамен выдержала, а товарищи, на которых было больше всего надежды, провалились один за другим. В это время в школе появился новый человек. Он приехал с фронта и поэтому ходил в коротком полушубке, с пистолетом на поясе. Познакомившись с несчастными провалившимися на экзамене учениками, он начал с ними работать: ставил им как режиссер отрывки, которые ученики показывали на переэкзаменовках и получали за это пятерки. Так пострадавшие вдруг оказались лучшими, даже малоспособные тоже выдерживали переэкзаменовки на " хоро- Л.В.Кулешов
захотели работать так же... Одним из решающих дней моей жизни было 1-ое мая 1920 года. Весь день мы (несколько студентов) ездили с Кулешовым на хроникальные съемки " Всероссийского субботника". Как мне было интересно первый раз увидеть съемку настоящей жизни, такую непохожую на все то, что я видела в павильонах " Руси" и " Ханжонкова"! Мы побывали на паровозных кладбищах, на разгрузке вагонов, на складах, на разборке железного хлама на заводах и, наконец, самое главное, видели совсем близко Владимира Ильича Ленина, произносящего речь на закладке временного памятника Карлу Марксу. Владимира Ильича снимали крупным планом, и я стояла рядом у аппарата. Все, что я увидела на съемках, перевернуло мое отношение к кинематографии - я вдруг поняла безграничные возможности этого искусства. Возбужденная и уставшая от впечатлений проведенного дня я пошла в школу, где состоялся торжественный первомайский вечер. Приехал Луначарский, и от этого еще более усилилось ощущение праздника. После торжественной части мы показывали коллективные " номера" - танцы, ритмику и физические упражнения, состоялся показательный спектакль, на котором демонстрировались лучшие работы учеников школы. Потом Кулешов, конферировавший представление, объявил, что в заключение программы " будут показаны отрывки, которые он не видел, ибо их почему-то от него скрывают", и выпустил меня с партнером в пародиях на его постановки. Кажется, мы имели успех, и я была очень счастлива. После первого мая началась работа и ученье, главным образом, с Кулешовым. В эти дни жить было очень трудно, холодно и голодно, но у нас не было никаких отвлечений, не было никакой другой жизни кроме работы. Кулещов был предельно требователен и крут в вопросах дисциплины, мы не представляли себе, что могла существовать какая-нибудь причина, из-за которой можно было бы опоздать на работу даже на одну - две минуты. В картине " Приключения мистера Веста в стране большевиков" я снималась с температурой 40°, не зная, что у меня корь, и что свет " юпитеров" в данном случае - особо мучителен для человека. Мы учились не считаться ни с усталостью, ни с голодом, ни с болезнями, тем более с настроениями. С тех пор у меня осталось убеждение, что если желание работать - сильнее интереса к собственной особе, то можно побороть и болезни. Только интерес к работе и воля по-настоящему приближают к достижению намеченной цели. Мы отчетливо понимали это и учились не по принуждению, а словно делая самое главное в нашей жизни. Из истории ВГИКа
Лев Кулешов: В начале июня 1920 года кинооператор Петр Васильевич Ермолов, работающий у командарма Тухачевского, предложил нам заснять агитационную картину - хронику по указаниям Революционного Военного Совета Западного фронта. С учениками киношколы - Хохловой, Оболенским и Рейхом - мы сочинили сценарий полуигровой, полухроникальной картины-агитки " На Красном фронте" (это был один из первых советских агит-фильмов). В основу фильма был положен несложный приключенческий сюжет, разыгрываемый непосредственно на передовых позициях Западного фронта гражданской войны. Предложенный нами сценарий понравился, но для съемок не было пленки. Тогда, по инициативе Петра Васильевича Ермолова, мы решили снять картину на позитивной пленке, негодной по своей малой чувствительности и контрастности для съемки негатива и, надо отдать должное мастерству и упорству Ермолова, он вопреки всем техническим нормам сумел добиться и на этой пленке отличной фотографии. Поезд Реввоенсовета циркулировал от штабов к фронту, а на остановках мы снимали. При поезде были автомобили, часть которых предоставлялась в наше распоряжение. С поездом ездил по фронту в качестве агитатора и корреспондента Демьян Бедный, который очень интересовался нашей работой. Мы видели, как быстро восстанавливалась жизнь в освобожденных городах; как-то нам даже удалось послушать " Евгения Онегина" в оперном театре. Последней остановкой был разрушенный белополяками Полоцк - дальше не пускал взорванный железнодорожный мост. От Полоцка мы ездили на, автомо-билях на самый фронт, где снимали хрбникальные боевые эпизоды. Помню, как удалось впервые заснять трофейные английские ханки (танк в те времена был для нас большой редкостью). Помню съемки кавалерийской атаки - они настолько были удачно выполнены Ермоловым, что до сих пор мы эти кадры видим вмонтированными в самые разные картины и телепередачи. С помощью командиров, бойцов и шоферов, с помощью самих фронтовиков нам удалось быстро и благополучно отснять картину. Мы возвратились в Москву. Но здесь нас ждали серьезные неприятности - позитивной пленки тоже не оказалось, печатать картину было не на чем. Кинематография стала Л.В.Кулешов
Секция поддерживала эксперименты кустаря-кинооператора Минервина, изготовлявшего собственную позитивную пленку. " Учреждение" Минервина помещалось во дворе одного из домов на Тверской улице, в маленькой комнате. Минервин обыкновенно сидел в красном полуразрушенном бархатном кресле. На письменном столе стояла рюмка, куда были налиты чернила - за этим столом Минервин вел деловую переписку, тут же лежали огурцы - за тем же столом он питался, а ночами на нем спал. В другой комнате помещалась кинолаборатория и мастерская по производству позитивной пленки. Проявлять можно было только ночью, так как щели в крыше пропускали свет в помещение. Проявленная в лаборатории пленка сушилась на деревьях в пыльном садике перед домом - ни об очищенном воздухе, ни о халатах, ни о белых перчатках не могло быть и речи, но тем не менее фильм " На Красном фронте" был напечатан и сдан в эксплуатацию. Монтировали и клеили мы сами. Помню, как всех нас поразила одна " творческая" находка - нам удалось смонтировать падение красноармейца с лошади на полном скаку так, как будто это было на самом деле - на просмотрах зрители недоумевали: как можно было решиться на такое смелое падение и остаться невредимым. Киношкола к этому времени перекочевала на Неглинный проезд, в дом, расположенный против Государственного Банка. Директором школы был вначале один из первых киноведов - Шипулинский, а потом сценарист Валентин Константинович Туркин. К этому времени в школе учились: химик Пудовкин, инспектор МХАТ Подобед, Фогель, боксер Барнет, скульптор Горчилин (впоследствии один из директоров школы), молодая танцовщица Ильюшенко, " старик" (43-х лет!) бухгалтер " дядя Саша" Чистяков (впоследствии герой картин Пудовкина), преподаватель гимнастики Комаров, Галина Кравченко, несколько позднее - Андрей Файт, Ада Войцик, Ю. Васильчиков, Пенцлин, Ми-кола Садкович и многие другие. Мы все очень любили Андрея Ивановича Горчилина, считая его не только студентом, но и старшим товарищем. Биография его была интересна - в прошлом рабочий, член коммунистической партии с ее основания, член Моссовета 1905 года, из-за преследования царского правительства он был вынужден эмигрировать. Жил в Бельгии и во Франции, где увлекся скульптурой и начал профессионально учиться этому делу. Вернувшись после октябрьского переворота в Россию, Горчилин решил овладеть и профессией киноактера (потом он снимался в моих картин, Пудовкина и др.). Из истории ВГИКа
Вспоминая " Неглинный" период первой Государственной школы кинематографии, остановлюсь на так называемых показательных вечерах - они оказали большое влияние на наше профессиональное формирование и являлись как бы зародышем репетиционного метода в кинематографии (метода предварительных репетиций), по которому нам удалось в 1933 году в чрезвычайно короткие сроки снять картину " Великий утешитель", а С. А. Герасимову в 1948 году - замечательную картину " Молодая гвардия". Нет никакого сомнения, что у этого метода большое будущее в советской кинематографии. В 1921 году эти вечера оценивались как " кино без пленки". Здесь мы учились настоящему ремеслу. Показательные вечера вызывали к себе интерес, - на них бывали многие работники искусства, театра и кинематографа. По содержанию репертуар показательных вечеров соответствовал нашим тогдашним взглядам на специфику кинематографии - это были действенные, преимущественно гротесковые отрывки с детективными и приключенческими сюжетами - ничего более ценного и осмысленного мы не могли тогда придумать. Нашими литературными увлечениями этого периода были Грин, Джек Лондон, ОТенри, БрэтТард - в них привлекала романтика, приключения, борьба, сильные люди, благородные характеры, мелодраматические сюжеты. Инстинктивно ненавидя все плохое и отсталое в прошлой русской жизни, мы законно, как нам казалось, увлекались " интернационализмом", и в этом заключалась наша главная ошибка. Вечера повторялись, как спектакли, и на места в зрительном зале продавались билеты, деньги за которые пополняли скудную кассу киношколы. Нашей платной публикой были беспризорные мальчишки-папиросники, торговавшие у подъезда ресторана " Риц". (Билет на лучшие места стоил 30.000 рублей, на средние - 20.000, а " входные" - 10.000 рублей. Вот какие тогда были цены!) После окончания очередного спектакля мы обыкновенно поздно задерживались в киношколе. Обсуждали с гостями работу, а потом укладывали часть костюмов и реквизита на детские санки и увозили домой, а там снова начинались дискуссии, обсуждения новых работ, мечты о будущем и больше всего о съемках на пленку - о настоящей производственной жизни. Как жаль, Л.В.Кулешов
В заграничных газетах стали появляться восторженные отзывы о киношколе. Одна из рецензий кончалась: "...Проблема Рафаэля без рук разрешена: здесь снимают без пленки. Я утверждаю это. Здесь мерзнут, работают и верят в свое дело, и кто приходит к ним - поступают так же, " - в этой фразе была написана истина, - мы действительно мерзли, работали и верили в свое дело... Лев Кулешов и Александра Хохлова; В Школе назревали глубокие противоречия. Дело заключалось в том, что вместе с Кулешовым над постановкой показательных вечеров работал художник и архитектор Василий Сергеевич Ильин, очень талантливый человек, восторженный поклонник условной школы Дельсарта. Ильин самостоятельно ее развил, усовершенствовал и активно применял методы этой школы в наших работах. Изыскания Ильина нам чрезвычайно нравились, но они все больше и больше уводили от жизни и производства. Со временем мы это поняли и стали сопротивляться влиянию Ильина. Примкнуть к " крайне правым" художественным группировкам в школе мы не могли - это был бы возврат к дореволюционной, ненавистной для всех нас кинематографии. И тогда мы, то есть Хохлова, Пудовкин, Комаров, Еар-нет, Подобед, Фогель и я решили отделиться от Ильина и работать самостоятельным коллективом. Нашей творческой программой было изучение особенностей киноискусства, установление приемов и законов актерской игры и режиссуры без схоластичных теорий Ильина, без его бесконечных, отупляющих актеров репетиций - мы любили жизнь и всеми своими помыслами стремились на производство. Мы хотели во что бы то ни стало, несмотря на голод и холод, на отсутствие пленки, на разрушенные ателье, - снимать, снимать и снимать. Снимать так, чтобы наши картины смотрели зрители. Так произошло отделение " кулешовской" группы и наше переселение в Опытно-Героический театр ГИТИСа под руководством Бориса Алексеевича Фердинандова. Постепенно мы приблизились к производству: научились фотографировать, писать сценарии и сняли три картины - " Приключения мистера Веста в стране большевиков", " Луч смерти" и " По закону". Наше самостоятельное существование потребовало максимального напряжения воли и сил. Надо было добывать деньги для школы. НЭП и мешал, и помогал нашей жизни. Бедны мы были предельно. Благодаря тому, что у Кулешова осталось кое-что от старого гардероба, часть из нас была " приодета" - Из истории ВГИКа
Ради заработков мы начали выступать с короткими этюдами в ресторанах - это была черная и отвратительная работа. За столиками " Эрмитажа" сидели жирные, тупомордые богатые нэпманы и то с ужасом, то с вожделением смотрели на наши " ритмические представления! '. Вот уж поистине: " Ешь ананасы, рябчиков жуй! ". Хохлова своей худобой вызывала в нэпманах ужас, а в антракте ее обступали цыганки из хора и с любопытством рассматривали стекляшки вокруг шеи, наперебой спрашивая: " Бриллианты настоящие? От кого? " Под утро мы опять клали вещи и реквизит на санки и тащили их по Москве. Это был тяжелый хлеб, но он был не личный, а для дела, для коллектива, и мы не унывали. " Эх, яблочко, куда ты катишься..." - пели мы по дороге, а дома опять до утра вели бесконечные разговоры об искусстве, мечтали о производственной деятельности и готовились к очередным занятиям в " мастерской Кулешова". Помимо ресторанов мы выступали в культурных очагах - в рабочих клубах, школах, даже в Колонном зале вместе с Екатериной Васильевной Гельцер. Особенно приятно было выступать в детских школах - там в качестве зарплаты мы могли есть сколько угодно белого хлеба, испеченного родителями, но с собой ничего не уносили. Какими прекрасными нам казались эти вечера и как после легко было тащить санки! Как-то Кулешов с Пудовкиным получили выгодный заказ - они должны были оформить ко дню авиации клуб " Главрыбы", и изготовили ряд огромных панно. Помню, на одном из них был изображен строй самолетов над морем, а по морю плавал кит, выпускающий эффектный фонтан, - так символизировалась солидарность " Главрыбы" с авиацией. Работу оплатили с волшебной щедростью - наша бригада (человека четыре) получила целую половину балыка. Лев Кулешов: Работа в коллективе-мастерской происходила интенсивно. День (вернее, вечер - днем многие служили) начинался с занятий боксом, акробатикой, ритмикой и пластикой. Преподавателями были сами ученики. Бокс преподавал Борис Барнет (он был очень талантливым боксером, исключительно красиво выглядевшим на ринге). Акробатикой занимался Сергей Комаров, который до начала кинематографической карьеры обучал гимнастике и акробатике в Главной Военной Школе физического воспитания трудящихся, ритмикой и пластикой занималась Ада Городецкая, молодая танцовщица, тоже наша ученица. Все члены коллектива и ученики были прекрасно физически тренированы: Л.В.Кулешов
Помимо физических дисциплин мы занимались актерским и режиссерским мастерством, которое начали преподавать и Хохлова, и Пудовкин, и Комаров. Так, учась, многие сами начали учить. Ранее, не имея еще возможности снимать на пленке, мы начали усердно заниматься фотографией. Фотолаборантская работа была обязательна для всех. Снимались учебные этюды и крупные планы: так был сделан фотоальбом коллектива. Кроме фотографий все были обязаны делать не творческую, но полезную для коллектива работу - чинить электричество, делать декорации, шить костюмы, изготовлять бутафорию и т.д. В программе занятий коллектива было изучение света (для киносъемок) и управление автомобилем. Основными членами коллектива были: Пудовкин, Подобед, Барнет, Оболенский, Комаров, Фогель, Галаджев, Хохлова, Свешников. Административным руководителем был А. М. Шах-Назаров, его помощником - Барнет. Отношение к работе и дисциплина в коллективе были действительно образцовые. Для поощрения особо отличившихся нами были придуманы полушуточные знаки отличия - обыкновенные маленькие «цветные пуговицы, которые накалывались на костюм в виде значков. За проявление высокой дисциплины, точности, аккуратности, инициативы, за работу через силу или во время болезни выдавалась синяя пуговица. За трюк, связанный с риском для жизни, выдавалась красная пуговица. За неоднократное присуждение красных пуговиц выдавалась белая. Фогель и Свешников имели белые, Пудовкин, Подобед, Комаров - красные и синие, Хохлова - синие. Мы гордились тем, что в числе наших учеников были Сергей Михайлович Эйзенштейн и Григорий Александрович Александров - они учились в коллективе недолго, на правах " вольнослушателеЩтно первые кинознания, в особенности по монтажу, получили у нас. Впоследствии я вступил с Сергеем Михайловичем как режиссером Пролеткульта в " коммерческие" взаимоотношения - наш коллектив и учеников пускали ранним утром в зал Пролеткульта заниматься физическими упражнениями и хождением по проволоке, а я за это читал лекции по киноискусству актерскому коллективу, которым руководил Эйзенштейн. Лев Кулешов и Александра Хохлова: За время своего существования Институт несколько раз реорганизовывался - вначале это была Государственная школа кинематографии, а потом техникум - ГТК. ________________________ -——_________ И3 истории ВГИКа Самым значительным явлением гетековской жизни следует считать создание в 1928 году учебно-исследовательской мастерской гениального кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. В мастерской учились Л. Оболенский, Г. Александров, И. Пырьев, В. Корш-Саблин, М. Штраух, Г. и С. Васильевы (создатели " Чапаева") и др. В 1930 году ГТК был преобразован в Государственный институт кинематографии - ГИК. С 1934 года режиссерский и сценарный факультеты ГИКа были реорганизованы в Академию, точнее, типа Академии. На факультеты принимались лица с законченным высшим образованием и имеющие производственный стаж работы в той или иной области искусства. Обучение стало практическим - при Академии организовался павильон для звуковых киносъемок, появилась съемочная и осветительная аппаратура. Для съемочной работы " академиков" мы пригласили старейшего оператора Александра Андреевича Левицкого, который консультировал операторскую часть постановок. Л.В.Кулешов
В Академии на режиссерском факультете учились А. Андриевский, И.Анненский, А. Столпер, К. Папинашвили, Я. Фрид, Г. Ованесян, П. Верши-гора, А. Фролов, А. Каплан и др. Сценарный факультет окончили Е. Помещиков, М. Папава, И. Назаров, Б. Ласкин, А. Сазонов, Р. Юренев и др. " Академики" много работали в павильоне и на площадке над постановкой новелл. С последним выпуском мы провели интересную экспериментально-учебную работу: постановку на площадке одного и того же рассказа одиннадцатью режиссерами. Такой опыт наглядно показал, какое огромное значение имеет режиссерская и актерская трактовки образов. При одном и том же тексте интонация вещи, ее стиль и понимание у одиннадцати режиссеров были совершенно разными. Это помогало видеть ошибки и достоинства всех и каждого в отдельности. В 1938 году был снова восстановлен ГИК как нормальное высшее учебное заведение всесоюзного масштаба - Всесоюзный государственный институт кинематографии. В этот период самым лучшим педагогом ВГИКа был Сергей Михайлович Эйзенштейн. С ним мы по очереди занимали пост руководителя кафедры кинорежиссуры. Я счастлив, что мне удалось удостоиться дружбы такого гениального режиссера и педагога. Отношения Эйзенштейна с товарищами - педагогами и студентами - были удивительно задушевными, простыми и мудрыми, его энергия была неистощима, знания - энциклопедичны. Несколько лет во время преподавания Эйзенштейна во ВГИКе не было возможности производить съемочные работы, тогда Сергей Михайлович разработал систему защиты режиссерских дипломов на бумаге. Сергей Михайлович помог мне написать учебник " Основы кинорежиссуры", рецензировал мою докторскую диссертацию, чрезвычайно многому научил Л. Оболенского, С. Скворцова, А. Хохлову, И. Долинского, В. Нижнего, Е.Фосса, И. Жигалко и многих других наших преподавателей. Смерть Эйзенштейна была большой потерей для кинематографа всего мира и, конечно, особо остра для родного ему ВГИКа и всех нас, его товарищей и учеников... ВГИК продолжал жить. Пришли новые поколения замечательных педагогов: И. Савченко и А. Довженко, С. Герасимов, Т. Макарова, М. Ромм, С. Ют- Из истории ВГИКа
Достаточно только перечислить наиболее известных режиссеров нового поколения в советском кино, чтобы убедиться в результатах работы ВГИКа. Зритель хорошо знает режиссеров художественного, хроникального и научно-популярных фильмов: Чухрая, Кулиджанова, Басова, Сегеля, Егорова, Победоносцева, Бондарчука, Хуциева, Фигуровского, Алова и Наумова, Ростоцкого, Вульфовича, Курихина, Махнача, Катаняна, Райтбурта, Вермишеву, Дер-бышеву, Рязанова, Нифонтова, Ходжикова, Бунеева, Таги-Задэ, Рыбакова, Швейцера, Венгерова и др. ...Мы рассказывали о работе режиссерского факультета, только о нем, о других факультетах пусть расскажут другие... 1962 г. ЛЕКЦИИ ВО ВГИКе Основы кинорежиссуры 16 октября 1958 г. Хочу напомнить вам место из предисловия к " Основам кинорежиссуры", написанное С.М.Эйзенштейном, где содержится одно очень ценное наблюдение, которое довольно точно определяет задачу курса, который я буду вам читать. Он писал: " В своей истории газетного дела А. де Шамбюр в разделе, посвященном " маленьким объявлениям" больших газет, приводит в виде курьеза следующее объявление из американской газеты за 1881 год: " Имею честь известить моих друзей и знакомых, что преждевременная кончина унесла мою дорогую супругу в тот момент, когда она мне подарила сына, для которого я ищу кормилицу, в ожидании встречи с новой подругой жизни, молодой, красивой и имеющей не менее двадцати тысяч долларов приданого, чтобы помочь мне расширить мое всем известное предприятие по продаже готового белья, которое я хочу ликвидировать путем распродажи по самым низким ценам, прежде чем его снова открыть в новом доме, выстроенном под № 174 на Двенадцатой авеню, - где кроме того сдается в наем ряд великолепных квартир". Трудно без смеха читать это объявление. Оно смешно потому, что оно очень человечно. С одной стороны, это очень правдивая картина тех клубков, в которые иногда свиваются наши мысли, особенно когда на нас одновременно обрушивается столько же разнообразных хлопот, как на этого бедного вдовца, счастливого отца, многообещающего жениха и озабоченного домохозяина. И, с другой стороны, в нем абсолютно отсутствует то последовательное разматывание подобного клубка, которое необходимо, когда
ед. хр. 391, лл. 1-53. Лекции во ВГИКе
Именно удобочитаемое изложение, иначе - членораздельность, является первым условием, независимо от того, в какую форму воплотится вихрь мыслей человека, будь то литература, живопись, скульптура, музыка, танец. Мы будем говорить с вами о кино. Мы будем анализировать, какими путями возможно членораздельно и вместе с тем связно облекать в кинематографическую форму клубок своих эмоций и страстей, идей и мыслей. Вы уже хорошо знакомы с кинематографом и должны знать, что лучшие режиссерские кинокартины, лучшие постановки получаются тогда, когда режиссер целеустремлен, когда ему есть что сказать, когда он во что бы то ни стало хочет утвердить свое понимание мира, свое
Л.В.Кулешов
Мы с вами знаем, что главное в искусстве, литературе, живописи, театре, кино - это идея, воплощенная в художественные образы. Но это не значит, что всякое произведение, идея которого значительна, правильна, революционна, всегда будет полноценным художественным произведением, т.е. что идейная направленность является гарантией успеха каждого художественного произведения. Правильно выбранная или правильно поставленная идея еще не означает, что художник создал полноценное произведение. Если мастерство художника дает ему возможность воплотить эту идею языком своего искусства, тогда получится действительно подлинное произведение. Не может существовать выдающегося художественного произведения без высокой идеи, но и при наличии такой идеи художественное произведение получается лишь в результате ряда условий. Какие же это условия? Прежде всего идея в художественном произведении воплощается в образах, вы это знаете, а образное мышление - это мышление художника. Художник - это человек, обладающий прежде всего талантом, притом обязательно знающий жизнь, умеющий видеть жизнь и умеющий в жизни отбирать типичное, главное, обобщать эти образцы. И, кроме того, он должен владеть в совершенстве мастерством, т.е. техникой своего дела. Различные виды искусства отличаются друг от друга сред- Лекции во ВГИКе
Кинокартина - произведение кинематографического искусства. Следовательно, все, что нам известно о различных видах искусства, приложимо и к кинематографу. Идея, воплощенная в художественные образы, является основным, главным в кинематографическом произведении. Язык кинематографа особо многообразен, так как в кинокартине объединяются различные виды искусства - литература, игра актеров, музыка, живопись и архитектура. Что главное в режиссуре? Режиссеру нужно много и упорно учиться. (С. М. Эйзенштейн давал одно очень точное определение, когда его спрашивали, всякий ли может быть режиссером. Он говорил в шутку: " Всякий, только одному нужно учиться пять лет, другому двести".) Итак, одно из непременных условий для обучения режиссера - это талантливость; если режиссер талантлив, он, прежде всего, должен понять, что художественные произведения не создаются наитием свыше, в результате внезапно появившегося вдохновения. Так не бывает. Художественные картины создаются в результате упорной и кропотливой работы. Это очень большой труд. Если режиссер талантлив, его талант требует пищи по двум направлениям: прежде всего беспрерывного изучения действительности и глубокого понимания ее. Необходимо иметь непосредственный жизненный опыт и, кроме того, необходим огромный труд по беспрерывному совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому каждый режиссер должен знать философию, должен изучать общую историю, историю своей Родины, должен много и упорно читать, изучать классиков, современную литературу, учиться у классиков теории литературы и драматургии, должен уметь отбирать и систематизировать прочитанное. Живя активно и работая, режиссер должен уметь наблюдать жизнь и систематизировать свои наблюдения, должен любить и понимать живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, театр, танцы, - все виды искусства. И режиссер должен отлично знать искусство кинематографа, знать, как его развивать, и для этого овладеть техникой этого искусства. Л.В.Кулешов
Но зато работа в кинематографе дает и определенные преимущества, возможность встречаться с людьми разных профессий. Возможности встреч для кинематографистов можно считать неограниченными, и та масса людей, с которыми им приходится знакомиться, изучать, познавать в своей работе - тоже настолько разнообразна, что это создает для кинематографиста совершенно особую, увлекательную, чрезвычайно полноценную жизнь. Сейчас мы все имеем дело со звуковым кино. Мы знаем, что в кино с двух негативов - с одного, получившегося в результате записи звука, и с другого, получившегося в результате съемки изображения, - печатается (посредством копировального аппарата) на одну пленку позитив картины. Для того, чтобы звук, записанный одним аппаратом, совпадал с изображением, снятым другим аппаратом, оба аппарата при съемке должны работать синхронно с одной скоростью (синхронность осуществляется благодаря применению электромоторов, вращающихся с одинаковой скоростью). Звукозаписывающий аппарат устанавливается не там, где происходит съемка, а в другом помещении. Звук и изображение снимаются разными аппаратами на отдельных пленках. Кинопленка состоит из последовательно расположенных " картинок" - клеток или кадров. В нормальной картине может содержаться до 3 тысяч кадров. Обыкновенная звуковая картина показывается со скоростью 24 кадра в секунду. Следовательно, с этой частотой производится киносъемка. Таким образом, если мы снимаем движение, длящееся одну секун Представьте, что написана сцена, где идет диалог. Как определить метраж? Я уверен, что режиссеры и операторы на третьем курсе ещё не умеют этого делать. Как определить? При грубом подсчете мы, можем установить, что для определения метража действия надо времяэдейст-вия в секундах разделить пополам и получится длина куска в метрах. Представьте такую сцену. Лекции во ВГИКе
Сколько метров займет этот кусок? Большинство начинающих ошибаются всегда в одну и ту же сторону, в сторону уменьшения метража. „, Попробуем прочесть всю сцену. Диалог прочесть недостаточно. Директор взглянул на студента, подумал, сказал фразу. Все это занимает время. Какое-то время необходимо, чтобы фраза дошла до студента. Студент сказал " спасибо" и ушел из кадра. И на это какое-то время нужно. Поэтому лучше всего как бы проиграть всю сцену, представить ее. Директор взглянул и сказал: " Я могу принять вас в пятницу в 11 часов". Пауза. " Спасибо". Студент идет в сторону. 14 секунд. Разделите пополам. 7 метров. Если действие длится 10 секунд, длина пленки, на которой оно снято, будет примерно 5 метров, потому что в метре 52 кадра. А движение идет 24 кадра в секунду. Значит, одно из первых упражнений кинорежиссера по освоению кинематографической техники - это определение времени действия и количества метров пленки, необходимых для съемки данного действия, т.е. определение метража. Опыт показывает, что практически нужно еще сделать прибавку, примерно, процентов 25 к тому метражу, который получился от деления времени. Эти 25% обыкновенно заполняет актерская игра и соответствующее удлинение темпа разговора. Одно дело, когда вы просто читаете, другое дело, когда действует актер. Актер тратит больше времени, чтобы сказать фразу, потому что он эту фразу окрашивает эмоционально. А сколько времени необходимо показывать на экране неподвижный предмет, чтобы зритель успел его разглядеть? Вот зажигалка, мы ее снимаем крупно. Сколько надо ее показывать - полметра, метр или два метра? Сколько метров нужно затратить, чтобы один какой-то конкретный, ясно выраженный предмет дошел бы до зрителя? Это молодые режиссеры очень редко правильно определяют. Л.В.Кулешов
Вы сами понимаете, что чем сложнее будет тот предмет, который мы показываем неподвижным, тем больший нужен метраж. Если, скажем, мы положили коробочку спичек - это первый кадр, второй кадр -зажигалка - одинаковый план. А если показ спичек и зажигалки по времени должен быть разный? Ведь зажигалку труднее рассмотреть, она сложной конструкции. Показ спичек проще. А если вы показываете неподвижную картину, живописную, то чем сложнее будет картина (скажем, пейзаж), чем больше там деталей, тем больше метража потребует показ данного неподвижного кадра. На пленке с правой стороны расположено изображение, с левой стороны - звук. Вам необходимо также уметь определять длину звука. Это очень важно для практики. Я вам нарисую на доске. Вот пленка, кадр: в кадре, предположим, человек. Берем его неподвижно, в одном и том же положении, а с левой стороны идет дорожка звука - разного формата елочки. Как определить длину движения по кадру, как определять метраж действия, мы уже узнали. Но у звука есть своя самостоятельная длина. Здесь, скажем, выстрел из пистолета, в этом месте (рисует на доске). Если он в этом кадре (показывает), это не значит, что он будет такого же размера, как весь кадр, он будет другого размера. Могу привести примеры. Длина звука выстрела - это примерно 20 -25 см. Если перевести на кадры, это примерно 12 кадров. А вот слово команды: " Начали". " Начали" - это короче выстрела, так как у выстрела есть эхо. Звук шагов, одного шага занимает 10 см, 4-5 кадров. Примерно так же, как " начали". Имейте в виду, что елочка звукозаписи имеет различный рисунок в начале и конце звучания. По этому рисунку можно различать звучание: оно то меньше, то больше, то совсем тоненькая линия. В связи с этим еще одну вещь надо точно запомнить. Картина состоит из кадров: один кадр, потом второй, третий, четвертый и т. д. Их Лекции во ВГИКе
Обтюратор имеет такой вид (рисует). Пока идет открытая часть круга - вы видите кадр. Когда идет непрозрачная часть обтюратора, изображения вы не видите, в это время происходит смена кадра. Кадр на экране должен стоять некоторое время неподвижно, он стоит 1/16 секунды в немом фильме, в звуковом - 1/24 секунды. Соответственно немые картины снимают с частотой 16 кадров в секунду, а звуковые - с частотой 24 кадра в секунду. Готовая пленка движется перед объективом съемочного аппарата не беспрерывно, а прерывисто. Изображение движется скачкообразно, в зависимости от работы обтюратора и того крючочка, который подает пленку. Крючочек называется грейфером. Для того же, чтобы проецировать звук, необходимо, чтобы пленка со звуковой елочкой, записью звучания, проходила не скачкообразно, а непрерывно. Изображение должно двигаться прерывисто, а звук - непрерывно. Вам нужно знать, как это технически осуществимо. Вверху и внизу делается петля. Вот объектив дает изображение, пленка идет сюда. Здесь делается петля (рисует на доске), перед барабаном, который подает грейфер, и двигает еще раз барабан вторая петля. Это петля, которая нужна для остановок и дерганья пленки. А снизу пленка проходит через микрообъектив, который освещает звуковую дорожку, и путем электрического соединения через усилители он переходит на репродукторы. Как при этом добиться, чтобы изображение и звук совпали в том месте, где человек вскрикнул " А! "? Ведь когда изображение здесь, в точке " А", соответствующий звук будет находиться впереди в точке " Б". И это расстояние равняется 20 кадрам. (Поясняет на доске.) Это режиссеру нужно знать. Но он почти никогда в жизни с этими 20 клетками не встречается; только в одном случае может встретиться, если ему надо исправить готовую картину или картина еще находится на монтажном столе. Тогда и подгоняется звук " А" к изображению, где произносится это " А". Режиссер практически всегда имеет дело с точным совпадением звука и изображения, а передвигает на 20 клеток эту пленку монтажни- Л.В.Кулешов
В " Основах кинорежиссуры" записано: Запомните: знайте о 20 клетках и забудьте о них во время работы на двух пленках. Когда исправляете картину, напечатанную уже на одной пленке, считайтесь с 20 клетками, иначе вы сможете " зарезать" нужное слово, нужный звук. Причем 20 клеток - это стандарт, который установлен для советской кинематографии и для мировой кинематографии, он колеблется между 20 - 22 клетками. Перейдем к кинокадрам. Мы будем возвращаться к этому два раза. Сегодня поговорим в общих чертах, а потом специально, когда будем заниматься проблемой кадра, посвятим этому несколько лекций. Прежде чем говорить о сценарной и режиссерской разработке, нам нужно предварительное знакомство с кинокадрами. Каково отношение сторон в нормальном кадре? Примерно 3: 4. Широкий экран имеет разное отношение сторон. Об этом будем говорить специально, но можно считать, что широкий экран относится как 1: 2 или 1: 2У4. Когда вы смотрите старые картины, вы наверное удивляетесь: пропорция кадров меняется. В немом кино пропорции кадров были почти такие же, как теперь 3: 4. Затем появился звук. Где его печатать? И вот заняли у изображения дорожку, и пропорция кадров изменилась, стала несколько другая. Раньше кадры непосредственно друг с другом смыкались, а сейчас сделали темную полоску и вернули прежнюю пропорцию кадров. В старых звуковых картинах отношение сторон 18: 22 вместо 18: 24. Эта форма продержалась несколько лет, а теперь установили новые пропорции. Наиболее точное определение современного кадра 16: 22. Представьте себе раму картины. Отношение в этой раме 3: 4. Вынем картину из рамы и через раму посмотрим на окружающее. То, что мы увидим в рамке, - это и есть кадр. Лекции во ВГИКе
Представьте, что вы сняли неподвижную зажигалку. У вас 52 клетки, 52 кадра, но на самом деле это один план. Если зажигалка имеет ножки и прыгает, получатся разные кадры, поскольку она поднимается и меняет композицию. Вот у вас, предположим, один кусок имеет 8 клеток. Тут стоит человек (рисует). Потом он повернулся в эту сторону, пошел сюда и стал здесь. Кусок снят с одного места. А кадр один и тот же или нет? Кадр видоизменяется: одна композиция, другая композиция и третья композиция. Условно одна клетка называется кадриком, а понятие " кадр" для кинематографа шире. Отличие кинематографического кадра от фотографического заключается в том, что в нем, как правило, происходит движение, его композиция видоизменяется беспрерывно. Это одна из главных особенностей кинематографического кадра. То есть, мы говорим, что это один и тот же кадр, но знаем, что композиция в этом кадре все время меняется. Кинематографический кадр - это такой кадр, в котором объекты располагаются не неподвижно, а находятся в движении, перемешиваются. Точнее, в кинематографическом кадре происходит действие, ' заключающееся во взаимосвязи движения и статики. Поэтому кинематографический кадр должен строиться не по законам " статической" композиции, как в живописи или фотографии, а по особым законам, соответствующим наличию в кадре движения - постоянных видоизменений композиции. Когда мы перейдем к теме " Кадр и монтаж", мы более подробно ознакомимся с особенностями кинематографической композиции кадра. Пока запомните: движение в кадре всегда или большей частью видоизменяет его композицию. Если действие у вас снято не с неподвижной точки зрения аппарата, а " с движения" - движущимся аппаратом, кадр будет беспрерывно видоизменяться. Каждый новый кадр - новая композиция. Л.В.Кулешов
|