Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народное образование






Народное образование и здравоохранение.

 

Признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска в пореформенную эпоху особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев населения. Большую роль в этом сыграли земства, взяв на себя основной груз по содержанию местных учебных заведений. Однако в Сибири не было земств, поэтому здесь особенно остро ощущалась нехватка общеобразовательных учреждений. Так, на всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего лишь 59 учебных заведений, в которых обучалось 2 687 учеников. Таким образом, одна школа приходилась более чем на 7 000 жителей губернии. Для сравнения: в американском штате Висконсин эта пропорция составляла 1: 130. Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались двухгодичные приходские училища. Это был отсталый тип учебных заведений, не отвечавший потребностям в подготовке грамотных кадров для губернского хозяйства и культуры, так как давал самое элементарное начальное образование. К 1863 г. в губернии действовало 36 двухклассных училища. Наряду с ними по инициативе общественности начинают создаваться школы, образовательные программы которых отличались более широким количеством предметов. Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, существовавших в Красноярске, Ачинске, Енисейске. Однако их выпускники не имели возможности продолжить свое дальнейшее образование кроме как в технических и ремесленных училищах. Таким образом, в начале 1860-х гг. в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Но поскольку это было частное учреждение, то доступ в него был возможен для ограниченного круга лиц, и потому его деятельность не сняла остроты вопроса. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Первый набор ее насчитывал 70 человек. Состав учеников комплектовался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. И в последующие годы он мало изменился. Например, по ведомости об учениках гимназии на 1892 г. состав учащихся выглядел так: детидворян и чиновников — 42, 8%, купцов — 21%, мещан — 23%, крестьян — 6, 8%, казаков — 3, 1%. В 1876 г. состоялся первый выпуск: из семидесяти поступивших к выпускным экзаменам дошло шесть учеников, а выдержали их и получили аттестаты только трое. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика. Год спустя после открытия мужской гимназии в городе стала действовать женская прогимназия. По примеру Красноярска гимназии стали основывать и в других городах губернии. К 1890 г. их число выросло до шести, а количество учащихся составило 794 человека. Рост их численности сдерживался довольно высокой платой за обучение. К концу XIX в. она возросла до 30 руб. в год. Для сравнения: обучение в университете стоило 80 рублей. Существование гимназий осложнялось многочисленными финансовыми и организационными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педагогические кадры.

Половина преподавательских должностей в гимназиях оставались вакантными, занятия нередко вели преподаватели, не имевшие специального образования, или городские чиновники. Задачу подготовки педагогических кадров для губернских начальных заведений выполняла Красноярская учительская семинария с трехгодичным курсом обучения, открывшаяся в 1873 г. Условия приема в гимназию были рассчитаны на выходцев из низших слоев общества: в нее принимались юноши от 16 до 22 лет, окончившие двухклассные училища. Выпускники семинарии были обязаны отработать в школе четыре года, а кто не отрабатывал положенный срок, должны были выплачивать денежную сумму в размере затрат на обучение. Семинария готовила учителей для одноклассных сельских училищ, но две трети ее выпускников оставались в городе, занимая чиновничьи должности. С учительской семинарией была тесно связана деятельность ее первого директора И.Т.Савенкова, внесшего огромный вклад в подготовку учительских кадров Сибири и в развитие педагогической мысли. Разработанная имсистема основывалась на передовых идеях российской педагогической школы и продолжала традиции К.Д.Ушинского. Его книга «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим сельским учителям и учительницам о главнейших обязанностях народного учителя» (Красноярск, 1892) стала, по существу, одним из первых в истории народного образования Сибири примеров разработки основ профессиональной этики педагогов. Особенно Иван Тимофеевич подчеркивал необходимость знакомства учителя с традициями народной педагогики. Он ввел в свою книгу огромный пласт из древнего эпоса, отражавший представления народа о сущности и задачах обучения и воспитания. Резкое увеличение переселенческого движения в Енисейскую губернию на рубеже XIX—XX вв. заметно актуализировало вопрос о расширении сети сельских школ. И хотя их число в это время начинает стремительно расти, все же общее количество — 781 школа к 1916 г.— не могло удовлетворить потребности в развитии народного образования. Нехватка школ приводила к тому, что только десятая часть детей могла получить образование. Между тем возраставшие потребности промышленного развития в квалифицированных кадрах поставили проблему введения всеобщего начального образования. Однако к ее практическому осуществлению оказался подготовленным только Красноярск. Здесь по решению городской думы в 1908 г. было объявлено о введении всеобщего начального образования. Во многом это стало возможным благодаря активной поддержке дела народного образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. Его главной целью являлось материальное улучшение приходских училищ и оказание помощи в продолжении образования наиболее способным ученикам. Одним из организаторов Общества и его бессменным руководителем на протяжении целой четверти века являлся Н. А. Шепетковский. Подобные общества вскоре возникли в Енисейске (1884) и Минусинске (1887). Благодаря активному вниманию общественности к вопросам образования происходят позитивные перемены и в организации учебно-воспитательного процесса: наметился переход от дисциплинарных наказаний к мерам по предупреждению проступков учащихся, стало больше уделяться внимания развитию творческой активности, самодеятельности учеников. Гласность в освещении школьных проблем приводила к большей открытости в работе школы, участию в ней родительских комитетов, способствуя в целом общей демократизации внутришкольной жизни. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа» под редакцией заведующего железнодорожной школой Красноярска Г. И. Итыгина. Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы и жизни сибирского учителя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал