Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отрочество
Младенчество Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Ранняя юность
М-Т М-Т М-Т 0-Т 0-Т 0-Т
Кризис новорожденности Кризис 1 года Кризис 3 лет Кризис 7 лет Кризис 11-12 лет Кризис 15 лет
М-П – мотивационно-потребностная сфера личности, 0-Т – операционально-техническая сфера личности.
Гипотеза Д.Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, неновому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Гипотеза Д.Б. Эльконина творчески развивает учение Л.С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотиванионно-потребностной сферы личности. Ранее теория А.Н. Леонтьева показала деятельностный механизм формирования обобщений, отстранив некоторые идеи Л.С. Выготского о роли речевого общения, высказанные им в его историческое время. Развитие детской психологии Л.С. Выготским и его школой неразрывно связано с введением в научные исследования стратегии формирования психических процессов. Как подчеркивал Л.С. Выготский, эксперимент в психологии – модель реализации теоретический концепции. Для исследования того, как ребенок в ходе развития усваивает орудия и средства культуры, был разработан эксперимеитально-генетический метод, позволяющий раскрыть происхождение психического процесса. Принцип экспериментально-генетического метода состоит в том, что берутся дети, у которых отсутствует соответствующий психический процесс, а затем, исходя из определенной гипотезы, формируется недостающий процесс в лаборатории. Он моделирует тот процесс, который происходит в жизни. Эта стратегия позволяет разобраться в том, что же скрывается за переходами от одного уровня развития к другому, так как есть возможность этот переход экспериментально построить.
ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ: Необходимость смены научной парадигмы, связанная с революционными переменами ХХ-го столетия. Ключевые понятия культурно-исторической теории развития психики. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Развитие идей Л.С. Выготского в советский период. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Закон периодичности развития ребенка. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Познакомьтесь с основными фактами научной биографии Л.С. Выготского. Назовите различные подходы к проблеме развивающего обучения в современной психологии и педагогике, отметьте общее и различное в них. ЛИТЕРАТУРА Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч., т. 4, М., 1984. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психологические исследования. М., 1956. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Избр. Психологические исследования. М., 1956. Возрастная и педагогическая психология. Сборник статей. М., 1992. Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.
Глава VII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА.
|