![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение свободного падения телСтр 1 из 4Следующая ⇒
Методические указания к лабораторной работе
Изучение свободного падения тел
Дисциплина «Физика»
СОГЛАСОВАНО РАЗРАБОТАЛ Инженер по охране труда ст. преподаватель кафедры ОНД
_____________Г. В. Мангуткина ______________В.Г. Прачкин
____________________2011 ___________________2011
Салават 2011 Методические указания предназначены для специальностей 140610 «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», 240801 «Машины и аппараты химических производств», 240403 «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств», всех форм обучения.
Рассмотрено на заседании кафедры ОНД Протокол №__________ от_____________2011
© Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Салавате Изучение свободного падения тел
Цель работы: изучение свободного падения стального шарика при помощи машины Атвуда и определение ускорения свободного падения
Приборы и принадлежности: машина Атвуда (см. рисунок 4), источник питания Лип 90, электроконтактный секундомер (см. рисунок 5), стальной шарик, соединительные провода – 5 шт., ключ.
1 Общая теория 1.1 Свободное падение тел Все тела в природе притягиваются друг к другу. Это явление называется всемирным тяготением. Согласно закону всемирного тяготения, открытого Ньютоном, Земля принятая за однородной шар радиуса R3 = 6371 км, притягивает тело массой m и силой
где r – расстояние между точечным или шарообразным телом и центром Земли; G=6, 67·10-11 М=
Сила Сила Равняется ли сила тяжести силе ньютоновского притяжения, или, наоборот, они окажутся равными силами, зависит от того будем ли мы считать Землю, как систему отсчета, в которой рассматривается падение тел, инерциальной или неинерциальной (см. приложение А). Если пренебречь суточным вращением Земли, то Земля превратится из неинерциальной системы в инерциальную (см. приложение А и Б) и сила тяжести станет равной силе ньютоновского притяжения
В этом равенстве сила тяжести написана в виде произведения массы m падающего тела на его ускорение Практически свободное падение можно осуществить в откачанном от воздуха сосуде (в трубке Ньютона). Иначе происходит падение тел в воздухе или жидкости (см. приложение В). Оно уже не будет свободным. Формула (1), по которой можно вычислить как модуль силы тяготения
где r - средняя плотность Земли, входит в формулу (1) вся, как постоянная. Все тела находятся внутри Земли, например, в шахте, то в этом случае
вместо М в формулу (1) нужно подставить выражение r4/3p r3 , являющееся частью массы Земли. В центре Земли (r=0) сила тяготения (сила тяжести) на тело не действует. График зависимости силы тяжести от расстояния r показан на рисунке 1.
Рисунок 1
Как видно из формулы (1) ускорение свободного падения равно:
а это значит, что и для силы тяжести (см.рисунок 1). Целью данной работы является изучение падения тел, предварительно поднятых на высоту h над поверхностью Земли. Поэтому целесообразно выразить расстояние r через высоту как R3+h. Учитывая последнее, перепишем формулу (1) и (2) в виде:
где
Формула (2) справедлива для всех, 0£ r £ ¥ а в формулах (3) и (3¢) r ³ R3 или h=0. Ускорение свободного падения является физической величиной, не зависящей от массы тела m. Разные по массе, форме, размерам свободно падающие тела движутся с одним и тем же ускорением. Ускорение является физической величиной. С увеличением h ускорение Из графика зависимости g от h (см. рисунок 2) видно, что на высоте h=R3Þ 6371 км ускорение g=g0/4, т.е. меньше чем на Земле в 4 раза. Подъем на высоту равную 2-м радиусам Земли (тогда тело находится на расстоянии 3-х радиусов Земли от центра Земли) приводит к уменьшению ускорения в 9 раз. При всех этих подсчетах была использована формула (4).
Рисунок 2
Подсчеты по той же формуле показывают, что на высоте h»300 км ускорение свободного падения меньше, чем на высоте g0 на 1м/с2. Расстояния 2hR3, 300 км огромны по своим масштабам. При выполнении настоящей работы h не превосходит 86 см. Обнаружить изменение g на таких расстояниях практически невозможно. Даже h=10 км не вносим существенную поправку в g0. Поэтому свободное падение при малых изменениях h считают равноускоренном движением и применяют для нахождения g выражение
где t – время; h – высота падения. Формулы (2) и (3) являются приближенными. Неточность в эти формулы внесена заменой силы тяжести силой тяготения (2). Такая замена стала возможной потому, что во-первых, Земля была принята за шар, во-вторых, все измерения предполагались проведенными на неподвижной Земле, т.е. относительно инерциальных систем отсчета. На самом деле Земля сплюснута у полюсов (см.рисунок 3), из-за чего полярный радиус меньше экваториального почти на 21, 5 км. Несоответствие размеров (см.рисунок)3 объясняется тем, что при среднем радиусе Земли (6371 км) отличие полярного и экваториального радиусов (21, 5 км) можно показать лишь схематически. Рисунок 3 Изображения: а – сферическое; в – сплюснутое Практические измерения проводятся на вращающейся вокруг своей оси Земли, т.е. свободное падение рассматривается относительно неинерциальных систем отсчета, в которых законы Ньютона выполняются неточно. Вычисления, проведенные при учете суточного вращения Земли и отличия формы Земли от сферической, показывает (см. приложение Г), что максимальная погрешность в определении g по формулам (2) и (3) составляет» 0, 5% от g0, т.е. нескольких сотых м/с2. Теория метода определения ускорения свободного падения. В настоящей работе изучается свободное падение стального шарика при помощи машины Атвуда (см. рисунок 4) и секундомера (см.рисунок 5). Она состоит (см.рисунок 6-8)из шкалы с сантиметровыми делениями, градуированная часть которой имеет длину 86 см. По шкале определяют высоту падения шарика. В верхней части шкалы установлен электромагнитный пускатель (см. рисунок 6), служащий для удержания шарика на нулевой отметке шкалы. Ниже по шкале на заданном расстоянии (см. таблицу 1) от электромагнитного. пускателя крепится на шкале винтом (см. рисунок 7) приемный столик – третья основная часть машины Атвуда. Рисунок 6
Он является одним из двух устройств, предназначенных для разрыва электрической цепи управления секундомером. Приемная площадка (см.рисунок 7) столика К имеет два фиксирующих положения: верхнее, приподнятое (см. рисунок7а) и нижнее, опущенное (см. рисунок 7в). При проведении опытов шарик должен падать на приемную площадку, находящуюся в верхнем приподнятом положении. В результате удара шарика площадка опустится и разорвет цепь управления секундомером. Секундомер остановится, отсчет времени падения, начатый в момент отрыва шарика от электромагнитного. пускателя, прекратится. Ускорение свободного падения шарика вычисляют по формуле (7), подставив известные из опыта значения. На оборотной стороне шкалы машины Атвуда имеется распределительная колодка (см. рисунок 8). К клеммам 1 и 2 этой колодки подсоединяют клеммы ВХОД секундомера, а к клеммам 3 и 4 через ключ – клеммы “+” и “-” источника тока при строгом соблюдении полярности.
1 – винт, 2 – приёмная площадка, 3 – регулировочный винт Рисунок 7 - Приемная площадка Рисунок 8 - Распределительная столика колодка
2 Ход работы 2.1 Соберите установку, состоящую из машины Атвуда, источника постоянного тока, ключа и секундомера. Схема установки приведена (см. рисунок 9). На этой схеме цифрами 1, 2, 3, 4 отмечены клеммы распределительной колодки (см. рисунок 8). Выше над пунктирной линией нарисована электрическая схема машины Атвуда. Она составляет большую часть общей схемы. Источник тока питает электромагнитный пускатель 5. Приемный столик К (см.рисунок 7), регулировочный винт 8 и гибкая токопроводящая пластина Р служат для разрыва цепи управления секундомером С. Цепи питания электромагнитного пускателя и управления секундомером электрического контакта не имеют. Работу цепей согласует электромагнитный пускатель. Рисунок 9 - Схема соединения прибора
Проводники 10, 11, 12, идущие к электромагнитному пускателю от распределительной колодки и две токопроводящие шины 7, составляющие часть управления секундомером, уложены в специальные пазы, проделанные на оборотной стороне шкалы машины Атвуда. 2.2 Укрепите приемный столик машины Атвуда на шкале, на заданной отметке (см. таблицу 1). Приемная площадка столика должна быть опущена. 2.3 Подготовьте секундомер к работе (см.приложение Д). 2.4 Включите вилкой источник тока в сеть с напряжением 220 В. Его тумблер включения поставьте в положение ВКЛ. 2.5 Замкните ключом К цепь питания электромагнитного пускателя и подвесьте шарик к острию его иглы. Включенный электромагнитный пускатель оттягивает пластину Р от винта 8 и разрывает цепь управления секундомером. 2.6 Поднимите приемную площадку столика. Секундомер при этом не должен работать, т.к. в цепи управления секундомером имеется разрыв (штырь пластины Р не касается конца винта 8). 2.7 Разомкните ключ К. Электромагнитный пускатель перестает удерживать шарик и он начинает падать. Одновременно с началом падения шарика автоматически включается секундомер, т.к. включенный электромагнитный пускатель перестает удерживать пластину Р то она замкнет цепь управления секундомером. 2.8 При попадании шарика на приемный столик его приемная площадка опуститься вниз и отключит секундомер. Шарик должен упасть на середину приемной площадки. Для этого шкала машины Атвуда должна стоять вертикально. В противном случае под лапы штатива подложите уравнительные клинья. 2.9 Показания секундомера занесите в таблицу 2. 2.10 Опыт по пунктам 3-9 повторить 5 раз. 2.11 Рассчитайте ускорение свободного падения по формуле:
где tзап = 0, 03 с – поправка ко времени падения шарика, учитывающая несвоевременное (запоздалое) включение секундомера. Таблица 1
Таблица 2
2.12 Сделайте выводы.
Приложение А
|