Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально - прикладная физическая подготовка (ППФП) в научной организации труда. Психофизиологические основы организации и содержания ППФП в режиме трудового дня.






Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического вос­питания, осуществляемый в соответствии с требованиями и осо­бенностями данной профессии.

Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную про-филированность части физической культуры применительно к

основной в жизни индивида и общества деятельности — к про­фессиональному труду.

Основное назначение ППФП — направленное развитие и под­держание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требова­ния конкретная профессиональная деятельность, а также выра­ботка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Трудовая деятельность человека основывается на постоянном прие­ме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней сре­де. Прием этой информации связан с преобладающей загрузкой оп- ' ределенных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) и сопряжен с такими психическими процессами, как внима­ние, память, оперативное мышление, нервно-эмоциональное на­пряжение и пр. Причем особенности психических процессов во мно­гом зависят от характера, объема поступающей информации и усло­вий ее восприятия человеком при трудовых действиях. Имеется в виду модальность, виды, интенсивность сигналов и изменение их интенсивности, количество поступающей информации в единицу времени; условия восприятия (лимит времени, восприятие при дви­жении объекта или субъекта труда, при помехах и пр.).

Изучая указанные признаки, степень их выраженности (кри­тические значения) в конкретной профессиональной деятельно­сти (например, операторов, водителей автотранспорта), возмож­но установить ее специфические требования к психическим и дви­гательным качествам человека.

Другим определяющим объективным фактором ППФП явля­ется характер рабочих движений. Его выделение основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов — рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вслед­ствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.

ППФП строится на основе и в единстве (в соответствующих отношениях) с общей физической подготовкой. Содержание ОФП в учебных заведениях определено государственными программа­ми по физическому воспитанию.

Наиболее информативными и значимыми для построения кон­кретных методик и технологий физкультурной оптимизации про­фессиональной деятельности являются следующие показатели (В.П.Полянский, 1999):

— типичные трудовые действия, операции;

— типичные ошибки;

— основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

— двигательная активность, физическая нагрузка и ее направ­ленность;

— характер психической и психофизической нагрузки;

— климатические, метеорологические и санитарно-гигиени­ческие производственные условия;

— профессиональные вредности и заболевания;

— ключевые профессионально значимые физические качества, двигательные умения и навыки;

— ключевые профессионально значимые психофизические
функции;

— ключевые профессионально значимые психические качества
и способности, деловые и другие личностные свойства.

Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направ­ленности на достижение в процессе обучения и воспитания не­посредственно прикладных результатов для избранной професси­ональной деятельности. Такая направленность находит конкрет­ное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.

Занятия по ППФП с лицами зрелого возраста (старше 40 лет} должны носить характер кондиционной тренировки. При опреде­лении их содержания необходимо учитывать возрастные измене­ния организма, включая гетерохронное возрастное снижение фи­зических качеств.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал