Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периоды развития организма (Возрастная периодизация)Стр 1 из 2Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ (ФИЗИОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ) Определение возрастной физиологии 1. Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах онтогенеза (индивидуального развития). 2. Возрастная физиология — раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития организма в процессе онтогенеза. Основные понятия возрастной физиологии Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.
Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).
Рост – увеличение длины, объема и массы тела. Рост осуществляется за счет процессов: - гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, - гипертрофии – увеличения размеров клеток.
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых нервных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема нервной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов. Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции. Закономерности роста и развития: 1. Необратимость. Человек не может прийти обратно к тем особенностям строения, которые появились у него на предыдущих стадиях онтогенеза. 2. Постепенность. Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, последовательность которых строго определена. При нормальном развитии пропуск этапов невозможен. 3. Цикличность. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Рост интенсивен до рождения, в первые месяцы после него, в 6-7 лет и в 11-14 лет. Увеличение длины тела происходит в летние месяцы, а веса - осенью. 4. Разновременность (гетерохрония). Разные системы организма созревают в разные периоды. В начале онтогенеза созревают наиболее важные и необходимые системы. Так, мозг уже к 7-8 годам достигает " взрослых" параметров. 5. Наследственность. В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды. 6. Индивидуальность. Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаимодействием уникальной генетической программы и специфической средой развития. Периоды развития организма (Возрастная периодизация)
Сенситивные ( критические) периоды развития детей и подростков 1. Время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;
2. Момент слияния половых клеток – оплодотворение;
3. Имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
4. Формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
5. Стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
6. Формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
7. Момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8. Период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9. Подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.
|