Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция смены
Основой деятельности лагеря является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.
Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, на которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.
Смена - это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив. Почему? Потому что смена в лагере - это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменения себя. Для большинства взрослых смена - это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.). Таким образом, смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.
В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.
Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.
Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.
Организационный период. Это первые 3-4 дня смены - время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского объединения.
В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношения взрослых и детей. Для этого необходимо:
- создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;
- проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;
- формирование основ самоуправления в детском объединении;
- реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в программе отряда и лагеря.
Взаимодействие отрядной программы с общелагерной можно условно представить следующей схемой:
Сфера взаимодействия:
- соблюдение общелагерных законов;
- участие отряда в делах лагеря;
- общение с другими отрядами, межотрядные дела;
- личное «неформальное» общение детей и т. д.
Что должно произойти
в организационный период?
| Как это сделать?
| 1. Знакомство ребят друг с другом,
с вожатыми.
Для этого необходимо:
- включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;
- создать доброжелательную атмосферу;
- помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;
- помочь проявиться в лучших качествах;
- дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;
- рассказать о себе самом, показать себя в деле;
- проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.
| Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонёк» знакомства, совместные дела на знакомство - творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами и т.п.
| 2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем.
Для этого необходимо:
- познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами;
- познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.);
- познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере;
- познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться;
- познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря.
| Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие.
Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря.
Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию.
Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков.
Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения.
| 3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности.
Для этого необходимо:
- познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей;
- познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научитьподдерживать уют;
- познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой;
- познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере;
- договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым.
| Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.
| 4. Формирование представлений о перспективах деятельности.
Для этого необходимо:
- предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене;
- заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности;
- задать ситуацию выбора деятельности;
- выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены.
| Диагностика интересов и потребностей детей;
разведка интересных дел, планирование;
оргсбор;
дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.;
интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.
|
|