Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производство обысков и выемок
Как правило, наибольшие затруднения вызывает исполнение поручений о производстве на территории запрашиваемого государства по поручению компетентных органов запрашивающего государства обысков помещений и выемок предметов и документов, поскольку эти действия непосредственно затрагивают область конституционных прав граждан – право на неприкосновенность жилища и право частной собственности (соответственно, статьи 25 и 35 Конституции РФ). Так как формулировка «розыск и выемка имущества» может иметь различный смысл в различных правовых системах, в ходатайстве об оказании правовой помощи лучше описать тот результат, который планируется достичь, а не просто назвать процессуальные действия, такие, как обыск и выемка, с помощью которых этот результат может быть достигнут. Поскольку законодательство большинства государств о выдаче ордеров на обыск предусматривает такой порядок, при котором требуется представление сотрудником компетентного органа, обращающегося за соответствующим судебным постановлением, доводов, обосновывающих выдачу этого ордера (то есть достаточных для того, чтобы считать, что в конкретном месте в запрашиваемом государстве могут быть найдены доказательства, связанные с совершением какого-либо правонарушения), необходимо документальное подтверждение материалами дела обоснованности принятого российским компетентным органом решения о производстве обыска или выемки у конкретного лица и в конкретном помещении. Существенным обстоятельством в данном случае будет обязательная ссылка на российский уголовно-процессуальный порядок выдачи ордеров на обыск – прежде всего на разделение компетенции органов, выдающих соответствующие ордера, а также на наличие стадии предварительного следствия в отличие от исключительно судебного следствия. При направлении и исполнении соответствующих следственных поручений необходимо учитывать, что в Европейской конвенции 1959г. в дополнение к общим условиям отказа в предоставлении правовой помощи по уголовным делам (статья 2) предусмотрены специальные условия, касающиеся непосредственно исполнения поручений о производстве обысков, выемки и ареста имущества. В соответствии со статьей 5 " любая договаривающаяся сторона может, в момент подписания настоящей Конвенции или в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении, путем заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы, оставить за собой право исполнять судебные поручения в отношении обыска или наложения ареста на имущество при соблюдении одного или нескольких из следующих условий: a) преступление, с которым связано судебное поручение, наказуемо как по закону запрашивающей стороны, так и по закону запрашиваемой стороны; b) преступление, с которым связано судебное поручение, является в запрашиваемой стороне преступлением, влекущим выдачу; c) исполнение судебного поручения не противоречит законодательству запрашиваемой стороны. Особо отмечено, что в отношении оговоренных любой страной оснований для отказа в предоставлении данного вида правовой помощи другая сторона может применить правило взаимности. Существенное дополнение в положения о порядке и условиях предоставления рассматриваемой формы правовой помощи было внесено Дополнительным протоколом к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. В соответствии со статьей 2 Протокола " в случае, когда Договаривающаяся Сторона оговорила исполнение просьб об обыске или выемке имущества тем условием, что правонарушение, являющееся основанием для просьбы, преследуется как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны, это условие выполняется в отношении нарушений налоговых правил, если правонарушение преследуется по закону запрашивающей Стороны и соответствует такому же по характеру нарушению закона запрашиваемой Стороны. В просьбе не может быть отказано на том основании, что законодательство запрашиваемой Стороны не предусматривает таких же по характеру налогов и сборов или не содержит таких же по характеру положений, касающихся налогов, сборов, пошлин и валютных операций, как и законодательство запрашивающей Стороны". На октябрь 1999 г. Протокол не был ратифицирован Бельгией, Израилем, Кипром, Лихтенштейном. Пять стран оговорили особые условия исполнения положений протокола: Германия оставила за собой право поставить исполнение следственных поручений любого рода по делам, относящимся к нарушениям правил, регулирующих международные переводы капитала и платежи либо относящихся к обыску и изъятию собственности в связи с фискальными преступлениями, в зависимость от условия, что преступление или аналогичные ему факты подлежали бы наказанию по законам ФРГ. Люксембург оговорил право принимать положения протокола, только если налоговое правонарушение представляет собой налоговое мошенничество в интерпретации пункта 396(5) Генерального закона о налогах или пункта 29 (1) Закона от 28.01.48 и при условии, что результаты расследования, предпринятого в Люксембурге, и информация, содержащаяся в переданных документах или делах, будут использованы исключительно в целях уголовного следствия и судебного разбирательства в отношении преступлений, в связи с которыми запрашивалась помощь. Нидерланды заявили, что в отношении Голландских Антильских островов глава 1 действует лишь для помощи государствам, которые имеют с Королевством Нидерланды договоры, заключенные с целью предотвращения двойного налогообложения. Испания оставила за собой право не исполнять поручения о проведении обыска и изъятии собственности, а также в отношении налоговых правонарушений. Швейцария заявила, что применяет главу 1 только в той степени, в какой налоговое правонарушение будет являться налоговым мошенничеством. Важно учесть, что при направлении ходатайства о правовой помощи российскими органами предварительного следствия в страны англо-саксонской системы права требуется не только представление документов, подтверждающих законность и обоснованность обыска или выемки, но и изложение мотивов, по которым следствие полагает, что лицо (физическое или юридическое), у которого будет производиться обыск, не станет сотрудничать без ордера на обыск и не представит добровольно, по запросу зарубежных компетентных органов, необходимые предметы и документы. Российским компетентным органам при оказании данного вида правовой помощи по зарубежным запросам необходимо исходить из следующих положений: Принятие решений в отношении ходатайств о производстве обыска в ходе предварительного следствия относится к исключительной компетенции Генеральной прокуратуры России. Дополнительно к общим условиям отказа в оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам Россия может поставить исполнение поручения о производстве обыска или выемки на ее территории в зависимость от того, влечет ли выдачу преступление, в связи с которым запрашивается правовая помощь. Исполнение просьб об обыске, изъятии собственности и передаче запрашивающему государству любых материалов для использования в качестве доказательств осуществляется Российской Федерацией при условии соблюдения прав добросовестных третьих сторон. Материалы исполненного ходатайства о производстве выемки или обыска представляются в обязательном порядке в Генеральную прокуратуру России. Если компетентному органу, непосредственно исполнявшему соответствующее ходатайство зарубежного компетентного органа, становится известно о лицах, имеющих законный интерес в отношении изъятых в ходе обыска и выемки предметов и документов, последние уведомляются о праве обжалования принятого решения в суд или прокурору. При наличии соответствующих претензий, признанных необоснованными судом или прокурором, предметы и документы направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с одновременным уведомлением о наличии соответствующих претензий - для принятия решения о возможности их передачи инициатору запроса, а также условиях такой передачи.
|