Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Секретариат, Верховный комиссар по правам человека. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Каждая из этих организаций имеет свои конкретные цели и задачи и вносит реальный вклад в регулирование международных экономических отношений.
Международная торговля регулируется ВТО, сфера деятельности которой охватывает свыше 4/5 мировой торговли. Членами ВТО является 156 (2012 г.) государств, на долю которых приходится 97% мирового товарооборота. ВТО возникла в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 г. Основными целями ГАТТ, а затем ВТО, стали согласование позиций разных стран, направленное на устранение таможенных и других барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию; введение режимов наибольшего благоприятствования торговле. 16 декабря 2011 года в Женеве был подписан Протокол о вступлении России в ВТО. После ратификации Протокола Гос. Думой предусмотрен 7-летний переходный период. 22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом ВТО. Определенную роль в регулировании в международной торговли сыграла Конференция ООН по торговли и развитию (ЮНКТАД). Надзором за развитием международной макроэкономики занимается МВФ, а регулированием международных финансовых рынков – Парижский и Лондонский клубы (кредиты и долги) и Банк международных расчетов (банковский надзор и международные расчеты). МВФ бы создан в 1944г. Членами МВФ в настоящее время являются 182 страны, включая Россию. Основные функции: · Надзор за валютными курсами и макроэкономической политикой стран–членов и развитием международной экономики в целом; · Предоставление временной финансовой помощи странам, испытывающим трудности с погашением своих международных долгов в результате несбалансированности платежного баланса[1]; · Предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.
Международные финансово-кредитные организации – это экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и финансово-кредитных отношений. К ним относятся: - Международный валютный фонд; - Группа Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития, Междуна-родная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный центр по урегулированию инвести-ционных споров; - Банк международных расчетов; - Международный банк экономического сотрудничества; - Международный инвестиционный банк.
Проблемы международной задолженности являются предметом мониторинга со стороны нескольких международных организаций. Парижский клуб и Лондонский клуб кредиторов занимаются регулированием внешней задолженности, тогда как Мировой банк и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ведут учет и обобщают статистическую информацию о внешнем долге, соответственно со стороны должников и кредиторов. Парижский клуб – созданная в 1956 г. неформальная организация правительств стран-кредиторов, занимающаяся наблюдением за государственной задолженностью и проведением со странами-должниками многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации государственных долгов. РФ стала членом «Парижского клуба» в 1997 г. Лондонский клуб – консультационный комитет крупнейших частных банков-кредиторов, заседающий в связи с их переговорами с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частной задолженности, которые обычно ведутся одним из банков от лица и по поручению других банков, участвующих в консультативном совете. Лондонский клуб - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами. Деятельность Лондонского клуба похожа по целям на деятельность Парижского клуба. Отличие состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время
Банк международных расчетов (БМР) создан в 1930г., его членами является 41 страна, включая Россию. МБР выполняет функцию регулирования международных расчетов и разработки нормативных документов по банковскому надзору. Группа Мирового банка состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР) (Россия входит в МБРР), Международной ассоциации развития (МАР) (159 членов), Международной финансовой корпорации (МФК) (170 членов, в т.ч. Россия), Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (126 членов) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) (143 члена, включая Россию). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование систем образования и пр.
Особое место по масштабам и многообразию деятельности в системе хозяйственного механизма занимает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 государств, главным образом с развитой рыночной экономикой (в основном европейские страны, США, Япония и др.), а также некоторые развивающиеся страны и ряд стран с переходной экономикой в Восточной и Центральной Европе. Члены ОЭСР: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. Она возникла в 1961г. в результате преобразования Организации Европейского экономического сотрудничества, созданной в 1948г. для осуществления «плана Маршалла». Главные задачи ОЭСР заключаются в анализе состояния экономик стран-членов и составлении прогноза их развития на ближайшие полтора года, разработке рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, а также координации политики в области финансовой помощи развивающимся государствам. Являясь органом по согласованию основных направлений экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных международных соглашений. ОЭСР активно сотрудничает примерно с 70 странами мира, неправительственными и общественными организациями и играет важную роль в выработке рекомендаций по вопросам, решение которых требует заключения многосторонних соглашений. Высшим органом в ОЭСР является Совет, в который входят представители всех стран-членов, а также Европейской комиссии. Автономными и полуавтономными органами ОЭСР являются Международное энергетическое агентство, Агентство по ядерной энергии (АЯЭ), Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО), Центр развития ОЭСР. Организация регулярно распространяет аналитические и статистические материалы: основные экономические показатели, включая состояние бюджета, внешней торговли, финансов, промышленности и энергетики мира. «Большая восьмерка» (G–8). В 70-е годы появилась тенденция к сужению круга государств, участвующих в процессе принятия решений в сфере регулирования мировой экономики. В середине 70-ых г. сложился новый институт – Большая семерка в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады. Семерка предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой их деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель этих встреч – выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства. В ходе циклических и структурных кризисов 70-ых г. выявилась необходимость согласования мероприятий, проводимых правительствами ведущих стран. При отсутствии такой координации усиление государственной поддержки в одной стране вызывало ответную реакцию в других странах, в этих условиях государственное стимулирование в рамках отдельных стран становилось все менее действенным. Политическая острота экономических проблем 70-80-х годов предопределила основные вопросы совещаний: · Пути оздоровления экономики; · Проблемы энергетики; · Международная торговля; · Пути стабилизации валютной системы; · Отношения промышленно развитых и развивающихся стран; · Проблемы восточноевропейских стран. Эти вопросы сохраняются с различными дополнениями и вариациями на протяжении всех встреч. С 1992 г. во встречах «большой семерки» принимает участие и Россия, что дает основания для утверждения о том, что «большая семерка» трансформировалась в «большую восьмерку».
[1] платежный баланс – статистический отчет, в котором в систематическом виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени.
|