Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руины Тулмозерского завода
Близ деревни Колатсельга сохранился интересный памятник индустриального наследия - остатки Тулмозерского чугуноплавильного и железоделательного завода. Добыча руды близ Колатсельги началась ещё в XVIII веке. Тогда железодобыватели выплавляли железо в домашних условиях, затем обрабатывали его и продавали на региональных и российских рынках. Вскоре в 1762 году в устье реки Тулемы по чертежам берлинской инженерной фирмы был построен тулмозерский завод. Предприятие работало до 1899 года, выплавляя до 10 тысяч пудов стали в год. Однако несмотря на огромное значение завода для российской промышленности, завод закрыли по причине того, что сырьё приходилось доставлять издалека. Сейчас руины Тулмозерского завода - самый величественный памятник горнозаводской истории. Есть сведения, что завод в Пряжинском районе выглядел также как и Александровский (ныне Онежский) завод в Петрозаводске. До наших дней от XIX века остались карьеры и штольни, протянувшиеся на сотни километров. Сохранились остатки литейного двора, известковые печи, подземные воздуховоды и водоводы, остатки плотины, по которой была проложена узкоколейка. На всех приезжающих сюда остатки завода производят впечатление средневекового замка, сложенного из диких валунов и кричного кирпича. Руины располагаются на берегу реки Колас, вокруг простираются лесные поляны, которые давно стали излюбленным местом для палаточных стоянок туристов. Не только заводом прославилось Тулмозерье. Это ещё и уникальная по природным особенностям территория. Это своеобразный заповедник геологической истории планеты. Здесь можно увидеть строматолиты - окаменевшие остатки переходной формы от неживой материи к живым организмам земли. Живописные сельги (каменистые холмы), вытянутые движением ледника с юго-востока на северо-запад и перемежающиеся руслами порожистых рек, придают окружающему пейзажу неповторимую особенность и красоту. Известно, что добыча руды близ Колатсельги началась еще в XVIII веке. Тогда железо выплавляли практически в домашних условиях, его потом приходилось обрабатывать и доводить до продажного состояния. Затем напротив месторождения, но на правом берегу Колоса построили небольшой заводик. Многие краеведческие и туристские источники пишут о том, что якобы завод был в устье Туломы (Тулемайоки), что он построен в 1762 году по чертежам берлинских инженеров и работал-де до 1899 года, после чего был закрыт, потому что якобы сырье приходилось возить издалека. К сожалению, источники эти, переписывая информацию друг у друга, нещадно обманывают читателя — наверное, невольно, но заглянуть в исторические источники авторам, вероятно, не позволяет детская вера в печатное слово или элементарная небрежность. На самом деле сырье издалека не возили, ведь завод и построили именно потому, что гематитовые руды были под ногами. Почему на правом берегу, а не на левом? Но на левом было само месторождение, на нем строить — это погубить часть богатой руды. А так между штольнями и заводом соорудили дамбу, по ней пустили дорогу, по которой сначала доставляли руду на тачках и телегах, потом проложили рельсы. К сожалению, дамба эта давно разрушена, и найти остатки дороги по берегу сейчас практически невозможно, потому что все заросло сорным лесом. Судьба этого завода была очень непростой. Действительно, он был построен в 1761 году, но вовсе не берлинскими инженерами, а олонецким промышленником и купцом Иваном Барминым, да еще совсем в другом месте. Его завод выплавлял железа до 1800 пудов ежегодно. Однако по экономическим причинам уже с 1778 года завод был остановлен — ввиду удаленности и оторванности от водных путей сообщения, которые тогда были основными. Тем не менее и после продолжались исследования возможностей использования богатых гематитовых руд Туломозерского месторождения. А тот завод, который проектировали немцы и величественные руины которого дошли до наших дней, был возведен куда позже. Решение нашли типично российское: в состав акционерного общества «Сталь» включили великого князя Петра Николаевича. Казалось бы, дело пошло. В 1896 году начали строить новый завод с двумя домнами, одна из которых, большая, строилась по проекту немецкой фирмы Люрмана. К ней примыкал литейный двор. Рядом была котельная с четырьмя паровыми котлами, неподалеку располагались бассейн, подземные воздуховоды и каналы, соединенные с рекой Колос. Построили здания для дробилок руды, для шихты. Неподалеку — рудный склад, дома обслуги. Завод запустили. Но экономика победила и великого князя — в 1902 году предприятие закрыли из-за высокой себестоимости продукции. Руда была под боком, но дорого обходилась ее добыча и получение главного топлива для домны - древесного угля. А главной причиной закрытия завода послужил мировой кризис 1900-1903 годов. Производство остановили и вроде даже кому-то продали, но завод так и не заработал вновь. Что-то из оборудования вывезли финны еще в 1919 году (Тулмозеро попало на территорию, вошедшую в состав Советской России), но основную часть демонтировали только в 1941 году. Таким образом, оборудование Тулмозерского завода работало не столько на Россию, сколько на Финляндию. А учитывая качество тогдашних механизмов и деталей, возможно, они используются до сих пор. Завод, который проработал всего четыре года, до сих пор поражает воображение тех, кто к нему умудряется добраться. Когда по грунтовке, ведущей из Колатсельги на север, не ходили лесовозы, к развалинам завода можно было подъехать даже на машине с обычным клиренсом, но теперь и внедорожник местами там испытывает неприятные ощущения. И хотя на тех же краеведческо-туристских ресурсах пишут, что, мол, рядом с заводом полно удобных мест для стоянки, увы, это тоже приходится объявить неправдой. Местность вокруг подболоченная, берег реки низкий, да он и не вплотную к заводу, а растительность такова, что разбить лагерь без помощи отряда скаутов, которые выдернут разросшийся репейник, просто невозможно. Кстати, именно карельские скауты посещают это место ежегодно, но они идут от деревни пешком. Но даже в зарослях репейника, крапивы и ивовых кустов Тулмозерский завод очень красив. Стены основных зданий, сложенные из дикого камня с кирпичом, до сих пор стоят, местами сохранились даже оконные рамы. А размер рудного двора — он в центре комплекса — вполне циклопический: конечно, где-нибудь на «Северстали» есть объекты и покрупнее, но для сооружения, возведенного посреди леса в карельской глубинке, высота просто потрясающая. Эффектнее всего Тулмозерский завод выглядит в солнечный апрельский день, когда листья не заслоняют его красоту, а снега уже не очень много. Но и осенью там есть на что поглядеть. Затем мы отправимся на левый берег речки Колос — тоже по грунтовке, тоже ухабистой, и тоже со следами лесовозов. Мимо входа в один из рудников проехать невозможно — он будет у самой дороги, такая тянущая холодом дырка в горе. Это рудник Рогосельга, по прямой (через реку) он всего в двух километрах от завода. Рудников в тех краях было несколько. Но наиболее доступный и популярный — именно Рогосельга. Гематитовая руда, которая там добывалась, в жилах до трех метров толщиной, и это видно в штольнях, откуда руду вывозили на вагонтеках. Кое-где даже сохранились рельсы. Содержание железа достигало 45% и более процентов. Именно этот показатель и ориентировочные запасы от 300 до 800 тыс. т руды и сыграли злую шутку с устроителями нового завода. Трудоемкость добычи руды в таких жилах, частичное затопление, удаленность от железнодорожных и водных путей — все это послужило причиной закрытия рудников и завода. Сейчас штольни рудников практически в аварийном состоянии — их своды подперты деревянными крепями, которые, разумеется, не смогут удержать напор породы, если возникнет угроза обрушения. Тем не менее штольни посещаемы теми же скаутами, которые каждый год устраивают там себе экстрим-поход. Безопаснее и удобнее всего лазить там летом и осенью, потому что все подвижки породы происходят весной, во время снеготаяния, а зимой сильно запотевают объективы, так что трудно снимать. К сожалению, никаких «сотен километров», о которых рассказывают туристские сайты, здесь нет, да и не было никогда, но составить себе представление о руднике можно, как и пощупать ту самую породу, которая почти наполовину состоит из железа. Водятся в этих местах строматолиты — это такие окаменелости, образовавшиеся из древних водорослей и экосистем бактерий, довольно крупные, похожие на шары неправильной формы. Они очень красивы, когда отмыты и отполированы, — у них декоративная слоистая текстура. Но долбить стену ради строматолита без особой подготовки не стоит. Подземелье не любит легкомысленного отношения к себе. Зато именно возле штолен и можно встать с палаткой, потому что здесь куда суше и выше, чем у завода.
|