![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 1. Сущность менеджмента.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой хозяйственной деятельности, направленной на достижение определенных намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Термин «менеджмент», по сути, управление, но не в полной мере. Термин " Управление" на много шире. Это объясняется тем, что термин «Управление» применяется к разным видам человеческой деятельности (Управление автомобилем…). Он применяется к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством). Он применяется к разным органам управления (подразделения государственных и общественных организаций, а так же, на предприятиях и объединениях). Термин МЕНЕДЖМЕНТ применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Это означает: 1.ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка. На запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль 2.постоянное стремление к повышению эффективности производства. Т.е. с меньшими затратами получение оптимальных результатов. 3.хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты в деятельности фирмы или ее подразделений 4.постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка 5.конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно-самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена 6.необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов и принятия оптимальных и обоснованных решений Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент предполагает, что менеджер не зависим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями, а может и не иметь их, работая по найму в должности менеджера. Труд менеджера – производительный. Он возникает в условиях высоко технологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Он обеспечивает связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей, а именно: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров. Они работают под руководством менеджера, управляющего предприятием, фирмой, производственным отделением. Термин МЕНЕДЖЕР обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмой, независимо от уровня управления, а также от его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста менеджера, а в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или конкретную ее сферу. Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы: 1)в любой отрасли экономики, промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле … 2)в любой сфере деятельности фирмы, производство, сбыт, финансы. Эта деятельность должна быть направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода, в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы. Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Главное в менеджменте – определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнейшую перспективы. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы. Менеджмент рассматривается не только как вид профессиональной деятельности, это еще и наука управления. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую основу практики управления, а точнее обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. К настоящему времени в западной науке управления сложились 4 важнейшие концепции науки управления, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: 1.Концепция научного управления 2.Концепция административного управления 3.Концепция с позиции психологии и человеческих отношений 4.Концепция с позиции науки о поведении. На базе этой концепции сформировались школы менеджмента. Основные функции менеджмента, следовательно, — планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Планирование, в рамках которого определяются цели рыночной деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа предприятия. Организация, задачей которой является формирование структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей. Мотивация имеет целью активизировать работающих, побудить их трудиться эффективно для реализации намеченных целей. Для этого внедряется разнообразное материальное и моральное стимулирование работающих, создаются условия для проявления творческого потенциала и развития работников. Контроль, задача которого — в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Главные инструменты данной функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности фирмы, учет и анализ. Контроль выступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректировка принятых решений, планов, норм и нормативов. Координация — важнейшая функция менеджмента, гарантирующая бесперебойность и непрерывность действий. Цель координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними. Здесь широко используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания и т. д. С помощью различных форм связи обеспечивается взаимодействие между подсистемами, осуществляется маневрирование ресурсами, достигается единство и согласование всех функций менеджмента, а также действий руководителей. Лекция 2. Школа научного управления (1885-1920гг.) Формирование школы научного управления тесно связано с работами Тейлора, Френка и Лили Гильберт, Генри Гантта и Форда. Они исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах разного размера. Гильберты изобрели прибор и назвали его микро хронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и какое время занимает каждое из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Научное управление обращало внимание и на человеческий фактор. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Тейлор считал менеджмент истинной наукой покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов. Он сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточивается на том, что она делает успешнее всего. Благодаря разработкам концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований, и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей. Тейлор сформулировал следующие принципы управления: 1.расчленение работы 2.определение оптимального диапазона контроля 3.сочетание власти и ответственности (единство руководства) 4.тщательный хронометраж 5.отношение к рабочему как к человеческой машине 6.интеграция трудовых функций 7.упор на экономические стимулы.
|