Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные типы моделей менеджмента
Менеджмент, как вид деятельности по управлению хозяйственным субъектом, имеет общие и специфические черты. Общие отражают понимание менеджмента как концепции, как философии управления. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально – экономического развития в конкретной стране, культуру. Поэтому выделяют различные модели менеджмента: · американскую, · японскую, · западно–европейскую и др. Очевидно, по аналогии с этими моделями, можно выделить и российскую модель менеджмента. Эволюция теории и практики менеджмента находит свое отражение в переходе от традиционных направлений в менеджменте, так называемой американской модели, и поведенческих направлений – японской модели к новому направлению, которое называют как маркетинговое. Суть американской модели менеджмента заключается в утверждении, что успех организации прежде всего зависит от внутренних факторов (рациональной организации производства продукции, снижения издержек, роста производительности труда, эффективное использование ресурсов). Организация рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени. Основой стратегии является непрерывный рост производства и углубление специализации. Система управления в американских формах жестко организована. В 80-е годы американский менеджмент претерпел изменения, которые нашли отражение в структурной перестройке и перераспределении полномочий при принятии решений, развитии стратегического планирования. Основными характеристиками американской модели менеджмента являются: · краткосрочная работа по найму, · оплата по индивидуальным результатам работы, · формальный контроль, · четкое описание рабочего задания, · индивидуальная ответственность, · управление “сверху – вниз”. Японская модель менеджмента является результатом специфической культуры и экономической системы страны и отличается ориентацией на технологические и технические нововведения, на постоянные изменения производства. Отсюда, гибкость и целенаправленность управления. Отличительными чертами японского менеджмента являются групповая организация управления, отсутствие жестких структур управления, индивидуальный учет производительности и другие. В японском менеджменте не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить. В целом, японский менеджмент ориентируется на самые новые подходы в управлении в условиях научно – технической революции. Основными характеристиками японской модели управления являются: · пожизненный найм, · принцип старшинства при оплате и назначениям, · неформальный контроль, · нечеткое описание рабочего задания, · коллективная ответственность, · управление “снизу – вверх”. В качестве новой философии управления, основанной на системном и ситуационном подходе, выделилась маркетинговая модель менеджмента. Основными моментами этой модели являются: · ставка на человека самореализующего (в отличие от человека экономического и человека социального); · фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями; · фирме должно быть присуще постоянное обновление и приспособление к внешним факторам, главным из которых – потребитель. Фирма рассматривается как открытая система. Главные предпосылки успеха лежат во внешней среде. Таким образом, общее направление эволюции менеджмента – переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции. Переход нашей страны к рыночной экономике потребовал тщательного изучения зарубежной практики и теории менеджмента, использование тех положений, которые могут оказаться пригодными в наших условиях. Требуется формирование российской модели управления, учитывающей исторические особенности страны, российские условия бизнеса российского менеджмента. Такая модель в настоящее время до конца ещё не сформировалась, но можно выделить некоторые особенности российского менеджмента, которые могут оказать влияние на характеристики системы управления: 1) во-первых, проблематика управления. Наиболее актуальные проблемы управления сегодня в России: · антикризисное управление, · управление занятостью, · банковский менеджмент, · поддержка предпринимательства и малого бизнеса и др. 2) во-вторых, инфраструктура российского менеджмента – это система традиций, уровень общей культуры, система ценностей, потенциал знаний в области менеджмента и др.; 3) в-третьих, культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в короткое время; 4) в-четвертых, это комплекс факторов, как затрудняющих, так и благоприятствующих развитию менеджмента в России. Затрудняющие факторы: · политические условия развития экономики: экономические связи складываются в зависимости от политических процессов; · развитие рыночного механизма происходит неравномерно по разным регионам; · в структуре экономики не развит средний и малый бизнес, высок уровень концентрации предприятий ВПК. Среди благоприятствующих факторов можно отметить: · систему образования, способствующую подготовке менеджеров; · высокий научно – интеллектуальный потенциал; · наличие опыта государственного регулирования и др. Происходит формирование новой управленческой парадигмы в России (системы взглядов), которая станет основой для российской модели менеджмента и которая включает следующие элементы: 1. децентрализация управления на базе сочетания рыночного государственного регулирования социально-экономическими процессами. Государство должно устанавливать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, госзаказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок; 2. переход к полицентрической системе хозяйствования (центр хозяйствования перемещается на уровень регионов). С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности решаемых в регионах задач, с другой – упрощает систему управления народным хозяйством; 3. управление предприятиями государственного сектора осуществляется на основе сочетания рыночных и административных методов. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны; 4. формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Социальная ориентация рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя, удовлетворение потребностей общества; решение социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организации. Тема 4. Организация как объект управления Вопросы: 1. Понятие организации. Характеристики и виды организаций. 2. Внутренняя среда организации. 3. Основные факторы внешней среды, механизм их влияния на организацию. Литература: 1. Мескон М. Х. и др. Основы менеджмента, М, 1992, гл. 3 и 4 2. В. Р. Веснин. Основы менеджмента. Учебник. - М, 1996, гл. 3. Основы менеджмента. Учебное пособие /под ред. Радугина А. А., М, 1997, гл.4 1 Понятие организации. Характеристики и виды организаций Менеджмент, сущность которого мы рассмотрели, всегда осуществляется в рамках организации. Организация является причиной существования менеджмента, она является объектом менеджмента и составляет основу мира менеджеров. Организация - понятие многогранное. В научной литературе по теории управления термин " организация" рассматривается: - как важное свойство системы, - как одна из функций менеджмента, - используется для обозначения социальной группы. В этом, последнем значении мы и рассмотрим понятие организации в данной теме. Итак, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. К организациям относятся предприятия, банки, магазины, политические союзы, спортивные организации и др. Несмотря на большое их разнообразие, можно выделить четыре основных признака организаций: 1. во-первых, главным признаком организации является наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет людей, придает смысл существованию организации. 2. другим признаком организации является ее обособленность, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения; 3. третьим признаком организации является осуществление ее деятельности на основе саморегулирования; 4. четвертым признаком организации является наличие в ней центра, который координирует деятельность членов организации и обеспечивает их единство. Различают формальные и неформальные организации. Формальные организации - это организации, обладающие правом юридического лица, цели деятельности которых закреплены в учредительных документах. Они создаются для решения конкретных производственных, хозяйственных и других задач. Формальные организации возглавляются руководителями. Во всех формальных организациях существуют также неформальные организации. Это спонтанно возникшая группа людей, регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом. Эти организации возникают сами по себе, в них люди группируются вокруг одного, чем-то выделяющегося человека. Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие - это организации, деятельность которых направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. К ним относятся: - государственные и муниципальные предприятия, - акционерные общества, - производственные кооперативы, - хозяйственные товарищества и др. Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками организации. К ним относятся: - потребительские союзы и общества, - общественные и религиозные организации, - фонды, - учреждения, - объединения юридических лиц, и др. В дальнейшем под словом организация или предприятие будем подразумевать формальную коммерческую организацию. Организации являются открытыми социально-экономическими системами. В любой из них осуществляется 3 процесса(рис.1): 1. получение ресурсов из внешней среды, 2. процесс их преобразования, 3. передача продукции или услуг во внешнюю среду.
Рис.1 Организация как открытая система.
Особенностями организаций как социально-экономических систем являются: - изменчивость отдельных параметров системы; - способность противостоять разрушающим тенденциям; - способность адаптироваться к изменяющимся условиям; - уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях. В организации как системе различают следующие элементы: 1. функциональные области деятельности организации; 2. элементы производственного процесса; 3. элементы управления. Функциональные области деятельности - это основные виды деятельности организации, объединенные однородностью взаимосвязанных задач. Они выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления. К ним относятся: - производство, - финансы, - сбыт, - персонал, - инновации. К основным элементам производственного процесса относятся: - предметы труда, - средства труда, - труд. Основными элементами управления являются: - функции управления, - структура управления, Все организации имеют общие черты, к которым относятся: - разделение труда, - наличие управления и - взаимосвязь с внешней средой. Разделение труда в организации бывает двух видов: - горизонтальное и - вертикальное. Горизонтальное разделение труда находит выражение в формировании структурных и производственных подразделений(рис.2). Структурные подразделения - это те звенья, на которые подразделяется аппарат управления: отделы, бюро, службы, группы и др. Производственные подразделения - это те части, на которые делится процесс производства продукции или оказания услуг: это филиалы, цехи, участки, производства - их названия различны в зависимости от природы организации.
Рис.2 Горизонтальное разделение труда.
Каждое подразделение в организации специализированно на выполнении определенных управленческих или производственных функций, операций или видов работ. Вертикальное разделение труда в организации находит отражение в выделении уровней (ступеней) управления(рис.3).
Рис.3 Вертикальное разделение труда в организации.
Большинство организаций имеет три уровня управления - верхний, средний и низший. Например, на предприятии верхний уровень - это уровень управления всем предприятием, средний - уровень управления цехом, и низший – уровень управления участками. Таким образом, деятельность любой организации в соответствии с принятым порядком разделения труда делится на отдельные процессы, осуществляемые в различных подразделениях, на различных уровнях. Для получения общего результата деятельности необходима координация работ всех звеньев организации, т.е. необходимо управление ими. Поэтому второй чертой организации является наличие управления.
Рис. 4 Место процесса управления в организации.
Управление в организации - это процесс осуществления определенных взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Управление обеспечивает координацию деятельности всех подразделений, всех работников организации. Без управления организация не может существовать. Управление в организации осуществляется определенной группой работников, которые называются управленческими работниками. В зависимости от функциональной роли в процессе управления, они подразделяются на три категории: - руководители, менеджеры, - специалисты, - служащие (технические исполнители). В учебном курсе будет рассматриваться в основном деятельность руководителей. И, наконец, третьей, одной из самых главных черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой.
ПОТРЕБИТЕЛИ
Рис.5 Внешняя среда организации.
Из внешней среды организация получает ресурсы, в нее сбывают произведенные блага или оказывают услуги. Внешняя среда по отношению к организации представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Содержание внешней среды подробно рассматривается в следующем вопросе.
|