Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, формы, средства и методы оздоровительной физической культуры. Медико-педагогический контроль в массовой физической культуре. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Оздоровительная тренировка имеет определенные отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная — в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основная направленность оздоровительной физической культуры — повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность. Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха. Наиболее часто профилактико-оздоровительный эффект физической тренировки связывают с применением упражнений умеренной (аэробной направленности) интенсивности. Средства: Наиболее часто профилактико-оздоровительный эффект физической тренировки связывают с применением упражнений умеренной (аэробной направленности) интенсивности Оздоровительная ходьба — самый доступный вид физических упражнений. Она может быть рекомендована людям всех возрастов, имеющим различную подготовленность и состояние здоровья. Ходьба на лыжах. Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Именно к таким упражнениям относится передвижение на лыжах. Езда на велосипеде укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При занятиях велосипедом для здоровья необходимо ездить не менее 3 раз в неделю, безостановочно в течение, как минимум, 30 мин, с ЧСС 60% от максимальной. Прыжки со скакалкой укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, они способствуют развитию силы и выносливости мышц ног. Для того чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта, необходимо прыгать не менее 15 мин за тренировку, не менее 3 раз в неделю. Методы Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3--5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей -- меньше., Разнообразие применяемых средств, Систематичность занятий. Факторы оздоровления: - двигательная деятельность; - перепад температуры (закаливание); - внушение и самовнушение здоровья; - фактор расслабления. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем. Аэробика — система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т.п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ритмическая гимнастика — это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом Калланетика — это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Гидроаэробика — это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения. Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Существует много систем дыхательной гимнастики. Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, и парадоксальная гимнастика, разработанная А.Н.Стрельниковой. Это система дыхания К. П.Бутейко, пришедшего к более чем парадоксальному выводу о том, что «чем меньше глубина дыхания, тем здоровее человек, моложе и т.д.», и многие другие системы дыхательной гимнастики, созданные на Западе и Востокеё Педагогический контроль — это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель педагогического контроля — это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения). В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определе ния готовности учащихся к предстоящим занятиям. 2. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется/по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них. Содержание комплексного врачебного обследования включает: анамнез (общий и спортивный); общий врачебный осмотр и физикальное обследование; определение и оценка физического развития (соматоскопия и антропометрия); рентгеноскопия грудной клетки (или флюрография); клинический анализ крови и мочи; функциональное исследование основных систем, обеспечивающих спортивную работоспособность (главным образом, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и анализаторов) в состоянии относительного покоя; функциональные пробы Врачебный контроль за физическим воспитанием является необходимым условием успешного осуществления заданий физического воспитания детей и подростков. Согласно с «Временным положением о врачебном контроле за физической культурой и спортом», врачебный контроль в школе предусматривает: - систематическое наблюдение за здоровьем и физическим развитием детей и подростков; - санитарно-гигиенические и врачебно-педагогические наблюдения за местами, условиями и методикой проведения занятий по физической культуре; - санитарно-образовательную работу по вопросам физического воспитания; - профилактику травматических повреждений во время занятий физическими упражнениями. Согласно с этим «Положением», все ученики проходят обязательный ежегодный медицинский осмотр, в результате которого их распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную, специальную. К основной медицинской группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но с достаточной физической подготовкой. Ученики основной группы занимаются по программам по физической культуре в полном объеме, могут быть членами спортивных секций, физкультурных кружков, принимать участие в соревнованиях. Подготовительную медицинскую группу составляют ученики, которые имеют незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья и недостаточно физически подготовлены. Они учатся вместе с детьми основной группы по общей программе по физкультуре. Для детей подготовительной группы производятся определенные ограничения нагрузок. И более постепенное усвоение новых двигательных умений и навыков, особенно связанных с высокими физическими нагрузками. В связи с этим школьники подготовительной группы нуждаются в дополнительных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. С этой целью их следует привлекать в секции общей физической подготовки. К специальной медицинской группе относят детей со значительными отклонениями в состоянии здоровья, которым противопоказаны значительные физические нагрузки. Эти отклонения могут быть постоянного или временного характера (например, после перенесения заболевания). С учениками специальной группы проводят занятие по специальной программе. Для этих детей необходимы занятия лечебной физкультурой. Перевод учеников с одной группы в другую доводится до ведома учителя класса и учителя физической культуры, которые в своей практической работе осуществляют индивидуальный подход к детям с учетом их состояния здоровья.
|