![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Н о в о к у з н е ц кСтр 1 из 2Следующая ⇒
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ - ИНСТИТУТ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В.Г. Чуркин, А.В. Порохин методика выполнения контрольной работы по бизнес-планированию
Н о в о к у з н е ц к 2002 1. Назначение контрольной работы Выполнение контрольной работы - элемент учебного процесса, помогает студенту закрепить и углубить полученные на лекциях и семинарских занятиях знания, а также подытожить индивидуальное освоение материалов курса. Студенты заочного отделения выполняют контрольную работу на материалах организаций, где они работают или проходят практику. На качество контрольной работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных предприятия, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовки и написании контрольной работы. 2. Структура контрольной работы 1 Титульный лист 2 Задание на выполнение контрольной работы 3 Содержание контрольной работы 4 Резюме 5 История развития организации 6 План маркетинга 6.1 Анализ положения дел в отрасли 6.2 Анализ конкуренции 6.3 Анализ рынка сбыта 7 Производственный план 7.1 Техника и технология 7.2 Кадры 7.3 Издержки производства 7.4 Прогноз объема производства и реализации продукции 8 Организационный план 8.1 Организационно-правовая форма 8.2 Организационная структура управления 9 Оценка риска проекта 10 Финансовый план 10.1 Расчет себестоимости единицы продукции 10.2 Счет прибылей и убытков 10.3 Баланс доходов и расходов 10.4 Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности предприятия 10.5 расчёт эффективности бизнес-проекта 10.6 Прогнозный баланс движения денежных средств 11 План исследований и разработок 12 Приложения 13 Список использованных источников 3. Содержание контрольной работы Пример оформления титульного листа (1) приведён в приложении 1. Пример оформления задания на выполнение контрольной работы (2) приведён в приложении 2. Содержание (3) включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов с указанием номера страниц, с которых они начинаются. Резюме (4) Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел студент. Структура резюмедолжна состоять из трех частей: ü введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта; ü основное содержание, сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т. д.; ü заключение, суммирует факторы будущего успеха организации. Для составления резюме чрезвычайно важно правильное представление о его резюме. Резюме должно быть кратким, лучше, если резюме поместится на одной странице. Резюме – это ключевая часть документа, " продающая" его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывать специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов. История развития организации (5) Данный раздел составляется в том случае, если организация уже существует и прошла определённый путь развития. Раздел должен рассказать о том, когда основана организация, каковы основные этапы её развития, какие продукты (услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше, если это будет сделано в количественных показателях. План маркетинга (6) Анализ положения дел в отрасли. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он циклическим и сезонным колебаниям и т.д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы. Важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции. Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в физических единицах. Анализируя положения дел в отрасли необходимо учитывать факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса (таблица 1). Таблица 1-Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса
Анализ конкуренции. Конкурентный анализ включает два основных этапа: ü определение главных конкурентных сил в отрасли; ü формулирование основных вариантов конкурентных стратегий. После выбора конкурентной стратегии необходимо ответить на следующие вопросы: ü Как лучше реализовать ее? ü Нужна ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.)? ü Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии? ü Нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет о уже действующем предприятии)? Если традиционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться? ü Возможно ли повышение прибыли без изменения текущей конкурентной позиции фирмы (это также вопрос для уже работающего предприятия)? Анализ конкуренции рекомендуется проводить по следующей схеме (рис. 1): Рис. 1 Доля рынка и уровень прибыли определяются тем, насколько эффективно организация противодействует следующим конкурентным силам: ü проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары; ü угрозе со стороны товаров-заменителей; ü организациям-конкурентам, уже закрепившемся на отраслевом рынке; ü воздействию продавцов (поставщиков); ü воздействию покупателей (клиентов). Анализ рынка сбыта. Исследование рынка сбыта очень важно для определения конкурентоспособности вашего товара (продукта или услуги), который вы намерены производить. Объясните и докажите, почему потребители должны переключиться в своих предпочтениях на вас. Например, из-за меньшей цены? Каковы в настоящее время спрос и предложение на товар, который Вы будете производить? Какую долю рынка Вы предполагаете занять и за счёт чего? Что, из того чего нет у конкурентов, предлагаете вы? Каковы ваши планы по привлечению широкого круга покупателей? Помните, что " держать все яйца в одной корзине" является довольно рискованным делом. Таблица 2 -Предполагаемые объемы сбыта, шт.
Приведите в систему Вашу маркетинговую тактику на начальный период. Таблица 3- Программа на 1 год
Производственный план (7) Необходимые ресурсы. Основная ошибка начинающих предпринимателей состоит в том, что основными затратами при создании нового бизнеса они считают затраты на приобретение оборудования и расходных материалов. На это действительно часто необходимы большие финансовые ресурсы, но зачастую все мелкие траты значительно перевешивают затраты на приобретение оборудования. Создавая собственное дело, помните, что деньги придется вкладывать не только в производство продукции, но и в ее реализацию. Иначе создав хорошую продукцию или действительно нужную услугу, Вы будете пассивно ждать, когда же клиенты сами пойдут к Вам (объявления в средствах массовой информации нельзя считать активным поиском клиентов). Для начала разбейте все предстоящие затраты на две части: единовременные (разовые) и текущие. Единовременные: - расходы, которые Вам придется понести в подготовительный период, до начала реализации товара (услуги), к ним можно отнести: организационные: P расходы на подготовку учредительных документов; P расходы по регистрации; P оплату Разрешений пожарной инспекции, санэпидстанции, торгового отдела городской администрации; P расходы на регистрацию кассового аппарата; P внесения 50% уставного капитала (на банковский счет); производственные: P оплата коммунальных услуг, услуг ГТС; P приобретение кассового аппарата; P приобретение канцелярской (офисной) мебели, оргтехники, сейфа, канцтоваров и т.д.; P расходы на аренду или приобретение помещения в начальный период; P расходы, связанные с ремонтом помещения (если таковой необходим); P расходы, связанные с покупкой, транспортировкой и монтажом производственного (торгового) оборудования и приспособлений; Таблица 4-Поставщики оборудования
P погрузочно-разгрузочные расходы; P оплата гарантийного обслуживания; P установка и обслуживание охранно-пожарной сигнализации; P оплата транспортных расходов в подготовительный период; P для торговой организации - расходы по приобретению первой партии товара (для этого рассчитать: размер партии, среднюю скорость реализации, процент рентабельности, объем закупаемой партии товара при нулевой рентабельности, срок поставки (время согласования размеров партии, стоимости, условий оплаты, условий доставки, срока доставки, срока прохождения платежа)), дату следующего приобретения товара и т.д.; P для производственной фирмы - приобретение материалов для производственной деятельности + складской запас на непредвиденный случай (срок в днях на подтверждение срыва поставки + количество дней для согласования поставки от другого поставщика + время прохождения платежных документов + время оформления документов, погрузка, отправка + время в пути + разгрузочные работы, доставка на склад и умножить на дневной расход материалов); P расходы на рекламу; P непредвиденные. трудовые: P оплату консультаций юриста, бухгалтера и т.д.; P командировочные расходы; P оплату труда персонала в начальный период (в начальный период работники получают фиксированную заработную плату); Ежемесячные (текущие) расходы: P стоимость материалов, затраченных на производство Вашего товара или закупленного товара с ТЗР[1]; Таблица 5-Поставщики сырья, товара
P торговые издержки; P реклама; P ФЗП[2]; P канцелярские расходы (бумага, почтовые конверты, ручки, карандаши, картриджи для копировальной техники и др.); P арендная плата; P коммунальные услуги, телефон, уборка помещений (приспособления, моющие средства) - в том случае, если оплата коммунальных услуг не входит в арендную плату; P расходы по страхованию Вашего бизнеса; P транспортные расходы; P амортизация основных фондов; P расходы по ремонту оборудования; прочие расходы. Прогноз объема производства и реализации продукции Таблица 6- Прогноз объема производства и реализации продукции
Организационный план (8) Для начинающих предпринимателей наиболее предпочтительны две организационно-правовые формы: предприниматель без образования юридического лица или общество с ограниченной ответственностью. Каждая из этих форм имеет свои плюсы и минусы. В том случае, если Вы планируете быть единственным хозяином Вашего бизнеса, то разумнее регистрироваться как предпринимателю без образования юридического лица, а в дальнейшем никогда не поздно открыть общество с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью создается в том случае, когда планируется несколько партнеров и необходимо юридически закрепить их взаимоотношения. В данном разделе необходимо отразить: P организационно-правовую форму бизнеса; P полную численность персонала (в том числе работающих по временному контракту (договору)); P месторасположение фирмы (предпринимателя). Таблица 7 - Календарный план (пример)
Оцека риска проекта (9) Значение данного раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты. Оценка проводится по стадиям проекта; подготовительной, строительства и функционирования. После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить. По характеру воздействия риски делятся на простые и составные. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой. Простые риски определяются полным перечнем не пересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как не зависящее от других. В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков. Второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска по всей их совокупности. Третьей задачей является оценка вероятностей наступления события, относящихся к каждому простому риску. Четвертая задача — подсчет риска по каждой группе простых рисков. Ниже приведенные таблицы содержат примерные перечни простых рисков по стадиям:
Таблица 8-Подготовительная стадия
Таблица 9-Строительная стадия
Таблица 10-Стадия функционирования: финансово-экономические риски
Таблица 11-Стадия функционирования: социальные риски
Таблица 12-Стадия функционирования: технические риски
Таблица 13-Стадия функционирования: экологические риски
Оценка риска проводится по 100 бальной системе тремя независимыми экспертами (0 - Риск несущественен; 25 - скорее всего не реализуется; 50 - о наступлении события ничего сказать нельзя; 75 - вероятней всего появиться; 100 - риск наверняка реализуется). Таблица 14- Оценка риска экспертами
По степени значимости все риски делятся на две группы: приоритетные и неприоритетные. Определяется число рисков по группам: М1 = x, М2 = у.
Таблица 15 - Определение приоритетных и неприоритетных рисков
Затем определяются веса групп с наименьшим приоритетом по формуле:
f – соотношение весов первого и последнего приоритета, k – номер приоритета (2). При этом Wк = W2 Затем определяется вес первой группы по формуле:
после определяются веса простых рисков в данной приоритетной группе по формуле:
Используя вероятностные оценки рисков, полученные экспертами, можно определить балльные оценки наступления рисков по формуле:
R – бальная оценка по всем рискам. Таблица 16- Веса рисков в группах и их бальная оценка
Принимая показатель ИТОГО за 100 баллов, находятся значения рисков в баллах и определяется их ранг: Таблица 17- Значения рисков и их ранжирование
По результатам выявляется риски, которые представляют наибольшую опасность и предлагаются меры по их предотвращению. Финансовый план (10) Расчет себестоимости единицы продукции Таблица 18- Расчет себестоимости единицы продукции
ОСР = Спл + Прибыль + Налог(20% от Спл) Материальные затраты = п.1 + п.2 + п.3 Себестоимость переработки = п.12 - п.1 - п.2 Счет прибылей и убытков по продукту Таблица 19- Счет прибылей и убытков
Баланс доходов и расходов по чистой прибыли Таблица 20- Баланс доходов и расходов по чистой прибыли за месяц
Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности предприятия Таблица 21-Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности предприятия
Расчет эффективности бизнес-проекта Таблица 22-Потоки наличных средств
По данным таблицы рассчитывается: чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутренняя норма рентабельности (ВНД) и срок окупаемости. Чистый дисконтированный доход рассчитывается по формуле: согласно таблице 22 формула для чистого дисконтированного дохода будет следующей: где индекс доходности рассчитывается по формуле: согласно таблице 22 формула индекса доходности будет следующей: внутренняя норма доходности представляет собой норму дисконта (Евн), при которой значение приведённых эффектов равно приведённым капитальным вложениям, то есть Евн (ВНД) является решением уравнения: согласно таблице 22 формула внутренней нормы доходности будет следующей: Срок окупаемости – минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), то есть это период (измеряемый в месяцах, кварталах, годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционный проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Прогнозный баланс движения денежных средств Таблица 23 - Прогнозный баланс движения денежных средств
План исследований и разработок (11) составляется в том случае, если в организации предполагаются или уже проводятся соответствующие исследования и разработки. при составлении плана исследований и разработок необходимо осветить следующие вопросы: ü величина затрат на исследования и разработки; ü оснащённость отдела исследований и разработок; ü реальные достижения исследовательского подразделения; ü связи подразделения НИОКР с другими исследовательскими организациями (университетами, учебными заведениями, научно-исследовательскими и проектными институтами); ü доходы подразделения от исследований и разработок, проводящимися для других организаций.
4. презентация бизнес-плана презентация бизнес-плана проходит при участии руководителя курсового проектирования и в присутствии студентов проектирующей группы. презентация состоит в коротком докладе студента по содержанию проекта и в ответах на вопросы. Презентуя проект, студент должен всесторонне обосновывать предложенную им бизнес-идею. Результат презентации оценивается дифференцированной оценкой (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
|