Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы выполнения реферата (эссе)
Методические указания по выполнению реферата (эссе) для самостоятельной работы студентов Направление подготовки 38.04.01 Экономика 38.04.02 Менеджмент 38.04.08 Финансы и кредит 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) уровень магистратуры СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные рекомендации студентам магистратуры в приобретении компетенций ……….3 2.Этапы выполнения реферата (эссе).................................... ………………………………... 5 2.1.Выбор темы............................................................. ………………………………... 5 2.2.Работа над структурой реферата (эссе)................ ………………………………... 5 2.3.Подбор и отбор литературных источников........ ………………………………... 6 2.4. Письменное изложение содержания реферата (эссе) и его оформление ………... 7 2.5. Работа с рецензией на реферат (эссе), подготовка к его защите ………………… 8 Приложение А. Образец оформления титульного листа... …………………………………14 Приложение Б. Образец оформления списка использованных источников..……………....15 ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ МАГИСТРАТУРЫ В ПРИОБРЕТЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Самостоятельность как осознанная деятельность студента магистратуры в обретении им универсальных компетенций проявляется и реализуется в разных формах работы в вузе: • выступление с научным сообщением; • реферирование научных изданий; • обзор современных научных статей и др. Крайне полезным будет и опыт в совершенствовании приемов исследовательского подхода к изучаемому студентом магистратуры курсу. Главную роль при этом играет самоорганизация и самомобилизация студента магистратуры. Виды самостоятельной работы студента магистратуры: • изучение вопросов тем курса; • подготовка к текущим аудиторным занятиям (работа на лекции, на практическом занятии); • изучение основной и дополнительной литературы; работа с электронными образовательными ресурсами; • подготовка докладов, выступлений, сообщений по темам практических занятий; • выполнение письменной работы (реферата или эссе) по теме курса; работа с рецензией на реферат (эссе), защита реферата (эссе); • подготовка и сдача экзамена по изученному курсу. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА (ЭССЕ)
Согласно утвержденному учебному плану студент магистратуры обязан написать реферат (эссе) и защитить его основные положения, руководствуясь рецензией ведущего преподавателя. Эта работа является промежуточным отчетом студента магистратуры после прослушанного курса. 2.1. Выбор темы
Примерные темы реферата (эссе) выбираются студентом магистратуры из перечня, предложенного преподавателем и исходя из собственных предпочтений или по самостоятельно заявленной теме, предварительно согласованной с преподавателем, ведущим дисциплину. 2.2. Работа над структурой реферата (эссе)
Реферат (эссе) по предложенной либо иной заявленной теме – это самостоятельная публицистическая работа. В реферате (эссе) должны присутствовать авторские представления и суждения о проблеме, носящие общий, предварительный характер. Названный жанр письменного сообщения оставляет простор для изложения дальнейших размышлений, для более углубленного анализа ситуации или иной постановки вопросов. В реферате (эссе) должна содержаться некоторая, самостоятельно выявленная студентом, особенная черта рассматриваемой темы. Создание авторской позиции является важной задачей, решаемой при выполнении реферата (эссе). В реферате (эссе) кратко и убедительно должен излагаться материал по теме; целесообразно приведение разных взглядов: сходных и противоположных. В реферате (эссе) возможно использовать форму, когда упоминаются несколько, в том числе спорных, воззрений, но с обязательной развернутой ссылкой на все источники предложенных сведений. Желательно присутствие иллюстративного и фактографического материала. Подчеркнем, что жанр реферата (эссе) является свободным, поэтому необходимо уделить внимание не только его содержанию, но и логической последовательности и стилю изложения. Примерная структура реферата (эссе) 1. Название проблемы (тема реферата (эссе). 2. Изложение собственного видения проблемы: – введение (актуальность проблемы, основные понятия и категории); – два-три вопроса, раскрывающие проблему (анализ современной полемики, изложение взглядов представителей различных экономических школ, специфика проблемы в современной российской экономике, инструменты и последствия решения проблемы на практике реализации стратегий развития банковских систем). 3. Выводы автора работы. 4. Список использованной литературы (от 10 источников). 2.3. Подбор и отбор литературных источников
Основная и дополнительная литература для выполнения реферата (эссе) приведена в рабочей учебной программе по читаемой дисциплине. Рекомендуется студентам магистратуры обратиться за информацией об источниках к электронно-библиотечной системе «znanium.com», библиотеке Академии, а также e-library. Подбор литературы – это процесс творческий, закладывающий фундамент исследования, и от его организации во многом зависит качество будущей письменной работы, источники подбираются исходя из их активности, дискуссионности, наличия фактографии и т.д. Список литературы составляется по мере упоминания по тексту реферата (эссе). В приложении Б представлен вариант составления и оформления списка использованной литературы. 2.4. Письменное изложение содержания реферата (эссе) и его оформление
Начинать этот этап работы с определения необходимого времени для его выполнения. В том случае, если уже отобрана и проработана вся литература, сделаны нужные заметки, завершить написание реферата (эссе) можно через 5–7 дней. Речь идет не о механическом наборе текста, а об изложении прочитанного, продуманного материала, возможно, освещаемого разными авторами с различных позиций. Весьма вероятно, что возникнет новая мысль, появятся новые факты; что-либо может стать понятнее или повернется неизученной стороной и потребует времени для разъяснения. Подготовленный реферат (эссе) как оригинальная работа должен включать в себя максимально полные ответы на вопросы плана темы, аргументированные собственные соображения или ваши предположения об описываемом предмете, явлении, ситуации в конкретном коммерческом банке. Прежде чем выводить окончательный вариант реферата (эссе) на печать, необходимо сделать следующее: - перечитать полностью весь текст (лучше через 1–2 дня после завершения работы); - ликвидировать все неточности формулировок; - снять повторы; - усилить дискуссионную часть: уточнить взгляды и позиции авторов, добавить цитаты, статистические материалы, факты, аргументы; - проверить представленные иллюстративные и биографические сведения (даты, цифры, фамилии, инициалы, ссылки и сноски); - проверить приведенные графики, формулы, диаграммы и пр. Все названное сделает более весомой работу и ее справочный аппарат. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил оформления реферата (эссе), а именно: - объем до 20 страниц; - шрифт – Times New Roman, 14, через 1, 5 интервала; - размер полей: левое – 3, 0 см, правое – 1, 5 см, верхнее и нижнее – по 2, 0 см; - нумерация страниц – в центре нижнего поля; - реферат (эссе) студенту магистратуры следует подписать собственноручно и проставить дату его завершения. Выполненный, полностью оформленный реферат (эссе) необходимо скрепить и вложить в легкую папку (не вкладывать каждый лист в отдельный файл – это мешает преподавателю рецензировать работу!). В приложениях помещены образцы оформления титульного листа реферата (эссе) (приложение А) и уже упомянутого о списка использованной литературы (приложение Б). Выполненный реферат (эссе) следует сдать в институт магистратуры, аспирантуры и научных исследований для его регистрации и передачи преподавателю, ведущему дисциплину. Сроки представления реферата (эссе) установлены учебным планом и обязательны для студентов магистратуры. 2.5. Работа с рецензией на реферат (эссе), подготовка к его защите
«Рецензия – консультация» получается студентом магистратуры вместе с проверенным рефератом (эссе). Это – отзыв ведущего преподавателя на выполненную работу. В рецензии сообщается о степени успешности выполнения письменного задания: допускается или не допускается студент магистратуры к защите реферата (эссе). При отрицательном результате реферат (эссе) нужно переделать с учетом всех высказанных в рецензии критических замечаний. При положительном результате студенту магистратуры предстоит подготовиться к защите работы в ходе беседы с преподавателем. Содержание рецензии является программой подготовки к собеседованию. Рецензия содержит: - оценку положительных сторон реферата (эссе); - замечания о принципиальных ошибках, неточностях, недочетах (по структуре, содержанию, стилю и оформлению реферата (эссе); - вопросы, на которые следует ответить при защите реферата (эссе); - дополнительную литературу, которая поможет в подготовке к защите; - возможные дополнительные задания (уточнить формулу, пояснить модель, сделать вывод по приведенной диаграмме). В тексте реферата (эссе) тоже могут быть вопросы, пометки, замечания или комментарии преподавателя – не оставлять их без внимания. Тщательная, заранее проведенная подготовка к защите станет гарантом успеха в этой форме проверки полученных знаний. Во время защиты следует придерживаться следующих правил: - ответы на вопросы должны быть четкими и по существу; - обязательно владение современной экономической лексикой; - целесообразно показать знания по смежным дисциплинам. Выполнение этих рекомендаций позволит студенту магистратуры продемонстрировать уровень овладения компетенциями за прошедший учебный год обучения в магистратуре. При подготовке к защите реферата (эссе), помимо работы с литературой и интернет-источниками, следует обязательно обращаться за консультациями к преподавателю лично или по электронной почте. Типичные ошибки и заблуждения: - не являйтесь на защиту реферата (эссе) заведомо неподготовленным, «наудачу»; - не превращайте защиту работы в консультацию у преподавателя; - не забывайте о форс-мажорных обстоятельствах (болезнь, внезапная командировка и проч.), заблаговременно планируйте свою работу. Оценка реферата (эссе) формируется как комплексная, она складывается из оценки содержания, оформления и собственно устного ответа при защите.
|