![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художники, ремесленники и технократы. Патриция Питчер
...Если бы мы поставили целью трансформацию корпоративного стиля Северной Америки, нам пришлось бы сначала заменить всех менеджеров - не культуру, не структуры, а людей. Все прочее - голые абстракции. За 20 лет, в течение которых автор исполняла обязанности исполнительного директора, члена советов директоров крупнейших корпораций и преподавателя школы бизнеса, она усвоила один урок. Как только власть оказывается в руках технократа, приходит пора перемен: прежде всего придется забыть о корпоративном видении, вслед за чем организацию постепенно покидают его носители - " художники"; затем корпорация отрекается от всего накопленного опыта и избавляется от его носителей - " ремесленников". Несогласные будут выведены из руководства, организация закостенеет, замкнется на себя и сосредоточится на ближайших перспективах... Как вычислить " технократа" " Технократ" никогда не " полезет за словом в карман", у него всегда наготове графики и диаграммы, а также план действий из трехчастей. Он редко смеется громко, разве что на бейсбольном матче, но ни в коем случае не на работе. Объясняя, почему был уволен Джим или Джордж, технарь использует выражения вроде: " Он был недостаточно настойчив (в работе), профессионален, современен, аккуратен, серьезен, трудолюбив". А если добавит " слишком эмоционален", то это точно технократ. Партнеры и коллеги охарактеризуют такого человека как умеющего держать себя в руках, консервативного, серьезного, разумного, делового, сильного, определенного, рационального, методичного и дотошного. Каждую из этих характеристик саму по себе можно считать комплиментом; но все вместе - это синдром. Вот как, например, рассуждает технократ: В соответствии с общемировыми тенденциями... в 1989 г. мы начали, а в 1990-м - продолжили экстенсивную программу перегруппировки операций, продажи активов и рационализации деятельности. Был назначен новый исполнительный директор. Прибыль - вот основа нашей стратегии. Один абзац из годового отчета позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, технократ предпочитает общепринятое мнение, и отсюда первая фраза " в соответствии с общемировыми тенденциями"; если все так делают, то так и должно быть. Во-вторых, мы видим слово " рационализация" -это пароль. В-третьих, нам говорят, что всех плохих ребят выгнали, а на их место поставили серьезных руководителей. Если работа застопорилась, то в этом всегда виноват конкретный исполнитель. Как узнать " художника" Как распознать " художника"? Методом от противного. Каков ваш стратегический план на будущее? Ответ: " расшириться", " достичь объема продаж в $5 млрд", " оставить конкурентов без штанов", " к 2020 г. выйти в лидеры мирового рынка". " Художники" не склонны к детализации, их интересует общее направление движения к поставленным целям. Их презентации на совете директоров зачастую выглядят не слишком убедительно, за исключением тех случаев, когда выступает финансовый директор. Директор-" художник" может впасть в ярость (эйфорию) на совете директоров. А как он говорит? Послушайте. Что такое стратегия? Грандиозные планы? Нет. Вы стремитесь внушить людям свои мечты и заставить их поверить вам. Стратегия сродни астрологии; это чудеса, сны, любовные истории, фантастика, понимание общества, возможно, немножко сумасшествия и способность предугадывать события. Все просто, но очень зыбко. Действие привносит определенность. Вначале все очень туманно, но затем, в процессе воплощения, приходит ясность. Созидание-это буря. Когда на заседании правления кто-нибудь из директоров вроде этого начинает толковать об " астрологии, чудесах, снах", в зале начинает ощущаться некое беспокойство. Коллеги и партнеры характеризуют такого руководителя как смелого, дерзкого, увлекающегося, непостоянного, предприимчивого, умеющего вдохновлять, обладающего интуицией, соображением, непредсказуемого и забавного. " Технократ" отзывается о нем как о " свалившемся с Луны", а если коротко - " псих". " Художники" быстро обзаводятся друзьями и так же быстро наживают врагов. Нейтрально относящихся к ним сотрудников практически не бывает. Вообще, организация как единое целое-очень интересная штука, быть может, несколько сбивающий столку, возможно, сумбурный, но чрезвычайно любопытный объект. А теперь о " ремесленнике" Розабет Мосс Кантер утверждает-ив этом, несомненно, есть доля правды, -что прежде, чем сотрудники поверят в искренность лидеров, в то, что жертвы, к которым их призывают, действительно пойдут на пользу коллективу в будущем, а не на пополнение чьих-то карманов сегодня, пройдет относительно длительный период времени. Воплощением такого типа руководителей и являются " ремесленники". Люди им доверяют. Ремесленник воспринимает организацию как живущий своей жизнью, имеющий прошлое и будущее устойчивый институт и ощущает себя " хранителем" его истории. Они преданы организации, хорошо знакомы с ее историей, в период перемен озабочены сохранением ее " лица". " Ремесленник" обеспечивает целостность и " склеивает" компанию, способствует сохранению верности и преемственности. В основе своей ремесленная деятельность консервативна и уходит корнями в традиции. Как писал великий британский сатирик Самюэл Джонсон, " одними разговорами вы никогда не научите человека тачать сапоги". Чтобы иметь собственное мнение, человеку необходимы опыт и практика. А если вы не имеете опыта работы в данной фирме, отрасли, организации, что же тогда? Вот как охарактеризовал некоего блистательного, славного молодого профессионала один из директоров компании: " Он чувствует себя уязвленным, завидев человека в голубых замшевых ботинках". Он хотел сказать, что этот симпатичный молодой человек готов был молиться на любого, кто предложит старые идеи в новой упаковке, готов немедленно их приобрести, так как не имеет собственного опыта. Ему неведомо, что " красивая" идея обсуждалась лет 20 назад и была отвергнута. Ремесло требует также подчинения авторитету. Процесс обучения долог, полон разочарований, а иногда труднодоступен. Или как говорит К. Поланьи: Учиться на примере - означает подчиняться авторитету. Вы следуете за учителем, даже если не понимаете чего-то в деталях, потому что вы ему доверяете. Общество, которое хочет сохранить индивидуальное знание, должно подчиниться традиции. Представьте себе разочарование блистательного молодого директора, когда его босс-" ремесленник" не сможет ответить на вопрос " почему? ". Ремесло не артикулировано. Ответ на вопрос молодого менеджера сокрыт в секретах профессии, это скрытое, неявное знание. И тогда он думает, что босс просто дурак. А если он сам оказывается боссом, то считает подчиненного старомодным идиотом и выгоняет его с работы. Но при чем здесь " ремесленник"? " Мастера" терпеливы как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Ведь они помнят о том времени, когда сами овладевали мастерством; не меньшее время необходимо и другим людям. " Ремесленники" обладают таким пользующимся спросом " товаром", как собственное мнение, которое есть продукт длительного опыта. Молодым людям редко удается иметь свое мнение. Коллеги характеризуют " ремесленника" как мудрого, дружелюбного, гуманного, честного, прямого, ответственного, надежного, рассудительного, восприимчивого и реалистичного человека. Вот что говорит " мастер" о " технократах": Даже если бы у них было собственное видение перспектив компании, им не удалось бы воплотить его в жизнь. Ведь у них отсутствует преемственность управления. В комитете по разработке плана осталось лишь четверо из тех 14 специалистов, кто планировал будущее компании в прошлом году. Каждые два года нам представляют нового главного исполнительного директора. Нет права на ошибку, а потому теряется преемственность управления. Они заботятся только о прибыли, но никогда не достигнут своей цели, потому что прибыль заключена в понимании перспективы и в сотрудниках, а они не хотят вкладывать средства в людей. Гарантии прибыли забота о людях. Нельзя охотиться только за прибылью. Норма возврата инвестиций (ROI) равна 12, 5%-это смешно; мы же просто развалимся (лет через пять). Они не хотят этого понять. Вы собираетесь устранить проблему, о которой вам ничего не известно? Вот я, например. Когда я смотрюсь в зеркало, то вижу перед собой молодого защитника из футбольной команды колледжа, а не лысеющего мужчину средних лет с брюшком. Вы должны смотреть реальности в лицо для того, чтобы что-то изменить в ней. " Ремесленники" уверены, что " технократы" не обладают видением перспективы, а даже если бы и обладали, то все равно ничего хорошего не смогли бы сделать, потому что они отказываются " вкладывать средства в людей". " Ремесленник" думает не только о товарах, но и о перспективах компании: " Норма возврата инвестиций (ROI) равна 12, 5%-это смешно; мы же просто развалимся (лет через пять)". Его кредо " Забота о людях - гарантия прибыли"... (На рис. 1. приведены три управленческих стереотипа.)
|