Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1.






 

Для чего дан закон? (§ 1)

 

1. Итак, первый вопрос, который угодно было тебе пред­ложить нам для разрешения, начинается с того места [пос­лания к Римлянам], где написано: «Что же скажем? Неужто закон есть грех? Да не будет!» — и [простирается] вплоть до того места, где [апостол] говорит: «Итак, закон — благо для меня желающего» и прочее; и даже, как мне кажется, до слов: Несчастный я человек! Кто избавит меня от тела этой смерти? Благодать Божия через Иисуса Христа Господа нашего (Рим.7: 7-25). Мне думается, что здесь апостол в себе самом изображает находя­щегося под законом человека и его слова говорит от своего лица. И поскольку немногим раньше сказал он: «Мы освободи­лись от закона, в котором содержались как мертвые, чтобы служить в новизне духа, а не в ветхости буквы» (Рим.7: 6), так что здесь может показаться, что подобными словами он как бы порица­ет закон, то тотчас добавляет: «Что же скажем? Неужто закон есть грех? Да не будет! Но я узнал грех не иначе, как посредс­твом закона, ибо я не понимал бы пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим.7: 7).

 

Вожделение, произошедшее через закон (§ 2-3)

2. Здесь вновь возникает недоумение: ведь если закон не грех, но насадитель греха, то ничуть не меньше порицают его эти слова [апостола]. И потому надлежит уразуметь, что за­кон дан не для того, чтобы им насаждался грех, и не для того, чтобы им искоренялся, но лишь для того, чтобы грех им по­казывался, для того, чтобы самим указанием на грех сделать виновной человеческую душу, чувствующую себя как бы в безопасности из-за своей невинности. И поскольку без благо­дати Божией не может она победить грех, закон призван об­ратить душу к тому, чтобы, встревоженная своей виною, она взыскала благодати. Итак, не говорит апостол: «Я совершил грех не иначе, как посредством закона»; но [говорит]: «Я узнал грех не иначе, как посредством закона» (Рим.7: 7). И опять же, не гово­рит: «Ибо я не имел бы пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай»; но говорит так: «Я не понимал бы пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим.7: 7). Отсюда ясно, что закон не насаждает пожелание, но делает его явным.

3. Поэтому и получилось так, что закон, поскольку благо­дать не была еще получена, не мог противостоять пожеланию, и оно даже возрастало; ведь когда добавилась вина в преступ­лении, из-за того, что пожелание стало делать противное за­кону, оно стало сильнее [пожелания], не воспрещаемого ни­каким законом. Поэтому [вполне] последовательно [апостол] Добавляет: «Так что, получив повод, грех посредством заповеди произвел во мне всякое пожелание» (Рим.7: 8). Ведь и до закона было [по­желание], но не было всяким, поскольку отсутствовала тогда вина в преступлении. Поэтому и в другом месте говорит: «Ибо где нет закона, нет и преступления» (Рим 4: 15).

 

Каким образом грех без закона был мертв и как он ожил? (§4-5)

 

4. А то, что присоединяет он: «Ведь без закона грех мертв» (Рим 7: 8), — это приведено здесь в том смысле, как если бы он сказал: со­крыт, то есть считается мертвым. Об этом немного ниже он скажет более отчетливо: «А я жил некогда без закона», то есть я не страшился никакой смерти, проистекающей от греха, по­скольку не был проявлен [грех], раз не было закона: «Когда же пришла заповедь, грех ожил», — то есть проявился. «А я умер», то есть познал, что я умер; ведь будучи виновен в преступле­нии, я, несомненно, подвергаюсь угрозе наказания смертью. А когда говорит он: «Грех ожил, когда пришла заповедь» (Рим 7: 9-10), — то подобным образом ясно показывает, что грех некогда жил, то есть был известен, и это, как полагаю я, в случае преступ­ления первого человека, поскольку и тот получил заповедь (Ср. Быт 2: 17). Ведь и в другом месте говорит: Жена, прельстившись, впала в преступление (1Тим 2: 14); и еще: «Подобно преступлению Адама, кото­рый есть образ будущего» (Рим.5: 14). Ибо ожить может лишь то, что не­когда уже жило. Однако это сделалось мертвым, то есть стало сокровенным, когда рождавшиеся смертными люди жили без заповеди закона, следуя пожеланиям плоти без всякого разу­мения, поскольку не было никакого запрета. Поэтому апос­тол и говорит: «Я жил некогда без закона». И отсюда ясно, что не от своего собственного лица, но вообще от лица человека го­ворит он: «Я». «Когда же пришла заповедь, грех ожил, а я умер; и заповедь, бывшая в жизнь, оказалась мне в смерть» (Рим 7: 9-10). Ведь если повинуются заповеди, она, разумеется, жизнь; но она оказывается в смерть, когда совершается нечто противное заповеди, так что не только творится грех, что происходило также и до заповеди, но и становится он более обильным и пагубным, ибо теперь грешит знающий [заповедь] и престу­пающий [ее].

5. «Ибо грех, — говорит [апостол далее], — взяв повод от заповеди, обманул меня, и убил ею» (Рим 7: 11). Грех, незаконно пользуясь законом, когда от запрещения возникло стремление, сделал­ся более сладостным, и тем самым обманул. Ибо обманчива сладость, за которой следует множество горестей тягчайших наказаний. Итак, поскольку не воспринявшие еще духовной благодати люди с большей сладостью совершают запрещен­ное, грех обманывает ложной сладостью; а поскольку также присоединяется вина в преступлении, то и убивает.

 

Кто дурно пользуется законом? (§ 6)

 

6. «Поэтому закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим 7: 12); ведь она приказывает, что должно приказывать, и запрещает, что надлежит запрещать. «Итак, неужели доб­рое сделалось для меня смертью? Да не будет» (Рим.7: 13). Ведь порок в дурном пользователе, а не в самой заповеди, которая добра, поскольку «закон добр, если кто законно пользуется им» (1Тим.1: 8). А дурно пользуется законом тот, кто не покоряется Богу в бла­гочестивом смирении, чтобы с помощью благодати мог быть исполнен закон. И потому тот, кто незаконно пользуется за­коном, принимает его не для чего другого, как чтобы его грех, скрывавшийся до запрещения, начал проявляться вследствие преступления, причем «чрезмерно» (Рим.7: 13), поскольку уже не просто творится грех, но и заповедь преступается. Поэтому [апос­тол] продолжает и присовокупляет: «Но грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть, так что из-за заповеди грех или грешник становятся чрезмерными» (Рим.7: 13). Отсюда проясняется, в каком смысле сказал выше: «Ведь без закона грех мертв» (Рим 7: 8), — сказал он так не потому, что без закона не было греха, а потому, что последний не был явным. Ясно также и в каком смысле сказано: «Грех ожил» (Рим 7: 9): не в том смысле, что грех начал существовать, — ведь он был и до закона, — но в том, что сделался он явным, поскольку стал противиться за­кону. [Все это ясно] на основании того, что он говорит здесь: «Но грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго при­чинил мне смерть» (Рим 7: 13), ведь не говорит: чтобы быть грехом, но: «чтобы явиться как грех».

 

Закон исполняется лишь духовным человеком. Плотские люди именуются так в двояком смысле (§ 7-9)

 

7. Затем апостол присоединяет и причину, почему так об­стоит дело. «Ибо мы знаем, — говорит, — что закон — духовный, а я – плотский» (Рим.7: 14). Этими словами он вполне ясно утверждает, что закон может быть исполнен только духовными, а таковы­ми можно стать лишь при помощи благодати. Ибо чем более подобным становится некто духовному закону, то есть чем больше сам возвышается в духовном движении, тем больше исполняет его, поскольку тем больше услаждается им, уже не угнетаемый его бременем, но воодушевляемый его светом: ибо заповедь Господня светла, просвещающая очи, и закон Господень непорочен, обращающий души (Пс.18: 8-9); а благодать при этом отпускает грехи и изливает дух любви, благодаря кото­рому праведность не только не тягостна, но даже и приятна. И разумно, сказав: «а я — плотский» (Рим.7: 14), присовокупляет к это­му [апостол объяснение], каким образом плотский. Ведь в некотором смысле называются плотскими и те, кто уже на­ходятся под благодатью, уже искуплены кровью Господней и возрождены верой; те, кому тот же апостол говорит: «И я, бра­тья, не мог говорить с вами как с духовными, но как с плот­скими; как младенцев во Христе я питал вас молоком, а не твердой пищей» (1Кор.3: 1-2). Говоря так, он во всяком случае показывает, что были возрождены благодатью те, кто являлись младенца­ми во Христе и питались молоком, и однако все еще зовет их плотскими. А тот, кто еще не под благодатью, но под законом, является плотским в том смысле, что он не возрожден еще от греха, «но продан греху»; поскольку как вознаграждением за смертоносное вожделение овладевает он той сладостью, ко­торая обманывает его, так что услаждается он даже и тем, что поступает вопреки закону; ибо тем более желанно нечто, чем менее дозволено. И не может он наслаждаться этой сладостью как неким вознаграждением за свое состояние, если не будет как бы купчей распиской вынужден служить влечению. Ведь чувствует, что он раб господствующего пожелания, которое запрещено ему; осознает, что справедливо для него это запре­щение, но все же делает [недолжное].

8. «Ведь не знаю я, — говорит апостол, — что делаю» (Рим.7: 15),. Не в том смысле сказано здесь «не знаю», как будто не знает он, что грешит. Ибо подобное противоречило бы сказанному: «Но грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть» (Рим.7: 13); и еще, выше: «Я узнал грех не иначе, как посредс­твом закона» (Рим.7: 7). Ибо как явилось то, чего он не знает, или как узнал он это? Но здесь сказано в том же смысле, как Господь скажет нечестивым: «Не знаю вас» (Мф.25: 12). Разумеется, ничто не со­крыто от Бога, поскольку лицо «Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33: 17). Но иногда мы гово­рим, что не знаем того, чего не одобряем. Поэтому [и апостол] говорит так: «Ведь не знаю я, что делаю», то есть не одобряю. И тут же подтверждает это, говоря: «Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7: 15). Итак, в отношении чего говорит: «ненавижу», о том же говорит и: «не знаю»; ведь и о тех, кому скажет Господь: «Не знаю вас», Ему говорится: «Ты, Господи, ненавидишь всех делающих беззаконие» (Пс.5: 7).

9. «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр» (Рим.7: 16); ибо того же не хочет, чего и закон; ведь закон запрещает это. Поэтому согласен с законом: не в том отно­шении, что делает возбраняемое им, а в том, что не желает того, что делает. Ибо связан, не будучи пока что освобожден благодатью, хотя благодаря закону и знает уже, что поступает дурно, и не желает этого. А то, что говорит [апостол], продол­жая: «Потому уже не я делаю это, но обитающий во мне грех» (Рим.7: 17), это говорит он не из-за того, что не согласен делать грех, хотя согласен с законом в его осуждении, — ведь все еще говорит от лица человека, находящегося под законом, а не под благо­датью; человека, который и в самом деле влеком к соверше­нию зла господствующим вожделением и обольщающей при­ятностью запретного греха, хотя в части познанного закона и не одобряет этого, — но из-за того говорит: «Не я делаю это», что делает это как пленник. Ведь совершает это вожделение, натиску которого он уступает. А чтобы не уступать, чтобы ум человеческий тверже противостоял вожделению, — это дело благодати, о которой намеревается апостол сказать позже.

 

Наказание за первородный грех (§ 10-11)

 

10. «Ибо знаю, — говорит, — что не обитает во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим.7: 18). Зная — соглашается с законом, а делая — уступает греху. Что если спросит некто, почему это говорит он, что в плоти его вовсе не обитает доброе, а значит, [обитает] грех? Почему же, как не из-за переда­чи смертности и непрерывности [греховного] пожелания? Первое — наказание за первородный грех, второе — кара за частый грех; с первым рождаемся мы в эту жизнь, а вто­рое присоединяем, живя. И две эти вещи, а именно как бы природа и обычай, соединившись, делают вожделение мощнейшим и непобедимейшим, что и называет он грехом, и говорит, что обитает последний в плоти его, то есть обла­дает некоторым господством и как бы царством. Отсюда и следующие слова псалма: «Я избрал бы скорее быть унижен­ным в доме Господнем, чем обитать в шатрах грешников» (Пс.83: 11); то есть тот, кто унижен, где бы он ни находился, не обита­ет там, где пребывает. Поэтому ясно, что обитание следу­ет понимать здесь с учетом некоторого господства. А если по благодати совершится в нас то, о чем говорит апостол в другом месте: «Чтобы не царствовал грех в смертном теле нашем, к повиновению похотям его» (Рим.6: 12), то уже нельзя будет в собственном смысле сказать в этом случае, что грех обита­ет [в нас].

11. «Потому что желание, — говорит, — свойственно мне, а совершение добра — нет» (Рим.7: 18). Неверно понимающим эти слова кажется, что [апостол] как бы устраняет ими свободное ре­шение. Но как же устраняет он, если говорит: «Желание свой­ственно мне?». Ведь ясно, что само желание в [нашей] влас­ти, поскольку свойственно нам; а совершение добра — не в [нашей] власти, и это — по вине первородного греха. Ибо эхо — не первоначальная природа человека, но кара за пре­ступление, вследствие которой появилась и сама смертность, вроде некой вторичной природы, от которой освобождает нас благодать Создателя, если мы с верой подчиняемся ей. Но сейчас произносятся слова человека, находящегося пока что еще под законом, а не под благодатью. Ибо тот, кто не нахо­дится под благодатью, не делает того «доброго, которое хочет», но делает то «злое, которого не хочет», вследствие господствую­щего вожделения, усиленного не только узами смертности, но и тяжестью привычки. А если делает он то, чего не хочет, то не сам уже делает это, но обитающий в нем грех, как это было сказано и объяснено выше.

 

Закон — добр (§ 12)

 

12. «Итак, я нахожу, — говорит он, — что закон благо для меня, желающего исполнять [его], однако мне свойственно злое» (Рим.7: 21), то есть нахожу, что закон — благо для меня, поскольку я хочу сделать содержащееся в законе, однако мне свойствен­но злое, по легкости его совершения; ибо и то, что сказал он выше: «желание свойственно мне», сказал в смысле легкости [исполнения]. Ведь что легче для человека, находящегося под законом, чем желать доброго и делать злое? И первого желает он без всякого затруднения, хотя и не делает с той же легкостью, с какой желает; и второе, ненавистное, легко име­ет, хотя и не желает этого: как бросившийся вниз, без труда летит он в пропасть, хотя не желает этого и это ненавидит. Это сказал я в отношении слова «свойственно». Итак, человек, находящийся под законом и не освобожденный еще благо­датью, выносит свидетельство о законе, что он добр. Тем са­мым вообще свидетельствует он, что порицает самого себя, поступающего вопреки закону, и находит, что закон — благо для него, желающего сделать то, что повелевает последний, и неспособного из-за одолевающего его вожделения. Благода­ря этому видит он, что связан виною в преступлении, [и по­буждается] к тому, чтобы взыскать благодати Избавителя.

 

Что за закон греха в членах? (§ 13-14)

 

13. «Ибо я нахожу удовольствие, — говорит [апостол], — в законе Божием по внутреннему человеку»: в том, разумеется, законе, который говорит: «Не пожелай. Но вижу, — говорит, — в членах моих другой закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греха, пребывающе­го в членах моих» (Рим.7: 22-23). Законом в своих членах называет он то са­мое бремя смертности, отягченные которым мы воздыхаем (Ср. 2Кор 5: 4). «Ибо тленное тело отягощает душу» (Прем.9: 15). Из-за этого также часто бывает, что невольно услаждает недозволенное. Это давящее и угнетающее бремя апостол называет законом, поскольку справедливо предписан и возложен он как наказание Божес­твенным приговором Того, Кто предостерегал человека, гово­ря: «В день, в который вы вкусите, смертью умрете» (Быт.2: 17). Этот за­кон противоборствует закону ума, говорящему: Не пожелай, которым услаждается человек по внутреннему человеку; и до тех пор, пока не окажется некто под благодатью, этот закон столь сильно противоборствует, что подчиняет человека за­кону греха, то есть себе самому. Ведь когда говорит он: «пре­бывающего в членах моих», показывает, что это тот же самый закон, о котором раньше сказал он: «Вижу в членах моих другой закон» (Рим.7: 23).

14. А все это говорит он для того, чтобы плененному че­ловеку стало очевидно, что не следует много думать о своих силах. Вот почему обличает он иудеев, горделиво хваливших­ся якобы [исполненными] делами закона, хотя вожделение увлекало их ко всему недозволенному, в то время как закон, которым хвалились они, говорит: «Не пожелай». Поэтому вот как со смирением надлежит говорить человеку побежденно­му, осужденному, плененному; наконец, не победителю бла­годаря полученному закону, но скорее преступнику; вот как со смирением надлежит ему взывать: «Несчастный я человек! Кто меня избавит от тела этой смерти? Благодать Божия через Иисуса Христа, Господа нашего» (Рим.7: 24-25). Ибо в этой смертной жизни свободное решение не для того служит, чтобы испол­нил человек правду, когда захочет, но для того, чтобы в слез­ной и благочестивой молитве обратился он к Тому, с помо­щью Чьего дара может он исполнить ее.

 

 

Объяснение мест, на основании которых может показаться, что закон — зол. Закон не господствует над теми, кто под благодатью (§ 15)

 

15. Поэтому, принимая во внимание всю ту последователь­ность апостольской речи, которую мы разобрали, всякий, кто полагает, что апостол считает закон злым, поскольку говорит: «Закон пришел, чтобы умножилось преступление» (Рим.5: 20); и: «Служе­ние смерти в буквах, изображенное на камнях» (2Кор.3: 7); и: «Сила гре­ха закон» (1Кор.15: 56); и: «Вы умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, воскресшему из мертвых»; и: «Страсти греховные, происходящие посредством закона, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне мы освободились от закона, в котором содержались как мерт­вые, чтобы служить в новизне духа, а не в ветхости буквы» (Рим.7: 4-6) и прочее, что находим мы сказанным апостолом в этом смысле, пусть заметит, что сказано так, поскольку закон увеличивает пожелание запрещением и связывает виновного преступле­нием, приказывая то, что люди по немощи не способны ис­полнить, если не обратятся благочестиво к благодати Божией; и потому называются пребывающими под ним те, над кем он господствует, а господствует он над теми, кого наказывает; наказывает же всех преступников. Ведь те, кто получили за­кон, преступают его, если только при помощи благодати не станет для них возможным [исполнить] то, что он повелева­ет. И потому закон не господствует над теми, кто пребывает уже под благодатью, ибо они исполняют его любовью, хотя и были они осуждены, [находясь] под властью его страха.

 

3аблуждение манихеев в отношении ветхозаветного закона (§16)

 

16. Ибо если все сказанное выше заставляет думать, что апостол отвергает закон, то что сделаем мы с его словами: «Ибо я нахожу удовольствие в законе Божием по внутреннему чело­веку?» (Рим 7: 22). Ведь говоря это, он, несомненно, хвалит закон. Когда они [а именно те, кто думают, что закон зол] слышат это, от­вечают, что здесь апостол говорит о другом законе, то есть о законе Христовом, а не о данном иудеям. Итак, спросим мы у них, о каком законе говорит апостол: «Закон пришел, чтобы умножилось преступление?» (Рим.5: 20) Они, конечно, ответят, что о том, который получили иудеи. Тогда посмотри, разве это не ют за­кон, о котором сказано: «Получив повод, грех посредством за­поведи произвел во мне все пожелание?» Ибо что другое значит: «произвел во мне всякое пожелание» (Рим 7: 8), как не то, что стоит здесь: «чтобы умножилось преступление» Посмотри также, не подхо­дит ли сюда и это изречение: «Так что из-за заповеди грех или грешник становятся чрезмерными» (Рим 7: 13). Ведь то же самое значит: «Так что из-за заповеди грех или грешник становятся чрезмер­ными», что и: «чтобы умножилось преступление». Итак, если ус­тановим мы, что добра заповедь, приняв повод от которой, грех произвел всякое пожелание, так что стал чрезмерным, то тем самым сразу же установим, что добр и закон, который пришел, чтобы умножилось преступление, то есть чтобы грех произвел всякое пожелание и стал чрезмерным. Поэтому пусть выслушают они того же апостола, говорящего: «Что же скажем? Неужто закон есть грех? Да не будет!» (Рим 7: 7). Это, говорят они, сказано о законе Христовом, то есть о законе благодати. Тогда пусть ответят, как полагают они, о каком законе гово­рится то, что следует дальше: «Но я узнал грех не иначе, как посредством закона, ибо я не понимал бы пожелания, если бы закон не говорил: Не пожелай. Так что, получив повод, грех посредством заповеди произвел во мне всякое пожелание» (Рим.7: 7-8). Вот, сама связь слов достаточно показывает, о каком законе сказал он: «Неужто закон есть грех? Да не будет!» О том, разумеется, заповедью которого греху был дан повод, чтобы произвел он всякое пожелание; а значит, и о том, который пришел, чтобы умножилось преступление; о том, который они считают злым. Но что может быть яснее сказанного немного позже: «Поэтому закон свят, и заповедь свята и праведна и добра?» (Рим.7: 12). Вновь го­ворят они, что это сказано не о том законе, который дан был иудеям, но о Евангелии. Ибо столь неистребима у манихеев эта слепая превратность. Ведь они не обращают внимание на идущее далее в высшей степени очевидное и ясное:! Итак, неужели доброе сделалось для меня смертью? Да не будет! Но грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть, так что из-за заповеди грех или грешник стано­вятся чрезмерными» (Рим.7: 13), то есть посредством заповеди святой, праведной и доброй, которая, однако, пришла, чтобы умно­жился грех, то есть чтобы стал он чрезмерным.

 

Объяснение свидетельств, на основании которых может показаться, что закон не добр (§ 17)

 

17. Тогда почему говорится: «Служение смерти» (2Кор 3: 7), если закон добр? Потому что «грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть». И не удивляйся этому, ведь ска­зано и о самой Евангельской проповеди: «Ибо мы — Христово благоухание и в спасающихся, и в погибающих; для одних мы запах жизни в жизнь, а для других — запах смерти в смерть» (2Кор.2: 15-16). Ведь закон называется служением смерти в отношении иуде­ев, для которых он был также и на камне записан, чтобы обоз­начить их жестокосердие; а не в отношении тех, кто исполняет закон посредством любви. «Ибо исполнение закона — любовь» (Рим.13: 10). Ведь тот самый закон, который изображен был в каменных буквах, говорит: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не пожелай» (Исх.20: 13-17) и т. д. И этот-то закон, как говорит апостол, испол­няется при помощи любви. А говорит он об этом так: «Ибо лю­бящий другого исполнил закон. Ведь заповеди: Не прелюбодейс­твуй, не убивай, не пожелай и все другие, заключаются в этом слове: Люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим.13: 8-9), — поскольку и последнее написано в том же самом законе. А почему «сила греха — закон» (1Кор 15: 56), если закон добр? Потому что грех посредс­твом доброго причинил смерть, так что сделался чрезмер­ным, то есть от преступления получил большую силу. Почему мы «умерли для закона телом Христовым» (Рим 7: 4), если закон добр? Поскольку мы мертвы для господствующего закона, то есть освобождены от того действия, которым закон наказывает и осуждает. Ибо в большинстве случаев закон именуется так, поскольку господствует, устрашает и наказывает. Итак, та же самая заповедь — и закон для страшащихся, и благодать для любящих. Отсюда и следующие слова в Евангелии: «Закон был дан Моисеем, а благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин.1: 17). Ведь тот же самый закон, который был дан через Моисея, чтобы устрашать, через Иисуса Христа сделался бла­годатью и истиной, чтобы быть исполняемым. Поэтому ска­зано: «Вы мертвы для закона», так, как если бы говорилось: вы мертвы для наказания закона, «телом Христовым», которым отпущены прегрешения, бывшие причиной законного на­казания. Почему «страсти греховные, происходящие посредс­твом закона» (Рим 7: 5), если закон добр? Потому что здесь апостолу угодно, чтобы эти самые греховные страсти, о которых час­то уже говорилось, понимались как возрастание пожелания вследствие запрещения и подверженность наказанию по при­чине преступления; то есть потому что [закон] «посредством доброго причинил мне смерть, так что из-за заповеди грех или грешник становятся чрезмерными» (Рим 7: 13). Почему мы «освободи­лись от закона, в котором содержались как мертвые, чтобы служить в новизне духа, а не в ветхости буквы» (Рим 7: 6), если закон добр? Потому что закон — буква для тех, кто не исполняет его благодаря духу любви, что относится к Новому Завету. Итак, умершие для греха освобождаются от буквы, которая удержи­вала виновными не исполнявших написанное. Ибо что, как не простая буква, закон для тех, кто научились читать его, но не могут исполнять? Ведь не неизвестен он тем, для кого напи­сан, но так как известен лишь в той мере, в какой читают они написанное, а не в какой исполняют приятное, то он для них — ни что иное, как буква. Буква эта — не помощь читающим, но свидетель грешащих. Поэтому [лишь] тот освобождается от связанного с ней осуждения, кто обновляется духом, что­бы не быть уже связанным буквой для наказания, но правед­ностью соединиться с разумением. Отсюда проистекают и эти слова: «Буква убивает, а дух животворит» (2Кор 3: 6). Ибо закон только лишь прочитанный, но не осознанный и не исполненный, не­сомненно убивает; и в этом случае зовется он буквой. «А дух животворит, ибо исполнение закона — любовь, которая изли­лась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5: 5).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал