![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные достижения в области детской и педагогической психологии (Л.И. Божович, АВ. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Л.И. Божович - ученица Выготского, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи дея-тельностного подхода в психологии. Основной круг интересов - детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др. А.В. Запорожец - ученик Выготского, входил в Харьковскую школу психологов, развивал идеи деятельностного подхода в психологии. Главный вклад в теорию деятельности внес своими онтогенетическими исследованиями. Им было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями по оценке смысла ситуации. Д.Б. Эльконин - на основе развития идей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и деятельност-ного подхода А.Н. Леонтьева создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе (онтогенез - индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни), основанием которой служит ведущая деятельность. [0-1 - младенчество/ непосредственное эмоциональное общение; 1-3 - раннее детство/ манипулятивная деятельность; 3-6/7 - дошкольный период/ ролевая игра; 6/7-10/11 -младший школьный возраст/ учебная деятельность; 10/11-14/15 - средний школьный возраст/ общение со сверстниками; 15-17 ранняя юность/ учебно-профессиональная деятельность.] Известен также разработкой психологической теории игры, исследованиями формирования личности ребенка. В.В. Давыдов - творчески развивал базисные идеи школы Л.С. Выготского. Совместно с Элькониным построил теоретические и методологические основы новой системы развивающего обучения, цель которого, развитие у детей основ теоретического мышления (или более широко, основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).
Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
|