![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные проблемы психологии эмоций
1. Основные проблемы психологии эмоций: условия возникновения эмоций, эмоции и процессы познания, эмоции и процессы мотивации, функции эмоций. Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для человека. В связи с тем, что эмоция является субъективным, кратковременным и ситуативным процессом в их изучении возникает ряд проблем: 1. Трудность диагностики эмоций 2. Проблема регуляции эмоциональных состояний 3. Проблема понимания причин возникновения эмоций.
Особенности проявления эмоций у человека по сравнению с животными: 1. Только у человека есть высшая форма эмоций - чувства (это субъективное проявление удовлетворения или неудовлетворения внешних (социальных) потребностей (любовь, ревность, презрение и пр.). У каждого человека есть свой путь выражения на уровне человека. 2. Человек умеет овладевать своими эмоциями, сдерживая неуместные проявления или маскируя негативные эмоции. 3. У человека эмоции могут приобретать смешанный характер (амбивалентность чувств).
Влияние эмоций на познавательные процессы: 1. Эмоции влияют на восприятие окружающей действительности. Эмоции влияют на выделение фигуры из фона и оценку величины воспринимаемых объектов (эмоции определяют избирательность восприятия) (ТАТ Мюррей) 2. Эмоции оказывают избирательное действие на процесс запоминания и воспроизведения материала: 1) процесс заучивание в условиях тревожности личности проходит намного хуже, чем в нейтральной ситуации. 2) Существует тенденция к лучшему воспроизведению приятных событий. 3) Запоминание зависит от силы эмоции. Наиболее эффективное запоминание происходит при оптимальном эмоциональном состоянии. 3. Эмоции влияют на мышление. Эмоции активизируют мыслительные процессы, а также оказывают избирательное влияние на содержание мышления. Интенсивные эмоции могут приводить к деформации процесса мышления и нарушения его логической структуры. (Пример, массовая паника в США в связи с радиоспектаклем о вторжении марсиан. Интесивная эмоция страха сформировала ошибочные убеждения у людей). На сегодняшний день существуют данные о влиянии эмоционального возбуждения на выполнение сложной интеллектуальной деятельности. Снижение интенсивности эмоций приводит к блокированию мыслительных процессов. Тихомиров исследовал деятельность шахматистов и обратил внимание, что эмоции в деятельности шахматистов выполняют важные функции: 1) эмоции «сужают» зону поиска 2) позволяют фиксировать найденные успешные решения 3) готовят принятие решения Т.о. эмоции определяют избирательность познавательных процессов и их направленность. Кроме этого, эмоции могут либо активизировать познавательные процессы, либо подавлять их.
|